Главные вкладки

    Социализация воспитанников МКОУ "Детский дом- школа № 95 " на уроках географии.
    консультация по географии на тему

    Черкашина Ирина Владимировна

    Цель воспитания - это научить наших детей обходиться без нас.   Эрнст Легуве
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 67_1.docx79.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социализация воспитанников МКОУ «Детский дом- школа №95» на уроках географии через систему ТРИЗ.

    C:\Users\User\Desktop\nastroenie-peredaetsya-v-sotsialnyih-setyah_1.jpg

    Черкашина И.В. учитель географии

    МКОУ «Детский дом-школа № 95»

    Г.Новокузнецк

    Цель воспитания - это научить наших детей обходиться без нас.                                            Эрнст Легуве

    Одной из целей педагогов детских домов  детей  является подготовка ребят  к самостоятельной жизни в обществе.  В последние годы термин «социальная адаптация» получил широкое распространение в научных исследованиях и практической работе психологов, реабилитологов, педагогов. При этом часто термин «адаптация» отождествляется с такими понятиями, как «интеграция», «социализация», «реабилитация», «компенсация».

    В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах.  Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.  Все это приводит к тому, что выпускники школ и , тем более, детских домов  в большинстве своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества.

     Успех социальной адаптации и интеграции детей  напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребёнку приспособится к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.

    Социальная адаптация детей на уроках географии через  систему ТРИЗ.

    В настоящее время происходит переориентирование образования на развитие творческих качеств личности. Появилось много инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей. Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является теория решения изобретательских задач ТРИЗ, автор Г.С. Альтшуллер .   Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – решения изобретательских задач. Эта теория призвана была научить людей мыслить нестандартно и находить неординарные решения в различных ситуациях. Несмотря на свое чисто техническое название, эта теория с успехом применяется многими учителями. Она учит детей системно мыслить.

    Система ТРИЗ – это не изолированный от учебных программ процесс, а система специально разработанных учебных заданий и упражнений, направленных, в первую очередь, на коррекцию и развитие высших процессов психических функций, осуществляемой в условиях специально организованной среде. ТРИЗ – это творчество. В результате занятий с применением данной технологии, которая является основой развивающего обучения, у школьников снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, инициатива, потому что нет никакого подавления личности. Поощряется любой ответ, даже самый нелепый. Применение упражнений системы ТРИЗ в школе весьма актуальны. В классе всегда имеются дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым развитием познавательного интереса.У всех разные способности. Не каждый может проявить свое «Я». Предлагаемый подход помогает создать для себя на уроке «ситуацию успеха», благодаря подбору упражнений системы ТРИЗ. Данные  задания позволяют всем ученикам включиться в работу класса, что является мотивом к совершенствованию. Они могут использоваться на разных этапах обучения. Такие задания должны использоваться систематически, так как только в этом случае их внедрение будет приносить хорошие плоды.  Если на уроках естествознания и географии  будут применяться упражнения системы ТРИЗ, то в процессе обучения детей можно обеспечить оптимальные условия развития высших психических функций, формирования познавательного интереса практическую деятельность, развитие личностных качеств, так как применение инновационных технологий способствует стимулированию познавательной деятельности самих учеников, повышая их собственные усилия в овладении знаниями и  мотивацию к обучению.

    Что же такое ТРИЗ в педагогике? Для учащихся – это снятие барьера боязни решать проблемы, технология решения проблем. Для педагогов – это технология, которая вместо призывов к проблемному обучению, дает инструмент решения проблемных задач.   В результате занятий с применением ТРИЗ, которые являются основой развивающего обучения, у учащихся снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.

    Прием «Лови ошибку».

    Даются формулировки как правильные, так и неправильные. Задача - найти неправильные, доказать их неверность и заменить на правильные.

