Главные вкладки

    погода
    методическая разработка по географии (6 класс) по теме


    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Погода»

    Раздел: Атмосфера

    Форма урока: объяснение нового материала с использованием презентации Power Point

     

    Оборудование:

    Компьютер, проектор, календарь погоды, учебник, тетради.

    Ход урока

    1. Орг. момент

    - Сегодня мы продолжим говорить об атмосфере и познакомимся с новой темой, название которой вы узнаете, разгадав ребус (слайд 1) (после отгадки щелчок мыши)

    1. Опрос домашнего задания

    - Какую оболочку Земли вы изучаете?

    – Перечислите элементы состояния атмосферы.

    – Что такое атмосферное давление? Как и почему оно изменяется?

    – Можно ли при помощи барометра-анероида определить высоту полета самолета? Как?

    – Как и почему изменяется температура воздуха с высотой?

    – Над Белым морем температура ниже, чем над Вологдой. Откуда дует ветер?

    – От каких причин зависит содержание водяного пара в атмосфере?

    Задание: “Удивительное растение”.

    В африканской пустыне Намиб есть растение – вельвичия. (слайд 2) Похоже оно на цветок с огромными лепестками. Но это листья. Ими оно впитывает влагу из воздуха, собирая росу после холодной ночи. Откуда влага в воздухе или роса в пустыне?

    Заслушивание проектов детей по способам использования ветра в нашей местности.

    Выполнение теста.

    Вариант 1.

    Количество баллов

    № вопроса

    Вопросы

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    3

    4

    5

    Главная причина образования ветра:

    а) плотность воздуха

    б) подстилающая поверхность

    в) неравномерное распределение атмосферного давления

    г) разная влажность

    д) разные участки земной поверхности

     Область высокого давления – это:

    А) испарение

    Б) увлажнение

    В) антициклон

    Г) циклон

    Д) атмосферный фронт

    Дайте определение понятия ветер

    Назовите время суток, если ветер дует с моря на сушу

    Ветер, который образуется на берегу моря или реки и меняет своё направление в течение суток, называют …

    А) ураган

    Б) бриз

    В) муссон

    Г) шторм

    2

    6

    7

    Какой ветер более сильный? Почему?

    Составьте из звеньев причинно-следственную цепочку:

    а) воздух поднимается вверх;
    б) охлаждение воздуха.
    в) образование облаков;
    г) высокая температура;

    Объясните своё решение

    3

    8

    Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра. Объясните своё решение:

    А) образование ветра

    Б) разница в нагревании моря и суши

    В) разница в давлении

    Вариант 2.

    Количество баллов

    № вопроса

    Вопросы

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    3

    4

    5

    Ветер, меняющий своё направление 2 раза в сутки:

    А) бриз

    Б) восточные ветры

    В) муссоны

    Г) западные ветры

    Д) пассаты

    Контактные зоны между воздушными массами, достигающие ширины в несколько км, называют:

    А) атмосферным фронтом

    Б) антициклоном

    В) коэффициентом увлажнения

    Г) воздушными массами

    Д) циклоном

    Область низкого давления – это:

    А) испарение

    Б) атмосферный фронт

    В) циклон

    Г) антициклон

    Д) увлажнение  

    Назовите время суток, если ветер дует с суши на море.

    Главная причина образования ветра:

    а) плотность воздуха

    б) подстилающая поверхность

    в) неравномерное распределение атмосферного давления

    г) разная влажность

    д) разные участки земной поверхности

    2

    6

    7

    Какой ветер более слабый? Почему?

    Составьте из звеньев причинно-следственную цепочку:

    а) воздух поднимается вверх;
    б) высокая температура;
    в) образование облаков;
    г) охлаждение воздуха.

    Объясните своё решение.

    3

    8

    Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра. Объясните своё решение:

    А) образование ветра

    Б) разница в нагревании моря и суши

    В) разница в давлении

    3. Новая тема

     – Многие известные поэты в своё время описывали явления в атмосфере Послушайте отрывки из некоторых:

    “Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит...”.

    А.С. Пушкин

    “Внезапно небо прорвалось
    С холодным пламенем и громом,
    И ветер начал вкривь и вкось
    Качать сады над нашим домом…”.

    Н.М. Рубцов

    – Ребята, какой слой атмосферы описан в стихах поэтов?

