Рабочая программа п о географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Зайцева Татьяна Петровна

(по по УМК   Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_6kl_.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Содержание………………………………………………………….. 1

Пояснительная записка………………………………………………2

Требования к уровню подготовки обучающихся………………….5

Учебно-тематический план ………………………………………….6

Содержание тем учебного курса…………………………………….6

Средства обучения…………………………………………………..16

Учебники и УМК ……………………………………………………18

Контроль уровня обученности……………………………………..19

Рабочая программа

курса «География Земли» (6 класс)

по УМК   Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского

Пояснительная записка

  • Рабочая программа данного курса подготовлена на основе следующих нормативных документов:
  • приказ Главного управления Курганской  области от 11.06.2008 года №1052 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курганской области, реализующих образовательные программы общего образования», с изменениями, внесёнными приказами Главного управления образования Курганской области от 01.07.2009 года №1297, от 25.02. 2010 года №297, от 06.12.2010 года №1905,от29 июня 2011 года №1268;
  • федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии (базовый уровень), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • приказа  №1268 от 29 июня 2011 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Курганской области, реализующих программы общего образования»
  • авторской программы  по физической  географии под редакцией Е.М. Домогацких, М. «Русское слово» 2008 ,  созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • примерной программы, рекомендованной Министерством образования инауки РФ;
  • федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 9 декабря 2008 г. № 379, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе. Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.

      В ходе изучения географии в 6 классе предполагается ознакомить обучающихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения.

     Курс «География Земли» рассчитан на два года изучения: в 6 и 7 классах. Федеральный базисный учебный план отводит на его изучение 105 часов. В 6 классе – 34 часа, из расчета 1-го часа в неделю, и в 7 – 70 часов – по 2 часа в неделю.

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа. В региональном БУП Курганской области, согласно приказа   №1268 от 29 июня 2011 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Курганской области, реализующих программы общего образования», из регионального компонента в федеральный передается 17 часов (0,5 часа в неделю) для учебного предмета география. Таким образом, идет увеличение часов на преподавание курса география в 6 классе до 51 часа, из расчёта 1,5 часа в неделю. 

     Цели и задачи курса.

     Изучение курса географии в 6 классе направлено на:

•   освоение знаний об основных географических понятиях; источниках географической информации: географической карте, глобусе, плане местности; о Земле как  планете Солнечной системы; о великих географических открытиях и развитии географических знаний человека о Земле; геосферах Земли и географической оболочке; об особенностях природы своей местности;

•   овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту; применять географические знания для объяснения разнообразных географических явлений и процессов;

•     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;

•   воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности;

начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

•      формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды; ориентирования в окружающей среде; использования плана своего населенного пункта и др.

     

   

Построение  начального курса географии.

Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.

Согласно пояснениям автора программы, первый раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. Материал второго раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера, а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Также сначала изучается раздел «Гидросфера», а затем «Атмосфера». Это сделано с тех позиций, что:

  • во-первых, после изучения «Литосферы», т.е. нижней оболочки, изучение «Гидросферы» будет более логичным, поскольку она ближе к литосфере и, кроме того, именно земная кора во многом является определяющей для изучения особенностей водной оболочки;
  • во-вторых, начатая в сентябре работа по заполнению дневника наблюдения еще далека от завершения, поскольку нет показателей погоды за несколько месяцев, что необходимо для формирования навыков сравнения  объектов и явлений, для организации работы по вариантам;
  • в-третьих, начатая работа с контурными картами по нанесению крупных форм рельефа будет логически продолжена нанесением крупных водных объектов, что позволит в максимальной степени рассматривать вопросы о целостности географической оболочки, о единстве и многообразии природы Земли.

      При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку. В программе обращено внимание на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой географической культурой обучающихся: умение ориентироваться в городской или сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, портативным навигационным приборам; пользоваться планом своего населенного пункта и др.

      В программе в целом много практических работ. Они направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформление отчетов и графических материалов.

      При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач – определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.

      Из данного в программе перечня практических работ учитель самостоятельно определяет количество и способ выполнения практических работ, а также время выставления оценок за итоговые работы (с учетом степени подготовленности учащихся). За практические работы на контурных картах выставляется одна общая оценка за четверть.

Оценочных практических работ: 13 + 2 эксккурии. Они выделены значком*.

      В приложении к программе приведены перечни обязательных для изучения в 6 классе географической номенклатуры и основных географических понятий и терминов.

      Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно-ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций.