    Игра «Лови ошибку географа»:

    а) учитель (ученик) показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют,

    б) ученик у карты показывает географические объекты, изученные на предыдущем уроке, специально делает ошибку, показывая объекты еще не изучавшиеся или изучавшиеся ранее.

    Причем ошибки не осуждаются, а устраняются опытным путем.

     Учащимся предлагается задача – найти географические ошибки в тексте и исправить их.

    Солнце за день устаёт,

    На ночь спать оно идёт

    На полянку, за лесок,

    Ровно-ровно на восток.

    (Не на восток, а на запад.)

    Каждый с детства твёрдо знает:

    Ангара в Байкал впадает.

    (Не впадает, а вытекает.)

    Шесть океанов на планете.

    Согласны с этим все ли, дети?

    (Нет, их четыре.)

    Край снегов, морозов, вьюг

    Называем словом юг.

    (Не юг, а север.)

    Знает каждый капитан:

    Волга - это океан.

    (Не океан, а река.)

    Солнце и небо багряного цвета.

    Ночь начинается после рассвета.

    (Не после рассвета, а после заката.)

    Слышу подсказку Вити-дружка,

    Что Эверест - большая река.

    (Не река, а гора.)

    Знать, ребята, вам пора,

    Что Байкал у нас - гора.

    (Не гора, а озеро.)

    Со времён далёких и поныне

    Льют дожди, как из ведра, в пустыне.

    (Не в пустыне, а в экваториальных лесах .)

    Высокие сосны слева и справа,

    Семья их лесная зовётся дубрава.

    (Не дубрава, а бор.)

    Белые медведи ходят-бродят по лесу,

    А их братья бурые - по Северному полюсу.

    (Поменять медведей местами.)

    На пруду есть развлечение:

    На спине плыть по течению.

    (Не на пруду, а на реке, ведь течение только там.)

    Есть отличная примета:

    Выпал снег - встречайте лето.

    (Не лето, зиму.)

    Листопаду дали старт -

    Наступил ведь месяц март.

    (Не март, а сентябрь.)

    Прием «Парадокс»

    В начале объяснения приводится парадоксальный пример, загадка, объяснить который дети смогут на уроке или в конце урока.

    Например, « В 1806 году в Дании с неба сыпались раки, в 1933г.  в селе Кавалерово Приморского края шёл дождь с медузами, а  в 1974 г.  в окрестностях Ашхабада с неба падали лягушки»

    Прием  «Вред или польза»  

    Показываются ученикам на слайде примеры использования природных ресурсов человеком, приносящие вред (Осушение болот, заготовка лекарственных растений, добыча полезных ископаемых и т.д.)   Необходимо доказать, чего в этих проявлениях больше вреда или пользы.

    Прием «Нравится - не нравится».  

    «Чем вам нравиться и чем не нравится климат умеренного пояса (жаркого пояса)?»  Дети высказывают свою точку зрения. «Зима нравится тем, что можно кататься на санках, на коньках; но не нравится, что бывают сильные морозы, меньше гуляем на улице, мало солнца».

    Прием игра -  «Незаконченное предложение».

    Закончить  предложение:   Муссоны – это… Ориентироваться – это значит… Линия горизонта -  это…

    Прием «Хорошо-плохо».

    Тема «Болото» - 6 класс  Учить детей во всем видеть хорошие и плохие стороны.

    Например:  болото - хорошо или плохо?

    На уроках можно использовать разные виды сказок: сказки – повествования, которые применяются при изучении нового материала, сказки-загадки – при закреплении и повторении, сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении знаний. Кроме этого, при использовании сказок учитывается тема урока, тип урока, так как не на каждом уроке сказка будет уместна. Обычно дидактическую сказку применяют на уроке изучения нового материала и обязательно в сочетании с другими приёмами обучения.

    Метод проб и ошибок используется в 7-9 классах.

    Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных вариантов решения: если выдвинутая идея оказывается неудачной, ее отбрасывают, а затем выдвигают новую. Правил выдвижения идей нет, в принципе, может быть выдвинута любая идея, даже самая нелепая.

