Рабочая программа к учебному курсу «География 6-9 классов»
рабочая программа по географии на тему

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение « Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Принято                                                                                                                                                  Утверждаю

методическим                                                                                                                                   директор школы

объединением учителей                                                                                                            ________________А.М.Балин

Протокол от «__» __________2014г №__                                                                              «__» ____________2014г №__

Рабочая программа

к учебному курсу «География 6-9 классов»

учителя Харитоновой Лидии Владимировны

На 2014-2015 учебный год

с. Горки

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья об окружающем их мире.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами.

Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению учащимися элементарных географических знаний.

В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы.

В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс -  «Начальный курс физической географии», 7 класс – «Природа нашей Родины», 8 класс – «География материков и океанов», 9 класс – «География России».

В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны меж предметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).

Основной материал посвящен изучению географии России.

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.

Материал 7 класса («Природа нашей Родины») посвящен изучению природы России и природы своего края.

Изучение «Географии материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Подбор материала в 9 классе («География России») предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о России. Здесь изучение вопросов физической, экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.

Поскольку миграция выпускников вспомогательных школ мала - они остаются жить и работать в той местности, в которой учились - основное внимание в курсе географии уделяется изучению и пониманию значения природных условий, состава почв, наличия богатств полезных ископаемых, для развития сельского хозяйства и промышленности своей местности, а также содействует привитию умений и навыков у учащихся необходимых в будущей их практической деятельности.

Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием, с русским языком, с математикой, с трудовым обучением и другими школьными предметами.

Цель программы:

Обеспечить доступное и качественное обучение умственно отсталых школьников основам географии, способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности, повышать уровень их общего развития.

Направлять внимание учащихся на понимание значения природных условий для развития сельского хозяйства и промышленности. Содействовать привитию умений и навыков, необходимых при формировании социальной адаптации детей в обществе.

Задачи программы:

Формировать у умственно отсталых детей пространственные представления и навыки ориентировки, необходимые в жизни.

Уделять особое внимание изучению социальных, культурологических и экологических аспектов.

Способствовать развитию абстрактного мышления работая с географической картой, глобусом и символическими пособиями.

Познакомить с   географическим положением и размерами территорий изучаемых государств.

Развивать у детей: внимание, наблюдательность, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы и явления, понимать причинно-следственную зависимость.

Расширять словарный запас детей, помогать правильно, употреблять новые слова в связной речи.

Осветить успехи и достижения в хозяйстве и культуре, вызвать чувство симпатии и уважения к своему народу и людям других национальностей. Воспитывать любовь к своей Родине, желание стать полезным членом общества, прививать бережное отношение к природе - растительному и животному миру. Поддерживать интерес учащихся к изучаемому предмету.

Отличительные особенности программы:

Программа по географии специальной коррекционной школы VIII вида составлена с учётом особенностей умственного развития учащихся. Она существенно отличается от программы по географии для учащихся массовой школы в связи с сокращением объёма знаний, количеством сообщаемых учащимся сведений, понятий, географических названий и глубиной раскрытия причинно-следственных связей.

Описание используемых форм, методов, приёмов обучения:

Беседа - метод устного изложения знаний, применяемый учителем с целью вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками. С помощью беседы учитель руководит процессом обучения и направляет внимание учащихся на существенные признаки изучаемого объекта или явления.

В зависимости от цели, которую ставит перед собой учитель, беседа может применяться на всех этапах урока - при опросе, при объяснении нового материала, при закреплении только что полученных на уроке знаний и как форма повторения.

Рассказ и чтение вслух - является распространённой формой устной передачи знаний учащимся, создаёт более яркое, эмоциональное представление о географическом положении, границах   изучаемого государства, его природе, жизни и деятельности людей, содействует созданию художественных образов изучаемых предметов и явлений.

Работа с картой - необходима для развития пространственных представлений о размещении предметов и  явлений на поверхности земли.

Использование наглядных пособий - картин, иллюстраций учебника, кинофильмов, коллекции полезных ископаемых, помогает учителю создать у учащихся яркое, образное представление о природе, знакомить с хозяйственной деятельностью человека, и использованием природных богатств в промышленных целях в разных частях нашей страны и других государств.

Экскурсия - форма непосредственного наблюдения явлений природы и окружающей жизни содействующая конкретизации представлений об изучаемых предметах и явлениях.

Методические приёмы обучения

-использование игровых моментов, индивидуального подхода к каждому ученику, наглядный приём.

Форма проверки результатов освоения программы по каждому году обучения

В процессе преподавания уроков географии в 6, 7, 8, 9 классах учителем используются различные формы проверки знаний учащихся:

- индивидуальный устный опрос

- фронтальный опрос учащихся

- наблюдение за всем ходом работы ученика в классе

- письменные работы в тетрадях

- проверка знаний на карте

- практические работы.

Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. В курс вошло 2 (два) урока проверки контроля знаний, на тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.  

Настоящая программа рассчитана на воспитанников 6-9 классов. Срок реализации настоящей программы 4 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).  На курс отведено 62 академических часов, 2 часа в неделю. Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

6 класс

Начальный курс физической географии (62ч в год, 2 ч в неделю)

Учебно – тематическое планирование

Тема раздела

часы

Из них

практических работ

Из них экскурсии

1

Введение

4

2

1

2

Ориентирование на местности

5

3

1

3

Формы поверхности Земли

3

2

4

Вода на земле

11

9

5

План и карта

9

8

6

Земной шар

15

8

7

Карта России

15

14

Всего:

62

46

2

Введение Что изучает география? Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

 Меж предметные связи

•        Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей деятельности» 1-4 классы, природоведение - 5 класс).

Практические работы

•        Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником.

 Ориентирование на местности

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

Меж предметные связи:

Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунок компаса: горизонтальная линия (изобразительное искусство).

Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).

Практические работы

•        Зарисовка линии, сторон горизонта.

•        Схематическая зарисовка компаса.

•        Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу.

•        Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

Формы поверхности Земли

Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Меж предметные связи

•        Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика). Поверхность нашей местности (природоведение 5класс). Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд). Предметы и явления неживой природы (естествознание). Образование гор (история).

Практические работы

•        Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага.