      С этой целью рекомендуется организация активной познавательной, поисковой и творческой деятельности обучающихся с различными источниками географической информации, с привлечением литературных произведений, электронных пособий и материалов Интернет о природных явлениях и процессах.

     Планируется проведение различных типов уроков, практикумов, экскурсий, ролевых игр и других организационных форм обучения. Исходя из требований к уровню подготовленности обучающихся, определяется содержание фрагментов уроков с целью контроля по каждой крупной теме курса и итоговый контрольный урок в заключение изучения курса географии в 6 классе. Для этого необходимо использовать различные методы и приемы разноуровневого контроля знаний, умений и способов деятельности учащихся. В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и  при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.             

     Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная,    индивидуальная.      

     Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно  ориентированные (проектно – исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).

    Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.  

    Средства обучения: УМК, методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс.

      Для реализации рабочей учебной программы используется учебник:Е.М.Домогацких, Н.И.Алексевский. География. Физическая  география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2010. – 232 с., входящий в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки  Российской Федерации.

       Требования к уровню подготовки обучающихся

     В результате изучения географии ученик должен

  знать/понимать

•   основные географические понятия и термины;

• различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

•  географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

•   природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

•  основные источники информации по географии своей местности и родного края;

•   природные особенности своей местности, местоположение своего населенного пункта на карте области;

  уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

•  определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; географические координаты своего населенного пункта и областного центра, г.Кургана; обозначать его на контурной карте;

• применять приборы и инструменты для определения количественных  и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

•  учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

•  наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

•   решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации из картографических источников.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Всего

Практические работы

Контрольные работы

Тренировочные

Оценочные

(отмечены значком *)

1.

Введение

2

1

1

2.

Р а з д е л I. Земля как  планета

6

2

1

3.

Р а з д е л II. Способы изображения земной поверхности

8

1

2

1

4.

Р а з д е л III. Литосфера

8

3

2

1

5.

Р а з д е л IV. Гидросфера

6

2

3

1

6.

Р а з д е л V. Атмосфера.

11

2

1

7.

Р а з д е л VI. Биосфера.

3

1

8.

Р а з д е л VII.Почва и геосфера.

5

2

2

Обобщение и итоговый контроль

2

1

Итого часов по курсу

51

14

13+ 2 Экскурсии

5

 

Содержание тем учебного  курса

«География Земли» ( VI класс)

( 51 час)

     Введение ( 2 часа)

     Требования к уровню подготовленности:

знать/понимать

     Предмет изучения географии, значение науки географии.

     Дидактические единицы:

     География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано,  И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Практические работы: 1. Организация наблюдений за высотой Солнца над горизонтом. 2. * ПР.Р №1 Обозначение на к/к маршрутов великих экспедиций 

     Р а з д е л  I. Земля как планета (6 часов)

Требования к уровню подготовленности:

знать/понимать

•     основные термины: Млечный путь, геоид, осевое вращение Земли, орбитальное движение, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия, полярный день, тропики, полярные круги, полярная ночь, местное время, поясное время, линия перемены дат;

•     форму и размеры земли;

•     географические следствия движений Земли;

•     планеты Солнечной системы;

•     иметь представление о Луне – спутнике Земли; взаимодействии Земли и Луны.

уметь:

     применять приборы и инструменты для осуществления наблюдений за высотой солнца над горизонтом;

     описывать и объяснять положение Земли в Солнечной системе; движение Земли вокруг Солнца ( в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний).

Дидактические единицы:

Солнечная система. Планеты Солнечной системы.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус,  экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.

    Практические работы: 1.  Составление и объяснение схемы «Положение Земли в Солнечной системе».  2. Составление и объяснение схемы «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)». *ПР.П № 2. Определение по карте координат различных объектов.* ПР.Р № 3 Организация наблюдений за погодой

     Р а з д е л  I I. Способы изображения земной поверхности (8 часов)

     Требования к уровню подготовленности:

знать/понимать

• основные географические понятия: географические координаты, ориентирование, план местности, масштаб, азимут, географическая карта;

термины: геоинформационные системы, условные знаки, легенда карты, градусная сеть, параллели, меридианы, географическая широта, географическая долгота, гномон, полярная съемка, маршрутная съемка, абсолютная высота, относительная высота, горизонтали (изогипсы), изобаты, послойная окраска, бергштрих;

•     различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

•     способы ориентирования на местности;

•     основные источники информации по географии своей местности и родного края;

•     методы изучения Земли;

•     местоположение своего населенного пункта на карте области;

•     алгоритм организации и проведения наблюдения;

уметь

•     находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;

     определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты географических объектов; географические координаты своего населенного пункта и областного центра, г. Кургана;

•     обозначать на контурной карте местоположение областного центра;

     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•     ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания; проведения самостоятельного поиска географической информации из картографических источников;

•     организации и проведения наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, флюгера, барометра);

•     организации наблюдений за уровнем воды и замерзаемостью ближайшей реки или озера. 

