Урок школьной дружбы «Каждый разный! Все свои!»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Николаева Ирина Вадимовна

Урок проводился в рамках Публичного отчета школы перед родительской общественностью. В уроке используются социальная реклама "Спорт против расизма", видеосюжет из журнала "Ералаш", клип Майкла Джексона, что мотивирует учащихся на изучение темы и ее социальное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок школьной дружбы36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок школьной дружбы

«Каждый разный! Все свои!»

Наверное, если бы  в начале года мне сказали, что вам, Ирина Вадимовна, ну никак не удастся этот класс сделать дружным, я бы…нет…не отказалась от удовольствия быть вашим классным руководителем, а наоборот, сэкономила силы на то, чтобы в конце года, вернувшись к проблеме, с которой наш класс получила, быть готовой к …нет…не борьбе… а к миротворческим действиям.

Я очень надеюсь, что сегодняшний урок географии даст некоторым нет - не песок (показывая песочные часы), а почву для размышлений,  а другим твердую почву под ногами.

Итак, мы начинаем.

Если бы у нас был урок географии, то его название звучало бы так  «Население мира. Расы».

Но у нас урок дружбы и поэтому он называется «Каждый разный! Все свои!»

Цели урока: СЛАЙД

  1. Начать формирование у школьников представлений и знаний о населении Земли.
  2. Способствовать формированию представлений о расовом составе и расовых проблемах.
  3. Показать учащимся ошибочность теорий о превосходстве одной расы над другой.
  4. Продолжить формирование умения работать с таблицами.
  5. Показать влияние условий окружающей среды на человечество.

  1. Стадия вызова:

Согласно интернет-счетчика населения по данным на  18.15 17 мая

на Земле живет – более 7 миллиардов человек,

в России – более 142 миллионов,

в Магадане – более 100 тысяч человек.

Вы, наверное,  не раз слышали фразу «Все люди – братья и сестры».

(Слайд – скрин-шот элеткронных счетчиков населения в мире)

Согласны ли вы с этим высказыванием?

Что объединяет между собой родственников (внешние признаки – цвет кожи волос, глаз)
Представляете, что было бы если бы все эти люди были между собой похожи?!»

Но это не так.

1 задание: Люди, населяющие Землю не похожи друг на друга, выглядят по-разному. Нарисуйте портреты людей, населяющих разные части света, разные уголки нашей планеты.

раз уж речь заходит за цвета, то нас сопровождают цвета российского флага (в песочных часах 3 деления 1,3,5 минут разного цвета – красный, белый, синий) Даю вам 3 минуты – белый цвет песка.

2 задание: Посмотрите ребята, какие разные люди населяют нашу планету.
Вы заметили, что некоторые портреты чем-то походят друг на друга.
Объедините похожие рисунки в группы. Какие названия можно дать каждой из них?

Учащиеся объединяют рисунки в группы, обосновывая свои действия. Названия, данные группам.

Как мы видим на экране – люди не одинаковы по внешнему виду - по цвету кожи, волос, глаз, по форме черепа, лица. Все эти различия появились очень давно, когда на земле было мало людей.

Цвет кожи и другие внешние признаки, которыми одна группа людей отличается от другой называют расовыми признаками (запись в лист). Они передаются из поколения в поколение, от родителей к их детям.

3 задание: Такие, похожие по каким-то признакам группы людей, называются расы. Как появился термин «раса», точно не установлено. Возможно от арабского слова «рас» - голова, начало, корень. А может от итальянского «razza» - племя. Найдите  с помощью гаджета определение термина «раса». (запись в лист)


Вы никогда не задумывались, почему люди на Земле отличаются друг от друга цветом кожи, волос, глаз? Послушайте древнюю легенду.


 «Североамериканские индейцы впервые увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вытащить фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы»

Так, согласно легенде, возникли расы.

Учитель: 
Ребята, доказывает ли эта легенда общность происхождения людей?
Учащиеся соглашаются с тем, что все люди на Земле имеют общее происхождение, 

и поэтому человечество – это единый биологический вид.

Что же на самом деле способствовало образованию рас? Что бы ответить на этот проблемный вопрос, давайте сначала познакомимся более подробно с представителями разных рас.

Назовите признаки, по которым можно сравнить людей разных рас?

Учащимся предлагается текст (Приложение 1), работая с которым дети вносят изменения и заполняют «концептуальную таблицу».  

