ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СТРУКТУРЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме

Левченко Галина Геннадьевна

"ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СТРУКТУРЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" -  тема по самообразованию, над которой работаю третий год. За это время уже сложилась методическая система работы в этом направлении, есть интересные находки, результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая система работы.

В течение трех лет работаю над темой по самообразованию «Использование информационно-коммуникативных технологий в формировании ключевых компетенций в структуре регионального компонента  географического образования».

Региональный компонент способствует формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя ценностей и традиций. В нем заложены основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности.

При изучении своей малой родины, использую методы проблемного подхода, частично-поискового, исследовательского, направленных на самоопределение, самореализацию, самоутверждение развитие компетентности учащихся.

 

Методы обучения

Методические приемы

Проблемный подход

Частично-поисковый

Исследовательский

Написание сочинений, рефератов

Разработка проектов

Ролевые игры

Дискуссии

Ситуативные уроки и т.д.

В качестве ориентира выдвигаю развитие ключевых компетенций учащихся.

Применительно к учебно-воспитательному процессу компетенцию можно рассматривать в качестве комплекса достижений учащихся не только непосредственно в учебном процессе, но также в проявлении творческого отношения к учебе, прилежании (ответственности) и рефлексии (способность самооценки, самоанализа, оценки окружающей действительности).

Для определения уровня компетенций я провела сравнительную рейтинговую оценку учебной деятельности учащихся 8 класса, затем этих же учеников в  9 классе. Мониторинг  проводился по показателям: успеваемость, творческие достижения, прилежание, рефлексия. Самый высокий суммарный рейтинг равен семи баллам.

Сравнительный анализ показал, что уровень сформированности компетенций учащихся в 9 классе стал выше.

 Таким образом, можно утверждать: ключевые компетенции являются исходными в процессе совершенствования методики обучения географии.

В компетентностном образовании урок сохраняется как одна из возможных форм организации обучения, но упор делается на расширении применения иных, неурочных форм организации занятий – группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке или компьютерном классе и другие.

Наиболее близко по методике к компетентностно-ориентированному образованию стоит опыт организации исследовательской модели занятия, проблемно-задачный подход, ситуативная педагогика.

Формированию социально-коммуникативной компетенции способствует проектная деятельность. В проектировочной деятельности на практике ученик демонстрирует свою компетенцию в планировании времени, определении ресурсных возможностей. Для включения учащихся в проектную деятельность провожу уроки «Мастерская проектирования», где идет поиск идей, тематики проектов, развивается умение вести диалог. Цели этих занятий:

1.Спровоцировать, запустить поисковую деятельность ученика.

2.Активизировать творческую инициативу.

Тематика детских проектов различна по результату, продукту, она объединяет детей разного социального уровня, значительно расширяет коммуникативные возможности ученика.

Приведу примеры осуществленных нами проектов.

Педагогический проект – организация и проведение интерактивной игры «пойми меня».

Исследовательские проекты: «Климат города Свободного», «Климат и архитектура», «Население города свободного от переписи до переписи», «Природно-экономический потенциал Амурской области». Все эти проекты были представлены на научно-практических конференциях школьного и муниципального уровня.

Художественно-оформительский проект «Фотогалерея лесов Приамурья». Результатом проекта  стало оформление фотовыставки в кабинете географии.

Основная новация компетентностного подхода состоит в создании образовательных условий превращения способов действия в средства действия. Примером тому служит создание и использование на уроках специальных мультимедийных программ на базе стабильных учебников, каковым является учебник «География Амурской области». В ходе выполнения исследовательского проекта творческой группой учащихся 9 класса создано мультимедийное приложение к учебнику. Его использование неизмеримо расширяет возможности географического образования в системе регионального компонента. Средства мультимедиа позволяют представить учебный материал в самых разнообразных формах, что делает подачу учебной информации интересной и запоминающейся.

Как показывает мой опыт, применение информационно-коммуникационных технологий в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизация деятельности учащихся.

Мониторинг изменения интереса учащихся к изучению географии, который проводился в течение двух лет (по полугодиям), показал результаты, отраженные в таблице.

Методические разработки в региональном компоненте образования были представлены мной на областной научно-методической конференции «Региональный компонент географического образования» в ноябре 2007 года. Тезисы моего доклада вошли в печатный сборник материалов конференции.

Компетенция в сфере самостоятельной познавательной деятельности формируется при создании условий для получения школьником опыта поиска собственного интереса и опыта разнообразного выбора видов деятельности, форм и способов, тем, партнеров, роли. Этим задачам отвечает свободный урок. Ребятам заранее объявляется о проведении такого урока, чтобы они продумали, чем они займутся в это время. Возможны мини-проекты, развивающие или ролевые игры. На этот урок выставляются книги, иллюстрированные энциклопедии, электронные энциклопедии, электронные приложения к учебнику, видеоматериалы и т.д.  В классе создается атмосфера, где каждый чем-то занят, у каждого свой интерес и, если ребенку трудно найти свое дело, он может присоединиться к кому-нибудь и пополнить свою коллекцию интересов. Очень важно в конце урока предоставить возможность детям рассказать о том, что он делал и узнал.

