Технологическая карта. Разнообразие жизни в океане.
методическая разработка по географии (5 класс) по теме

Лютчер Елена Анатольевна

План – конспект урока по теме: «Разнообразие жизни в океане»

Технология: технология проблемно-диалогического обучения с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Лютчер Елена Анатольевна,

участник и лауреат  Всероссийского фестиваля «Открытый урок»

учитель географии и биологии  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  №14»,

Тема: "Разнообразие жизни в  океанах"

 Класс 5

Тип урока:  комбинированный

  • Цели: Выявить закономерности распространения жизни в Мировом океане.

        Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу познания и действия.

        Содержательная цель: расширение  и формирование системы понятий.

Задачи:

  • Образовательная: Познакомить с новыми понятиями: планктон, нектон, бентос. Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях
  • Развивающие.Развивать навыки и умения индивидуальной работы с раздаточным материалом, устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы;
  • развивать познавательные интересы учащихся.
  • Воспитательные. Развивать бережное отношение к природе, уважительное отношение друг другу, умение выслушивать других, формулировать свою точку зрения

  • Технология: технология проблемно-диалогического обучения с использованием ИКТ

Формы организации учебной деятельности:   индивидуальная, групповая с элементами фронтальной

Методы обучения: наглядно – иллюстративный,  репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Методы познания: компьютерные презентации, видеофрагменты, наглядные примеры, проблемный, сравнение.

Оборудование: Учебник «Мир  Земли» В.А Кошевой, И.В Душина идр. №50стр. 229, тетрадь, компьютерная презентация.

Планируемые результаты: - личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с текстом учебника  и другими источниками географической информации;  

предметные: изучить различные виды организмов, сравнить их между собой, выявить какие приспособления возникли у организмов в данной среде обитания.

Учебно-методическое обеспечение:

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность                 обучающихся

Формирование УУД

Планируемые               результаты

Учебно-методическое обеспечение

1.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку, комфортность, создает ситуацию успеха.

Обучающиеся готовят рабочие места для урока, настраиваются на урок

 Личностные:учебно-познавательная мотивация

Компьютер, М\презентация, в/фрагменты

Карточки

Учебники

2.Целеполагание и мотивация.

Учитель. Почему, нас так притягивает океан? Проводит беседу.

Сегодня мы познакомимся с этажами Мирового океана и группами организмов их населяющих.  Рассмотрим, какие условия наиболее благоприятны, для развития жизни в  океане.

Учитель побуждает учащихся к формулировке темы урока

На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Личностные: самоопределение;

внутренняя позиция школьника,

учебно-познавательная мотивация, осознают важность изучения окружающей среды.

Регулятивная: обучающиеся определяют каких знаний им не хватает.

Познавательные: вспоминают ранее изученный материал,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

личностные:

осознание ценностей географического знания;

метапредметные:

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

предметные: знать какие условия необходимы живым организмам.

М\презентация

3. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Учитель побуждает учащихся на создание проблемной ситуации.

Без каких условий ребята, организмы не могут существовать?

Задает проблемные вопросы.

Как изменяется температура вод Мирового океана с глубиной и широтой? 

Как распределяются живые организмы с глубиной? Где более разнообразна  и богата жизнь  в океане, почему?

Ребята вступают в диалог, проговаривают разные ситуации.

Учащиеся рассматривают карту и делают вывод.

Учащиеся делают вывод о распространение организмов океанах.

Личностные:учебно-познавательный интерес;

Регулятивная: волевая само регуляция, учиться обнаруживать учебную проблему вместе с учителем.;

Познавательные: постановка познавательной цели, переработка информации для получения необходимой информации;

Коммуникативные: учет разных мнений и умение доносить свою позицию.

личностные:

осознание ценностей географического знания

метапредметные владение элементарными практическими умениями работы с текстом учебника  и другими источниками географической информации;  

предметные: умение работать с картой, анализировать и сопоставлять

М\презентация, карта

4.Изучение нового материала

Учитель.

Сейчас мы совершим путешествие по всем этажам океана. Познакомимся  с организмами обитающими в разнообразных условиях . По условиям обитания органический мир делится на три большие группы: планктон, нектон, бентос. Учитель предварительно разделив класс на три группы организует работу в группах, раздает карточки, фотографии, рисунки водных организмов, дает задание. Какие приспособления выработались у организмов, обитающих в верхних слоях океана, на примере планктона, в средних на примере нектона и какие у придонных, на примере бентоса в связи с разными условиями обитания. Результаты оформить в карточках.

Учащиеся работают в группах, сравнивают фото, рисунки, работают с текстом учебника, анализируют, обсуждают. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который и фиксируется  в карточки

Личностные: самоопределение, учебно-познавательный интерес

Регулятивная: планирование, прогнозирование, решение проблем, работа с карточками.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений,

выбор наиболее эффективных способов решения задач, определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение договариваться с другими и убеждать их.

Предметные: выявить какие приспособления возникли у организмов в данной среде обитания.

Метапредметные:

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;

личностные :

уважать мнение других обуч-ся,оценивать ситуацию.

Карточки, учебники, рисунки, фото

5. Подведение итогов. Закрепление и применение знаний в новой учебной ситуации

Учитель предлагает ученикам рассказать о результатах своей деятельности.

Выступление групп.

Делают краткие записи в тетради. Слушают выступления одноклассников. Группы задают друг другу вопросы, дополняют.

Личностные:уважать иное мнение

Регулятивная:волевая саморегуляция, контроль,
– коррекция

Познавательные: подведение под понятие, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

личностные:

уважать иное мнение;

Предметные:

закрепление и применение знаний в новой учебной ситуации;

метапредметные:

умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

Учебники, тетради

6.Рефлексия.

1.Достигли ли мы цели, которую ставили перед уроком.

2.Что нового вы узнали на уроке?

3.Чем больше всего вам понравилось заниматься на уроке?

4.Что показалось вам наиболее сложным при изучении темы?

5. Что было знакомо по данной теме?

Ученики формулируют выводы, учитель выставляет оценки.

Определяют уровень достижения своих результатов. Отвечают на вопросы учителя.

Записывают выводы.

Личностные: внутренняя позиция школьника,  адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения

Регулятивная: соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

личностные :

адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности

Предметные: выявить какие приспособления возникли у организмов в данной среде обитания.


Учебники, тетради

7.Домашнее задание

№50, привести примеры организмов и приспособления

Учащиеся делают записи в дневники

Дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Разнообразие жизни в океане. 5класс

Урок. Разнообразие жизни в океане 5-6 класс. Разработан к учебнику географии по образовательной системе "Школа 2100".Мир Земли., под редакцией В.А Кошевого. Презентацию к уроку можно взять на сайте "Ф...

Технологическая карта проекта "Жизнь петербургской молодежи: система школьных отношений"

Технологическая карта исследовательского  проекта, выполненного учащимся 10 класса на основании социологического опроса. В помощь учителю....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Жизнь ратными подвигами полна»

ОДНКНР  5 классФормирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при анализе  понятий «ратный подвиг», «герой»,...

Технологическая карта урока "Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов".

ТЕМА: Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов.     ЦЕЛЬ:1.Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, направленную на установление ...