•        Зарисовка различных форм земной поверхности.

•        Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.)

Вода на Земле

Вода в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Меж предметные связи

Вода в природе (природоведение 5класс). Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание 6 класс).

Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).

Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительное искусство).

Практические  работы

1.Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

2.Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

3.Проведение опытов, показывающих:

4.растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

5.очистка воды фильтрованием.

6.Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.

7.Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т. П.).

План и карта

Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса и школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. Д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Меж предметные связи

•        Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика). Вид сверху, масштаб (трудовое обучение).

•        Различие цвета и оттенков (изобразительное искусство).

Практические  работы

•        Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

•        Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.          

•        Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.

•        Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты).

•        Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

•        Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

•        Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).

•        Прикрепление на магнитной карте к цвету, или знаку соответствующих иллюстраций.

•        Изготовление топографического лото.

Земной шар.

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле.

Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Меж предметные связи

•        Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика). Кругосветные путешествия (история).

•        Рисунок земного шара и глобуса (изобразительное искусство). Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.

Практические работы

•        Изготовление из пластилина  модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

•        Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

•        Оформление таблицы названий океанов и материков.

•        Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

Карта России

Географическое положение России на карте. Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.

Реки Сибири: Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой. ГЭС. Реки: Лена, Амур. Озера Росси: Ладожское, Онежское, Байкал. Наш край на карте России. Повторение начального курса физической географии.

Меж предметные связи

•        Наша страна. Москва – столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение 5 класс). Вода, полезные ископаемые (естествознание 6 класс). Различение цвета и его оттенков (изобразительное искусство).

Практические  работы

•        Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.

•        Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.

•        Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого – образец из коллекции – его название – основные месторождения.

•        Путешествия по нашей стране (на карте).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

•        что изучает география;

•        горизонт, линию и стороны горизонта;

•        основные формы земной поверхности;

•        виды водоемов, их различия;

•        меры по охране воды от загрязнения;

•        правила поведения в природе;

•        отличие плана от рисунка и географической карты;

•        масштаб, его обозначение;

•        основные направления на плане, географической карте;

•        условные цвета и знаки географической карты;

•        распределение суши и воды на Земле;

•        материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

•        кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

•        различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

•        расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

•        основные типы климатов;

•        географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Учащиеся должны уметь:

•        определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

•        выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

•        делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

•        читать план местности (для начальных классов массовой школы);

•        ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

•        читать условные цвета и знаки географической карты;

•        составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

•        показать на карте объекты, указанные в программе,  обозначать их на контурной карте;

•        сопоставлять расположение  изучаемых объектов на физической карте России и карте полушарий.

6 класс

Введение – 4 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Что изучает география

1

Знакомство с учебником

Развитие познавательной деятельности

География, айсберг

Рассказ-беседа

2

Наблюдения за измерениями высоты Солнца и погоды

1

Знакомство с календарем погоды

Развитие любознательности

Погода

Метеостанция

Метеорологи

Беседа на основе наблюдений

3

Явление природы

1

Расширение словарного запаса

Ветер

Шторм

Ураган

Рассказ с элементами беседы

4

Географические сведения о своей местности и труде населения

1

Экскурсия

Развитие познавательного интереса

Беседа на основе наблюдения

Ориентирование на местности – 5 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Ориентирование

1

Экскурсия

Обучение пространственным представлениям

Беседа на основе наблюдений

2

Горизонт, линия горизонта, стороны горизонта

1

Зарисовка линии, сторон горизонта

Развитие интереса, любознательности

Горизонт

Линия горизонта

Ориентирование

Рассказ с элементами беседы

3

Компас и правила пользования им

1

Схематическая зарисовка компаса

Обогащение словарного запаса

Компас

Рассказ

4

Ориентирование по местным признакам.

1

Упражнение в определении сторон горизонта по солнцу и компасу

Развитие познавательного интереса

Рассказ с элементами беседы

5

Обобщение

1

Викторина

Определение уровня обученности

Формы поверхности Земли – 3 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Равнины, холмы

1

Зарисовка

Обогащение словарного запаса

Равнина

Холм

Низменность

Возвышенность

Плоскогорья

Беседа на основе наблюдений

2

Овраги, их образование

1

Зарисовка, моделирование

Коррекция внимания, памяти

Овраг

Качество усвоения

3

Горы. Землетрясения. Извержение вулканов.

1

Зарисовка, моделирование

Развитие умению обобщать

Горы

Землетрясения

Вулкан

Магма

Кратер

Ледник

Владения терминологией

Вода на Земле-11 часов

1

Вода в природе

1

Обогащение словарного запаса

Определение уровня обученности

2

Родник, его образование

1

Зарисовка

Коррекция познавательной деятельности

Водопроницаемые

Родник

Уровень сформированности связной речи

3

Колодец, водопровод

1

Зарисовка

Коррекция восприятия

Колодец

Качество усвоения

4

Части реки. Равнинные и горные реки

1

Зарисовка схем

Обогащение словарного запаса

Река, устье, исток, приток, русло, ледник, половодье

Уровень усвоения знаний по теме

5

Как люди используют реки

1

Развитие умению обобщать

Орошения

Водохранилище

Каналы

Уровень усвоения знаний по теме

6

Озера. Водохранилище. Пруды.

1

Зарисовка

Коррекция восприятия

Озеро, пруд, сточное, бессточное

Определения уровня обученности

7

Болота, их осушение

1

Зарисовка

Коррекция внимания

Болото

Уровень усвоения

8

Океаны и моря

1

Растворение морской соли в воде

Коррекция памяти

Море, океан, цунами

Качество усвоения материала

9

Острова и полуострова

1

Зарисовка

Обогащение словарного запаса

Остров, полуостров, залив, пролив, материк

Уровень самостоятельности

10

Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения

1

Развитие умению обобщать

Уровень сформированности связной речи

11

Обобщение

1

Тестирование

Уровень усвоения темы

Определения уровня обученности

План и карта – 9 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Рисунок и план предмета

