Главные вкладки

    Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"
    методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

    Гущина Любовь Дмитриевна

    Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенностях представителей класса Головоногих моллюсков. Были использованы методы обучения: частично – поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, метод упражнений, использование ИКТ;  Технологии: проблемного обучения, дифференцированного обучения,  ИКТ, технология критического мышления, игровая. Тип урока: усвоение новых знаний  Оборудование: таблицы « Тип моллюски», коллекция  раковин моллюсков, учебник «Биология. Животные» 7 класс, электронный диск 1С «Биология. 7 класс», презентация «Класс Головоногие моллюски», компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный и информационный материал.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Шугаровская средняя общеобразовательная школа»

    Класс Головоногие моллюски

    Выполнила учитель биологии

    высшей квалификационной категории

    Гущина Любовь Дмитриевна

                         

    2017 год

    Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенностях представителей класса Головоногих моллюсков.

    Задачи:

    1. Образовательные:

    -  повторить строение и функции типа Моллюски;

    -  познакомить обучающихся с особенностями класса Головоногие  моллюски;  

     - раскрыть связь строения  с  функций  моллюсков; 

     - изучить представителей Головоногих;

     - научить узнавать и различать основные классы моллюсков.

    1. Развивающие:

    - продолжить развитие умения у обучающихся использовать имеющиеся знания;

    - развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

    - развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету;

     - работать с  текстом учебника,  рисунками и таблицами;

    - активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;

     - научить анализировать информацию, делать выводы;

    1. Воспитательные:

    - продолжить формирование научного мировоззрения;

    - научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения;

    - воспитывать  экологическую культуру обучающихся.

    Методы обучения: частично – поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, метод упражнений, использование ИКТ.

    Технологии: проблемного обучения, дифференцированного обучения,

    ИКТ, технология критического мышления, игровая.

    Тип урока: усвоение новых знаний

    Оборудование: таблицы « Тип моллюски», коллекция  раковин моллюсков, учебник «Биология. Животные» 7 класс, электронный диск 1С «Биология. 7 класс», презентация «Класс Головоногие моллюски», компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный и информационный материал.

    Планируемые результаты обучения:  

                                                                                                                                                                           

     Предметные: учащиеся узнают о характерных особенностях и многообразии представителей Головоногих моллюсков; формируются взаимосвязи строения и функций классов Моллюски.                                                                                                                                                                                                                      

    Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки представителей классов Моллюски,   описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику.                                      

    Личностные: у обучающихся будут сформированы умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;

    Технологическая карта урока «Классы Моллюсков» в 7 классе

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Предметные результаты

    УУД:

     Регулятивные (Р),  Познавательные (П), Коммуникативные(П

    Личностные результаты

     I.Организацион-       ный момент

    - Приветствует учащихся;                                                            - проверяет готовность к уроку и порядок в классе;                - эмоционально настраивает на восприятие учебного материала.

    – Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Как настроение? Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Итак, настроимся на поиск, творчество и начнём наш урок.

     

    Учащиеся приветствуют учителя;

    проверяют готовность к уроку;  называют отсутствующих на уроке.

    самоорганизация

    II. Актуализация опорных знаний

    Вступительное слово учителя 

    Клюв, глаза, а крыльев нет.
    Может съесть вас на обед.
    Среди камней и скал живет,

    Моллюсков, рыбу  ловит он,

    Своими щупальцами хватает,

    И яд свой сильный выпускает!

    Лучше нам с ним не встречаться
    И у берега купаться.

    - Ребята! Как вы считаете, кому  посвящены эти строки? Конечно же, удивительным и таинственным животным - осьминогам.  Какова цель нашего урока? (учащиеся называют).        Да, сегодня мы с вами  познакомимся  еще с одним классом в типе Моллюски – классом Головоногие моллюски, представителем которых являются осьминоги.

    Во многих книгах их называют приматами моря, а вот почему – Вы попробуете ответить  в конце урока.

    - Что еще можно узнать о любом типе животных?

    Конечно, мы выясним не только внешнее строение, но и особенности внутреннего строения, значение  Головоногих в природе и   в жизни человека, их охраной. Запишите тему урока.

    У вас у каждого на партах находится таблица «Классы моллюсков». По ходу урока вы должны ее заполнить и в конце урока сдать.

