погода
методическая разработка по географии (6 класс) по теме


Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Погода»

Раздел: Атмосфера

Форма урока: объяснение нового материала с использованием презентации Power Point

 

Оборудование:

Компьютер, проектор, календарь погоды, учебник, тетради.

Ход урока

  1. Орг. момент

- Сегодня мы продолжим говорить об атмосфере и познакомимся с новой темой, название которой вы узнаете, разгадав ребус (слайд 1) (после отгадки щелчок мыши)

  1. Опрос домашнего задания

- Какую оболочку Земли вы изучаете?

– Перечислите элементы состояния атмосферы.

– Что такое атмосферное давление? Как и почему оно изменяется?

– Можно ли при помощи барометра-анероида определить высоту полета самолета? Как?

– Как и почему изменяется температура воздуха с высотой?

– Над Белым морем температура ниже, чем над Вологдой. Откуда дует ветер?

– От каких причин зависит содержание водяного пара в атмосфере?

Задание: “Удивительное растение”.

В африканской пустыне Намиб есть растение – вельвичия. (слайд 2) Похоже оно на цветок с огромными лепестками. Но это листья. Ими оно впитывает влагу из воздуха, собирая росу после холодной ночи. Откуда влага в воздухе или роса в пустыне?

Заслушивание проектов детей по способам использования ветра в нашей местности.

Выполнение теста.

Вариант 1.

Количество баллов

№ вопроса

Вопросы

1

1

1

1

1

1

2

3

4

5

Главная причина образования ветра:

а) плотность воздуха

б) подстилающая поверхность

в) неравномерное распределение атмосферного давления

г) разная влажность

д) разные участки земной поверхности

 Область высокого давления – это:

А) испарение

Б) увлажнение

В) антициклон

Г) циклон

Д) атмосферный фронт

Дайте определение понятия ветер

Назовите время суток, если ветер дует с моря на сушу

Ветер, который образуется на берегу моря или реки и меняет своё направление в течение суток, называют …

А) ураган

Б) бриз

В) муссон

Г) шторм

2

6

7

Какой ветер более сильный? Почему?

Составьте из звеньев причинно-следственную цепочку:

а) воздух поднимается вверх;
б) охлаждение воздуха.
в) образование облаков;
г) высокая температура;

Объясните своё решение

3

8

Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра. Объясните своё решение:

А) образование ветра

Б) разница в нагревании моря и суши

В) разница в давлении

Вариант 2.

Количество баллов

№ вопроса

Вопросы

1

1

1

1

1

1

2

3

4

5

Ветер, меняющий своё направление 2 раза в сутки:

А) бриз

Б) восточные ветры

В) муссоны

Г) западные ветры

Д) пассаты

Контактные зоны между воздушными массами, достигающие ширины в несколько км, называют:

А) атмосферным фронтом

Б) антициклоном

В) коэффициентом увлажнения

Г) воздушными массами

Д) циклоном

Область низкого давления – это:

А) испарение

Б) атмосферный фронт

В) циклон

Г) антициклон

Д) увлажнение  

Назовите время суток, если ветер дует с суши на море.

Главная причина образования ветра:

а) плотность воздуха

б) подстилающая поверхность

в) неравномерное распределение атмосферного давления

г) разная влажность

д) разные участки земной поверхности

2

6

7

Какой ветер более слабый? Почему?

Составьте из звеньев причинно-следственную цепочку:

а) воздух поднимается вверх;
б) высокая температура;
в) образование облаков;
г) охлаждение воздуха.

Объясните своё решение.

3

8

Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра. Объясните своё решение:

А) образование ветра

Б) разница в нагревании моря и суши

В) разница в давлении

3. Новая тема

 – Многие известные поэты в своё время описывали явления в атмосфере Послушайте отрывки из некоторых:

“Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...”.

А.С. Пушкин

“Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады над нашим домом…”.

Н.М. Рубцов

– Ребята, какой слой атмосферы описан в стихах поэтов?

- Значит погода – это состояние тропосферы. Достаточно знать только это? Например: сегодня в Кустанае + 7о, а в Лисаковске +5о. А сейчас понятие полное? В течение прошлой недели погода была одинаковая?

- Так что же такое погода?