Дидактические единицы:

Способы изображения местности. Понятие о плане местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута. План своего населенного пункта. Составление простейших планов местности. Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Способы изображения земной поверхности на глобусе.

Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. Приемы работы на контурной карте.

Карта своей местности. Другие источники информации по географии своей местности и родного края.

Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

     Практические работы: ПР.Р№4. Определение направлений и расстояний по карте.

ПР.Р №5.*Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

 

Контрольная работа по теме: Способы изображения земной поверхности

     Р а з д е л III. Литосфера (8 часов)

     Требования к уровню подготовленности:

знать/понимать

•     географические понятия: литосфера, рельеф, горные породы, горы, равнины,

•     географические термины: магма, круговорот горных пород, земная кора, континентальная земная кора, океаническая земная кора, срединные океанические хребты, ложе океана, глубоководные желоба, шельф, вулканизм, вулкан, землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, сейсмический пояс, карст, бархан;

•     внутреннее строение Земли и методы его изучения;

•     строение земной коры под материками и океанами;

•     примеры горных пород магматического, метаморфического и осадочного происхождения;

•     как изменяется температура горных пород с глубиной;

•     наиболее распространенные горные породы своей местности, их происхождение;

•     основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле;

•     методы предсказания и защиты от опасных природных явлений в литосфере; правила обеспечения личной безопасности;

•     следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов;

•     основные формы рельефа материков и дна Мирового океана;

•     способы изображения рельефа Земли на карте;

•     особенности рельефа своей местности;

•   минеральные ресурсы литосферы; их виды, способы добычи и транспортировки; полезные ископаемые своей местности.

уметь

•    выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных форм рельефа материков и дна Мирового океана, землетрясений и вулканов; свойства минералов, горных пород и полезных ископаемых;

•      описывать по карте географическое положение гор и равнин;

•   наносить на контурную карту основные зоны землетрясений и вулканизма; важнейшие равнины и горы земного шара; основные месторождения полезных ископаемых и природные памятники литосферы;

     определять по карте высоты гор и равнин,положение своей местности относительно районов землетрясений и вулканизма;

      определять по карте местоположение

       а) равнин: Амазонская, Прикаспийская, Индо-Гангская низменности; Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская равнины; Среднерусская возвышенность;

       б) плоскогорий: Среднесибирское, Бразильское, Декан;

       в) гор: Гималаи, Джомолунгма, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Скандинавские, Уральские, Аппалачи;

       г) вулканов:   Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро;

       д) территорий распространения гейзеров: остров Исландия, острова Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.

•    составлять и объяснять схемы: рельефа дна Мирового океана и различий гор и равнин по высоте;

•    находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений литосферы;

•  приводить примеры воздействия хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствий; мер по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы; природных памятников литосферы; 

       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•     принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

•     проведения самостоятельного поиска географической информации из картографических источников.

Дидактические единицы:

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. Особенности рельефа своей местности. Основные формы рельефа. Влияние рельефа на традиции и обычаи населения своей местности, их жизненный уклад. Рельеф и полезные ископаемые своей местности. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические,  метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание,

внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

 Практические работы: ПР.Р№6* Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма. Определение положения своей местности относительно районов землетрясений и вулканизма; нанесение на контурную карту важнейших равнин и гор; основных месторождений полезных ископаемых и природных памятников литосферы.

2. Составление и объяснение схем: а) «Рельеф дна Мирового океана», б) «Различия гор и равнин по высоте». Определение по карте высоты гор и равнин

ПР.Р:7* Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

 4. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

 5. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.), в том числе распространенных в своей местности.