1

Вычерчивание простейших планов

Коррекция внимания

Рисунок, план, чертеж

Уровень интереса

2

План и масштаб

1

Вычерчивание планов

Коррекция памяти

Масштаб

Уровень усвоения

3

План класса

1

Вычерчивание планов

Уровень усвоения темы

Уровень интереса

4

План школьного участка

1

Вычерчивание планов

Коррекция восприятия

Усвоение терминологии

5

Условные знаки плана местности

1

Зарисовка в тетради

Обогащение словарного запаса

Знаки условные

Качество усвоения материала

6

План и географическая карта

1

Знакомство с географическими картами

Коррекция внимания

Карта

Уровень интереса

7

Условные цвета физической карты

1

Зарисовка цветов карты

Коррекция внимания

Физическая

Уровень усвоения темы

8

Условные знаки физической карты

1

Зарисовка знаков карты

Коррекция памяти

Знаки

Уровень интереса

9

Физическая карта России. Значение карты в жизни и деятельности людей

1

Коррекция восприятия

Граница

Определения уровня обученности

Земной шар – 15 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Краткие сведения о Луне, Земле, Солнце

1

Изготовление модели Земного шара

Коррекция познавательной деятельности

Космос

Атмосфера

Планета

Астрономия

Уровень интереса

2

Планеты

1

Расширение словарного запаса

Астероид

Качество усвоения материала

3

Земля-планета. Освоение космоса

1

Коррекция восприятия

Советский союз

Уровень усвоения знаний по теме

4

Глобус-модель Земного шара

1

Коррекция внимания

Глобус, полюс, экватор

Владение терминологии

5

Физическая карта полушарий

1

Коррекция познавательной деятельности

Полушарие

Качество усвоения материала

6

Распределение воды и суши на земле

1

Зарисовка схемы

Коррекция восприятия

Материк

Часть света

Определения уровня обученности

7

Океаны на глобусе и карте полушарий

1

Работа с картой

Коррекция памяти

 

Владение терминологией

8

Материки на глобусе и карте полушарий

1

Работа с картой

Обогащение словарного запаса

Материк, часть света

Уровень усвоения

9

Первые кругосветные путешествия

1

Работа с картой, таблицами

Обогащение словарного запаса

Каравелла, пролив

Качество усвоения материала

10

Значение Солнца для жизни на Земле

1

Развитие познавательного интереса

Солнце-звезда

Качество речи

11

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата

1

Работа над произношением трудных терминов

Климат, погода

Уровень интереса к учебной деятельности

12

Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные

1

Работа с картой

Обогащение словарного запаса

Пояс, жаркий, умеренный, холодный

Правильность применения терминологии

13

Природа тропического пояса

1

Работа с картой, таблицами

Коррекция памяти, внимания

Тропический, экваториальный

Уровень усвоения материала

14

Природа умеренных и полярных поясов

1

Работа с картой, таблицами

Развитие познавательного интереса

Полярный пояс, степь

Усвоение терминологии

15

Обобщение

1

Развитие познавательного интереса

Качество усвоения материала

Карта России – 15 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Географическое положение России на карте

1

Работа с картой

Обогащение словарного запаса

Граница

Уровень усвоения материала

2

Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге

1

Работа с картой

Развитие познавательного интереса

Сухопутные

Уровень интереса к учебной деятельности

3

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря С.Л. океана

1

Работа с картой

Коррекция памяти, внимания

Морские

Качество речи

4

Моря Тихого и Атлантического океанов

1

Работа с картой

Коррекция восприятия

Бухта

Качество усвоения материала

5

Острова и полуострова

1

Работа с картой

Коррекции памяти

Остров, полуостров

Уровень усвоения материала

6

Поверхность нашей страны

1

Работа с картой

Коррекция процессов анализа и синтеза

Низменности, возвышенности, плоскогорье

Усвоения терминологии

7

Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны

1

Работа с картой

Обогащение словарного запаса

Уровень сформированности связной речи

8

Крупнейшее месторождение полезных ископаемых

1

Работа с картой

Развитие познавательного интереса

Уровень усвоения материала

9

Реки: Волга с Окой и Камой.

1

Работа с картой

Коррекция восприятия

Уровень усвоения

10

Дон. Днепр. Урал

1

Работа с картой

Коррекция памяти

Уровень интереса

11

Реки Сибири: Обь, Енисей

1

Работа с картой

Коррекция внимания

Сибирь. ГЭС

Качество усвоения материала

12

Лена и Амур

1

Работа с картой

Коррекция памяти

Владение терминологии

13

Озера России

1

Работа с картой

Коррекция внимания

Уровень усвоения материала

14

Наш край на карте России

1

Работа с картой

Обогащение словарного запаса

Сибирь

Уровень сформированности связной речи

15

Обобщение

1

Тестирование

Уровень самостоятельности

7 класс

География России (62 ч в год, 2 ч в неделю)

Учебно – тематическое планирование

Тема раздела

часы

Из них

практических работ

Из них экскурсии

1

Введение. Особенности природы и хозяйства России

10

7

2

Природные зоны России

2

2

3

Зона арктических пустынь

5

5

4

Зона тундры

8

4

5

Лесная зона

16

12

6

Зона степей

7

5

7

Зона полупустынь и пустынь

6

4

8

Зона субтропиков

2

2

9

Высокая поясность в горах

6

6

Всего:

62

42

Введение. Особенности природы и хозяйства России

Географическое положение России на карте мира. Европейская и Азиатская части России.     Административное деление России: Разнообразие рельефа.  Острова и полуострова России. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России. Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Населения России. Народы России. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли .Транспорт. Экономического развития Европейской и Азиатской частей России.

Природные зоны России.

Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.                

Зона арктических пустынь

Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные занятия. Северный морской путь.

Практические работы

•        Обозначение на контурной карте границы России.

•        Обозначение на контурной карте изученных водных объектов.

•        Работа с картой природных зон.

•        Запись и зарисовка растений и животных зоны арктических пустынь.

Зона тундры

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города тундры: Мурманск, Архангельск,

Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона

Положение на карте. Рельеф и  полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса. Смешанные леса и лиственные леса. Животный мир лесной зоны. Пушные звери.

Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство Лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

Практические работы

•        Запись и зарисовка растений и животных зоны тундры.

•        Обозначение на контурной карте городов зоны тундры.

•        Запись и зарисовка растений лесной зоны.

•        Запись и зарисовка животных лесной зоны.

