Технологическая карта урока
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Голушкова Инна Юрьевна

Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования материка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_7_klass_severnaya_amerika.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА ГЕОГРАФИИ

     Тема урока: «Северная Америка:  географическое положение, история открытия и исследования материка».

                                                               Работу выполнила:

                                                      Учитель географии МБОУ «СОШ №33 ТГО »

                                                      Голушкова И.Ю.                         

Тайга 2014

УМК: 1.Учебник 7 класс 2012г. «География материков и океанов»  В.А. Коринская,  И.В.Душина изд. «Дрофа».

2.Поурочное планирование «География материков и океанов»  Г.Н.Элькин

3.Поурочные планы 7 класс Т.Н.Воробцова

4.Рабочие программы  по географии 6-9 класс  «авторская программа по географии 6-10 классы Под редакцией И.В.Душиной.- Москва Дрофа, 2006.

5.Географический атлас. 7класс-М Дрофа

6.Коллекция портретов исследователей и путешественников.

7.Физическая карта Северной Америки

8. Карта географических открытий

9. Физическая карта мира.

10.»Очерки по истории географических открытий» Магидович И.П., В.И. Магидович М.: Просвящение

11.»История открытия и исследования Северной Америки» Магидович И.П.  

Тема урока: Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования материка.

Цель урока: Формирование  представления  о географическом положении Северной Америки,  истории ее исследования на примере изученных природных компонентов.

 Задачи: Общеобразовательные: Сформировать  представления об особенностях географического положения Северной Америки. Продолжить формировать  умение  самостоятельно определять географическое положение материка, выделять главное, делать выводы, работать с источниками географической информации. Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников. Мотивация и активизация на познавательную активность учащихся.

Развивающие:  Продолжить развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения. Развитие интереса к географии. -   продолжить развитие умений.  Применять полученные знания на практике, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес к предмету.

   Воспитательная:   Воспитание  любви и бережного отношения к природе; трудолюбие и желание учиться.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД Результаты

Ресурсы урока

Орг. момент

1 мин.

Приветствие, организация внимания учащихся, психологический настой подготовка класса к уроку,

Приветствие учителя. Готовность к уроку (необходимые школьные принадлежности), концентрация внимания

Мотивация на изучение нового материала. Актуализация знаний

5 мин.

Постановка вопросов для воспроизведения опорных знаний и умений при осознанном восприятии новой информации.

1. Что такое материк ?  

2.Какие материки уже изучили?  показать их на карте. Что относится к северным материкам? Частью какого древнего материка являются северные материки?

3. Для чего нужно знать ГП материка?

4. Каким планом пользовались при описании ФГП других материков?

5. Какие карты предоставляют информацию?

Повторение плана характеристики материка.

Отвечают на поставленные вопросы. Показывают  свои  зрения об особенностях природы.

Развитие речи, умение высказывать свое мнение, умение слушать и воспринимать речь других. Формирование умений и навыков использовать разные географические карты.

Карты

Постановка учебной задачи

5 мин.

Активизация учащихся к работе по вопросам: Что будем изучать на уроке? Что представляете когда слышите «Северная Америка». С чем или с кем  у вас ассоциируется этот материк. Что бы хотели узнать о материке?

Выстраивают свои предположения об особенностях материка. Устанавливают каких знаний и умений не достает для характеристики ГП.

Ориентация на знания учащихся. Формирование умений и навыков использовать различные географические карты. Целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи. Научить понимать географические понятия и термины необходимые на уроке.

Физическая карта Северной Америки

Изучение нового материала

20 мин.

Беседа с учащимися.

Рассказ учителя о начале плавания к берегам северной Америки. Называет тему урока. Опережающие задание по подготовке сообщений учащихся по истории исследования материка. Предложение совершить плавание к берегам Северной Америки(варианты). Организация практической работы по характеристики ГП материка(группы). Ставит задачу: собрать сведения о ГП материка. Эту информацию нанести на к\к( найти и отметить крайние точки, береговую линию, моря,  океаны, заливы, проливы, острова, полуострова и т.д.). Класс делится на группы, каждая получает задание.

Подводит учащихся к общему выводу.