 Погода – это состояние тропосферы в определённое время в определённом месте. (слайд 3)

– Сейчас проведем небольшое исследование. Пользуясь данными календаря погоды (слайд 4) за 5-8  января 2007 года, сделайте вывод о состоянии погоды. (слайд 5)

Дата

5 января

6 января

7 января

8 января

Температура
Ветер
Облачность
Осадки
Атмосферное давление (мм. рт. ст.)

– 6о
С-З
ясно

759

– 7о
С-З
переменно
-

760

- 9о
С-З
переменно-

757

-10о
З
переменно-
756

- Что изменилось?

- Что оказалось общим?

- Известный американский писатель Марк Твен писал: “Если вам не нравится погода, то подождите немного”. Как вы думаете почему? (Она изменяется)

-  Выберите из перечисленного главную причину этих изменений: (слайд 6)

1. Высота солнца над горизонтом.
2. Ветер.
3.
Перемещение воздушных масс.
4. Атмосферное давление.
5. Температура воздуха.
 

– Это перемещение воздушных масс.

- Как вы понимаете понятие воздушные массы?

Воздушные массы – это большие объёмы воздуха, отличающиеся друг от друга следующими свойствами: температура, влажность, прозрачность.

 - Какими свойствами характеризуются воздушные массы?

-  Какие они бывают по температуре? По влажности?

- От чего зависит это? Кроме того, они могут быть морские или континентальные. В чем между ними разница?

-  А также, в зависимости от того, где сформировались воздушные массы, их разделяют ещё на 4 группы. Откройте учебник на стр. 95 и прочитайте п. 2 со слов «Воздушные массы обладают …» до слов «Воздушные массы перемещаются…».

После прочтения материала, заполните в тетрадях следующую таблицу.  (слайд 7)

После выполнения задания производится взаимопроверка выполнения. Затем сравнивание с образцом на доске.

- Какие типы воздушных масс выделяют? (щелчок мыши)

- Каким свойствами обладает каждая из этих воздушных масс?

Ответы детей. (щелчок мыши)
Рассмотрим влияние воздушных масс на формирование погоды нашей местности. Общий вид схемы выглядит следующим образом: (слайд 8)

- В зависимости от того, откуда дует ветер, такая погода и устанавливается. Глядя на схему скажите, какая погода установится, если будет дуть северный ветер? Западный? Восточный? Южный?

Ответьте на вопросы:

  1. Откуда приносят воздушные массы осадки в нашу местность?
    2. Почему весной возможны заморозки?
    3. При каком ветре может быть оттепель зимой?

– Погоду изучают специалисты. Кто они? Как они узнают, откуда?

- Откройте учебники на стр. 96 и прочитайте 3 пункт.

Ответьте на вопросы

- Для чего необходимо изучение погоды?

- Как прогнозируют погоду?

- Какие признаки устойчивой или неустойчивой погоды вы знаете?

- Как называются карты погоды? Для чего они нужны?

Итак, прогноз погоды составляется по синоптическим картам. К какому типу карта относятся эти карты? (тематические)

- Какая наука занимается изучением погоды? (метеорология)

4. Закрепление.

 Задание: Выделите признаки устойчивой и неустойчивой погоды: (слайд 9)

  1. Ясное небо зимой.
    2. Облачность возрастает.
    3. Дым поднимается вверх.
    4. Облака приближаются с запада и отпускаются.
    5. Сильный ветер днем, стихает ночью.
    6. Давление высокое, не изменяется.
    7. К ночи теплеет.
    8. Солнце садится в тучи, закат красный.
    9. Ночью в низинах холоднее, чем на холмах.
    10.Небо безоблачно.
    11.Сильная роса или иней ночью.
    12.Кучевые облака после восхода солнца исчезают после захода.
    13 Ветер меняет направление днем и ночью.