•        Обозначение на контурной карте городов Центральной России.

Зона степей

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.  Реки. Растительный мир. Животный мир   Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Саратов, Самара, Волгоград. Города степной зоны: Ростов - на - Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.

Зона полупустынь и пустынь

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир.

Хозяйство. Основные занятия населения. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

Зона субтропиков

Положение на карте. Растения и животные влажных субтропиков. Население и его занятия. Города

Высотная поясность в горах

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города, экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Обобщающий урок по географии России.

меж предметные связи (по теме «Природные зоны России»)

•        Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного мира, охрана растений (естествознание).

•        Города нашей родины (природоведение 5класс).

•        Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам (ручной труд).

•        Свойства древесины - лесная зона (столярное дело). Свойства металлов - полезные ископаемые (слесарное дело). Различение цвета и оттенков (изобразительное искусство).

Практические работы (по теме «Природные зоны России»)

•        Работа с физической картой и картой природных зон России.

•        Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

•        Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

•        Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).

•        Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

•        Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

•        положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

•        пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

•        природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

•        природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

•        типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

•        хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне,

•        экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России.

•        правила поведения в природе:

•        расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

Учащиеся должны уметь:

•        показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

•        показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

•        устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

•        принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.

7 класс

Введение. Особенности природы и хозяйства России – 10 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Географическое положение России на карте мира

1

Работа с физической и картой мира

Расширение словарного запаса

Сухопутные, морские границы

Уровень интереса к учебной деятельности

2

Европейская и Азиатская части России.

1

Нанесения на контурные карты изученных материалов

Обогащение словаря географическими терминами

Европа, Азия

Усвоения терминологии

3

Административное деление России

1

Коррекция памяти

Административное

Уровень усвоения

4

Разнообразие рельефа

1

Работа с картой

Коррекция внимания

Рельеф

Качество усвоения материала

5

Полезные ископаемые. Климат России

1

Познавательная активность

Ископаемые

Уровень интереса

6

Водные ресурсы России, их использование

1

Работа с картой

Расширение словарного запаса

Ресурсы

Уровень обученности

7

Население России. Народы России

1

Работа с политической картой

Работа над фразовой речью

Численность, перепись

Уровень сформированности связной речи

8

Промышленность-основа хозяйства, ее отрасли

1

Работа с картой

Умение сравнивать, характеризовать

Промышленность, отрасли

Уровень усвоения темы

9

Сельское хозяйство, его отрасли

1

Познавательная деятельность

Сельское хозяйство,

Уровень усвоения материала

10

Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей России

1

Работа с картой

Познавательная деятельность

Экономика

Экология

Уровень усвоения материала

Природные зоны России – 2 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Размещение природных зон на территории России

1

Работа с картами

Познавательная работа в ходе работы с картами

Природная зона

Уровень интереса к учебной деятельности

2

Карта природных зон России

1

Работа с картой природных зон

Обогащение словаря

Уровень усвоения

Зона арктических пустынь – 5 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Положение на карте

1

Работа с картой

Обогащение словаря географическими терминами

Арктика, северное сияние, айсберги, дрейфуют

Заочное путешествие по карте

2

Климат

1

Работа с картой

Развитие внимания, наблюдательности

Климат, торосы

Уровень усвоения

3

Растительный и животный мир

1

Работа с картой

Умение работать с картой

Охрана

Уровень интереса

4

Население  и его основные занятия

1

Работа с картой

Расширение словарного запаса

Поморы, трал, траулер

Качество усвоения материала

5

Северный морской путь

1

Работа с картой

Умение сравнивать, характеризовать

Полярники, ледокол, атомный

Определения уровня обученности

Зона тундры – 8 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые

1

Работа с картой

Увеличение объема памяти и развитие внимания

Тундра, лесотундра, мерзлота

Уровень интереса к учебной деятельности

2

Климат. Водоемы тундры

1

Работа с картой

Работа над правильным произношением трудных слов

Климат, пурга, водоемы

Уровень сформированности связной речи

3

Растительный мир

1

Работа с картой

Расширение словарного запаса

Уровень интереса

4

Животный мир

1

Коррекция памяти

Уровень усвоения

5

Хозяйство. Население и его основные занятия

1

Коррекция внимания

Кочевать, чум, нарты, поморы

Уровень самостоятельности

6.7

Города тундры

2

Работа с картой

Умение работать с картой

Качество усвоения материала

8

Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры

1

Обогащение словаря географическими терминами

Заповедник

Усвоение терминологией

Лесная зона – 16 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые

1

Работа с картой

Расширение словарного запаса при работе с картой

Экологические проблемы

Уровень  интереса к учебной деятельности

2

Климат

1

Работа с картой

Обогащение словаря

Умеренно, континентально

Уровень усвоения

3

Реки, озера, каналы

1

Работа с картой

Работа над фразовой речью

Определения уровня обученности

4

Растительный мир. Хвойные леса (тайга)

1

Умение говорить фразовой речью

Тайга, хвойный лес

Качество усвоения материала

5

Смешанные и лиственные леса

1

Коррекция развития памяти

Уровень усвоения

6

Животный мир

1

Работа с картой

Обогащение словаря

Хищники, травоядные

Уровень самостоятельности

7

Пушные звери

1

Коррекция внимания

Пушные

Уровень усвоения

8

Значение леса

1

Обогащение словаря

Промысел

Качество усвоения материала

9

Промышленность и сельское хозяйство центральной России

1

Работа с картой

Работа над фразовой речью

Нефтепровод

Усвоения материала

10

Города центральной России

1

Работа с картой

Коррекция восприятия

Усвоения материала

11

Особенности развития хозяйства северо-западной России

1

Работа с картой

Обогащение словаря

Усвоения материала

12

Города

1

Работа с картой

Коррекция восприятия

Усвоения материала

13

Западная Сибирь

1

Работа с картой

Коррекция внимания

Сибирь, машиностроение

Усвоения материала

14

Восточная Сибирь

1

Работа с картой

Коррекция сравнения

Полиграфическая

Усвоения материала

15

Дальний Восток

1

Работа с картой

Коррекция памяти

Усвоения материала

16

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса

1

Работа с картой

Коррекция процессов анализа и синтеза

Заповедник, заказник

Уровень усвоения знаний по теме

Зона степей – 7 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки

1

Работа с картой

Коррекция сравнения

Черноземные, сухие, целина, перегной

Уровень усвоения знаний по теме

2

Растительный мир

1

Работа с таблицами

Развитие познавательного интереса

Бахча, засуха, орошение, полезащитные

Уровень усвоения материала

3

Животный мир

1

Работа с зоологической картой

Коррекция памяти

Сайгаки

Качество усвоения материала

4

Хозяйство. Население и его основные занятия

1

Работа с картой, таблицами

Обогащение словарного запаса

Владение терминологией

5.6

Города

2

Работа с картой

Умение работать с картой

Усвоение материала

7

Охрана природы зоны степей

1

Коррекция внимания

Усвоение материала

Зона полупустынь и пустынь – 6 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