 

Контрольная работа по теме: Литосфера

         

     Р а з д е л IV. Гидросфера (6 часов)

     Требования к уровню подготовленности:

знать/понимать

•     географические понятия: гидросфера, море, река, бассейн реки, озеро;

•     географические термины: Мировой океан, залив, пролив, соленость, цунами, течения, хлодные течения, теплые течения, приливы, отливы, длина рек, речная система, порог, водопад, питание реки, режим реки, паводок, озерная котловина, водохранилище, болото, грунтовые воды, межпластовые воды, источник, гейзер, ледник, горный ледник, покровное оледенение, айсберг, многолетняя мерзлота;

•     части гидросферы;

•     методы изучения морских глубин;

•     свойства вод Мирового океана;

•     виды движения воды в океане;

•     стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности;

•     особенности мирового круговорота воды;

•     значение минеральных и органических ресурсов океана, иметь представление о морском транспорте, портах, каналах;

•     источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана;;

•     проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения;

•     зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам;

•     общие черты и различия рек Земли, особенности питания и режима рек, значение рек для человека;

•     водные объекты своей местности и их значение для местного населения;

    иметь представление об источниках пресной воды на Земле; происхождении подземных вод, возможностях их использования человеком; о минеральных водах; ледниках как главных аккумуляторах пресной воды на Земле; природных памятниках гидросферы.   

уметь

•  выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений гидросферы;

•    описывать по карте географическое положение морей; рек и (или) озер;

  определять по карте глубины морей и океанов, направления морских течений; направления течения рек;

•   наносить на контурную карту  важнейшие моря, заливы, проливы, океанические впадины; крупнейшие реки и озера; природные памятники гидросферы;

     находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений гидросферы;

     приводить примеры рационального использования и охраны водных ресурсов; наводнений и их последствий; правил обеспечения личной безопасности при стихийных бедствиях в гидросфере; хозяйственного значения озер, водохранилищ, болот; влияния особенностей объектов гидросферы на формирование культуры народов;

      определять на карте местоположение географических объектов гидросферы:

       морей: Черное, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Саргассово, Японское, Карибское;

       заливов: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский, Бискайский;

       проливов: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка;

      островов:    Гренландия, Великобритания, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея;

       полуостровов: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали;

       течений: Гольфстрим, Лабрадорское, Западных ветров;

       океанические впадины: Марианская;

       рек: Нил, амазонка, Миссисипи, Волга, Енисей, Ангара, Лена, Обь;

       водопадов: Анхель, Ниагарский;

       каналов: Суэцкий, Панамский;

       озер: Каспийское, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее;

       областей оледенения: Антарктида, Гренландия, вершины Гималаев и Кордильер, Аляска;

       ледников: Беринга, Безенги;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•     проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

•     решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

•  проведения самостоятельного поиска географической информации из картографических источников.

   Дидактические единицы:

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные). Природные памятники гидросферы.

     Водные объекты своей местности (по материалам экскурсии на ближайший водный объект). Использование вод своей местности. Их роль в жизненном укладе населения своего населенного пункта.

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

 Практические работы: 1.Определение по карте глубин морей и океанов, направлений морских течений.

ПР.Р № 8 * Нанесение на контурную карту объектов гидросферы: морей, заливов, проливов, океанических впадин, крупнейших рек и озер природных памятников гидросферы.

3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

ПР.Р№ 9 * Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.    

Экскурсия* в окружающую природу с целью изучения местных объектов природы; описание на  местности форм рельефа, водных объектов.

Контрольная работа по теме: Гидросфера

     Р а з д е л V.  Атмосфера (11 часов)

     Требования к уровню подготовленности:

знать/понимать

•     основные понятия: атмосфера, погода, климат, ветер, атмосферные осадки;

  основные термины: атмосферное давление, воздушная масса, пассаты, ветры западного переноса, муссон, бриз, прогноз погоды, климатообразующие факторы, климатический пояс, облачность, смог, влажность воздуха;;

•      значение атмосферы для жизни на Земле;

•      элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты;

•    иметь представление о суточных и годовых колебаниях температуры воздуха; об изменении температуры и давления с высотой; розе ветров, направлении и силе ветра; постоянных ветрах земли; влиянии облачности на погоду; о видах атмосферных осадков, условиях их образования и влияние на жизнь и деятельность человека; о прогнозах погоды; о календаре народных примет;

•    зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров;

•     особенности климата своей местности, характерные типы погоды своей местности по сезонам года;

•   стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды;

Уметь

•    составлять описание погоды за сутки и месяц, выделять преобладающие типы погоды за период наблюдения;

•    находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения явлений в атмосфере;

       решать задачи на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности;

    применять  приборы и инструменты (гигрометр, осадкомер) для определения количественных и качественных характеристик погоды; представлять результаты измерений в разной форме (график хода температур воздуха, диаграмма осадков, роза ветров; выявлять на этой основе эмпирические зависимости (облачности (или осадков) от направления ветра);

     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•     учета фенологических изменений в природе своей местности;

•    наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

•     решения практических задач по определению качества воздушной среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае техногенных катастроф;

•     предсказания погоды по местным признакам. 