                  (приложение №1)

    Учащиеся слушают отрывок стихотворения;

    Высказывают свои предположения;

               

    Предполагают и называют  цель урока.

    - Можно узнать  внешнее, внутреннее  строение, где их можно встретить и какого значение  животных.

    Записывают  тему урока в тетрадь;

    Знакомятся с таблицей.

    Учащиеся расширяют знания о моллюсках, знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности, многообразием и значением Головоногих моллюсков.

    Познавательные УУД: структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы,

    Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные УУД. Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Эстетическое восприятие

    Признавать право каждого на собственное мнение; 

          

    IП. Проверка пройденного материала

    - Мы с вами уже знакомы с характерными чертами типа Моллюски. Проверим, как вы усвоили данную тему.

    1) Самостоятельная работа  на карточках

    - Установите соответствие между биологическими терминами и определением.

    - За 1 минуту вы должны найти правильные ответы. Если вы не успели, не огорчайтесь. Вам нужно еще раз повторить пройденный материал и выполнить эту  работу.

    -учитель раздает карточки  с заданиями для самостоятельной работы.

     (приложение №2)

    2) Один ученик  выполняет тестовый контроль на компьютере. 

    - учитель наблюдает за работой учащихся

    - А сейчас проверим, как вы справились с заданием

    - Проверка выполнения самостоятельной работы

     

    Учащиеся получают карточки с заданиями и работают по определенному плану: устанавливают соответствие между биологическими терминами и определением

    (1 ученик выполняет тестовый контроль)

    Учащиеся проверяют работу под руководством учителя и ставят оценки

    Должны знать характерные признаки типа Моллюски,  умение называть особенности классов Брюхоногие и Двустворчатые моллюски.

    уметь устанавливать соответствие между терминами и определениями.

    Регулятивные УУД :

    учатся отличать верно выполненное задание от неверного,

    Познавательные УУД: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

    Коммуникативные УУД:

    Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других,

    умение работать с информацией на опережение;

    Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения

    IV. Изучение нового материала (усвоение новых знаний)

     (Звучит музыка из кинофильма «Человек - амфибия»)

    - Загадочен и разнообразен мир живой природы, удивителен и неповторим каждый  организм, каждое живое существо! От урока к уроку, мы вместе познаем красоту и неповторимость  животного мира.

         Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Внешне, на первый взгляд, головоногие моллюски ничем не напоминают своих родичей – улиток и ракушек. (показывает раковины моллюсков). Посудите сами: ведь речь идет об осьминогах, кальмарах, каракатицах и некоторых других – именно их зоологи называют головоногими моллюсками.

    - Ребята! А как вы думаете, почему эти моллюски были названы Головоногими?

    -  Правильно! Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях.

    - А еще их величают «морскими аристократами». Как вы думаете, почему?

         Поводом для этого послужила их голубая кровь. Столь необычный цвет объясняется тем, что в эритроцитах и плазме вместо гемоглобина содержится гемоцианин, в котором железо заменено медью.

    - У представителей Головоногих моллюсков много интересного, необычного во внешнем и внутреннем строение. Это вы  узнаете, выполнив  самостоятельную работу.

    -Работать будете  в группах по 4 человека.

    -учитель раздает карточки  с заданиями для самостоятельной работы в группах

     (приложение №3)

    - учитель наблюдает за работой учащихся;

    - При необходимости оказывает помощь при выполнении самостоятельной работы.  

    - А сейчас проверим, как вы справились с заданием

    - выслушивает результаты работы каждой группой по предложенным заданиям;  

    оценивает высказывания учащихся;

    при необходимости корректирует ответы;

    задает вопросы, если задание выполнено не в полном объеме;

    Слушают музыку и смотрят слайд презентации.

    Учащиеся слушают рассказ учителя и пытаются высказать  свою точку зрения.

            Во время рассказа учителя ученики заполняют сравнительную таблицу классов моллюски.

    - На голове находятся ноги!

    Мнения учащихся.

    Учащиеся получают карточки с заданиями и работают  в группах.

    Ученики выполняют самостоятельную работу, используют текст учебника и

    дополнительную литературу.

         Представители каждый группы зачитывает вопросы и отвечают на них, члены группы помогают, если у них возникают трудности  при ответе.

    Знакомятся с особенностями класса Головоногие  моллюски;  

     изучают представителей Головоногих;

      узнают и различают основные классы моллюсков.