1

Работа с картой

Обогащение словаря географическими терминами

Каракумы, Кызылкум

Усвоение материала

2

Климат. Реки

1

Работа с картой

Работа над произношением трудных терминов

Оазис, барханы

Качество усвоение материала

3

Растительный мир

1

Работа с зоологической картой

Коррекция развития памяти

Саксаул, арыки

Уровень усвоения знаний по теме

4

Животный мир

1

Коррекция внимания

Качество речи

5

Хозяйство. Население и его основные занятия

1

Умение сопоставлять и анализировать

Определение уровня обученности

6

Города

1

Работа с картой

Развитие воображения

Правильность применения терминологии

Зона субтропиков – 2 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Положение на карте

1

Работа с картой

Расширение словарного запаса

Субтропики, целебный воздух

Уровень усвоения знаний по теме

2

Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты

1

Работа с картой

Качество речи

Курорт

Уровень интереса к учебной деятельности

Высотная поясность в горах – 6 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат

1

Работа с картой

расширение словарного запаса

Поясность

Правильность применения терминологии

2

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа

1

Работа с картой

Работа над фразовой речью

Горцы, аул, аил, кишлак

Качество речи

3

Города и экологические проблемы Урала

1

Работа с картой

Развитие зрительной памяти

Уровень усвоения

4

Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города

1

Работа с картой

Развитие воображения

Уровень усвоения

5

Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города

1

Работа с картой

Развитие памяти

Уровень интереса

6

Обобщение

1

Работа с картой

Развитие зрительной памяти

Определение уровня обученности

8 класс

География материков и океанов (62 ч в год, 2 ч в неделю)

Учебно – тематическое планирование

Тема раздела

часы

Из них

практических работ

Из них экскурсии

1

Введение. Мировой океан

7

7

2

Африка

11

7

3

Австралия

8

7

4

Антарктида

5

5

5

Северная Америка

10

10

6

Южная Америка

10

9

7

Евразия

11

11

Всего:

62

56

Введение

Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.

Мировой океан

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Современное изучение Мирового океана.

меж предметные связи

• Сравнение размеров океанов (математика)

Практические работы

•Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

Африка

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки, озера. Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительность саванн. Животные саванн. Растительность и животность пустынь. Население и государства. Египет. Эфиопия, Танзания. Конго. Нигерия. ЮАР.

Практические работы

•Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Алтайские), Суэцкого канала, изученных государств.

•Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Австралия

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Растительный мир. Животный мир.  Население. Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея.

Практические работы

•Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра.

•Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Антарктида

Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Современные  исследования Антарктиды.

Практические работы

•Обозначение на контурной карте изучаемого материка.

•Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».

Северная Америка

Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. США. Канада. Мексика. Куба.

Практические работы

•Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. Нанесение изученных государств и их столиц.

Южная Америка

Географическое положение. Разнообразие  рельефа, климат. Реки и озера. Растительность тропических лесов. Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов. Животный мир. Население и государства. Бразилия. Аргентина. Перу.

Практические работы

•Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анды, реки Амазонка, Магелланова пролива. Нанесение изученных государств и их столиц.

•Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Евразия - величайший материк земного шара

Географическое положение. Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского океанов. Острова и полуострова.  Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии.

Реки и озера Европы. Реки и озера Азии.  Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. Население Евразии.

Культура и быт народов Европы и Азии.

меж предметные связи

•Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные (естествознание).

•Распад СССР, бывшие союзные республики - государства Ближнего Зарубежья. Охрана природы - всемирная проблема. Международные законы об охране природы (история).

 Практические работы

•Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракумы, Кызылкум), изученных государств Евразии и их столиц.

•Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

•Запись в тетради названий растений и животных.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

•Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;

•Особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения.

Учащиеся должны уметь:

•показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;

•определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.

8 класс

Введение. Мировой океан – 7 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Материки и части света на глобусе и карте

1

Работа с глобусом и картой полушарий

Умение наблюдать, сравнивать

Глобус, пояс

Уровень интереса к учебной деятельности

2

Мировой океан

1

Работа с картой

Расширение словарного запаса

Мировой океан

Уровень усвоения

3

Атлантический океан

1

Обозначение океана на контурной карте

Развитие познавательных способностей

Планктон

Уровень интереса к учебной деятельности

4

Северный Ледовитый океан

1

Работа с картой

Обучение логическим операциям

Торосы, айсберг, дрейфуют, батискафы

Уровень усвоения

5

Тихий океан

1

Работа с картой

Умение сравнивать, характеризировать

Шельфы, рифы, цунами

Определение уровня  обученности

6

Индийский океан

1

 Работа с картой

Коррекция памяти

Акваланги

Уровень интереса

7

Современное изучение Мирового океана

1

Работа с картой и таблицами

Коррекция внимания

Уровень усвоения материала

Африка – 11 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Африка.Географическое положение