    Метод противоречия.

    В окружающем мире много противоречий. Познакомить детей с противоречиями мы можем, предложив найти в окружающей обстановке предметы, обладающие противоречивыми свойствами. Такой метод помогает формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения

    Схемы-рассказы применяются  для объяснения и закрепления материала и т.д.

    Географические загадки.

    1. Какая река течёт от буквы "А" до буквы"Я"?

    ("От буквы А до буквы Я течёт река Амударья". С.Я. Маршак.)

    2. Какой континент тянется от буквы "А" до буквы "Я"?

    (Австралия.)

    3. Какое животное есть в каждом посёлке мира?

    (Осёл - п-осёл-ок.)

    4. Что занимает ровно половину любого острова?

    (Ров - ост-ров.)

    5. Какая река помещается в ладони, какая в бокале, какая в чернильнице, а какая в канистре?

    (Дон в ладони, Ока в бокале, Нил в чернильнице, Истра - в канистре.)

    6. Что есть в реке, в пруду, в озере, в море, но нет в океане?

    (Буквы "Р".)

    7. Какую страну всегда вспоминают и называют при прощании?

    (Данию - до свидания.)

    8. Какая российская река протекает в Лондоне?

    (Дон - Лондон, а если серьёзно, то Темза.)

    9. Какой приток Самары течёт... по проводам?

    (Ток.)

    10. В Амурской области есть река, в которой прячутся... мыши! Как эта река называется?

    (Нора.)

    11. Какой приток Волги вытекает весной из... пораненной берёзы?

    (Сок.)

    12. Какую реку... ловят в море?

    (Реку Треска.)

    13. Назовите самый тонкий и острый мыс.

    (Мыс Игольный.)

    14. Правда ли, что в Индии можно увидеть сон с открытыми глазами, не ложась спать?

    (Да, ведь Сон - река в Индии, правый приток Ганга.)

    15. Где есть мосты с улицами, парками, домами, школами, больницами, магазинами, заводами?

    (В Чехии - город Мост, в Белоруссии - город Мосты.)

    16. Какой морской залив каждый географ считает своим?

    (Географа залив в Индийском океане у юго-западного берега Австралии.)

    17. Где протекает "парламентская река"?

    (В РФ и на Украине протекает река Сейм - левый приток Десны. Сейм - в некоторых странах название парламента.)

    18. Название какой реки Сибири все дети произносят ещё в колыбели, задолго до знакомства с географией?

    (Река Мама, приток Витима.)

    19. В какой реке есть помещение для самолётов?

    (В Ангаре - Ангар-а.)

    20. Назовите "самый умный" горный хребет мира.

    (Хребет Академии Наук, в Западном Памире, в Таджикистане.)

    21. Именем какого полуострова нашей страны называют дальние ряды парт в классе, аудитории?

    (Полуострова Камчатка - "камчатка".)

    22. Какой город Красноярского края имеет математическое название?

    (Минусинск.)

    23. Название какой нашей реки является первым словом в названии произведения испанского писателя и оперы итальянского композитора?

    (Дон: "Дон-Кихот", "Дон Карлос".)

    24. Что есть и у ботинка, и у горы, и у волны?

    (Подошва.)

    25. Поможет ли география найти счастье?

    (Да, она подскажет, что город Счастье находится на Украине, в Луганской области, на реке Северный Донец.)

    С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого-нибудь государства. В этом вам тоже помогут подсказки.

    1. Антоним ссоры  ... (на реке Тибр, "вечный город").

    (Мир - Рим.)

    2. Питерская водная артерия  ... (на Дунае, "столица вальсов").

    (Нева - Вена.)

    3. Пешеходная улица Москвы  ...(в Африке, "апельсиновая столица".)

    (Арбат - Рабат.)