    Регулятивные УУД :

    В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    Познавательные УУД:

    Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;  умение работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте;

    Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

    умение работать в паре (распределять задания на каждого); 

     умение работать с информацией на опережение;

    .  

    Признавать право каждого на собственное мнение; умение соблюдать дисциплину на уроке,

    проявление интереса к поставленной проблеме

    V.Физкультминутка 

    - Ребята! Устали? Давайте отдохнем!

    Учитель включает физкультминутку  

    Ученики под музыку выполняют танцевальные движения.

    VI.   Изучение нового материала (продолжение)

    - Немного отдохнули и опять принимаемся за работу.

    - Ребята! У нас в   гостях представители  из ресторана японской кухни, которые хотят рассказать вам, что можно употреблять в пищу и как приготовить национальные блюда из Головоногих моллюсков.  

           - учитель наблюдает за работой учащихся;

    -задает гостям вопросы;

           

    - Спасибо большое нашим гостям! Мы обязательно попробуем фаршированных кальмаров и оценим  их вкус и посетим ваш ресторан!

     - Ребята! А какие еще интересные факты вы знаете из жизни осьминогов?

    -

    - учитель наблюдает за  учащимися;

    - комментирует сообщение  

    Выступления учащихся (выходят ученики, одетые в форму повара и с подносом в руках).

    - Здравствуйте! Мы рады выступить перед вами и рассказать, что  можно приготовить из Головоногих моллюсков! Употребление, например,  осьминогов в пищу распространено во многих культурах. В японской кухне осьминог — обычный продукт, из которого готовятся такие блюда, как суши и такояки. Также их едят живыми. Живых осьминогов нарезают на тонкие кусочки и съедают их в течение нескольких минут. Осьминог — источник витаминов B3, B12, калия, фосфора и селена. Готовить осьминогов следует аккуратно, чтобы избавиться от слизи, запаха и остатков чернил.

        Ещё мы можем  предложить вам консервированных кальмаров, каракатиц и осьминогов. Их не только консервируют, но и вялят, жарят, варят.

    Это мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу. Промысел особенно развит в Японии, Китае и Корее. Оцените вкус фаршированных кальмаров. Приятного аппетита!

    Сообщение учащегося.  

    - В начале 19 века у берегов Японии затонуло судно с дорогим корейским фарфором. Весь груз оказался на дне, причем на такой глубине, что ныряльщикам было до него не достать. Почти через сто лет одному рыбаку пришла в голову идея использовать осьминогов для подъёма фарфора со дна. К осьминогам привязывали верёвки и опускали. Через небольшой промежуток времени, когда осьминог находил себе убежище в одной из ваз, тянули за верёвку. Осьминог цепко хватался за то, что считал своим убежищем, и его вместе с грузом поднимали наверх.

     

    Регулятивные УУД : самостоятельно находить нужную информацию;

    Познавательные УУД:

     развивать стратегию смыслового чтения и работе с информацией

    Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других,

    умение работать с информацией на опережение;

     

    Признавать право каждого на собственное мнение;  Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения

    VI. Закрепление

    - Ребята! Мы сегодня поработали на славу! Давайте вспомним тему нашего урока!  С  какими животными познакомились?  

    - Ответьте на несколько вопросов.

    - Кто такие Головоногие моллюски?

    -Назовите представителей Головоногих

    -  Выполните задание. Распределите предложенные объекты по классам.

    - Ответьте на проблемный вопрос -    Почему  Головоногих называют приматами моря?

        -Ребята, сколько многого  мы узнали об этих удивительных морских существах. Как и любой живой организм, моллюски нуждаются в охране. Многие из них находятся на грани гибели и людям стоит задуматься о бережном отношение к ним.. Всего в Красную книгу занесено 123 вида моллюсков. А ведь занесение в Красную книгу – это сигнал, что животное терпит бедствие.

    - Мы познакомились с Головоногими моллюсками.

    Учащиеся отвечают

       На диске  ученики выполняют задание, коллективно обсуждают, приходят к единому мнению

     Отвечают  на проблемный вопрос. 

    - Головоногих моллюсков часто называют «приматами моря» из-за совершенных приспособлений к жизни в морской стихии,  усложнения нервной системы и сложности поведения.

    Учащиеся слушают  учителя

    Знать  характерные признаки Головоногих моллюсков, уметь сравнивать их представителей.

    Формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде  

    V. Рефлексия.

    - Вот и заканчивается наш урок. Наступает время подведения итогов.

