Календарно тематическое планирование по географии России. 8 класс.
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему

Низамова Альфия Ханифовна

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Календарно-тематическое планирование по географии за курс  8 класса.

   Тема урока

Кол-во часов

Тип   урока

Наглядные пособия к  уроку

       Требования к  уровню подготовки      обучающихся

Домашнее задание

Дата прохождения по плану

фактически

1

Введение.

Что изучает география России.

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации.

1

Вводный урок

Карта «Российская Федерация»

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения  географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.

С. 3-5

                                                                                   Модуль 1     (12 час).

                                                                Тема 1.  Наша Родина на карте мира (4 часа)

2

Географическое положение России.

Виды и уровни географического положения России.

1

Урок изучения нового материала

Карта «Российская Федерация»

Понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы.

§ 1,

С.6-13

3

Сравнение географического положения России и положения других государств.

Особенности географического положения России.

Практическая работа №1.

Характеристика географического положения Россию Сравнение географического положения России с географическим положением других стран.

1

15 мин.

Урок актуализации знаний и умений

Политическая карта мира. Атлас и контурная карта.

Знать специфику географического положения России.

§ 1,

С.6-13

история

4

Экономико-   и транспортно-географическое положение России. Соседи России.

Особенности географического положения России

1

Урок изучения нового материала

Знать специфику географического положения России.

конспект

5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

Особенности географического положения России.

1

Урок обобщающего повторения

Карта «Российская Федерация»

Знать связь между географическим положением и хозяйством страны. Уметь описывать объект

конспект

история

                                         Тема 2.   Границы и административно-территориальное устройство России (8 часов)

6

Государственная территория России.

Территория и акватория.

1

Урок изучения нового материала

Карта «Российская Федерация»

Знать понятие «государственная территория». Уметь находить информацию для изучения территории.

конспект

история

7

Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория.

1

Урок актуализации знаний и умений

Знать связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны.

конспект

обществознание

8

Государственные границы России. Типы и виды российских границ.

1

Урок актуализации знаний и умений

Карта «Российская Федерация»

Знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры.

конспект

9

Сухопутные и морские границы России.

Недра, континентальный шельф, экономическая зона РФ.

1

Комбинированный урок

Знать понятия: территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства.

Уметь показывать  границу России и называть соседние страны.

§ 2,

С.14-21

10

Россия на карте часовых поясов.

Часовые пояса.

Практическая работа №2.

Определение поясного времени для разных пунктов России.

1

20 мин.

Комбинированный урок

Карта «Часовые зоны».

Знать в каких часовых поясах лежит Россия.

Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

§ 3,

С.21-25

11

Этапы и методы географического изучения территории.

История освоения и изучения территории России.

Практическая работа №3.

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

1

15 мин.

Комбинированный урок

Знать результаты географических открытий.

Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках.

§ 4,

С.25-31

история

12

Особенности административно-территориального  устройства России.

Административно-территориальное и политико-административное деление.

Практическая работа №4.

Анализ карт административно-территориального  и политико-административного деления страны.

1

15 мин.

Урок изучения нового материала

Карта «Российская Федерация»

Знать специфику административно-территориального устройства РФ.

Уметь анализировать карту.

конспект

история

13

Обобщение по разделу «Россия на карте мира».

Особенности географического положения России. Территория и акватория. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф. Экономическая зона РФ. Часовые пояса.

1

Урок обобщающего повторения

Знать объекты, связанные с географическим положением, определять специфику географического положения и административно-территориального устройства.

                                                                       Раздел 1. Природа России (26 часов).        

                                                                                         Модуль 2   (14 часов).

                                                           Тема 1.1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые ( 7 часов).

14

Геологическая история и геологическое строение территории России.

Особенности геологического строения, Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической  истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Практическая работа №5.

Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология».

1

15 мин.

Урок изучения нового материала

Физическая карта России

Знать основные геологические эры, тектонические структуры,  сейсмические опасные территории.

Уметь показывать их на карте и объяснять  причины такого размещения.

конспект

15

Рельеф России.

Распространение крупных форм рельефа.

Практическая работа №6.

Анализ физической карты России.

1

20 мин.

Комбинированный урок

Физическая карта России.

Атлас и к/к

Знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины.

Уметь показывать на карте эти объекты.

§ 5,

С.34-37

16

Как и почему изменяется рельеф России.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма.

