Разработка урока по Краеведению
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Зайцева Татьяна Петровна

 Краеведение 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okhrana_prirody.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме:

«Охрана  природы Курганской области»

Цели: Систематизировать знания о природоохранной деятельности Курганской области.

     Задачи урока:

Образовательная: обобщить знания об  охраняемых территориях России и       Курганской области.

Развивающая: развивать учебно-информационные умения: работать с  источниками географической информации, научно-популярной литературой, работать с  материалами Интернет.

Воспитательная: воспитывать экологическую культуру, любовь к малой родине.

    Оборудование:

  1. Электронная презентация.
  2. Медиаоборудование.
  3. Раздаточный материал (материалы периодической печати и Интернет, законодательные нормативные документы об охране природы, карта ООПТ).
  4. Карта Курганской области (магниты).
  5. Эмблемы охраняемых природных объектов.
  6. Бейджики для юристов, экологов, экскурсоводов.
  7. Конечный продукт проекта учащихся (газеты, слайды).

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала

Формы урока: групповая, индивидуальная, фронтальная

Методы и приёмы:

1.Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

  • словесной передачи информации
  • наглядной передачи информации
  • практическая деятельность

Беседа, дискуссия

Презентация, карты

Работа с различными источниками информации

2.Методы стимулирования и мотивации

  • эмоциональные

  • познавательные

  • волевые

Создание ситуации успеха

Создание проблемной ситуации

Прогнозирование будущей деятельности

3.Методы контроля

  • устные

Фронтальный опрос

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и задач урока. Слайд №1

Наша задача сегодня на уроке:

  • узнать какие особо охраняемые природные территории выделяются в Курганской области
  • научиться добывать сведения из различных источников географической информации, делать собственные выводы, принимать ответственные решения.

  Запись темы урока в тетрадь:

Результатами вашей работы должны стать:

  • Заполненный конспект (распечатка которого лежит у вас на столе) об особо охраняемых природных территориях
  • Ответы на вопросы об особо охраняемых природных территориях

  1. Изучение нового материала.
  2. Вступительное слово: Слайд №2

Мне хотелось бы начать наш урок словами:

                                          Есть одна планета-сад

                                          В этом космосе холодном,

                                          Только здесь леса шумят,

                                          Птиц скликая перелётных,

                                          Лишь на ней одной увидишь

                                          Ландыши в траве зелёной,

                                          И стрекозы только тут

                                               В реку смотрят удивлённо,

                                          Береги свою планету,

                                          Ведь другой на свете нету.

                            Я. Аким

Природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа  кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

У писателя К. Г. Паустовского есть такие слова: «И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование нашей природы.»

Наша русская природа, полна поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека.

Красота русской природы — неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, журналистов, композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Природа Зауралья нашла своё отражение в картинах  акварелиста и живописца Германа Травникова.  Слайд №3-4-5-6

Бесконечно путешествуя, художник создаёт неповторимо точные и согретые сердечным видением работы.

 Коршунов Валентин Сергеевич также посвятил существенную часть своего творчества отражению красот Зауральской природы. Слайд №7-8-9

Зауралье с его богатой природой, с равнинными и лесостепными ландшафтами с давних времен создавало благоприятные условия для жизни людей. Богат и разнообразен  растительный и животный мир области, в недрах её земли таятся запасы ценных ископаемых. Богатства родной природы нужно не только разумно и бережно использовать, но и заботиться о сохранении их для будущих поколений.

Организация работы на уроке:

Природоохранная деятельность – многоаспектная деятельность, в которой задействованы многие службы (экологи, юристы, географы, ботаники). На уроке примут участие представитель экологической служб, роль которых будет выполнять ________________________________. Она проанализирует проблемы охраны природы в Зауралье.  Юристы – _________________________________. Они проанализируют экологическое законодательство России по Курганской области.

 Экскурсоводы ______________________________________________________________________________________. Они проведут нам виртуальную экскурсию по особо охраняемым природным территориям. И, конечно же, я в роли учителя заураловедения.

1.Учитель: Изучая природу Зауралья на предыдущих уроках, мы, безусловно, говорили о проблемах загрязнения окружающей среды, деградации и гибели природных ландшафтов. Сначала я хочу предоставить слово экологу, который перечислит основные экологические  проблемы Курганской области.

2.Выступление Экологов: По данным Государственного управления природными ресурсами  для территории области характерны следующие экологические проблемы:

                    Слайд № 10

-Загрязнение водных ресурсов;

-Деградация и истощение почв;

-Загрязнение пестицидами;

-Интенсивное использование растительных и животных ресурсов

-Загрязнение воздушное бассейна

-Радиационная обстановка. (Это проблема связана, прежде всего, с Теченской зоной. Река Теча и её пойменные земли в 1957 году были загрязнены промышленными радиоактивными отходами в результате взрыва радиохимического комбината «Маяк» в Челябинской области).

