Методические приемы использования мультимедиа на уроках географии
статья по географии на тему

Методические рекомендации использования мультимедиа на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приемы использования мультимедиа на уроках географии

Можно использовать следующие методические приемы:

  1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс; остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
  2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
  3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
  4. Выступление школьников с мультимедийной  презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Этапы информатизации преподавания предмета:

  1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.
  2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
  3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью специальных компьютерных программ.
  4. Применение метода учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие их в дистанционных олимпиадах и конференциях.
  5. Поиск системы, создание методической системы, органично включающей все пройденные этапы.

Проектирование уроков географии с использованием ИКТ

  Работа учителя географии в компьютерной технологии включает в себя несколько функций.

  1. Функция организации учебного процесса на уровне класса в целом и учебного предмета. При этом учителю необходимо выстраивать график учебного процесса, проводить внешнюю диагностику, организовывать итоговый контроль.
  2. Функция организации внутриклассной активизации и координации, расстановки рабочих мест, проведения инструктажа, управления внутриклассной сетью.
  3. Функция индивидуального  наблюдения за учащимися, оказание помощи, контакт с ребенком, организация коммуникативных взаимодействий. С помощью компьютера достигаются индивидуальные линии обучения.
  4. Функция подготовки компонентов информационной среды ( различные виды учебного демонстрационного оборудования, виртуальные наглядный пособия), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Компьютерная грамотность в этом случае рассматривается как особая часть содержания компьютерной технологии. Она требует от учителей и учащихся активного, поступательного процесса информатизации обучения.

Содержание структуры компьютерной грамотности включает следующие элементы основных, или базовых, знаний при условии выравния общей степени обученности всех участников процесса автоматизации.

Это знание:

  1. основных понятий информатики и вычислительной техники;
  2. принципиального  устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
  3. современных операционных систем операционных средств и владение их основными командами, функциями.

Основное педагогическое понятие: педагогическая или методическая технология может быть использована при соблюдении нескольких условий.

Говорить о новой информации технологии обучения можно только в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии ( предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность).

Она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоритически и (или) практически решены. Говорить о компьютерной технологии можно только в том случае, если средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

Следует добавить, что недостаточно просто овладеть новой информационной технологией.  Необходимо наиболее эффективно использовать те обучающие и воспитывающие возможности в рамках предметной деятельности учителя географии, которые могут в какой-то мере обеспечить решение указанных выше задач.

Методические материалы ИКТ, используемые в практике работы учителя географии

Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показывает, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые могут эффективно применяться при проектировании уроков географии. К таким объектам относятся:

  • видеофрагменты – позволяющие наглядно показать географические объекты, процессы, явления, которые невозможно показать другими методами.
  • цифровые фотографии  - позволяющие изучить природу нашей планеты
  • аудиоинформация-  это пояснения, при помощи которых возможно сопровождение лекций и уроков.
  • компьютерные тесты нужны для отработки учебных умений, контроля качества знаний и уровня сформированности умений.

Представленные на интернет-сайтах материалы могут быть использованы на различных этапах учебного занятия, при подготовке к урокам и на различных этапах урока, составлять основу для отработки у учащихся разнообразных познавательных умений.

Литература:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е. С. Полат и др. М.: Академия, 2000

2. Современный урок. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005.

3.Портфолио учителя географии/ авт. Сост. М.М. Гуменюк.- Волгоград: Учитель, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы использования СОТ на уроках географии

Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....

Использование мультимедиа на уроках английского языка.

Преподавание английского языка с использованием современных цифровых образовательных ресурсов....

Использование методов и приемов развивающего обучения на уроках географии в 8 классе

Применение технологии развивающего обучения на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения спосо...

Методические приемы использования раздаточного материала на уроках иностранного языка.

Применение раздаточного материала и опорных конспектов на уроке иностранного языка позволяет существенно экономить время урока, поддерживать познавательный интерес обучаемых на занятии, стимулировать ...

Методические приемы использования лингвокультурологического компонента на уроках русского языка и литературы.

В статье представлен опыт работы учителя по использованию лингвокультурологического компонента на уроках русского языка и литературы,дается описание различных методических приемов и способов.Особое вн...