     Дидактические единицы:

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

 Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к  климатическим условиям. Характерные типы погоды своей местности по сезонам года. Местные признаки и прогнозы погоды. Календарь народных примет.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы:

 ПР.Р №10 * Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

ПР.Р №11 * Организация наблюдений за погодой: наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

   Контрольная работа по теме: Атмосфера

Р а з д е л VI.  Биосфера (3 часа)

   

  Требования к уровню подготовленности:

знать/понимать

•    основные понятия: биосфера, природный (природно-территориальный) комплекс;

•     основные термины: реликт, нектон, бентос, планктон, биологический круговорот, целостность, зональность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность, природно-антропогенный комплекс, антропогенный комплекс,;

•     особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане;

•     значение биосферы;

•     природные и антропогенные причины возникновения проблемы на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению человеком растительного и животного мира Земли;

    иметь представление

 •     о разнообразии растительного и животного мира Земли;

       о Красной книге;

•     о биологическом круговороте и взаимодействии биосферы с другими оболочками Земли;

уметь

  находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения растительного и животного мира, почв, природных зон;

 приводить примеры: природоохранных мероприятий на территории своей местности; использования и охраны почв, растительного и животного мира;

        

       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•     проведения наблюдений за состоянием почв, растительного и животного мира, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

•    принятия необходимых мер по сохранению почв, растительного и животного мира своей местности;

•  проведения самостоятельного поиска географической информации из картографических источников.

Дидактические единицы:

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Растительный и животный мир своей местности.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.П.Вернадский 

Практическая работа: 1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

    Р а з д е л VII. Почва и геосфера (5 часов)

Требования к уровню подготовленности:

знать/понимать

•    основные понятия: почва, географическая оболочка, природный (природно-территориальный) комплекс;

•     основные термины: плодородие, ландшафт, целостность, зональность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность, природно-антропогенный комплекс, антропогенный комплекс, гумус, мелиорация, муссонные переменно-влажные леса, влажные экваториальные леса, лесостепь, прерия, пампа, саванны, оазис;

•     значение географической оболочки;

•     свойства географической оболочки;

•     географическую зональность и поясность;

•     природные и антропогенные причины возникновения проблемы на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению человеком растительного и животного мира Земли;

•     особенности растительного и животного мира, почв своей местности;

•    природные комплексы и природную зону своей местности;

    иметь представление

 •     о разнообразии растительного и животного мира Земли;

•     о взаимодействии живого и неживого в почве; физическом, химическом, биологическом выветривании; их влиянии на состав и свойства почвы; об образовании гумуса, о плодородии почвы;

•     о природных зонах Земли;

•     о своем населенном пункте; занятиях его населения, антропогенных изменениях в природе;

уметь

•    описывать почвы на примере своей местности, по карте географическое положение природных зон; природные комплексы своей местности;

  находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения растительного и животного мира, почв, природных зон;

 приводить примеры: природоохранных мероприятий на территории своей местности; использования и охраны почв, растительного и животного мира;

        

       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•     проведения наблюдений за состоянием почв, растительного и животного мира, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

•    принятия необходимых мер по сохранению почв, растительного и животного мира своей местности;

•  проведения самостоятельного поиска географической информации из картографических источников.

Дидактические единицы:

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Почвы своей местности, их охрана.

Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Природные комплексы, природная зона своей местности.

     Свой населенный пункт. Занятия его населения. Антропогенные изменения в природе. Природоохранные мероприятия на территории своей местности.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.

Практические работы: 1. Изучение строения почвы на местности.

ПР.Р №12. * Описание природных зон Земли по географическим картам.

3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

     Экскурсия. Описание двух природных комплексов своей местности; объяснение причин их различий**; определение последствий влияния хозяйственной деятельности на разные компоненты рассматриваемых природных комплексов.

