6 класс. ФГОС. Подземные воды.
презентация к уроку по географии (6 класс) по теме

Колесникова Нина Александровна

    Гидросфера. Подземные воды. Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_podzemnye_vody.docx853.39 КБ
Файл podzemnye_vody.pptx1.03 МБ
Файл proverka_znaniy.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Подземные воды – важная часть гидросферы?

Тип урока:  комбинированный

Форма урока:  урок-диалог  

Цель урока:  Формирование представления о подземных водах как о части системы - гидросферы.

Задачи урока:

Образовательная:

  • узнать как образуются подземные воды;
  •  познакомиться с их видами и условиями залегания;
  •  узнать каково значение подземных вод в природе и  для  человека;
  •  учиться бережному отношению к природе.

Развивающая задача:

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Воспитательная:

Воспитание патриотизма, уважительного  отношения к истории своей малой Родины.

Показать необходимость охраны внутренних вод;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Умение работать самостоятельно, в парах, группах.

Средства обучения, в том числе ЭОР

Коллекция горных пород , химические стаканы , мультимедийный проектор, компьютер, лист самоконтроля  и   творческими заданиями.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Личностные:  

Понимание важность  подземных вод, как одной из составляющих частей гидросферы  (часть  системы).

Понимание, что подземные воды  подвержены   влиянию    человека.

Воспитание патриотизма, чувства ответственности , чувства товарищества.

Метапредметные :

Развитие умения определять понятия.

Выявлять причинно-следственные связи. 

Развитие умения работать индивидуально и в группе.

Развитие творческих способностей через выполнение самостоятельной  работы.

Предметные :

Умение объяснять условия залегания и свойства подземных вод.

Определять подземные воды как часть системы. Находить черты сходства, связи с другими частями гидросферы и оболочками Земли.

Умение объяснять характер взаимного влияния подземных вод  и человека друг на друга.

  ход урока

  дети

учитель  

1. Оргмомент.

-приветствие

- знакомство.

- тема  урока

2. Проверка знаний

- Найдите в теме урока понятие, с которым вы уже хорошо знакомы.

 - что такое гидросфера?

- что входит в состав гидросферы?

-Гидросфера.

-водная оболочка Земли.

-вода в атмосфере, воды Мирового океана и воды суши.

Фронтальный опрос

(слайд №2)

3. Постановка целей  и задач

-Вы сказали, что подземные воды являются частью вод суши и частью гидросферы, значит они являются частью водной системы?

-В чем особенность понятия система? Когда мы говорим: «это - система!»  

-Значит, сегодня какая будут цель нашей работы?

Части системы имеют строение, обладают свойствами, связаны между собой, влияют друг на друга и выполняют общую функцию.

- определить подземные воды как часть системы, выяснить особенности строения, свойства, связь с другими частями гидросферы и функцию.

Беседа по наводящим вопросам

(слайд №3)

Постановка цели учащимися.

4. Изучение

нового материала.

-Сформулируйте определение понятия  «подземные воды».

-  Воды, находящиеся в земной коре, называют подземными водами.

- А  как она туда проникла ?

- Какие условия необходимы для образования подземных вод?

- Перед нами   три стакана, три воронки,  три разные горные породы. В воронке № 1 – глина, 2 - песок, № 3 – гравий

- Как вы думаете,  какой опыт  я хочу провести? Сделайте предположение, что я могу увидеть?

 Наливаем одновременно во все воронки воду.

- Что мы наблюдаем?

- Какой вывод мы можем сделать?

- От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы?  

- Как назвать горные породы, через которые вода проницает?

- А горные породы, которые не пропускают воду

- Составьте определение понятия «водопроницаемые породы» и

 «водонепроницаемые или водоупорные»

- выполним задание №1

- проверим результат работы.  Прочитайте, как вы составили определение понятия «водопроницаемые породы» и «водонепроницаемые или водоупорные».

-проверим,  верно ли вы составили определения понятий. Те пары, чьи ответы совпали с ответами на слайде, пожмите друг другу руки. Остальные не расстраиваемся, работаем дальше.