    4. Близкая родственница бочки  ... (В Южной Азии, в дельте Ганга - Брахмапутры).

    (Кадка - Дакка.)

    5. Сахарный остров  ... (В Закавказье, на Каспийском море).

    (Куба - Баку.)

    6. Музыкальная партия индивидуалиста  ... (в Северной Европе, VI Зимние Олимпийские игры)

    (Соло - Осло.)

    7. Планета-богиня  ... (на реке Раздан, в Закавказье).

    (Венера - Ереван.)

    8. Глазные шторки  ... (на реке Днепр, в Восточной Европе.)

    (Веки - Киев.)

    9. Основное занятие детей и актёров  ... (на реке Даугава, в Прибалтике).

    (Игра - Рига.)

    10. Сдобная белая подружка чёрного хлеба  ... (в Юго-Западной Азии, столица горной страны).

    (Булка - Кабул.)

    ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ (И. Агеева)

    Первое можно из снега слепить,

    Грязи кусок может тоже им быть.

    Ну, а второе - мяча передача,

    Важная это в футболе задача.

    Целое люди в походы берут,

    Ведь без него они путь не найдут.

    (Ком + Пас = Компас.)

    Слева направо слово прочтёшь,

    То от дождя ты защиту найдёшь.

    Если с конца же его ты прочтёшь,

    Горное озеро тут же найдёшь.

    (Навес - Севан.)

    Два слога первые - цветок,

    В "лохань" попал мой третий слог.

    А вместе если их прочтёте,

    То в волжский город попадёте.

    (Астра + хань = Астрахань.)

    Вот вам лёгкая шарада:

    К ноте "Н" прибавить надо.

    Нота больше не поёт,

    А рекой она течёт.

    (До + Н = Дон.)

    Первое - летучая вода,

    В бане русской встретите всегда.

    А второе - есть машины марка

    Из российского, ребята, автопарка.

    Всё же вместе - Франции столица,

    Этот город модницам всем снится.

    (Пар + "Иж" = Париж)

    У слона букву "С" отнимите

    И названье реки припишите.

    Получиться столица должна,

    Что на карте Европы видна.

    (Лон + Дон = Лондон.)

    С "К" - коль к карте обратиться -

    Это Турции столица.

    С "Г" - Сибирская река,

    Полноводна, глубока.

    (Анкара - Ангара.)

    С буквой "С" - Российский город

    Близко к северу, где холод.

    Без неё - берём мы в руки,

    Чтоб погладить юбки, брюки.

    стюг - утюг.)

    С "Ч" - по небу я гуляю

    И грозу вам предвещаю.

    С "Л" - я город на реке

    От Москвы невдалеке.

    Пряник мой и самовар

    Знают все: и мал и стар.

    (Туча - Тула.)

    Если "С" в Амур случайно упадёт,

    Где тогда река, ребята, потечёт?

    (С Дальнего Востока река отправится в Дагестан и потечёт не к Охотскому морю, а к Каспийскому: Амур - Самур.)

    Результативность опыта:

    • у большинства учащихся формируется  положительная мотивация к изучению географии;
    • возросший интерес к предмету заставляет учащихся больше читать дополнительной  литературы по предмету;
    • более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся: формируется умение творческого, нестандартного подхода к решению учебных задач, активная деятельностная позиция учащихся .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

    В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

    Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)

    Правовая социализация,  профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...

    Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1

    Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1г. Томска"был разработан и реализуетс...

    Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников школы – интерната для детей с ОВЗ.

    Здоровье подрастающего поколения -  это проблема не только медицинская  и социальная , но и конечно воспитательная.  Опыт показывает, что успешность социализации выпускников специальных...

    Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

    Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Пояснительная записка.В современных условиях развития системы образования активизируется в...

    Рабочая программа «Шаг за шагом» по социализации воспитанников школы-интерната 6-8 класс

    Цель программы:социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома. Задачи программы:формирование понятия о необходимости здорового обра...