    - Значит погода – это состояние тропосферы. Достаточно знать только это? Например: сегодня в Кустанае + 7о, а в Лисаковске +5о. А сейчас понятие полное? В течение прошлой недели погода была одинаковая?

    - Так что же такое погода?

     Погода – это состояние тропосферы в определённое время в определённом месте. (слайд 3)

    – Сейчас проведем небольшое исследование. Пользуясь данными календаря погоды (слайд 4) за 5-8  января 2007 года, сделайте вывод о состоянии погоды. (слайд 5)

    Дата

    5 января

    6 января

    7 января

    8 января

    Температура
    Ветер
    Облачность
    Осадки
    Атмосферное давление (мм. рт. ст.)

    – 6о
    С-З
    ясно

    759

    – 7о
    С-З
    переменно
    -

    760

    - 9о
    С-З
    переменно-

    757

    -10о
    З
    переменно-
    756

    - Что изменилось?

    - Что оказалось общим?

    - Известный американский писатель Марк Твен писал: “Если вам не нравится погода, то подождите немного”. Как вы думаете почему? (Она изменяется)

    -  Выберите из перечисленного главную причину этих изменений: (слайд 6)

    1. Высота солнца над горизонтом.
    2. Ветер.
    3.
    Перемещение воздушных масс.
    4. Атмосферное давление.
    5. Температура воздуха.
     

    – Это перемещение воздушных масс.

    - Как вы понимаете понятие воздушные массы?

    Воздушные массы – это большие объёмы воздуха, отличающиеся друг от друга следующими свойствами: температура, влажность, прозрачность.

     - Какими свойствами характеризуются воздушные массы?

    -  Какие они бывают по температуре? По влажности?

    - От чего зависит это? Кроме того, они могут быть морские или континентальные. В чем между ними разница?

    -  А также, в зависимости от того, где сформировались воздушные массы, их разделяют ещё на 4 группы. Откройте учебник на стр. 95 и прочитайте п. 2 со слов «Воздушные массы обладают …» до слов «Воздушные массы перемещаются…».

    После прочтения материала, заполните в тетрадях следующую таблицу.  (слайд 7)

    После выполнения задания производится взаимопроверка выполнения. Затем сравнивание с образцом на доске.

    - Какие типы воздушных масс выделяют? (щелчок мыши)

    - Каким свойствами обладает каждая из этих воздушных масс?

    Ответы детей. (щелчок мыши)
    Рассмотрим влияние воздушных масс на формирование погоды нашей местности. Общий вид схемы выглядит следующим образом: (слайд 8)

    - В зависимости от того, откуда дует ветер, такая погода и устанавливается. Глядя на схему скажите, какая погода установится, если будет дуть северный ветер? Западный? Восточный? Южный?

    Ответьте на вопросы:

    1. Откуда приносят воздушные массы осадки в нашу местность?
      2. Почему весной возможны заморозки?
      3. При каком ветре может быть оттепель зимой?

    – Погоду изучают специалисты. Кто они? Как они узнают, откуда?

    - Откройте учебники на стр. 96 и прочитайте 3 пункт.

    Ответьте на вопросы

    - Для чего необходимо изучение погоды?

    - Как прогнозируют погоду?

    - Какие признаки устойчивой или неустойчивой погоды вы знаете?

    - Как называются карты погоды? Для чего они нужны?

    Итак, прогноз погоды составляется по синоптическим картам. К какому типу карта относятся эти карты? (тематические)

    - Какая наука занимается изучением погоды? (метеорология)

    4. Закрепление.

     Задание: Выделите признаки устойчивой и неустойчивой погоды: (слайд 9)

    1. Ясное небо зимой.
      2. Облачность возрастает.
      3. Дым поднимается вверх.
      4. Облака приближаются с запада и отпускаются.
      5. Сильный ветер днем, стихает ночью.
      6. Давление высокое, не изменяется.
      7. К ночи теплеет.
      8. Солнце садится в тучи, закат красный.
      9. Ночью в низинах холоднее, чем на холмах.
      10.Небо безоблачно.
      11.Сильная роса или иней ночью.
      12.Кучевые облака после восхода солнца исчезают после захода.
      13 Ветер меняет направление днем и ночью.

