Формирование читательской культуры обучающихся на уроках географии.
статья по географии (5 класс) на тему

Левченко Галина Геннадьевна
Материал представлен на областной научно-методической конференции, организованной Благовещенским государственным педагогическим университетом. Основное направление конференции - научные исследования и методические вопросы образования в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Левченко Г.Г.

                                                             МОАУ СОШ № 8

                                                                города Свободного

Формирование читательской культуры обучающихся  на уроках географии.

Сегодня в российском обществе широко обсуждается проблема «нечтения», причинами возникновения которой являются увеличение потока информации, усиление роли компьютера. Авторы «Национальной программы поддержки и развития чтения Российской Федерации» характеризует современную ситуацию как «системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.

Бесспорно, книга—источник знаний, это источник мудрости, совести, истины.  Ги де Мопассан сказал: «Жизнь — гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро». Так вот, книга помогает быстрее подняться на вершину и никогда не опускаться.

С введением ФГОС изучение географии начинается с 5 класса. К сожалению, в этом возрасте  многие учащиеся плохо владеют техникой чтения и поэтому в 5- 6 классах уместно применение такого метода, как чтение вслух учителем.

Чтение учителем вслух применяется на уроках географии, прежде всего тогда, когда представляется необходимым познакомить учащихся с ярким и образным изображением изучаемых в курсе явлений и объектов в художественных произведениях поэтов и писателей, в путевых очерках, в дневниках и описаниях путешественников. Так, например, при изучении темы «Движения земной коры» (5 класс), я использую отрывок, из произведения Жюль Верна «Дети капитана Гранта», где автор описывает землетрясение в Альпах. Отрывки из этого произведения используются мною и при изучении  темы «Австралия»  (7 класс).

Чтение отрывка заканчиваю словами: «А вот какие приключения и открытия ждали впереди путешественников, вы узнаете, прочитав эту книгу». Анализ читательских формуляров  показывает, что после таких уроков многие ребята обращаются в школьную библиотеку с просьбой взять для чтения книги, отрывки из которых были использованы  на уроке географии.

Чтение вслух, если оно проводится умело и отрывок выбран правильно, имеет большую педагогическую ценность. Оно расширяет географический кругозор учащихся, развивает их воображение, повышает интерес к изучаемому материалу, содействует его лучшему и более прочному запоминанию, обогащает словарь учащихся, оказывает на них эмоциональное воздействие.

В целях облегчения поиска подходящей информации, использую специальные географические хрестоматии, в которых помещаются отрывки из художественных произведений, путевых очерков, географических описаний. Кроме современных, я использую старые книжные издания: «Хрестоматия по физической географии (1967г. Изд. Просвещение), «По материкам и странам» (1988г. Изд. Просвещение), альманах «Земля и люди» (1979-80г), ежегодник для детей «Глобус» (1967г. Изд. Детская литература). Использование таких старых книг носит не только познавательный, но и воспитательный характер. Когда детям говоришь о том, что книга старше их родителей, что она является практически коллекционной, это вызывает интерес,  желание подержать книгу в руках, полистать страницы,  узнать, то о чем там написано.

Отбирая материал для чтения в классе,  учитываю  задачи данного урока, возрастные особенности учащихся, а так же научную и педагогическую ценность самого материала. Выбранные отрывки  должны быть не велики по своим размерам, что бы их чтение в классе не было слишком продолжительным и не утомляло учащихся. Чтение отрывков обычно сопровождаю  показом на географической карте упомянутых в тексте мест, сопровождаю показом презентации с фотографиями и картинами соответствующими тексту. Чтобы прочитанный материал оставался в памяти учащихся, задаю  им по этому материалу вопросы и прошу кратко пересказать  услышанное.

Кроме описательного рассказа использую историко-документальный. Первым таким рассказом, который слышат школьники на уроке географии, является рассказ о подвиге Фернана Магеллана по роману С. Цвейга «Подвиг Магеллана».