    -  Что нового сегодня узнали на уроке?

    -Не забудьте сдать таблицу, которую вы заполняли в течение урока.

      Как оцениваете свою работу?

    - Если вы чувствовали себя хорошо, комфортно на уроке, выберите улыбающегося осьминога, если у вас было волнение, переживания, выберите грустного осьминога.

    - Могут ли пригодиться полученные на уроке знания о моллюсков в жизни?

    - Благодарю за совместную работу.

    Высказывают свое мнение;

    Выбирают смайлики.

    Высказывают свое мнение об уроке

    Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с товарищем

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

    VI. Домашнее задание

    Учитель дает коментарий к домашнему заданию и записывает его на доске:

    1. Изучить параграф 43;
    2. Составить кластер о значение Головоногих моллюсков в природе и жизни человека;
    3. Составить синквейн со словом осьминоги;
    4. Подготовить сообщение или презентацию о представителе любого класса моллюсков - по желанию.

    Творческое задание:  выполнить  модель осьминога из пластилина и других поделочных материалов.

    Записывают в дневник

    Список литературы для учащихся:

    Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни» 7 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2014 г.                                                                                                                                  Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни». 7 класс. Рабочая тетрадь М.:Просвещение, 2014 г.                                                                                                                              Электронное приложение к учебнику Биология  7 класс  М.: Просвещение



    Предварительный просмотр:

                  Приложение №1

    Сравнительная характеристика Классов моллюски

    Сравниваемый признак

    Класс Брюхоногие

    Класс Двустворчатые

    Класс Головоногие

    Симметрия тела

    асимметричные

    симметричные

    симметричные

    Отделы тела

    Голова, туловище ,нога

    Туловище, нога

    Голова, щупальца

    Образ жизни

    Морские, пресноводные, наземные, передвигаются медленно

    Морские, пресноводные, медленно передвигаются

    Морские активно передвигаются реактивным способом

    Органы дыхания

    Сердце

    Легкие

    2-х камерное

    Жабры

    3-х камерное

    Жабры

    3-х камерное

    Органы размножения

    Гермафродиты

    Раздельнополые

    Раздельнополые

    Представители

    Виноградная улитка,
    малый прудовик,
    слизень, катушка

    Беззубка, мидия, устрица

    Кальмар, осьминог, каракатица

    Приложение №2

    Самостоятельная работа  на карточках

    Установите соответствие между биологическими терминами и определением

    1

    Тело большинства видов моллюсков покрыто -

    мантия

    О

    2

    Спинная складка кожи -

    почки

    Ц

    3

    Дыхание у водных моллюсков -

    печень

    Д

    4

    Кровеносная система моллюсков (кроме головоногих) -

    терка

    Е

    5

    Пищеварительная железа -

    незамкнутая

    О

    6

    Мускулистый язык с хитиновыми зубами -

    жаберное

    Л

    7

    Орган выделения

    раковиной

    М

    (составленное слово «молодец»)

    Приложение №3

    Самостоятельная работа по группам

    (Каждой группе  раздаются  карточки, отвечают на вопросы с помощью учебника или дополнительной литературы)

    Задание 1 группе:

    1. Кто такие Наутилусы?
    2. Почему они относятся к  классу Головоногие?
    3.  Каково значение Наутилусов?

    Задание 2 группе:

    1. Где обитают Каракатицы?
    2. Какие приспособления для добывания пищи и защиты от врагов есть у Каракатиц?
    3.  Сколько лет живут Каракатицы?

    Задание 3 группе:

    1. Где можно встретить Осьминогов?
    2. Каково внешнее строение Осьминогов?
    3. Чем питаются Осьминоги?

    Задание 4 группе:

    1. Среда обитания  Кальмаров.
    2. Почему Кальмаров называют самыми  быстрыми  пловцами?
    3. Как Кальмары спасаются от врагов?

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛЛЮСКОВ Количество видов более 130 тысяч

    Слайд 6

    Класс Головоногие Каракатицы Осьминоги Кальмары Наутилус

    Слайд 7

    Осьминог и кальмар на ужин

    Слайд 8

    Факиры морского дна В Германии открыли памятник знаменитому осьминогу Паулю, который предсказывал исходы матчей на последнем чемпионате мира по футболу.

    Слайд 9

    БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

    В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

    Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

    Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

    Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

    Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

    Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

    Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...