Отвечают на вопросы.  Сообщают известную информацию о материке. Выступления учащихся о истории открытия материка, а так же о вкладе русских путешественников в изучение материка и о значении открытий для человечества. Запись информации в тетради. Учащиеся осмысляют тему урока и ставят цели и задачи урока используя знания о ГП других материков.

Работают в группах. В ходе работы с разными картами атласа дают описание ГП Северной Америки по   ранее известному  плану, результаты оформляют графически на к\к(нахождение и обозначение крайних точек, береговой линии, морей, океанов омывающих материк и т.д.) От каждой группы у доски выступает по одному ученику, другие слушают правильность ответа; делают вывод о характеристике ГП материка.

Совместная деятельность учащихся по постановке целей занятия. Умение воспринимать речь учителя, одноклассников. Возможность высказать и доказать свою точку зрения. Совместная деятельность учащихся. Умение оценивать свою учебную деятельность, инициативу, ответственность, осознание умения считаться с мнением других, проявление уважения к мнению других, правила делового поведения Положительное отношение к совместной познавательной деятельности. Развитие речи(выступления у доски), выражение своих мыслей. Умение четко и полно выражать свои мысли в соответствии с с задачами и коммуникациями. Поиск необходимой и достоверной информации. Умение пользоваться картами,  как основным источником географической информации. Установление необходимой информации из услышанного. Умение находить и использовать географическую информацию.

Портреты путешественников. Слайды выполненные учащимися. Карта географических открытий.

Закрепление

5мин.

Постановка вопросов для воспроизведения изученного материала.

1.Найдите на карте материка географические объекты названные в честь мореплавателей и путешественников. 2.Какие факторы определяют различия в природе материка? 3.Какой вклад в изучение материка внесли испанцы? 4. Что означает название Лабрадор?

Отвечают на вопросы

Развитие монологической речи, высказывание своей точки зрения. Осознание необходимости описать географический объект, передать его внешние признаки, получение информации из разных источников, умение донести информацию до других.

Рефлексия

5 мин.

Подведение итогов практической работы. Анализ знаний и умений школьников. Постановка вопросов для совместного диалога: Что знали, а что узнали на уроке; что вас удивило и т.д. Итоги урока.

Делают анализ своей деятельности на уроке. Ответы на вопросы: Что знали, а что узнали на уроке; Что вас удивило.

Диалог с учащимися, умение грамотно высказывать свои мысли и делать выводы группируя информацию, а так же уважение мнения других.

Домашнее задание

3мин

Сообщение содержания и способов выполнения задания.

Запись д/з в дневник.

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                               Задания по группам.

ГРУППА №1

1.Определите как расположен материк Северная Америка относительно экватора, тропиков(полярных кругов) и нулевого меридиана.

2.Как расположение материка повлияло на его природу.

 3.В каких климатических поясах находится материк и нанесите их на контурную карту.

ГРУППА №2

1.Найдите крайние точки материка. Определите их координаты и обозначьте на к\к.

2.Определите протяженность материка с севера на юг по 90 меридиану, а с запада на восток по 40 параллели. Информацию отразите на к\к.

3.Можете ли вы сказать, как протяженность материка повлияла на природу Северной Америки.

ГРУППА №3

1.Определите какие моря и океаны омывают Северную Америку. Нанесите их на к\к.

2.Какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему?

3.Узнайте какие течения есть у берегов Северной Америки. Нанесите их на к\к. Какое влияние течения будут оказывать на природу материка?

ГРУППА №4

1.Как расположен  материк Северная Америка относительно других материков и крупных островов. Нанесите крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ материка  на к\к.

2.Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие географические объекты влияние на природу Северной Америки.

3.В какой части Северной Америки береговая линия наиболее расчленена? Чем объяснить большую расчлененность?

                                               План характеристики ФГП материка.

1.Определите положение материка относительно экватора, тропиков, полярных кругов, нулевого меридиана.

2.Определение крайних точек и их координат.

3. Расчет протяженности материка с севера на юг, и с запада на восток в градусах и километрах.

4.Определите положение материка в климатических поясах.

5.Перечислите моря, океаны омывающие материк. Охарактеризуйте береговую линию.