– Замечено давно, что растения и животные тоже могут точно предсказать погоду. Известен такой исторический факт. Осенью 1794 года французская армия вступила на территорию Голландии. У голландцев не было достаточного количества солдат и вооружения, чтобы оказать сопротивление противнику. Они открыли шлюзы каналов и затопили дороги, обочины поля. Путь французским войскам был закрыт, они стали готовиться к тому, чтобы покинуть Голландию, как вдруг командующий войсками отдал приказ задержать отступление. Как вы думаете, что было основанием для этого? Оказывается, от командующего армией поступило сообщение о том, что пауки начали энергично плести паутину. Так они обычно ведут себя при наступлении сухой и холодной погоды. И действительно, после временного потепления наступили морозы. Вода замерзла, и уже нечто не могло остановить французские полки.

- Естественно, что в настоящее время карты погоды составляются при помощи спутников Я хочу предложить посмотреть вам одну из таких карт. (слайд 10)

Практическая работа.

- А сейчас мы приступим к  выполнению практической работы по построению графика хода температур и атмосферного давления, а также определим области и даты распространения циклона и антициклона. (презентация «Практическая работа)

План выполнения практической работы.

  1. Выстроить координатную плоскость х и у, где х – это дни недели, а у – это температурные данные.
  2. Определить точки пересечения между осями х и у (по данным таблицы)
  3. Соединить все точки кривой линией карандашом синего цвета. Мы определили ход температуры за данный период времени.
  4. Рядом с осью у начертить параллельную ось у1 – это ось давления (для удобства её можно начертить красным цветом)
  5. По данным таблицы определить точки пересечения между осями х и у1. 
  6. Получившиеся точки соединить кривой линией карандашом красного цвета.
  7. Отметить на графике дни с определёнными погодными условиями: ясно, облачно, переменная облачность, снег и т. д.
  8. Определить области циклона и антициклона, а также область атмосферного фронта. Объяснить своё решение.

На столы выдаются таблицы с данными.

 Проверка усвоения материала

Количество баллов

№ вопроса

Вопросы

1

1

1

1

1

1

2

3

4

5

Состояние тропосферы в данный момент и в данном месте называют:

А) фенологией

Б) погодой

В) климатом

Г) облачностью

Д) прогнозом

метеорология – это наука о:

А) реках

Б) погоде

В) озёрах

Г) рельефе

Д) ледниках

Прогноз погоды составляется:

А) по климатическим картам

Б) по карте температур

В) по синоптическим картам

Г) по карте осадков

Д) по физическим картам

Назовите основные метеорологические элементы, характеризующие погоду.

С какой из оболочек связаны все погодные изменения?

2

2

6

7

Какие народные приметы, связанные с предсказаниями погоды, вы знаете?

Какой вид воздушных масс, циклон или антициклон присутствует, если установилась солнечная, холодная и морозная погода без снега?

3

8

Как вы думаете, для чего необходимо изучение погоды?

5. Итог урока.

– Что сегодня на уроке было главным?

– Что было интересного?

– Что нового узнали?

VI. Домашнее задание.

№ 34  Подобрать материалы по вопросам:

  1. Удивительные и необычные явления погоды.
  2. Влияет ли погода на здоровье человека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Погода. Признаки погоды.

Презентация для урока природоведениу 5 класс. Тема " Атмосфера"...

конспект урока природоведения "Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха".

Урок природоведения в 5 классеПогода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха....

Тема: Анализ и обработка материалов о погоде своего края Цель: Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения.

Практическая работа ученика 6 «В» классаСредней школы №1___________________________________ Практическая работа №5     Дата____________...

Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Цели урока: сформировать представление о погоде и ее элементах,  климате, о разнообразии погодных явлений и климатических условий, о значении воздуха в природе и необходимости его охраны;  с...

Погода и опасные погодные явления. Прогноз погоды. Синоптическая карта.

Факторы формирования погоды, описание составления прогноза погоды и неблагоприятных погодных явлений....

Открытый урок в рамках внутришкольного контроля для 8х классов «Weather. Idioms with weather vocabulary. Погода. Идиомы с лексикой по теме «Погода»

На открытом уроке показаны все универсальные учебные действия, умения учащихся работать в электронной среде обучения по написанию электронного письма...

Методическая разработка урока по теме "Погода" в 8 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме «Погода», совершенствование коммуникативных навыков.

Старикова Василина АлександровнаГБОУ гимназия 42 Приморского района Санкт-ПетербургаКласс: 8Учебник: SpotlightТема: “There is really no such thing as bad weather, only different kinds of good we...