технологическая карта урока "Типы почв России" 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Саломасова Наталья Владимировна

Цель урока: изучить основные типы почв России.

Образовательно-воспитательные задачи:

изучить закономерности распространения почв и типы почв;

совершенствовать умения работать с почвенной картой;

формировать коммуникационные способности.

Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.

Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.

Образовательно-воспитательные задачи:

изучить закономерности распространения почв и типы почв;

совершенствовать умения работать с почвенной картой;

формировать коммуникационные способности.

Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.

Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.

Образовательно-воспитательные задачи:

изучить закономерности распространения почв и типы почв;

совершенствовать умения работать с почвенной картой;

формировать коммуникационные способности.

Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.

Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.

Образовательно-воспитательные задачи:

изучить закономерности распространения почв и типы почв;

совершенствовать умения работать с почвенной картой;

формировать коммуникационные способности.

Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.

Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.

Образовательно-воспитательные задачи:

изучить закономерности распространения почв и типы почв;

совершенствовать умения работать с почвенной картой;

формировать коммуникационные способности.

Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.

Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.Цель урока: изучить основные типы почв России.

Образовательно-воспитательные задачи:

изучить закономерности распространения почв и типы почв;

совершенствовать умения работать с почвенной картой;

формировать коммуникационные способности.

Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.

Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tipy_pochv_rosii_8_klass_tekh.karta_.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

 Саломасова Наталья Владимировна, учитель географии МБОУ СОШ №17 г. Петушки

Конспект урока «Типы почв России»

Цель урока: изучить основные типы почв России.

Образовательно-воспитательные задачи:

изучить закономерности распространения почв и типы почв;

совершенствовать умения работать с почвенной картой;

формировать коммуникационные способности.

Средства обучения: учебник географии 8 класса Е.М Домогацкий, Н.И.Алексеевский таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого.

Тип урока: взаимообучение, технология развития критического мышления.

Технологическая карта урока

Вызов

осмысление

рефлексия

Игра “Верите ли вы в то, что…?”

Зигзаг

Сводная таблица

ХОД УРОКА

Задания:

1.Разойдитесь по экспертным группам. Изучите предложенный отрывок текста, подготовьте его презентацию.

2.Вернуться в рабочую группу, каждому презентовать отрывок, осмысленный в экспертной группе, сгруппировать информацию.

3.Заполнить таблицу.

Стадия вызова

Игра “Верите ли вы в то, что…?”

Учитель предлагает ответить на вопросы:

а) первыми почвами, в которые человек бросил зерно, были илистые почв рек;

б) в мире часто происходили столкновения и войны за плодородные поля;

в) первыми исследователем почв в России был М.В.Ломоносов;

г) самые плодородные почвы серые лесные;

д) современный чернозем содержит 10-13 % гумуса;

е) 1900 г. в Париже в русском павильоне на Всемирной выставке был выставлен куб русского чернозема, вырезанный в Воронежской области, его размеры 2x2x2 метра.

Какие ассоциации возникают с понятием “почва” (природная зона, климат, плодородие, структура, механический состав…).

Стадия осмысления

Предлагаются тексты о типах почв. Задания:

Сравнить эти типы почв по параметрам, которые были предложены на стадии вызова, дополнить “линии сравнения”, если необходимо;

Изучить закономерности распространения почв, используя почвенную карту и рисунок 100,101, стр. 130-131 учебника.

Тексты:

1 группа: Арктические пустыни.

Формируются в арктическом поясе. Обычно состоят из маломощного (1-3 см) органогенного горизонта и слабо дифференцированной на горизонты минеральной массы, подстилаемой на глубине 40-50 см многолетнемерзлым слоем. Весь год низкие температуры, на поверхности лежит снег или лед, которые не могут быть материнской породой. Поэтому почв в арктической пустыне почти нет.

Тундрово-глеевые.

Почвы тундровой зоны Северного полушария гумуса в них мало (до 5 %), так как растительный покров не богат и образование гумуса замедленно из-за недостатка тепла. Обычно маломощны, грубогумусные, часто с признаками мерзлотных явлений, переувлажнены,  недостаточно кислорода. Используются под пастбища, для выращивания картофеля, капусты, кормовых корнеплодов, ячменя на зеленый корм.