6.Назвать и показать на карте другие материки располагающиеся рядом.

                   Варианты домашнего задания.

1.Составьте таблицу по сходствам и различиям северных и южных материков.

2.Заполните таблицу «Открытия и  исследования в  Северной Америке».

3.Составьте кроссворд по изученной теме.

                       Справочный материал по теме.

Дата

              Исследователь

                             Событие

981-982г.

Эйрик Рауди(Рыжий), нормандский мореплаватель

Открытие острова Гренландия и Баффиновой Земли

1004г.

Лейф Эйриксон(Счастливый,Удачливый), Исландия

Достижение северо-восточного побережья Лабрадора, Ньюфаундленда

1492-1503г.

Х.Колумб, Испания

Открытие Больших и Малых Антильских островов, берегов Центральной Америки

1497-1498г.

Дж. и С. Каботы, Англия

Вторичное открытие Ньюфаундленда и восточных берегов материка

1508г.

В. Пинсон, Испания

Открытие полуострова Юкатан

1513г.

В. Бальбоа, Испания

Пересечение Панамского канала

1519-1524г.

Э.Кортес, Испания

Открытие мексиканского нагорья, исследование Центральной Америки

1535г.

Ж. Картье, Франция

Открытие реки Святого Лаврентия

1540-1541г.

Ф.Коронадо, Испания

Открытие реки Колорадо, Большого Каньона, Великих равнин

1540-1541г.

Э. де Сото, Испания

Открытие реки Миссисипи

1607-1610г.        

Г.Гудзон, Англия

Открытие залива и пролива(его имена)

1615-1628г.

С.Шамплен, Франция

Начало открытия Великих озер

1732г.

И.Федоров, М.Гвоздев, Россия

Открытие северо-западной оконечности материка

1741г.

В.Беринг, А. Чириков, Россия

Открытие побережья Аляски, ряда Алеутских островов, архипелага Александра, острова Кадьяк

1778г.

Дж. Кук, Англия

Открытие части побережья Аляски

1788-1793г.

А. Маккензи, Англия

Исследование северной части материка. Двойное пересечение Северной Америки

1818-1846г.

Д. Росс, У. Парри,  Дж. Франклин, Англия

Начало поисков Северо-Западного прохода

1842-1843г.

Л.Загоскин, Россия

Исследование бассейна реки Юкон

1903-1906

Р. Амундсен, Норвегия

Первое плавание через Северо-Западный проход

                                      Топонимика Северной Америки.

Гренландия  по-датски «гренланд»- зеленая страна, открыта в 10в. Норманнскими викингами. Поверхность острова  покрыта льдами. Слои льда перемещаются и дают начало ледникам, которые образуют айсберги. Попадая в Атлантический океан они представляют большую опасность для судоходства.

Гудзонов залив назван в честь английского мореплавателя Г.Гудзона открывшего его в 1610г.

Лабрадор в переводе с португальского означает «земледелец».

Остров Ньюфаундленд- по-английски «вновь открытая земля».

Полуостров Флорида открыт испанским конкистадором Хуаном Понсе де Леоном назвавшим его «Цветущая Земля».

Полуостров Юкатан на языке местных индейцев значит «мы вас не понимаем» (так ответили индейцы первым европейцам, которые спросили: «Как называется эта земля?».

Антильские острова от греческого слова «анти» - против, впереди, против материка. Название утвердилось за островами в начале 16в.

Карибское море - названо по имени индейцев-карибов.

Мексиканский залив - связано с названием государства Мексика, которое названо по имени бога войны ацтеков-Мехитли.

Аляска-произошло от алеутского слова «алясках», что значит «большая земля».

Калифорния(«горячий горн»)- названа так потому, что здесь летом бывает очень высокая температура. Самая высокая температура в Долине Смерти +57*С.

Остров Ванкувер назван в честь Дж. Ванкувера, который участвовал в плавании Дж. Кука.

                       Мотивация учащихся на изучение нового материала.

-О каком материке говорится в стихотворении?

На шаре воздушном в компании  дружной, Мы с вами летели к Америке Южной,

Но ветер сменил направленье и, в миг, отнес нас совсем на другой материк.