-Есть горные породы, которые растворяются водой, их называют-  легкорастворимые породы. И тогда в земной коре образуются коридоры, пещеры, а в некоторых из них есть даже озера и реки. В таких пещера с потолка свисают сосульки из гипса, их называют сталактиты. А с пола пещеры вверх растет сталагмит. Такое явление встречается в Уральских горах.

- Как мы уже знаем, на поверхности земли есть осадочные породы различной водопроницаемости. Очень часто  водопроницаемы и водоупорные слои чередуются.

-Что получится в результате такого чередования?

- выполните задание №2 на листе самоконтроля

- проверка задания№2

- Подземные воды отличаются по своим характеристикам. Посовещайтесь, назовите признаки, характеризующие подземные воды.

- Проверка ответов по слайду.

- Подумайте и скажите, где и как человек может использовать свойства  подземные воды?

-Подземные воды – воды суши, находящиеся под землей.

- в земной коре

- просочилась

- Атмосферные осадки в достаточном количестве. Способность горных пород пропускать воду.

-С одинаковой ли скоростью проникает вода через горные  породы.

- Глина воду не пропускает

-Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые её задерживают.

-От количества и размеров трещин и пор в горной породе.

- водопроницаемые

- водонепроницаемые или водоупорные.

-в земной коре будут встречаться места, где вода будет просачиваться через водопроницаемый слой и места, где вода будет накапливаться над водоупорным слоем.

-строение и местоположение  подземных вод .

Ответы учащихся.

Беседа по наводящим вопросам

Предположение (гипотеза)

Проведение опыта

Эврическая беседа

 

Работа в парах

Работа с листом самоконтроля

Взаимопроверка пар.

Самопроверка  (слайд №4)

Рассказ учителя.  (слайд №5)

Беседа по наводящим вопросам

Проблемный вопрос

Работа в парах задание №2 на листе самоконтроля

Фронтальный опрос (слайд  № 6)

Работа в группах по 4 человека

Проверка работы по слайду  (слайд №7)

Фронтальный опрос

Обсуждение (слайд № 8)

5.  Закрепление

 - И так, давайте обратимся к листу самоконтроля.  ШПАРГАЛКА

Ответьте  на вопросы шпаргалки.

-Можем ли мы утверждать, что подземные воды являются важной частью гидросферы?

- Назовите признаки, по которым мы можем  сказать, что подземные воды – часть системы.

- С какими оболочками Земли связаны подземные воды?

-А раз уж подземные воды так важны, значит, мы должны к ним относиться

 по –особенному?  

Посмотрите лист с  творческими заданиями.

.

Ответы учащихся

Фронтальный опрос

Беседа

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

6. Подведение итогов

- напишите на листе самоконтроля свою фамилию и имя.

-оцените участие вашего соседа в работе на уроке. Поставьте смайлик  своему соседу в первой рамке.

- Оцените свою работу на уроке и поставьте оценку-смайлик себе сами во второй рамке.

- Оцените и  мою работу смайликом. Если тема была вам понятна, было интересно работать  и  вы узнали новое на уроке – поставьте      

Если вы ничего не узнали нового и вам было на уроке не комфортно поставьтеSmiley Faces Clip Art Black And White

А если вам все равно – поставьте

Smiley Faces Clip Art Black And White

Работа в парах./проверка/

Самооценка.

7 Домашнее задание

* 22 стр.83-86. рис.56 , 57 зарисовать в тетрадь.  Объясните понятия, выделенные в тексте жирным шрифтом.

Творческое задание (по желанию)


Smiley Faces Clip Art Black And White

                  Тема урока « Подземные воды – часть гидросферы? »

Лист самоконтроля________________                     ____________________                _________________        

                                                              /фамилия имя /   

                                                                                                                                                     J:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2015\урок. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ\4.jpg

Задание 1. Соедини стрелочками  определения понятия и пример.