Работа в парах с текстом.

Проверка таблицы.

Концептуальная таблица:

4 задание: На каком из континентов нашей планеты могут проживать представители выделенных вами рас? Распределите рисунки по географической карте.

Учитель: 
Как вы объясните, что представители разных рас имеют существенные различия во внешнем облике? Что же способствовало формированию рас?


Учащиеся высказывают предположения, что представители разных рас проживают в разных климатических условиях.

Учитель: 
Расы начали формироваться 30-40 тыс. лет назад. К этому времени человек жил уже во всех частях света. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.

Как вы объясните темный цвет кожи и другие характерные признаки негроидов и австралоидов?

Учащиеся отвечают, что темный цвет кожи, курчавые волосы помогают представителям этих рас справиться с жарким климатом.

Можно предположить, что особенности негроидов и австралоидов складывались под влиянием жаркого и влажного климата, сильной солнечной радиации. Известно, что негроиды и австралоиды могут подолгу находиться под палящими лучами тропического солнца без головных уборов и почти без одежды. От вредного воздействия солнечных лучей их предохраняет темная кожа и курчавые волосы, образующие на голове защитную «шапку». Карий цвет глаз выполняет вероятно, такую же роль. Аналогично объясняется и особенности строения носа (большие ноздри, открытые для циркуляции воздуха и широкий нос).

Светлокожие, светловолосые и светлоглазые северные европеоиды гораздо хуже, чем представители других рас переносят прямые солнечные лучи. Особенно страдают от них рыжеволосые люди, так как в их коже не образуется меланин, отвечающий за загар.

Назовите способы защиты светлокожих людей от прямых солнечных лучей?

Учащиеся называют головной убор, одежда светлых тонов, желательно из хлопка, солнцезащитные очки.

Но не все телесные особенности людей могут считаться расовыми признаками. Например, различия в телосложении, осанке, развитии мускулатуры не считаются расовыми,  они зависят, прежде всего,  от внешних условий среды обитания людей (питания, занятия спортом и трудом).

Издавна существуют теории о «высших» и «низших» расах, которые научно не подтверждены. Русский ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай с 1870 по 1873 год на Новой Гвинее изучал коренных жителей острова и пришел к выводу о видовом единстве и родстве различных человеческих рас.   Возможность смешения рас и появление новых смешанных групп доказывает единство всех людей на Земле.

Таким образом, человечество – это единый биологический вид.

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке. И конечно, ни о каких двойках и речи быть не может

У меня вопрос. А часто вам родители говорят, что учитесь хуже всех в мире?

Демонстрация фрагмента выпуска журнала Ералаш «Сегодня в мире»☺


Все народы мира равны между собой. Мы должны относиться друг к другу терпимо и толерантно. Для всех людей Земли самое главное мир на нашей планете.

Я совсем не надеюсь, что вы будете терпимо относиться ко всем людям нашей Земли.

И поэтому хочу продолжить наш разговор в другом русле. Поговорим на чистоту.

Тема сегодняшнего урока выбрана мной не случайно!

Есть у некоторых с этим проблема. Названия рас и наций, слово Гитлер, вскинутая кверху рука – к моему сожалению, нет-нет, да и появляются в классе.

Мальчишки, вы вот все о футболе грезите, а вы знаете, что чемпионат мира 2010 спровоцировал социальную рекламу против расизма?  Возможно ответы

Со стартом Чемпионата мира по футболу в эфире телеканалов началась трансляция роликов под слоганом "Скажи нет расизму!»

Спорт, видимо, должен показать по задумке креаторов, как люди разного цвета кожи и нации объединяются с помощью футбола, ведь на футбольном поле нет места расизму.
«Черным по белому» - так называется ролик, который я предлагаю вашему вниманию.
РОЛИК «День борьбы с расизмом в российском футболе»

На самом деле мы не такие уж разные

Многочисленные благотворительные и образовательные организации во всем мире с помощью социальных рекламных кампаний пытаются повлиять на умы современных людей и заставить их задуматься о проблеме дискриминации людей по расовому признаку.

Расизм — это глобальная проблема современности, которая дает о себе знать в самых разных областях нашей жизни, затрагивая и обыденные представления, и сферу политики и даже науку. В современном обществе, к сожалению, наблюдается рост расистских настроений, выражающихся в дискриминации по расовым признакам и нападениях на «расово чуждых». Список погибших от рук новоявленных расистов с угрожающей скоростью пополняется все новыми именами.