3.Учитель: Курганская область хоть пока и не является зоной экологического бедствия, имеет достаточно много экологических проблем. Какие же существуют законы, определяющие политику государства в области охраны природы. С этим вопросом мы обратимся к юристам.

4.Выступление юристов:  Слайд № 11

            Законы в  области охраны окружающей среды:

1) Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 20.12.2001, изменения от 22 и 29 августа 2004).

2) Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (принят Государственной Думой 15.02.1995, изменения от 30.12.2001 №196-ФЗ и от 29.12.2007 №199-ФЗ)

 3) Закон об охране окружающей среды Курганской области (принят Курганской Областной Думой 23 сентября 1998 г., изменения от 29.12.2008 №433 и от 31.03.2009 № 449.

Земля, недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы Курганской области являются основой жизнедеятельности населения, проживающего на его территории, и подлежит охране, рациональному использованию и сохранению для последующих поколений.

Настоящий закон регулирует отношения в области охраны окружающей среды с учётом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей Курганской области и направлен на обеспечение прав граждан на охрану  здоровья и благополучную окружающую среду.

Закон об охране окружающей среды несёт ответственность любого гражданина за нарушение правил поведения на охраняемых территориях.

5.Объяснение учителя.  Слайд 12

Согласно перечисленным законам для сохранения многих уникальных, редких и  исчезающих объектов природы созданы различные природоохранные территории:

заповедники,

национальные парки,

заказники,

памятники природы.

?- Какие из указанных  форм охраняемых территорий мы уже изучали в курсе  географии России?

?-Что такое Заповедник (это охраняемые территории, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность человека)

? Есть, ли на территории Курганской области заповедники?        

В пределах Курганской области размещены некоторые формы охраняемых природных территорий. Среди них заказники.

?-Что такое заказники? (Заказники – это охраняемые территории, созданные для сохранения или восстановления отдельных компонентов природы)

 Слайд 13

а) участки территории или акватории;

б) в них ограничено хозяйственное использование природных ресурсов;

в) служат для охраны всех или отдельных видов животных и растений;

г) создаются на постоянный или определенный срок;

д) основная задача - восстановление охраняемого природного ресурса для последующего его использования;

е) различают виды заказников;

  • ландшафтные,
  • биологические,
  • гидрологические,
  • геологические,

                   -   палеонтологические

ж) по статусу бывают комплексные и видовые, республиканского и областного значения.

6.Слово экологу. Сколько заказников  в Курганской области?

Учащиеся изучают Список «Особо охраняемых природных территорий»

  • Государственный природный зоологический заказник “Курганский” федерального значения площадью 42,9 тыс. га.
  • Крутихинский агроландшафтный заказник  –  14,046 тыс. га.

  • Всего 19государственных природных зоологических заказников регионального значения общей площадью 353,8 тыс. га.

7.Вопрос юристу: Почему экологи назвали количество заказников 19, а на карте 16?

Юрист: АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2006 г. № 474
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ
(ПРАВИТЕЛЬСТВА) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ
26 ИЮНЯ 2006 ГОДА № 203 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЙ О ШАТРОВСКОМ И ПРОРЫВИНСКОМ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ (ЗООЛОГИЧЕСКИХ)
ЗАКАЗНИКАХ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

8.Экскурсоводы: Отчёт о заказниках (эмблемы). Слайд14-25

Показ по карте.

9.Объяснение учителя. А сейчас перейдём к памятникам природы.  Слайд26

Памятники природы – это охраняемые природные объекты, ценные в научном, культурном, эстетическом отношениях.

Памятники природы бывают

 - ботанические

 - геолого-геоморфологические

 - гидрологические

 - комплексные

10.Слово экологу. Сколько памятников природы в Курганской области, как они распределены по административным районам?

Учащиеся изучают Список «Особо охраняемых природных территорий»

  • 97 памятников природы регионального значения.
  • 5 лечебно-оздоровительных местностей и курортов площадью   48,0 тыс. га в границах округов санитарной охраны;
  • Зеленые зоны: лесопарковая часть  –  82,1 тыс. га, лесохозяйственная часть  –  117,4 тыс. га.
  • Городские леса  –  13,7 тыс. га.
  • Зона охраняемого ландшафта музея-заповедника Т.С. Мальцева - 15,734 тыс. га.

10.Экскурсоводы:

1.Отчёт о геолого- геоморфологических и ботанических памятниках природы    (эмблемы)  

 Слайд27-36   Показ по карте.

                                           

             2.Отчёт о гидрологических памятниках природы (эмблемы)

  Слайд 37-41 Показ по карте.

11.Работа с картой (раздаточный материал). Карта «Схема расположения ООПТ Курганской области». Слайд 42

Какие типы заказников отмечены на карте? (Зоологические).

В каких природных зонах сосредоточено наибольшее количество заказников в степях или лесных части области? (Больше заказников лесной части области).