1

Работа с картой

Обогащение словарного запаса

Моря, океаны, перешеек

Усвоение терминологии

2

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

1

Работа с контурной картой

Обучение логическим операциям

Оазис, пороги, водопады

Уровень усвоения темы

3

Растительность тропических лесов

1

Умение сравнивать

Лианы, ярусы

Уровень интереса

4

Животные тропических лесов

1

Умение анализировать

Качество усвоения материала

5

Растительность саванн

1

Работа с картой

Умение обобщать

Саванны

Уровень интереса

6

Животные саванн

1

Работа с картой

Коррекция памяти

Колония

Качество усвоения материала

7

Растительность и животные пустынь

1

Работа с картой

Коррекция внимания

Пустыня, барханы, самум

Владение терминологией

8

Население и государство

1

Работа с картой

Развитие познавательных способностей

Колония, этнические, конфликты

Качество усвоение материала

9.10

Государства и их столицы

2

Работа с картой

Развитие умению обобщать

Аграрная столица

Заочное путешествие в страны Африки

11

Обобщение

1

Викторина

Развитие познавательных способностей

Определение уровня  обученности

Австралия – 8 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Австралия. Географическое положение

1

Работа с контурными картами

Обогащение словаря географическими терминами

Риф, барьер, кораллы, Океания

Владение терминологией

2

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

1

Работа с картой

Развитие познавательной деятельности

Артезианский колодец

Качество усвоения материала

3

Растительный мир

1

Работа с картой

Коррекция восприятия

Мангровые леса

Качество усвоения материала

4

Животный мир

1

Работа с картой

Обогащение словарного запаса

Казуар, коала, сумчатые, вараны

Уровень интереса к учебной деятельности

5

Население

1

Работа с картой

Развитие умению обобщать

Коренное, пришлое

Качество речи

6.7

Города

2

Работа с картой

Работа над произношением трудных слов

Усвоение терминологии

8

Обобщение

1

Тестирование

Определение уровня  обученности

Антарктида – 5 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Антарктида. Географическое положение

1

Работа с контурной картой

Расширение словарного запаса

Айсберг, океанолог, оазис  

Уровень интереса к учебной деятельности

2

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями

1

Работа с картой

Развитие познавательного интереса

Колонии, нейтральный материк

Усвоение терминологии

3

Разнообразие рельефа, климат

1

Работа с картой

Коррекция памяти

Качество речи

4

Растительный и животный мир. Охрана природы

1

Работа с картой

Коррекция восприятия

Уровень усвоения материала

5

Современные исследования Антарктиды

1

Работа с картой

Коррекция процессов анализа и синтеза

Обсерватория

Уровень сформированности связной речи

Северная Америка – 10 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Открытие Америки

1

Работа с контурной картой

Развивать познавательную активность,

Топонимика,  пряности, пошлина, каравеллы

Уровень интереса к учебной деятельности

2

Северная Америка. Географическое положение

1

Работа с картой

Коррекция памяти

Качество речи

3

Разнообразие рельефа, климат

1

Работа с картой

Обогащение словаря

Торнадо, каньон

Уровень усвоения материала

4

Реки и озера

1

 Работа с картой

Работа с географическими терминами

Прерии

Качество речи

5

Растительный и животный мир

1

Работа с картой

Коррекция восприятия

Усвоение терминологии

6

Население и государство

1

Работа с картой

Коррекция внимания

Резервации

Уровень усвоения материала

7.8

Соединенные штаты Америки

2

Работа с картой

Работа над произношением трудных терминов

Бройлеры

Правильность применения терминологии

9

Канада

1

Работа с картой

Коррекция памяти

Уровень усвоения материала

10

Мексика. Куба

1

Работа с картой

Обогащение словаря

Качество речи

Южная Америка – 9 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Южная Америка. Географическое положение

1

Работа с контурной картой

Расширение словарного запаса

Лагуна

Уровень усвоения материала

2

Разнообразие рельефа, климат

1

Работа с картой

Развитие познавательной активности

Сельва, Анды, пампа

Уровень интереса к учебной деятельности

3

Реки и озера

1

Работа с картой

Коррекция воображения

Анчоусы

Качество речи

4

Растительность тропических лесов

1

Работа с картой

Обогащение словаря

Тропики, ярусы, лианы, экватор

Усвоение терминологии

5

Животные тропического леса

1

Работа с картой

Коррекция памяти

Качество речи

6

Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов

1

Работа с картой

Работа над произношением трудных терминов

Усвоение терминологии

7

Животные саванн, степей, пустынь и горных районов

1

Работа с картой

Коррекция внимания

Качество речи

8

Население и государство

1

Работа с картой

Коррекция восприятия

Уровень усвоения материала

9

Крупные государства, их столицы

1

Работа с картой

Коррекция процессов анализа и синтеза

Уровень сформированности связной речи

10

Обобщение

1

Развитие познавательной активности

Уровень усвоения материала

Евразия – 11 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Евразия. Географическое положение

1

Работа с контурной картой

Расширение словарного запаса

Евразия, части света, тайфуны

Уровень интереса к учебной деятельности

2

Очертание берегов. Острова и полуострова

1

Работа с картой

Работа над фразовой речью

Умение говорить такой речью

3

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы

1

Работа с картой

Развивать познавательную активность

Качество усвоения материала

4

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии

1

Работа с картой

Коррекция памяти

Уровень усвоения материала

5

Климат Евразии

1

Работа с картой

Работа над произношением трудных терминов

Правильность применения терминологии

6

Реки и озера Европы

1

Работа с картой

Коррекция внимания

Уровень интереса к учебной деятельности

7

Реки и озера Азии

1

Работа с картой

Коррекция восприятия

Уровень усвоения материала

8.9

Растительный  и животный мир Евразии

2

Работа с картой

Развитие познавательного интереса

Качество усвоения материала

10

Население Евразии

1

Работа с картой

Обогащение словарного запаса

Монархия

Уровень интереса к учебной деятельности

11

Культура и быт народов Евразии

1

Работа с картой

Коррекция процессов анализа и синтеза

Культура, быт

Уровень усвоения материала

9 класс

Государства Евразии (62 ч в год, 2 часа в неделю)

Учебно – тематическое планирование

Тема раздела

часы

Из них

практических работ

Из них экскурсии

1

Европа. Западная Европа

9

5

2

Южная Европа

6

3

3

Северная Европа

3

3

4

Восточная Европа

12

10

5

Центральная Азия

5

5

6

Юго-Западная Азия

8

6

7

Южная Азия

2

1

8

Восточная Азия

8

4

9

Юго-Восточная Азия

3

2

10

Россия

6

5

1

Резервные часы

Всего:

62

56

1

Политическая карта Евразии

Западная Европа

Великобритания: географическое положение, природа, экономика.  Великобритания: население, культура, обычаи и традиции. Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика.  Франция (Французская Республика): население, культура, обычаи и традиции. Германия (Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская Республика).  Швейцария (Швейцарская Конфедерация).

