"Проблемы организации внеурочной деятельности"
статья по географии (5 класс) на тему

Друзина Галина Владимировна
Выступление на заседании РМЦ " Воспитание, социализация и профилактика школьников" Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НООна базе МБОУ СОШ №12 Нижневартовска (23.10.14)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы организации внеурочной деятельности.

                           Учитель географии Друзина Г. В.

       В условиях новых социальных реалий в России, на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности и общества.

 Выполнению   поставленной задачи способствует в частности  и  внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности,  в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.( слайд1)

             Воспитательному процессу в школе всегда уделяли большое внимание. Но  в наши дни внеурочная деятельность особо актуальна. Возникла большая необходимость  в духовно- нравственном воспитании подрастающего поколения. Причин этому несколько    ( слайд 2):

1 Работа с сознанием ребенка различных СМИ.

2 Конфликт между характером ценностей в школе и вне школы.

3 Нарастание межгрупповых напряжений.

4 Изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к людям, к себе самому...

( слайд 3)

( слайд 4)

       Внеурочная деятельность чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений к базовым ценностям общества , получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

    Педагоги понимают важность поставленных перед ними задач. Но в ходе работы возникает ряд проблем, с которыми педагогу бывает сложно справиться.

     Я провожу  внеурочные занятия" Неизведанная Югра" в 5-7 классах. Работаю второй год.  

На своих занятиях по внеурочной деятельности я  пытаюсь  приобщить ребят к миру красоты, добра, объяснить  нормы поведения в окружающем их мире. Пытаюсь  донести до них, что знать родной край – значит уметь ценить  и любить его . Краеведение- есть краелюбие.

  Для себя я определила 3 вектора в  своей работе-

Первый - способствовать приобретению школьниками знаний о природе  Югры, о материальной и духовной культуре народов ханты ,  манси и других народов , проживающих в округе.. Вовлекать ребят в проектно- исследовательскую деятельность (слайд 5-7)

Второй вектор- просветительская работа, когда мы с ребятами  делимся своими знаниями с окружающими- разрабатываем мероприятия  о нашем округе и разработки  предлагаем классным руководителям .Сами проводим мероприятия в начальной школе, на параллели 5-6 классов, перед ребятами лагеря.  ( слайд 8-13). Осенью разработали экологическую тропинку и уже провели  2 экскурсии по ней.

Третий вектор-  сбор материала и оформление школьного музейного уголка. (слайд 14-15)

    На моих  занятиях  ребята   приобретают и социальные знания, и социальный опыт ,и позитивные отношения  к базовым ценностям общества.

Так, например, изучая народы, проживающие в Нижневартовске, говорим о их материальной и духовной культуре, о стремлении всех народов жить в мире, о толерантности.

 Изучая экологию города, мы затрагиваем проблему бездомных животных. Собираем корм и оставляем его в определенном месте в микрорайоне, за пределами школы. Собираем корм и подкармливаем птиц. Изготавливаем для них кормушки.

Проводим  “День подарков просто так”., изготавливаем простенькие подарки и дарим в начальную школу.( это рисунки, сборник хантыйских сказок и загадок, закладки для книг...)

На Новый год изготавливаем листовки с просьбой покупать искусственные елки и не рубить в лесу живые.

15 мая-     Международный День семьи. Говорим о ценности семьи у разных народов

Провожу занятие по теме" Чем я могу помочь Югре"

 Выходим с ребятами на уборку школьного двора, на озеленение, сбор макулатуры. Распространяем  среди населения  листовки  с призывом очищать и озеленять микрорайон.

Проводим различные мероприятия к экологическим праздникам. В этом году уже отметили  в сентябре- октябре Всемирный день журавля,  Международный день без автомобилей, Все мирный день животных.

12 ноября-     готовимся  отметить Синичкин день .  Дети приобщаются к экологическим проблемам, пытаются искать пути их решения. Понимают,  что каждый человек обязан бережно относится  к окружающему миру.

    В ходе работы я сталкиваюсь со следующими проблемами:

  1. Материально-техническая проблема - не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности. Конечно, не все занятия проходят в кабинетах, но с приходом зимы выводить ребят на экскурсии и прогулки становится все проблематичнее.
  2. В части учебно-методического и информационного обеспечения , нужно отметить недостаточное количество методических материалов для учителя. Сама  написала программу, разработала  к ней  рабочую  тетрадь, разработала  с ребятами экологическую тропинку  для занятий по экологии
  3.  Финансовые проблемы- нужно большое количество бумаги, красок, карандашей, клея ит.д. Дети из дома редко приносят все необходимое для работы. Приходится все закупать самой.
  4. Из-за большой загруженности детей  на уроках и  в учреждениях дополнительного образования , большее количество родителей и детей  отказывается  от внеурочной деятельности. Или просто проявляют пассивность.
  5. Дети записываются в несколько  кружков, секций,   сложно составить расписание для проведения занятий внеурочной деятельности .
  6.   Обучающиеся  сильно загружены  в школе и вне школы, поэтому вынуждены пропускать занятия внеурочной деятельности из-за олимпиад, соревнований, школьных и классных мероприятий
  7. Дети приходят после 5-6 уроков  на внеурочное занятие голодные. Необходимо  их  обеспечивать дополнительным горячим питанием,

8 Сложности в организации экскурсий и поездок. Это не только дороговизна поездок. Пробовали поехать в Варьеган через "Спутник "и через Мегионский краеведческий музей в  музей под открытым небом. Группы были сформированы, деньги собраны, но турфирма и музей  повели себя очень не профессионально и обе поездки были сорваны. Порядка 50 детей дважды испытали разочарование. Сама процедура  организации выезда куда либо  очень усложнена сбором и оформлением бумаг и хождением по инстанциям.

     Я думаю, что каждый, кто занимается внеурочной деятельностью сталкивается с этими проблемами и  мне важно знать , как они решаются в  других школах.

Итак, процесс организации внеурочной деятельности, как всё новое, сопрягается  с проблемами, вопросами, которые требуют оперативного решения.

Спасибо за внимание.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

Презентация по теме: "Проблемы организации внеурочной деятельности"

Презентация к моему выступлению на заседании РМЦ от 23.10.14 "Воспитание, социализация и профилактика школьников" Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НООна базе МБОУ СОШ №1...

Описание практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации.

Видеостудия  "Фотон"руководитель: Тютина Гульсина Гелусовна, учитель информатики и ИКТРаботают под девизом: «Нести людям свет - в этом успехов секрет»История создания видеостудии «Фотон» начинает...

Модель применения практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации на основе внутренних ресурсов

Сегодня становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее сво...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Специфика организации внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Проблемы и достижения.

В школе в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования осуществляется внеурочная деятельность.Внеурочная деятельность является составной часть...

ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ

С проблемой недостаточной мотивации учащихся к предмету или к образовательной деятельности в целом сталкивается большинство преподавателей и родителей. Отсутствие мотивации неизбежно ведет к снижению ...