     

Итоговая Контрольная работа -1

Средства обучения

ГЕОГРАФИЯ VI класс

Стандарт общего образования по географии

Примерная программа по географии Земли

Рабочая тетрадь

Методические рекомендации по начальному курсу географии

Таблицы

Ориентирование на местности

Способы добычи полезных ископаемых

Воды суши

Полезные ископаемые и их использование

Рельеф и геологическое строение Земли

Портреты

Набор «Путешественники»

Карты мира

Карта океанов

Климатические пояса и области

Природные зоны

Физическая полушарий

Карты России

Физическая

Видеофильмы и видеофрагменты

Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность

Памятники природы

Великие Географические открытия

Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности)

Теллурий

Компас ученический

Теодолит (в комплекте нивелирные рейки, тренога, буссоль)

Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр, будка метеорологическая)

Линейка визирная

Мензула с планшетом

Нивелир школьный

Угломер школьный

Штатив для мензул, комплектов топографических приборов

Рулетка

Набор условных знаков для учебных топографических карт

Модели

Модель Солнечной системы

Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000)

Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)

Глобус Земли физический лабораторный (масштаб 1:50 000 000) (для раздачи учащимся)

Строение складок в земной коре и эволюция рельефа

Модель вулкана

Коллекции

Коллекция горных пород и минералов

Коллекция полезных ископаемых различных типов

Набор раздаточных образцов и коллекции горных пород и минералов

Учебники и УМК

  1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений. –  М.: Дрофа, 2005. – 202 с.
  2. География. Природа и люди: учеб. Для 6 кл. общеобразовательных учреждений [А.И. Алексеев, В.В.Николина, С.И.Болысов и др.]; под ред. А.И.Алексеева – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.
  3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007 – 232 с.
  4. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 6 кл. – М.: Дрофа, 2005
  5. Климанова О.А. и др. География. Землеведение. 6 кл – М.: Дрофа, 2004 – 240 с.
  6. Летягин А.А. Под ред. Дронова В.П. География. 6 кл. – М.: Вентана-Граф, 2006
  7. Лобжанидзе А.А. (Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М.) География. Планета Земля. 6 кл – М.: Просвещение, 2006 – 143 с
  8. Петрова Н.Н.  –География. 6 кл. – М.: Дрофа, 2006
  9. Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География. 6 кл. – М.: Мнемозина, 2007 – 216 с.
  10. Сухов В.П. Физическая география. Начальный курс. 6 кл. – М.: Просвещение, 2005

Литература для учителя и обучающихся

  1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
  2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл: методическое пособие к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс»/О.А.Бахчиева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 183 с.
  3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002
  4. Вулканы – М.: АСТ-Пресс, 2000
  5. Географы и путешественники. – М.:Рипол-классик, 2001
  6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
  7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра-Книжный клуб, 1998
  8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
  9. Погода и климат. М.: Терра-Книжный клуб, 1998
  10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999
  11. Энциклопедия для детей. География. - М.: Аванта+, 2000
  12. Энциклопедия для детей. Геология.-  М.: Аванта+, 1995.
  13. Энциклопедия «Что есть что?» - М.: Слово,2001
  14. Энциклопедия для детей. Экология - М.: Аванта+, 2001
  15. Я иду на урок география. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/Russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.weather.com

Контроль уровня обученности

Контроль знаний, умений и навыков включает систему работ: самостоятельные работы, практические работы, тесты, контрольные работы. Для проведения самостоятельных, практических, проверочных, контрольных работ используются пособия:

  1. Крылова О.В. Система практических работ по географии в 6 классе// Газета «География»,  2007, № 18. – с. 27-33
  2. Ладилова Н.Н. Дидактические материалы по физической географии, 6 класс. – М.: Просвещение, 1998.
  3. Лисовский Э.Л. Дидактические карточки-задания по физической географии 6 класса. М.: Генжер, 1997.
  4. Пятунин В.Б., Ю.А.Симагин. Контрольные и проверочные работы по географии 6-7 классы. М.: Дрофа, 2002.
  5.  Субботин Г.П.  Задачник по географии для 6 класса. М.: Аквариум, 1997.
  6. Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 кл. М.: Сфера, 2000.

Администрация города Кургана

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №44»

города Кургана

  «Рассмотрено»                    «Согласовано»                            «Утверждаю»

На заседании                        Заместитель директора               Директор МОУ «СОШ     №44»

  _________________           по УВР_____________              Базанова Н.В.

  Протокол №______                 от «__» _______2011 года        от «__» ___________2011 года

 От «__» _______2011 год

Рабочая программа

курса «География Земли»

(6 класс)

Составитель:

  учитель географии

Зайцева Т.П.

                     

Курган, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

рабочая программапо математике 5 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...