Южная Европа

Испания (Королевство Испания). Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская Республика): географическое положение, природа, экономика.  Италия (Итальянская Республика): население, культура, обычаи и традиции. Греция (Греческая Республика).

Северная Европа    

Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика).

Восточная Европа

Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария).  Сербия и Черногория. Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Республика Беларусь. Украина. Молдавия (Республика Молдова).

Центральная Азия

Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркмения (Туркменистан). Киргизия (Кыргызстан). Таджикистан (Республика Таджикистан).

Юго-Западная Азия

Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения). Турция (Республика Турция). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламское Государство Афганистан).

Южная Азия

Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика.  Индия (Республика Индия): население, культура, обычаи и традиции

Восточная Азия

Китай (Китайская Народная Республика). Китай (Китайская Народная Республика). Монголия (Монгольская Народная Республика). Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и  Республика Корея).  Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и  Республика Корея). Япония: географическое положение, природа, экономика. Япония: население, культура, обычаи и традиции

Юго-Восточная Азия

Таиланд. Вьетнам. Индонезия.

Россия

Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии. Сухопутные и морские границы России (повторение). Административное деление России (повторение). Столица, крупные города России.

Практические  работы

•        Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.

•        Нанесение границы Европы и Азии.

•        Составление альбома «По странам и континентам».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

•        Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;

•        Границы, государственный строй и символику России;

•        Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях; медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

Учащиеся должны уметь:

•        находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;

•        по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;

•        показывать Россию на политических картах мира и Евразии;

•        находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);

•        давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

•        называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

•        правильно вести себя в природе.

9 класс

Государство Евразии. Западная Европа – 9 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Политическая карта Евразии. Государства.

1

Работа с контурной картой

Расширение словарного запаса

Регионы

Уровень интереса к учебной деятельности

2

Великобритания: географическое положение, природа, экономика

1

Работа с картой

Расширение словарного запаса

Бухта, монархия, фермер,  

Уровень интереса к учебной деятельности

3

Великобритания: население, культура, обычаи и традиции

1

Работа с картой

Коррекция памяти

Колония, килт, резиденция,

папахи, оратор

Качество усвоения материала

4

Франция  (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика

1

Работа с картой

Умение говорить фразовой речью

Уровень усвоения

5

Франция: население, культура, обычаи и традиции

1

Работа с картой

Расширение словарного запаса

Средневековье, католический, эмигранты

Качество усвоение материала

6

Германия (Федеративная Республика Германия)

1

Работа с картой

Коррекция внимания

Верфь, концерны, федеративная, землями, диалект, Ратуша

Качество усвоение материала

7

Австрия (Австрийская Республика)

1

Работа с картой

Познавательная деятельность в ходе работы с картой

 

Определение уровня обученности

8

Швейцария (Швейцарская Конфедерация)

1

Работа с картой

Коррекция внимания

Конфедерация

Качество усвоение материала

9

Обобщающий урок

1

Викторина

Уровень усвоения

Южная Европа – 6 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Испания (Королевство Испания)

1

Работа с картой

Развитие умения реально оценивать свои знания

Коррида, сиеста, фасад

Качество усвоения материала

2

Португалия (Португальская Республика)

1

Работа с картой

Развитие аналитических умений

Уровень усвоения знаний по теме

3

Италия (Итальянская Республика): географическое положение, природа, экономика

1

Работа с картой

Расширение словарного запаса

Легкая промышленность

Качество устной речи

4

Италия: население, культура, обычаи и традиции

1

Работа с картой

Коррекция внимания

Определение уровня обученности

5

Греция (Греческая Республика)

1

Работа с картой

Коррекция памяти

Аренда, античность,

Уровень усвоения

6

Обобщающий урок

1

Тестирование

Определение уровня обученности

Северная Европа – 3 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Норвегия. (Королевство Норвегия)

1

Работа с картой

Работа над произношением трудных терминов

Фьорд

Уровень усвоения знаний по теме

2

Швеция. (Королевство Швеция)

1

Работа с картой

Коррекция восприятия

Усвоение терминологии

3

Финляндия (Финляндская Республика)

1

Работа с картой

Развитие аналитических умений

Качество усвоения материала

Восточная Европа – 12 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Польша (Республика Польша)

1

Работа с картой

Расширение словарного запаса

Дюна, Пуща, костелом, ЮНЕСКО

Уровень усвоения темы

2

Чехия (Чешская Республика)

Словакия (Словацкая Республика)

1

Работа с картой

Развитие познавательного интереса

Порог,

Уровень интереса

3

Венгрия (Венгерская Республика)

1

Работа с картой

Развитие интереса

Уровень усвоения

4

Румыния (Республика Румыния)

 Болгария (Республика Болгария)

1

Работа с картой

Коррекция памяти

Дельта, орошаемые земли, кириллица

Уровень интереса

5

Сербия. Черногория

1

Работа с картой

Развитие зрительной памяти

 

Качество усвоения материала

6

Эстония (Эстонская Республика)

1

Работа с картой

Коррекция восприятия

Валуны, корабельные сосны, хутор

Уровень усвоения

7

Латвия (Латвийская Республика)

1

Работа с картой

Развитие интереса

Этнография

Уровень интереса

8

Литва (Литовская Республика)

1

Работа с картой

Развитие внимания

Уровень усвоения

9

Республика Беларусь

1

Работа с картой

Расширение словарного запаса

Качество усвоения материала

10

Украина

1

Работа с картой

Умение сравнивать, характеризовать

Тяжелая промышленность, импорт

Уровень усвоения темы

11

Молдавия (Республика Молдова)

1

Работа с картой

Обогащение словарного запаса

Уровень усвоения материала

12

Обобщающий урок

1

Тестирование

Определение уровня обученности

Центральная Азия – 5 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Казахстан (Республика Казахстан)

1

Работа с картой

Обогащение словарного запаса

Юрта, отара, кумыс, домбра, аул, чабан, арык

Уровень интереса к учебной деятельности

2

Узбекистан (Республика Узбекистан)