Горные породы  пропускающие воду

легкорастворимые породы

глина,  гранит

Горные породы, которые легко растворяются водой

водопроницаемые

гипс, соль, мел, известняк

Горные породы, которые не пропускают воду

водонепроницаемые или водоупорные

гравий, галька

Задание 2.  Рассмотрите внимательно изображение, ответьте на вопросы.

J:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2015\урок. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ\3.jpg

- Что изображено на слайде?

- Где расположены  грунтовые воды?

- Что находится между двумя водоупорными слоями?

- Что такое водоносный слой?

-Можно ли в природе увидеть выход подземных вод?

Главная Сухоложский историко-краеведческий музей  Сюрприз-минутка юного краеведа! 

                  Черепановский район :: Новосибирская область :: Регионы :: Д…

             Черепановский район

   

  Новосибирская областная газета Советская Сибирь - Чудеса свободной земли / 75 лет области / Специальные проекты - Наши конкурсы            Черепаново-Зудилово

1915 год                  2014год

город Черепаново

В Черепановском районе 273 артезианских скважины, они добывают воду с глубины от 18 до 102 метров, но в самом городе подземные воды настолько близко расположены к поверхности, что  весной (после таянья снега) и в начале  лета верховодку можно наблюдать в колодцах и в погребах частного сектора.

* Если водоносный слой находится очень близко к поверхности, то уровень грунтовых вод поднимается вверх, такой слой называют - верховодка.

Первую водонапорную башню в Черепаново построили в 1915 году при строительстве вокзала.

Сейчас в городе 25 скважины, они обеспечивают водой население и предприятия


Воды, находящиеся в

земной коре,

называют

подземными водами.

Горные породы

пропускающие воду  

водопроницаемыми

/песок, гравий, галька/

называют

Горные породы,

называют

которые не пропускают воду

водонепроницаемые

или водоупорные.

/глина,  гранит/

Горные породы,

/гипс, соль, мел, известняк/

которые легко растворяются водой,

их называют легкорастворимые породы.

Воды, находящиеся в

земной коре,

называют

подземными водами.

Горные породы

пропускающие воду  

водопроницаемыми

/песок, гравий, галька/

называют

Горные породы,

называют

которые не пропускают воду

водонепроницаемые

или водоупорные.

/глина,  гранит/

Горные породы,

/гипс, соль, мел, известняк/

которые легко растворяются водой,

их называют легкорастворимые породы.

     

 

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Задание 1.  Заполните пустые клетки в таблице

ГИДРОСФЕРА

ВОДА  В  АТМОСФЕРЕ

             

                        ________________________   (94%)

ВОДЫ СУШИ  3,5 %  из них 2,5% - пресные воды.

________________

Тихий океан

Подземные воды  0,02%  от всех вод  гидросферы

Жидкая (капельки воды)

Атлантический океан

 

Индийский океан

 

____________(снег, град)

Северный -Ледовитый океан

 

 

        

Задание 2.  Впишите недостающие слова в определении понятия.

Воды, находящиеся в _______________________________________________________________________ называют ________________________________________.

Горные породы  пропускающие вода  называют __________________________________  ____________________________________/____________, гравий, галька/

Горные породы, которые _________________________________________ воду называют  водонепроницаемые или водоупорные. /_____________ гранит, мрамор/

Горные породы, которые легко растворяются водой, их называют ______________________________________________породы.  /гипс, ______________________/

Слой в котором, в котором будет накапливаться вода будет называться ____________________________________________________________________

Грунтовые воды - воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху ___________________________________________________ породами;

Межпластовые воды — воды, которые находятся между ________________________________________________________________________________

Задание 3.  Назовите  по каким признакам отличаются подземные воды?

ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных  целях;

Переохлажденные

Холодные

Термальные  

Питьевая

Техническая

Пресные

Солоноватые

Соленые

Рассолы

Задание 4.  Найдите соответствие. 