Рекламные кампании делают акцент на том, что мы должны рассматривать всех людей как отдельных индивидуумов и оценивать их персонально, а не как представителей какой-то расы.

Слоган: Ты правда считаешь, что она бы быстрее печатала, если бы была белой?

Слоган: Ты правда считаешь, что он не разлил бы кофе, если был белым?

Слоган: Ты правда считаешь, что он бы меньше стучал мелом по доске, если бы был белым?

За 3 минуты – сделать мини-рекламный плакат «Черным по белому».

Как вы думаете, в чем причина расизма? Ответы

Причина расизма — невежество.

Мы боимся того, чего не понимаем.

На уроке обществознания вы рассуждали о том, чего может бояться взрослый человек.

- Потерять свободу

Слоган: Для многих людей на улице нет свободы.

- А кто-то сказал, страшно не иметь будущего

Слоган: Для многих людей на улице нет прогресса.

- А кто-то добавил потерять квартиру

Слоган: Соседи принимают нас. До тех пор пока мы не выйдем за ограждение.

- А кто-то говорил, что страшно потерять работу  

Слоган: Мне здесь рады. До тех пор пока моя еда вкусная.

Раз уж коснулись общества – истории, а назовите мне самого знаменитого расиста

Гитлер.

А как звали?  Адольф Гитлер = слайд – что-то не так?

Любой, кто придерживается его принципов жизни становится немножко гитлером.  (слайд – лица с усами)

Политика сегодня против расизма – а каких политиков разных рас вы знаете? (слайды)

Футбол против расизма.

Киноиндустрия против расизма

Музыка против расизма – Джексон – клип «Black  and white»

Белые лист – пустой лист. Предлагаю его наполнить важными словами:

Послушайте высказывание великого норвежского путешественника Тура Хейердала, который побывал во многих уголках мира. "Один из самых полезных уроков, которые мне преподала жизнь, заключается в том, что человек всегда остается человеком. Будь он норвежец, американец, итальянец или русский, где бы и когда он ни жил - в каменном или атомном веке, под пальмами или у кромки льда. Добро и зло, отвага и страх, ум и глупость не признают географических границ, они есть в каждом человеке".


Фамилия, имя________________________________________

Класс 6 А

Тема урока: Человечество – единый биологический вид. Расы.

Задание № 1: Заполните пропуски в предложениях.

Все люди на Земле отличаются по внешнему облику. Внешние признаки – это _____________________________________________________________.

Все внешние признаки, которыми одна группа отличается от другой, называются_______________________.

Группы людей со сходными расовыми признаками называются человеческими ____________________.

Задание № 2: Заполните таблицу.

Расы на Земле

Линии сравнения

Объекты сравнения

Негроидная раса

Европеоидная раса

Монголоидная раса



Народы мира. Расы.

Обычно выделяют три большие расы: европеоидная, монголоидная, негро-австралоидная. Некоторые ученые выделяют другую классификацию: европеоидная, монголоидная, американоидная, негроидная, австралоидная.

   Что же способствовало образованию рас? Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобрели отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.

   Можно предположить, что особенности негроидов и австралоидов складывались под влиянием жаркого и влажного климата и сильной солнечной радиации. Известно, что негроиды и австралоиды могут подолгу находиться под палящими лучами тропического солнца без головных уборов и почти без одежды. От вредного воздействия солнечных   лучей их предохраняет темная кожа и черные курчавые волосы, образующие на голове защитную шапку. Карий цвет волос выполняет, вероятно, такую же роль. Аналогично объясняются и особенности строения носа (большие ноздри, открытые для циркуляции воздуха, и широкий нос ), а так же утолщенные губы.

   Светлокожие, светловолосые и светлоглазые северные европеоиды гораздо хуже, чем представители других рас, переносят прямые солнечные лучи. Особенно страдают от них рыжеволосые люди и альбиносы, т.к. в их коже не образуется меланин, отвечающий за загар.

   У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с сухим климатом, сильными ветрами и пыльными бурями, роль приспособления играли кожная складка, прикрывающая слезный бугорок во внутреннем уголке глаза, и развитая складка верхнего века, защищающая глаз от ветра и пыли. Поэтому монголоиды лучше переносят резко-континентальный климат, реже, чем европеоиды, болеют конъюктивитом.