Какие заказники охраняют природу степей? (Курганский, Куртамышский, Петуховский).

 Какой вывод мы можем сделать? Достаточно ли заказников на территории края для сохранения природных ландшафтов? Где бы вы еще создали заказник?

  1. Подведение итогов. Слайд 43
  1. Проверим знания, полученные на уроке:

1) Как называется охраняемая территории, на которой запрещена любая хозяйственная деятельность человека?

                                            а) Заказник

                                б) Заповедник

2) Охраняемые природные объекты, ценные в научном, культурном, эстетическом отношениях, это…

                             а) Заказники

                             б) Памятники природы

     3) Какие особо охраняемые территории есть в пределах Курганской области?

а) Заказники, заповедники, национальный парк, памятники природы

б) Заказники и памятники природы

в) Заказники, заповедники,  памятники природы

    4)Сколько заказников существует в Курганской области?

- 20

- 19

- 16

    5) Сколько памятников природы создано в Курганской области?

  • 75
  • 19
  • 97

         6) Какое озеро Курганской области называют Российским «Мёртвым озером»?

  • Озеро Горькое-Узково
  • Озеро Медвежье
  • Озеро Горькое-Звериноголовское

7) Какие законы действуют на территории Курганской области?

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
  • Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»
  • Закон об охране окружающей среды Курганской области

  1. Мне хочется завершить урок стихотворением Евгения Евтушенко Слайд 44

                                             Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

             Берегите всех зверей внутри природы,

       Убивайте лишь зверей внутри себя.

  1. Я думаю, что все, присутствующие здесь на уроке присоединяются к призыву Евгения Евтушенко. Только все вместе мы сможем спасти родную природу!

  1. Оценочный итог.

VI. Информация и домашнем задании. Слайд 45

1.Усвоить отличительные черты заказников и памятников природы (приводить примеры)

2. Повторить все записи в тетради по Курганской области(подготовиться к К\Р)

3. Составить кроссворд «Природа Курганской области» (по желанию)

VII.Рефлексия.  Сегодня на уроке мы узнали много нового. Слайд 46

 Выразите своё отношение в виде творческой задачи.

Напишите «Круги по воде» к словам  «Охрана природы».(5 минут).

Конспект урока по теме:

______________________________________

  1. Законы в области охраны природы :
  • _________________________________________________                                                                                                                                                
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________

  1. Виды заказников:

а-                                                                  г-

б-                                                                 д-

в-

Количество заказников________

а) Заказник_______________________________________________________________ местоположение__________________________________________________________

что охраняет______________________________________________________________

статус___________________________________________________________________

б) Заказник_______________________________________________________________ местоположение__________________________________________________________

что охраняет______________________________________________________________

статус___________________________________________________________________

  1. Памятники природы бывают:

а-

б-

в-

г-

Количество памятников природы________

Геолого -  геоморфологические  памятники:

а) Памятник природы_______________________________________________________

местоположение__________________________________________________________

значимость________________________________________________________________

б) Памятник природы_______________________________________________________

местоположение__________________________________________________________

значимость________________________________________________________________

Гидрологические памятники:

а) Памятник природы_______________________________________________________

местоположение__________________________________________________________

значимость________________________________________________________________

б) Памятник природы_______________________________________________________

местоположение__________________________________________________________

значимость________________________________________________________________

4.Тест:

1.__                                 4.__                       7.__

2.__                                 5.__

3.__                                 6.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по курсу "Духовное краеведение Подмосковья" на тему "Бородино.История памятных мест"

Данный урок является звеном мероприятий, посвященных празднованию 200-летию Бородинского сражения. В тоже время он продолжает общую тему «Святыни Подмосковья», которая изучается в курсе «Духовное кра...

Разработка урока по географии в 6 классе по теме 1.Введение (краеведение) Тема «Родной край – часть России, частица мира.

цель : cформировать у школьников «что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина, границы края, их условность и  подвижностьразвивать аналитические  навыки работы с различ...

Методическая разработка урока краеведения в 9 классе "Экологическая ситуация в Оренбургской области""

Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи ...

Методическая разработка урока краеведения в 7 классе тема «Городец на Волге — старинный русский город Нижегородского края. Удельный период».

Понятие «удельный период» таит в себе два основных смысла. С одной стороны, оно выступает как синоним термина «феодальная раздробленность». Последний многие сейчас предпочитают не использовать, ...

Методическая разработка урока по историческому краеведению "Дорога к храму"

Цели урока: изучить и обобщить материал по теме; способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность детям проявить себя; развивать умение правильно формулироват...

Разработка урока по краеведению.

Урок по краеведению. Из истории Домодедовского края....

Методическая разработка урока по литературному краеведению «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова

Представлен материал по литературному краеведению. Урок памяти ульяновского поэта Владимира Николаевича Дворянскова...