    – Замечено давно, что растения и животные тоже могут точно предсказать погоду. Известен такой исторический факт. Осенью 1794 года французская армия вступила на территорию Голландии. У голландцев не было достаточного количества солдат и вооружения, чтобы оказать сопротивление противнику. Они открыли шлюзы каналов и затопили дороги, обочины поля. Путь французским войскам был закрыт, они стали готовиться к тому, чтобы покинуть Голландию, как вдруг командующий войсками отдал приказ задержать отступление. Как вы думаете, что было основанием для этого? Оказывается, от командующего армией поступило сообщение о том, что пауки начали энергично плести паутину. Так они обычно ведут себя при наступлении сухой и холодной погоды. И действительно, после временного потепления наступили морозы. Вода замерзла, и уже нечто не могло остановить французские полки.

    - Естественно, что в настоящее время карты погоды составляются при помощи спутников Я хочу предложить посмотреть вам одну из таких карт. (слайд 10)

    Практическая работа.

    - А сейчас мы приступим к  выполнению практической работы по построению графика хода температур и атмосферного давления, а также определим области и даты распространения циклона и антициклона. (презентация «Практическая работа)

    План выполнения практической работы.

    1. Выстроить координатную плоскость х и у, где х – это дни недели, а у – это температурные данные.
    2. Определить точки пересечения между осями х и у (по данным таблицы)
    3. Соединить все точки кривой линией карандашом синего цвета. Мы определили ход температуры за данный период времени.
    4. Рядом с осью у начертить параллельную ось у1 – это ось давления (для удобства её можно начертить красным цветом)
    5. По данным таблицы определить точки пересечения между осями х и у1. 
    6. Получившиеся точки соединить кривой линией карандашом красного цвета.
    7. Отметить на графике дни с определёнными погодными условиями: ясно, облачно, переменная облачность, снег и т. д.
    8. Определить области циклона и антициклона, а также область атмосферного фронта. Объяснить своё решение.

    На столы выдаются таблицы с данными.

     Проверка усвоения материала

    Количество баллов

    № вопроса

    Вопросы

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    3

    4

    5

    Состояние тропосферы в данный момент и в данном месте называют:

    А) фенологией

    Б) погодой

    В) климатом

    Г) облачностью

    Д) прогнозом

    метеорология – это наука о:

    А) реках

    Б) погоде

    В) озёрах

    Г) рельефе

    Д) ледниках

    Прогноз погоды составляется:

    А) по климатическим картам

    Б) по карте температур

    В) по синоптическим картам

    Г) по карте осадков

    Д) по физическим картам

    Назовите основные метеорологические элементы, характеризующие погоду.

    С какой из оболочек связаны все погодные изменения?

    2

    2

    6

    7

    Какие народные приметы, связанные с предсказаниями погоды, вы знаете?

    Какой вид воздушных масс, циклон или антициклон присутствует, если установилась солнечная, холодная и морозная погода без снега?

    3

    8

    Как вы думаете, для чего необходимо изучение погоды?

    5. Итог урока.

    – Что сегодня на уроке было главным?

    – Что было интересного?

    – Что нового узнали?

    VI. Домашнее задание.

    № 34  Подобрать материалы по вопросам:

    1. Удивительные и необычные явления погоды.
    2. Влияет ли погода на здоровье человека?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по теме " Погода. Времена года." 4 класс

    Вы можете использовать эту презентация в начале темы "Погода. Времена года" Она поможеть вам сформировать лексические навыки говорения по новой теме. Учащиеся быстро запоминают новые слова и  с у...

    Погода. Признаки погоды.

    Презентация для урока природоведениу 5 класс. Тема " Атмосфера"...

    конспект урока природоведения "Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха".

    Урок природоведения в 5 классеПогода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха....

    Тема: Анализ и обработка материалов о погоде своего края Цель: Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения.

    Практическая работа ученика 6 «В» классаСредней школы №1___________________________________ Практическая работа №5     Дата____________...

    Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

    Цели урока: сформировать представление о погоде и ее элементах,  климате, о разнообразии погодных явлений и климатических условий, о значении воздуха в природе и необходимости его охраны;  с...

    Погода и опасные погодные явления. Прогноз погоды. Синоптическая карта.

    Факторы формирования погоды, описание составления прогноза погоды и неблагоприятных погодных явлений....

    Открытый урок в рамках внутришкольного контроля для 8х классов «Weather. Idioms with weather vocabulary. Погода. Идиомы с лексикой по теме «Погода»

    На открытом уроке показаны все универсальные учебные действия, умения учащихся работать в электронной среде обучения по написанию электронного письма...