В  кабинете географии имеется коллекция книг о великих путешественниках, состоящая  из 40 томов. Эти книги входили в комплект кабинета географии, который поступил в школу в 2009 году.  В конце каждой четверти провожу урок внеклассного чтения для учащихся 6 - 8 классов. На этом уроке раздаю книги из коллекции и даю задание:  подобрать материал, который, по вашему мнению, считается интересным и познавательным. Поскольку книги довольно объемные,  заранее делаю закладки той главы, с которой работают ребята на данном уроке. На работу с текстом отводится 20 минут, затем ученики рассказывают, о том, что они узнали.

На уроках обобщающего повторения с целью активизации познавательной деятельности и формирования навыков  быстрого и внимательного чтения текста, раздаю занимательный текст с преднамеренно допущенными географическими ошибками, которые должны найти учащиеся. Работа дается на время. Первые 5 человек, которые правильно нашли ошибки, получают «пять», следующие 5 человек получают  «четыре».

При изучении курсов физической географии, использую стихотворные произведения. Лаконичные, четкие зарисовки образа природы, звучащие в стихах, заостряют впечатления и воображение, усиливают мотивацию учебной деятельности. Особенно  эффективно использование стихотворений как  эпиграфа к уроку. Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают психологическую обстановку при опросах. Напечатанное на карточке стихотворение с заданием вызывает впечатление неожиданности, интерес и стремление узнать больше. Например, изучая тему «Гидросфера», повторяем круговорот воды в природе. На карточке стихотворение  И. Якимова «Круговорот»

Чтобы не быть с географией в споре

Волга впадает в Каспийское море,

Но трудно прожить на земле одиноко,

И воды из Волги текут в Ориноко…

Задание. Какое явление описано в стихотворении? Дать определение этому явлению.

  Часто после изучения новой темы, задаю домашнее задание: подобрать стихи, поговорки, загадки  например, об осадках или атмосферных явлениях, описание рек или гор. На последующих уроках ребята представляют подобранный материал. Возникает стимул применения своих знаний в новой ситуации, что способствует активной мыслительной деятельности.

Важнейшим источником географической информации о природе и природных ресурсах служат статьи в журналах: «Вокруг света », «Гео », «Вояж » и т.д. Регулярно на уроках провожу пятиминутку «Что новенького!». Каждый ученик может рассказать, о том, что он узнал из журналов, обязательно назвав номер журнала и станицу, где размещена данная информация.  В классах, где ученики не отличаются активностью, назначаю «дежурного по географии».

Массовым источником информации являются энциклопедии и справочники. В 9 классе начинается курс экономической географии. В учебнике нет информации о том, что такое экономика, какие вопросы она решает и т. д. Поэтому в течение нескольких уроков в начале учебного года, мы работаем с экономической энциклопедией для детей и взрослых, тома которой  в  достаточном  количестве имеются в школьной библиотеке.  Это способствует  формированию навыков работы  с научно-популярной литературой  и статистическими материалами.

И все-таки главной книгой школьника является учебник, который в настоящее время не пользуется большой популярностью, как объект для чтения. Чтобы повысить роль учебника в изучении географии, научить правилам работы с этим источником знаний, использую на уроках несколько базовых игр, суть которых в различных приемах работы с текстом. Например, игра «Вопрос-ответ». Цели: формирование умения эффективно работать с текстом учебника, формирование умения грамотно формулировать вопросы и отвечать на них. Между группами учащихся проводится соревнование на лучший вопрос и лучший ответ по учебному тексту.  Другая игра – «Угадай абзац». Группы учащихся составляют вопросы к абзацам параграфа, задают эти вопросы, а участники другой группы должны определить к какому абзацу относится вопрос.

Использование дидактических игр при изучении нового материала позволяет ученикам легко, интересно и эффективно работать с текстом учебника.

Таким образом, использование различных приемов приобщения учащихся к чтению учебников и дополнительной литературы, способствуют развитию творческой, думающей  личности и,  как следствие, повышению образовательного уровня школьников.