1

Комбинированный урок

Физическая карта России

Понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа.

Уметь приводить примеры.

§ 5,

С.34-37

17

Стихийные  природные явления в литосфере.

Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.

1

Актуализация знаний и умений

Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой.

Уметь объяснять существенные признаки явлений.

§ 6,

С.38-43

18

Человек и литосфера.

Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения  месторождений  полезных ископаемых. Минеральные  ресурсы и проблемы их рационального использования.

Практическая работа №7.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

1

15 мин.

Актуализация знаний и умений

Знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.

Уметь определять местоположение этих объектов на карте.

конспект

19

Проявление закономерностей формирования  рельефа и его современного развития на примере своего региона.

Особенности геологического строения, крупных форм рельефа и полезных ископаемых вашего региона.

Практическая работа №8.

Используя атласы вашего региона описать рельеф области по типовому плану.

1

15 мин.

 Комбинированный урок

Физическая карта России

Понимать закономерности природных явлений.

Уметь сопоставлять карты разного содержания.

§ 8

С.49-55

20

Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».

1

Урок обобщающего повторения

Знать основные положения темы.

                                                                       Тема 1.2. Климат и климатические ресурсы (7 часов).

21

Факторы, определяющие климат России. Циклоны и антициклоны.

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

1

Урок изучения нового материала

Карта «Климатические пояса и области мира»

Знать факторы, определяющие климат России.

Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов.

§ 9,

С.57-63

22

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Практическая работа №9.

Анализ климатической карты.

1

20 мин.

Урок исследование

Карта «Климатические пояса и области мира»

Понимать закономерности распределения тепла и влаги.

Уметь анализировать карты.

§ 10,

С.63-66

23

Сезонность климата.

Сезонность климата. Чем она обусловлена.

1

Урок актуализации знаний и умений

Карта «Климатические пояса и области мира»

Знать понятие «сезонность».

Уметь использовать знания для фенологических наблюдений.

§10,

С.66-68

24

Типы климатов России.

Факторы их формирования,  климатические пояса.

Практическая работа №10.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

1

15 мин.

Урок актуализации знаний и умений

Карта «Климатические пояса и области мира»

Знать характеристику типов климатов.

Уметь составлять прогноз погоды.

§ 10, С.68-72

25

Комфортность (дискомфортность) климатических условий.

Степень благоприятности природных условий.

Практическая №11.

Оценка основных климатических показателей одного из региона страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.

1

15 мин.

Урок исследование

Карта «Климатические пояса и области мира»

Знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий.

Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

§ 11,

С.72-75

26

Климат и человек.

Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления.

1

 Комбинированный урок

Знать: неблагоприятные явления, о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Уметь приводить примеры и объяснять причины явлений.

§ 11,

С.72-75

27

Обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы».

1

Урок обобщающего повторения

Знать основные положения темы.

                                                                               Модуль 3    ( 12 часов).

                                                                   Тема 1.3. Внутренние воды  и водные ресурсы (5часов).

28

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим,  расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Практическая работа №12.

Анализ карты «Водные ресурсы»

1

15 мин.

Урок изучения нового материала

Карта «Российская Федерация».

Атлас и к\к.

Знать особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки.

Уметь показывать объекты на карте, распределение рек по бассейнам океанов.

§ 12, с.77-84

29

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Практическая работа №13.

Объяснение закономерностей размещения   разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости  от рельефа и климата.

1

15 мин.

Урок актуализации знаний и умений

Карта «Российская Федерация».

Атлас и к\к.

Знать основные географические понятия.

Уметь показать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.

§ 13,

С.84-89

30

Водные ресурсы и человек.

Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны.

Практическая работа №14.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогнозов и их использование.

1

15 мин.

Урок актуализации знаний и умений

Карта «Российская Федерация».

Атлас.

Знать меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений.

§ 14,

С.89-92

31

Внутренние воды и водные ресурсы вашего региона.

Практическая работа №15.

Оценка обеспеченности внутренними водами и водными ресурсами своего региона.

1

15 мин.

 Комбинированный урок

Карта «Российская Федерация».

Атлас.

Знать особенности вод своего региона,  бассейны, режим, использование.

Уметь объяснять их размещение.

конспект

32

Обобщение по теме «Внутренние воды».

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности из размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.

Практическая работа №16.

Нанесение на контурную карту географических объектов по теме.

1

20 мин.