1. Водоупорные породы.                               А. Вода, находящаяся в земной коре.                                                      

2. Грунтовые воды.                                        Б. Горные породы, пропускающие воду. 
3. Артезианские воды.                                   В. Горные породы,
 не пропускающие воду. 
4. Подземные воды.                                        Г. Слой, насыщенный водой. 
5. Родник                                                         Д. Вода в верхнем водоносно слое. 
6. Минеральные воды.                                   Е. Вода между двумя водоупорными пластами. 
7. Водопроницаемые                                     Ж. Место выхода грунтовых вод на поверхность. 
8. Межпластовые воды.                                З. Подземные воды, насыщенны газами, 
9. Водоносный слой.                                     И. Самофонтанирующие подземны воды. 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ПО САМОКОНТРОЛЮ

Задание 1.  Заполните пустые клетки в таблице

ГИДРОСФЕРА

ВОДА  В  АТМОСФЕРЕ

ВОДЫ МИРОГО ОКЕАНА  (94%)

ВОДЫ СУШИ  3,5 %  из них 2,5% - пресные воды.

Парообразная  (пар)

Тихий океан

Подземные воды  0,02%  от всех вод  гидросферы

Жидкая (капельки воды)

Атлантический океан

Реки

Индийский океан

Озера

Твердая (снег, град)

Северный -Ледовитый океан

Ледники

Болота

        

Задание 2.  Впишите недостающие слова в определении понятия.

Воды, находящиеся в земной коре, называют подземными водами.

Горные породы  пропускающие вода  называют водопроницаемыми             /песок, гравий, галька/

Горные породы, которые не пропускают воду называют  водонепроницаемые или водоупорные.   /глина,  гранит/

Горные породы, которые легко растворяются водой, их называют легкорастворимые породы.         /гипс, соль, мел, известняк/        

Слой в котором, в котором будет накапливаться вода будет называться – водоносным.

Грунтовые воды - воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами;

Межпластовые воды — воды, которые находятся между двумя водоупорными слоями,

Задание 3.  Назовите  по каким признакам отличаются подземные воды?

ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

По степени минерализации.

По температуре.

По качеству.

подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных  целях;

Переохлажденные

Холодные

Термальные  

Питьевая

Техническая

Пресные

Солоноватые

Соленые

Рассолы

Задание 4.  Найдите соответствие. 
1. Водоупорные породы.                               А. Вода, находящаяся в земной норе.                                                      

2. Грунтовые воды.                                        Б. Горные породы, пропускающие воду. 
3. Артезианские воды.                                   В
. Горные породы, не пропускающие воду. 
4. Подземные воды.                                        Г. Слой, насыщенный водой. 
5. Родник                                                         Д. Вода в верхнем водоносно слое. 
6. Минеральные воды.                                   Е. Вода между двумя водоупорными пластами. 
7. Водопроницаемые                                     Ж. Место выхода грунтовых вод на поверхность. 
8. Межпластовые воды.                                З. Подземные воды, насыщенны газами
9. Водоносный слой.                                     И. Самофонтанирующие подземны воды. 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

в

д

и

а

ж

з

б

е

г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"

Тема урока: "Воды суши. Подземные воды"   Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны....

Воды суши. Подземные воды. Урок географии (с презентацией). 6 класс.

Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны; разобрать новые понятия и определения; прод...

6 класс. Гидросфера 7 урок. «Воды суши. Подземные воды»

Методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс...

Воды суши. Подземные воды.

Воды суши. Подземные воды.Цель урока:         Сформировать представление о видах подземных вод. Воспитывать береженое отношение к подземным водам.Оборудование...

Воды суши. Подземные воды.

Конспект Урока географии в 6 классе...

Внутренние воды России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, вечная мерзлота.

Данная презентация раскрывает основные понятия, виды и факторы размещения внутренних вод России....

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Подземные воды", соответствующего требованиям ФГОС

Тема урокаПодземные водыТип урокаКомбинированный Образовательные ресурсыКомпьютер, проектор, физическая карта мира, физическая карта России, презентация, атласы. План урока1) Организационный...