1

Работа с картой

Коррекция памяти

Поливные земли, каракуль, кокон, мечеть, медресе, изразцы  

Уровень усвоения

3

Туркменистан

1

Работа с картой

Коррекция внимания

Грунтовые воды, оазис, паранджа

Качество усвоения материала

4

Киргизия (Кыргызская Республика)

1

Работа с картой

Коррекция восприятия

Усвоение терминологии

5

Таджикистан (Республика Таджикистан)

1

Работа с картой

Умение сравнивать, характеризовать

Кишлак, чайхана, сейсмоопасная зона

Уровень усвоения темы

Юго-западная Азия – 8 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Грузия

1

Работа с картой

Развитие зрительной памяти

Фуникулер,

Уровень понимания

2

Азербайджан (Азербайджанская Республика)

1

Работа с картой

Развитие познавательного интереса

Резервуар

Уровень сформированности связной речи

3

Армения (Республика Армения)

1

Работа с картой

Коррекция памяти

Минеральные источники, предание, терраса, геноцид

Качество усвоения материала

4

Турция (Турецкая Республика)

1

Работа с картой

Расширение словарного запаса

Ислам, миф,

Определение уровня обученности

5

Ирак (Республика Ирак)

1

Работа с картой

Коррекция речи, памяти

Саман, паломничество  

Уровень понимания

6

Иран (Исламская Республика Иран)

1

Работа с картой

Развитие познавательного интереса

Качество усвоения материала

7

Афганистан (Исламская Республика Афганистан)

1

Работа с картой

Коррекция познавательного интереса

Намаз, шатер

Уровень усвоения материала

8

Обобщающий урок

1

Брейн-ринг

Уровень усвоения материала

Южная Азия – 2 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика

1

Работа с картой

Коррекция познавательной деятельности

Уровень усвоения материала

2

Индия: население, культура, обычаи и традиции

1

Работа с картой

Коррекция внимания

Сари, вегетарианец

Качество усвоения материала

Восточная Азия – 8 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Китай (Китайская Народная Республика): географическое положение, природа, экономика

1

Работа с картой

Умение сопоставлять, анализировать

Уровень понимания

2

Китай: население, культура, обычаи и традиции

1

Работа с картой

Коррекция внимания

Иероглиф, циновка, амбразура

Качество усвоения материала

3

Монголия

1

Работа с картой

Коррекция познавательной деятельности

Уровень усвоения материала

4.5

Корея (КНДР)

2

Работа с картой

Коррекция внимания

Качество усвоения материала

6

Япония: географическое положение, природа, экономика

1

Работа с картой

Развитие познавательного интереса

Тайфун,

Уровень усвоения материала

7

Япония: население, культура, обычаи и традиции

1

Работа с картой

Умение сопоставлять, анализировать

Татами, икебана

Уровень понимания

8

Обобщающий урок

1

Тестирование

Уровень усвоения материала

Юго-восточная Азия – 3 часа

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Таиланд (Королевство Таиланд)

1

Работа с картой

Расширение словарного запаса

Уровень усвоения знаний по теме

2

Вьетнам. Индонезия

1

Работа с картой

Развитие навыков анализа и синтеза

Пагода

Качество усвоения материала

3

Обобщающий урок

1

Тестирование

Определение уровня обученности

Россия – 6 часов

Тема

Час

Практическая работа

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Россия. Границы России

1

Работа с картой

Умение сопоставлять, анализировать

Береговая линия

Определение уровня обученности

2

Россия (Российская Федерация)-крупнейшее государство Евразии

1

Работа с картой

Развитие зрительной памяти

ТЭС, ГЭС, АЭС

Качество усвоения материала

3

Административное деление России

1

Работа с картой

Обогащение словарного запаса

Края

Усвоение материала

4.5

Столица, крупные города

2

Работа с картой

Обогащение словарного запаса

Транспортный узел

Усвоения материала

6

Обобщающий урок

1

Викторина

Определение уровня обученности

Литература

1.        Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина  Начальный курс физической географии. 6кл.Изд. «Просвещение» 2005

2.        Лифанова Т.М.Н.Б.Пшеничная, Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии, М. «Просвещение» 2001г.

3.        Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина  География России. 7кл.Изд. «Просвещение» 2005

4.        Лифанова Т.М.,Рабочая тетрадь по физической географии России 7 класс, М. «Просвещение» 1999 г.

5.        Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина  География материков и океанов. 8кл.Изд. «Просвещение» 2005г.

6.        Т.М.Лифанова Рабочая тетрадь по географии материков и океанов,М. «Просвещение» 2005г.

7.        А.Ю.УкраинцеваН.Т.Козлова  География. Государства Евразии 9кл.Изд. «Классик Стиль» 2005г.

8.        Программы специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений VIII вида» М. «Владос»2000г

9.        «Методика преподавания физической географии частей света» А.А.Ефимова., В.А.Коринская.   М - 1957г.

10.        « Учебно - методическое пособие по географии для учителя» Н.А. Никитина, М. «ВАКО» 2008г.

11.        «Практические работы по географии» Л. А. Богданова М - 1985г.

12.        «По страницам занимательной географии» кн. для учащихся 6 - 9 кл. Г.П. Пивоварова. М. « Просвещение» 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География. Землеведение» 6 класс

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География. Землеведение» 6 класс к учебнику В. П. Дронова и др. Планирование рассчитана на 2 часа в неделю и 68 часов в год....

Рабочая программа по учебному курсу "География Алтая" 8 класс

Рабочая программа по учебному курсу "География Алтая" 8 класс...

Рабочие программы учебного курса "География"

Рабочие программы имеют: планируемые предметные результаты освоения учебнго предмета, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование и сроки выполнения практической части рабочей п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) ГЕОГРАФИЯ 6-9 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Рабочая программа  по географии 6-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной от...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «География России. 8 класс» базовый уровень

Данная программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".Федерального государственного стандарта основного общег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ГЕОГРАФИЯ 5-10 КЛАССЫ

Аннотация к рабочей программе по географии в 5-10 классахРабочая программа по учебному предмету география разработана в соответствии с нормативными актами:-...