Мы видим высокую статую сразу, огромный каньон на реке Колорадо

Под нами раскинулся штат Аризона-индейцы по  прериям гонят бизонов.

Охота в разгаре. Охота кипит. Но что это? Что это? Шар наш пробит!

-Какой материк будем изучать? С чего начинаем изучение любого материка?

      План путешествия по материку Северная Америка.

-Какую часть света образуют Северная Америка и Южная? Какое название есть у этих материков?

- изучение океанографами береговой линии материка. Находясь у берегов Канадского Арктического архипелага, команда океанологов получает сигнал   SOS. В Карибском море (топонимика) столкнулись два крупных нефтяных танкера. Произошел розлив нефти. Мы должны приплыть к месту аварии и оценить экологическую ситуацию.

 Класс делится на 2 команды по вариантам. Каждая придумывает название, выбирает капитана, который будет отвечать у доски. Каждая команда отмечает на к\к маршрут путешествия(нанесение на к\к географических объектов, которые встретятся на пути-заливы, проливы, острова, полуострова и т.д.) Сам маршрут отмечают красными и синими стрелками, а географические названия подписать простым карандашом печатными буквами. Капитан выходит к доске называет географический объект и на карте наклеивает стрелку рядом с этим объектом.

1 вариант: маршрут движения начинается от Канадского Арктического архипелага через Северный Ледовитый океан и Тихий океан.

2 вариант: начало движения от Канадского Арктического архипелага  (далее КАА) через Северный Ледовитый океан и Атлантический океан.

-От какой точки начинаем путешествие? (От КАА расположенного в Северном Ледовитом океане, его площадь=147 тыс. км кв., включая более 30 островов).

1 ВАРИАНТ: Далее  команда попадает в море Бофорта. Оно примыкает к западной части КАА и названо в честь британского гидролога и адмирала Френсиса Бофорта. Чтобы попасть из Северного Ледовитого океана в Тихий океан необходимо проплыть через Берингов пролив (топонимика). Затем мы встречаем на своем пути Алеутские острова и полуостров Аляска (топонимика). Эти территории были открыты и нанесены на карту во время  экспедиции Беринга и Чиркова. Первые русские поселения организовал здесь Г.И.Шелихов. До 1867г. Эта территория принадлежала Российской Империи, а затем царское правительство продало ее США.

Движемся вдоль западных берегов материка и встречаем остров Ванкувер (топонимика). Теперь на пути встречается полуостров Калифорния(топонимика).  Чтобы попасть в Карибское море надо проплыть через Панамский канал, он объединяет Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном. Впервые Панамский перешеек пересек в 1513г. Бальбоа и достиг берегов Тихого океана. Его длина=81,6 км. Канал пропускает суда разных типов. Время прохода судна через канал 6-9 часов.

Молодцы, вы достигли места аварии. Какие меры по очистке воды от нефти можете предложить? Как утечка нефти может отразиться на флоре и фауне моря?

2ВАРИАНТ: Мы начинаем путешествие от КАА и попадаем в море Баффина (топонимика). На своем пути мы встречаем остров Гренландия (топонимика). Затем на нашем пути предстает пролив,  через который мы попадаем из Северного Ледовитого океана в Атлантический. Это Гудзонов пролив (топонимика). Скользя по тихой морской глади огибаем полуостров Лабрадор (топонимика). Восточнее располагается остров Ньюфаундленд(топонимика; остров открыт в конце 15 в. Дж. Каботом, состоящим на службе у англичан. Здесь необходимо остерегаться большой шельфовой отмели или большой Ньюфаундленской банки, в районе которой сталкиваются холодное Лабрадорское течение и теплое течение Гольфстрим, часто встречаются туманы и айсберги. Именно здесь 14.04.1912г.,  погиб корабль Титаник). На нашем пути предстает полуостров Флорида (топонимика). Затем подплываем к Мексиканскому заливу (топонимика). Пересекая Мексиканский залив, наша команда попадает на полуостров Юкатан (топонимика). Сейчас рассмотрим группу островов - Большие Антильские острова (топонимика).

Молодцы, вы тоже достигли места крушения танкеров. Какой вред нанесет нефть морской воде? Как эта трагедия отразится на жизни местных жителей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...