   Естественный отбор играл важную роль в распределении некоторых признаков, например, среди монголоидной расы много людей с третьей группой крови. Исследования показывают, что люди с этой группой крови реже заражаются оспой и легче ее переносят.

   Негроидная раса. Отличительные признаки негроидной расы являются курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа и карие глаза. Темнокожесть представителей негроидной расы обусловила и ее название ( от лат. niger – “черный” ). Кроме того, для негроидов характерны очень широкий, но слабо выступающий нос, очень толстые губы, крепкие зубы, умеренно выступающие скулы, слабый или средний рост волос на лице и теле. Нижние и верхние челюсти выдвинуты вперед. Негроидные расовые особенности наиболее ярко выражены у африканского населения, живущего к югу от пустыни Сахара.

   Европеоидная раса. Люди, относящиеся к европеоидной расе, чаще всего светлокожи, у них прямые, иногда волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза – светло-карие, желтые, зеленые, серые или голубые.

   Конечно, встречаются черноволосые, темноглазые и довольно смуглые представители европеоидов, особенно на юге. Для этой расы характерны широко открытые, ровно поставленные глаза, тонкое веко без складок. Тонкий, прямой, сильно выступающий нос, иногда с горбинкой и четко очерченными ноздрями у всех европейцев считается лучшим украшением лица. Губы у европеоидов тонкие или средней толщины. Типичные черты мужчин - густые усы и борода.

   Европеоидов можно разделить на две группы:  южную – со смуглой кожей, темными волосами и карими глазами  и северную – со светлой кожей, серыми и голубыми глазами, русыми и белокурыми волосами.

    Благодаря массовым миграциям населения между континентами, представители европеоидной расы широко расселились по территории Северной , Южной Америки и Австралии.

   Монголоидная раса. Волосы у них прямые, иссиня-черные, толстые и жесткие. Широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими, чаще всего расплющенными носами, черные или темно-карие глаза, смуглая кожа. У мужчин на лицах редкие усы и борода. Недаром на Руси в эпоху татаро-монгольского ига появилось выражение “ татарская борода”.

  Особенно необычно и своеобразно строение глаз монголоидов: они узкие, и внутренние углы их расположены ниже внешних, что создает впечатление раскосости. Верхнее веко тяжелое и набухшее. Не менее своеобразны у монголоидов и зубы. Передние резцы – широкие.  К монголоидной расе так же относятся коренные жители Америки – индейцы.


Фамилия, имя________________________________________

Класс 6 А

Тема урока: Человечество – единый биологический вид. Расы.

Задание № 1: Заполните пропуски в предложениях.

Все люди на Земле отличаются по внешнему облику. Внешние признаки – это _____________________________________________________________.

Все внешние признаки, которыми одна группа отличается от другой, называются_______________________.

Группы людей со сходными расовыми признаками называются человеческими ____________________.

Задание № 2: Заполните таблицу.

Расы на Земле

Линии сравнения

Объекты сравнения

Негроидная раса

Европеоидная раса

Монголоидная раса



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс" Каждый человек-строитель своего тела"

Мастер-класс с мультимедийной презентацией...

Урок русского языка в 6 классе "У каждого слова душа своя"

Данный материал - урок одного слова.  В ходе урока проводится исследование слова на лексическом, этимологическом, синтаксическом, фонетическом, словообразовательном уровнях.  Обучающи...

Материал к уроку о деформации."Каждый человек на Земле оставляет следы своих рук"

Каждый человек на Земле оставляет следы своих рук, своих творений. И недаром в народе говорят, что настоящий мужчина должен посадить : дерево. Вырастить :сына. И построить дом. А настоящая женщина все...

Родительское собрание на тему «Уроки школьной дружбы»

Задача:  дать сведения о темпераменте человека; дать родителям сведения  о том, что дружба бывает разной....

План конспект открытого урока "Каждая страна имеет свои обычаи", 6 класс

Урок знакомит с достопримечательностями Лондона,традициями Англии и России...

Буклет "Дружба каждому нужна"

Буклет на тему "Дружба"....

Урок мужества "У каждого поколения своя война"

Способствовать формированию патриотизма, как качества личности будущего гражданина через памятные события военной истории России....