Урок обобщающего повторения

Знать основные положения темы.

                                                                    Тема 1.4. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа).

33

Образование почв и их разнообразие.

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения.

1

Урок изучения нового материала.

Физическая карта России.

Знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв.

Уметь объяснять существенные признаки почв.

§ 15,

С.93-97

Биология

34

Закономерности распространения почв.

Размещение основных видов почв.

Практическая работа №17.

Анализ почвенной карты.

1

15 мин.

 Комбинированный урок

Физическая карта России.

Знать закономерности распространения почв, уметь анализировать карту почв.

§ 16,

С.98-100

Биология

35

Почвенные ресурсы России.

Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв.

1

Урок актуализации знаний и умений

Физическая карта России.

Знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель.

Уметь приводить примеры.

§ 17,

С.100-104

Биология

36

Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы».

Почвы и почвенные ресурсы. Размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв.

1

Урок обобщающего повторения

Физическая карта России.

Знать основные положения темы.

Биология

                                                    Тема 1.5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа).

37

Растительный и животный мир России.

Видовое разнообразие, факторы определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России.

Практическая работа№18.

Анализ карт «Растительность», «Животный мир».

1

20 мин.

Урок изучения нового материала.

Атлас.

Знать растительный и животный мир России, видовое разнообразие, факторы, определяющие облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России.

Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов.

§ 18,

С.105-112

Биология

38

Биологические ресурсы. Меры по охране растительного и животного мира.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Практическая работа №19.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природы.

1

15 мин.

Урок изучения нового материала.

Знать понятия «биологические ресурсы» и меры по их охране.

Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.

§ 19,

С.112-115

Биология

39

Итоговый урок.

1

Урок обобщающего повторения

                                                           Раздел 2.  Природные комплексы России   (  25 часов)

                                                                                Модуль 4  ( 9 часов).

                                                            Тема 2.1. Природное районирование (9часов).

40

Разнообразие природных комплексов. Формирование природных комплексов (ПТК) как результат длительного развития географической  оболочки. Моря как крупные  ПК.

Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России.

1

Урок изучения нового материала

Карта «Российская Федерация»

Знать понятия ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России.

Уметь объяснять разнообразие природных и антропогенных комплексов.

§ 21, 22

С.124-129

41

Природно-хозяйственные зоны России.

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах.

1

Урок актуализации знаний и умений

Карта «Российская Федерация»

Знать, что такое природнохозяйствен-ные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах.

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.

§ 23,

С.129-132

 42

Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

1

Урок путешествие

Знать характеристику арктических пустынь, тундр,  лесотундр. Природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы.

Уметь составлять  краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.

§ 23,

С.132-135

43

Леса.

Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы.

1

Урок путешествие

Знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса.

Уметь объяснять причину их различия.

§ 24,

С.135-139

44

Лесостепи, степи и полупустыни, пустыни.

Характеристика лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

1

Урок путешествие

Знать характерные черты лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, их хозяйственное использование и экологические проблемы.

Уметь объяснять их существенные признаки.

§ 24,

С.135-139

45

Высотная поясность.

От чего зависит набор высотных поясов.

1

 Комбинированный урок

Знать понятие «высотная поясность».

Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.

§ 26,

С.144-148

46

Особо охраняемые природные территории.

Заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы.

Практическая работа №20.

Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»

1

15 мин.

Урок актуализации знаний и умений

Знать заповедники России.

Уметь показывать их на карте.

47

Природные зоны вашей области. Экологические проблемы этих зон.

Практическая работа №21.

Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану.

1

Комбинированный урок

Знать специфику природы своего края.

Уметь использовать приобретенные знания.

48

Обобщение по теме «Природное районирование».

Природно-территориальные комплексы. Уровни ПТК. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые территории.

1

Урок обобщающего повторения

Знать специфику природно-хозяйственных зон России.

Уметь объяснить существенные признаки природных зон,  их экологические проблемы.

                                                                                            Модуль 5   ( 16 часов).

                                                                        Тема 2.2. Природа регионов России (16 часов)

49

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

1

Урок изучения нового материала

Знать основные положения урока.

Уметь  определять особенности географического  положения, состав и особенности природы; объяснять зависимость природы от географической широты; зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития животного и растительного мира; характеризовать природные ресурсы и их роль в жизни человека.

§ 27,

С.151-157

50

Природные комплексы Русской равнины.