II группа: Подзолистые почвы.

Почвы тайги и смешанных лесов формируются в условиях континентального и умеренно-континентального климата при избыточном увлажнении и постоянном промыве просачивающимися водами; одержат мало гумуса (1-4 %), малоплодородные, требуют внесения удобрений. В подзолистых почвах хорошо выражен подзолистый горизонт (А-2) из которого вымываются частички гумуса, глинистые частицы, оксиды железа и др., которые откладываются в нижнем, иллювиальном горизонте, плотном, бурого цвета, напоминает по виду золу (откуда их название). Материнские породы обычно представлены наносами из глинистых, песчаных и других пород. Пригодны для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, кормовых, овощных, технических культур, садов.

Дерново-подзолистые почвы.

Формируются под смешанными лесами, гумуса больше, чем в подзолистых, благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному растительному опаду. Промыв весной, больше растительных остатков.

III группа: Серые лесные.

Почвы широколиственных лесов и лесостепей умеренного пояса. Гумусовый горизонт достигает 30 см. разделяются:

– светло-серые (2-4 % гумуса) – наиболее оподзоленные слабо оструктуренные почвы, серые;

– темно-серые (7-9 % гумуса) – менее оподзоленные, обладающие относительно хорошими физическими свойствами, значительной биологической активностью, плодородием. Используются для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, технических, овощных и др. культур, возделывания садов.

IV группа: Черноземы.

Тип почвы лесостепной и степной зон умеренного пояса. Верхний перегнойный горизонт имеет зернистую или мелкокомковатую структуру, самые богатые гумусом, содержание которого составляет 6-9 %, отчего почвы имеют интенсивный черный или буро-черный цвет. Мощность гумусового горизонта – от 40 до 120 см. обилие перегноя объясняется следующими причинами: большой массой органических веществ, образованных растительностью, недостаточном количестве влаги и медленным разложением остатков. Органическое вещество накапливается в верхней части профиля, иллювиальный горизонт обогащен кальцием. При достаточном количестве влаги черноземы очень плодородны; используются под посевы зерновых, технических, овощных, комовых культур, виноградники.

Каштановые почвы.

Почвы сухих степей и полупустынь умеренного пояса. Гумусовый горизонт менее мощен, чем у черноземов; содержание гумуса 1,5-4,5 %,что объясняет более светлую (темно-каштановую, каштановую и светло-каштановую) окраску почв. Запаса органического вещества пополняются за счет обильного травяного покрова, который развивается в течение короткого времени, пока в почве достаточно

влаги после зимы. Достаточно плодородны, но для земледелия требуют орошения, так как распространены сухой зоне.

V группа: Бурые полупустынные почвы.

Формируются в условиях сухого климата под пустынно-степной растительностью умеренного пояса. Имеют светло-бурую окраску, мало гумуса (содержат 1,5-2,5 % гумуса); верхний горизонт  рыхлый, часто слоеватый; нижележащий – обычно –уплотненный, солонцеватый; отличаются высоким содержанием карбонатов, которое возрастает с глубиной; используются как пастбища. Замедление возможно только при орошении.

Серо-бурые пустынные почвы.

Формируются в пустынной зоне умеренного и субтропического поясов под разреженной, преимущественно полынной и солянковой растительностью. Пористая корка (2-7см) подстилается слоеватым карбонатным, часто солонцеватым горизонтом (10-15 см). содержание гумуса – менее 1 %. Используются как пастбища, земледелие возможно только при орошении.

Стадия рефлексии

Эксперты возвращаются в свою группу, знакомят других членов группы со своим типом почв. В группе происходит обмен информации всех участников рабочей группы. В итоге складываются общее преставление по теме.

Итог урока. Заполнение таблицы.

Линии сравнения

арктические

тундрово-глеевые

подзолистые

дерново-подзолистые

серые лесные

черноземы и каштановые

Бурые и серо-бурые

плодородие

структура

природная зона

климат

механическое состояние

Домашнее задание: найти материалы о почвах Владимирской области и Петушинского района, составить бортовой журнал:

Типы почв Владимирской области

Как (учитывая особенности) можно использовать в хозяйственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.

Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...