Таким образом, создаются условия для соответствующих возрасту форм рефлексии, при которых объектом рассмотрения для школьников становятся их собственные желания, чувства, умения и неумения. Через этот рефлексивный опыт начинается движение ученика к пониманию своих особенностей, своей уникальности. В то же время он учится понимать другого человека, ценить его уникальность. Такая работа может проходить в формах обсуждений общей деятельности. В процессе работы рождаются формы образной рефлексии, благодаря которым развивается эмоциональная сфера учащихся. Примером тому служат рефлексивные детские тексты, рисунки.  Постепенно происходит наполнение «шкатулки» творчества.

В кабинете географии имеется «Книга достижений». Это летопись достижений, куда заносятся имена учащихся, имеющих личные достижения и успехи в творческой, исследовательской деятельности.

Формирование компетенции в сфере социально-трудовой деятельности начинается с оценивания собственных возможностей. Для этого мной используется «Лист самооценки ученика», особенно в проектной деятельности. Цель использования – определить направления развития и пути работы над возникшими у ребенка проблемами. Процедура – лист самооценки заполняется в начале изучения темы и в конце.

        В компетентностно-ориентированном образовательном процессе я использую свою специфику оценивания знаний. Кроме традиционных тестов, в режиме подготовки-тренинга проводятся комбинированные тесты (тесты с «изюминками»), в которых применяются специфические приемы активизации познавательной деятельности и резко увеличена содержательная составляющая. Такие тесты позволяют выработать привычку внимательно читать тесты, быть критичными к печатному тексту, адекватно оценивать уровень своих знаний и область незнания. Мною разработано несколько тестов, для успешного выполнения которых требуется специальная инструкция.

Тексты тестов-«изюминок» и инструкция по их выполнению находятся  у учащихся. Примеры тестов и инструкции размещены на моем авторском сайте (http://nsportal.ru/levchenko-GG -svb).

Каждая обнаруженная и правильно разгаданная «изюминка» оценивается спецбаллами или двойной оценкой – географической и «виноградной». В подобном тестировании верховенствует самооценка. По окончании теста сами учащиеся подводят итог. Ученик сравнивает свою работу с эталонными ответами – определяет недочеты, ищет причины ошибок, сравнивает нынешнюю самооценку с предыдущей.

Основной критерий эффективности подобной контрольно-оценочной деятельности – в постепенном улучшении качества выполнения тестов. При желании учащегося итоговая оценка выставляется в журнал.

Одна из форм оценивания знаний – соревнование с самим собой под условным названием «Пойди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что». В предложенной ситуации ученик сам выбирает, какое задание будет выполнять и выполняет его. Возможны виды самостоятельных заданий:

  • Продолжи предложение «на территории Амурской области протекает…»;
  • Выбери лишнее «Токур,  Ям-Алинь, Алтай, Эзоп, Джагды, Саяны»;
  • Составь фразу из слов: муссонного, с чертами, тип, климат, континентальный.
  • Исправь ошибку «На территории Амурской области расположены заповедники: Хунганский, Норский, Зейский».

Такие  задания способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся.

Большой интерес у учащихся вызывает оценивание достижений в создании слайд-шоу «Лесными тропами», «Хищники уссурийской тайги», «Амурские самоцветы» и другие.

Ситуативный диалог также используется как метод формирования коммуникативной компетенции при оценивании знаний. Учащимся предлагаются на выбор слайды, запечатлевшие разнообразные явления природы, живые организмы и пейзажи. Учащиеся самостоятельно выбирают тему предстоящего диалога, используя знания, полученные на уроке, личный жизненный опыт, свои умения быть собеседником. Весь ответ может состоять только из вопросов к учителю или собеседнику-однокласснику. При оценивании знаний ведущими выделяемыми качествами учащегося являются его познавательная активность, свободная ориентация в круге имеющихся знаний, личностное отношение к увиденному, способность донести мысль до слушателя.

Ряд слайдов содержит образы и картины, принципиально новые для ребят, что позволяет определить способность ориентироваться в новой ситуации. В  качестве примера предлагаю выполнение личностно-ориентированной контрольной работы из серии «фото на память»: «Сейчас зафиксируем сегодняшнее состояние знаний и умений учащегося, через полгода (четверть) выполним ту же работу и оценим личностный рост». В этом случае работа может вообще не проверяться учителем. Ученик, закончив работу, кладет ее в конверт – вскрыть в апреле.

Пример такой контрольной работы по географии Амурской области размещен на моем сайте (http://nsportal.ru/levchenko-GG -svb). 

Результат работы по формированию знаний о малой родине – это наличие первого и  призовых мест  на   I Областной олимпиаде по географии Амурской области.

Работа по теме самообразования продолжается, но уже сейчас можно сделать предварительные выводы. Умение инициировать учебное сотрудничество и строить коммуникацию для выполнения учебного задания является основным показателем, что школьник учится учиться. Что является непременным условием  ФГОС.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций у учащихся в рамках модернизации образования.

Статья посвящена вопросу формирования ключевых компетенций у учащихся .Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизне...

Тема по самообразованию. Работа с текстом, как одно из средств повышения качества образования (формирования ключевых компетенций)

Сегодня, в условиях модернизации  образования,  недостаточно дать учащемуся знания, нужно научить его овладеть методикой познания.Осуществить это можно при условии активной познавательной де...

Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизенной ситуации, уметь самостоятельно...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...

Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий обучения.

Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования сформулирована концепция....