1

комбинированный

Характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы региона.

§ 28,

С.158-165

51

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

1

комбинированный

Характеризовать природные ресурсы и их роль в жизни человека.

§ 29,

С.166-170

52

Кавказ – самые высокие горы России.

1

Урок актуализации знаний и умений

Знать основные положения урока.

Уметь: определять особенности географического  положения, состав и особенности природы; объяснять зависимость природы от географической широты; зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития животного и растительного мира; характеризовать природные ресурсы и их роль в жизни человека

§30,

С. 170-178

53

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

 Комбинированный урок

Знать основные положения урока. Уметь отвечать на вопросы, делать выводы.

§ 31,

С.178-181

54

Урал – «Каменный пояс Русской земли»

1

Урок актуализации знаний и умений

Знать основные положения урока.

Уметь  определять особенности географического  положения, состав и особенности природы; объяснять зависимость природы от географической широты; зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития животного и растительного мира; характеризовать природные ресурсы и их роль в жизни человека

§ 32,

С.181-186

55

Своеобразие природы Урала.

1

Комбинированный урок

Знать основные положения урока. Уметь отвечать на вопросы, делать выводы

§ 33,

С.187-192

56

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1

комбинированный

Знать основные положения темы. Уметь анализировать карту.

§ 34,

С.192-197

57

Западно-сибирская  равнина: особенности природы.

1

Урок изучения нового материала

Знать основные положения темы.

Уметь  определять особенности географического  положения, состав и особенности природы; объяснять зависимость природы от географической широты; зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития животного и растительного мира; характеризовать природные ресурсы и их роль в жизни человека

§ 35,

С.197-204

58

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

ГП. Состав территории, история освоения.

1

Урок актуализации знаний и умений

Знать основные положения темы, уметь анализировать карту.

§ 37,

С.208-215

59

Природные районы Восточной Сибири.

1

Урок актуализации знаний и умений

Знать основные положения темы, уметь анализировать карту.

§ 38,

С.215-225

60

Жемчужина Сибири – Байкал.

1

Урок актуализации знаний и умений

Знать основные положения темы, анализировать, отвечать на вопросы.

§ 39,

С.225-229

61

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1

Урок актуализации знаний и умений

Знать основные положения темы, анализировать, отвечать на вопросы.

§ 40,

С.229-234

62

Дальний Восток – край контрастов.

ГП. Состав территории, история освоения.

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь: определять особенности географического  положения, состав и особенности природы; объяснять зависимость природы от географической широты; зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития животного и растительного мира; характеризовать природные ресурсы и их роль в жизни человека

§ 41,

С.235-238

63

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

1

Урок актуализации знаний и умений

Знать основные положения темы, анализировать, отвечать на вопросы.

§ 42,

С.238-247

64

Природа регионов России

1

Урок систематизации и обобщения знаний.

Знать особенности природы регионов России.

Уметь объяснить существенные признаки регионов,  их экологические проблемы.

                                                                             Раздел 3. Человек и природа (4 часа)

                                                                                 Модуль 6  ( 4 часа).

65

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

1

Урок изучения нового материала

Знать законы об охране природы;

Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека.

§ 44,

С.256-261

обществознание

66

Воздействие человека на природу.

1

Урок актуализации знаний и умений

Знать   антропогенное воздействие на природу.

Уметь   участвовать в мероприятиях по охране природы.

§ 45,

С.262-267

обществознание

67

Рациональное природопользование.

1

Урок актуализации знаний и умений

Знать примеры рационального природопользования; памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Уметь:  объяснять роль географической науки в рациональном природопользовании; анализировать географические карты России;

§ 46,

С.267-271

68

Экологическая ситуация в России.

1

Урок актуализации знаний и умений

Знать основные экологические проблемы страны.

Уметь анализировать пути решения   экологических проблем .

§ 47,

С.271-278

Обществознание

69/70

Резерв

2

ИТОГО

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия"

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия". УМК "Полярная звезда"...

Календарно-тематическое планирование курса «География России. 8 класс. Сферы»

Календарно-тематическое планирование курса «География России. 8 класс. Сферы»...

Календарно-тематическое планирование по географии России 8 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский.

В данном документе дана следущая информация: 1. Название раздела, темы урока. 2. Вид урока. 3. Элемеенты образовательного минимального образования.  4. Требования к уровню подготовки обчающихся. ...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина

Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»

·         Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...