Географическое положение Северной Америки
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Тарасова Анна Александровна
В данной разработке урока присутствует конспект и презентация к уроку по теме "Географическое положение Северной Америки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograficheskoe_polozhenie_severnoy_ameriki.rar700.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Географическое положение и исследование материка Северной Америки"

Плывем к неведомому берегу,

 Хотим увидеть целый свет.

 Какое небо над Америкой?

 Когда наступит там рассвет?

 Как это здорово и правильно,

 Что среди множества наук

 Мы изучаем географию,

 Чтоб стал понятен мир вокруг.

Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся для включения их в активную учебную деятельность по изучению физико-географического положения материка Северной Америки, ориентируясь на самостоятельную работу.

Задачи: создать условия для развития у школьников:  умений самостоятельной работы; решения проблемных ситуаций; потребности в творческой деятельности; информационной и коммуникативной культуры (учителя)

 используя карты полушарий и атласа самостоятельно в группах выявить особенности ГП Северной Америки на земном шаре; изучить обязательную номенклатуру и имена исследователей континента, и результаты их работы;

объяснить основные особенности ГП материка в сравнении с другим материком;  развивать умения делать выводы на основе полученной информации; совершенствовать навыки самоконтроля (ученика) способствовать формированию у учащихся: индивидуального стиля учебной деятельности; умения адекватно мыслить; действовать в условиях ситуации выбора

Оборудование:

физическая карта полушарий, физическая карта Северной Америки, экран, компьютер, географические атласы для 7 класса, контурные карты, учебник географии, карточки с заданиями,

Опорные знания: определение направлений, расстояний и географических координат по карте; понятие “географическое положение материка”, план характеристики географического положения материка

Ход урока:

 I. “Вызов” Мотивация на изучение нового материала.

1. Создание положительного настроя на работу.

Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова поэта А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий.

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте.

Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля на один из материков земного шара.

Я предлагаю вам совершить плавание по маршруту Врунгеля.

2. Мы с вами побывали уже на многих материках? Какие материки мы посетили?

У меня на столе различные предметы, можете вы определить, к какому материку они относятся: (выходят к доске по желанию, берут любой предмет и определяют)

Лед – Антарктида

Песок – Африка

Какао, резина – Южная Америка

Утконос  - Австралия

Остались на столе кактус, джинсовая ткань, Микки-Маус .  Вывод – это относится к материку Северная Америка.

II. Изучение нового материала

1. Формулировка учащимися темы урока с помощью эпиграфа.

(Чтение эпиграфа к уроку).

Ребята, какие ассоциации (представления) вызывает у вас этот континент? Что вы о нем уже знаете?

2. Сейчас мы постараемся с вами создать образ материка на основе вашего домашнего задания.

Заслушать мини-выступления по защите своих творческих работ (Выступление Дудич Галины)

(В качестве домашнего задания были предложены опережающие творческие задания: на основе своих знаний (используя дополнительную литературу) сочинить стих, нарисовать герб или рисунок о Северной Америке, книжку – раскладушку, коллаж.)

Кто хочет из вас побывать в Америке? А почему?

Итак, нам с вами предстоит совершить длительное и увлекательное путешествие по Северной Америке, чтобы познакомиться с особенностями природы этого материка.

3. Самостоятельная формулировка учащимися основных задач урока.

Ребята, почему изучение любого материка начинают с характеристики его географического положения. Что включает в себя понятие “географическое положение”? Вспомним план характеристики ФГП материка.

(ученики уже имеют навыки работы с планом характеристики ФГП материка, и поэтому практическая работа организуется самостоятельно)

4. Организация самостоятельной работы (выполняется в группах)

Характеристика ФГП Северной Америки по ранее изученному плану.

Работу будут проводить группы: мореходы, землемеры, географы, исследователи, путешественники, картографы.

- ребята, а что каждый из них делает?

“Картографы”:

Проанализируйте физическую карту полушарий и сделайте вывод о положении материка:

по отношению к экватору;

нулевому меридиану;

тропикам;

полярным кругам.

Данные занесите в контурную карту.

“ Мореходы”

Вам предстоит совершить плавание вокруг материка Северная Америка по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу, нанесите на контурную карту и покажите на карте все моря и океаны, омывающие Северную Америку.

моря

океаны

        

“Землемеры”:

Используя учебник (стр.6), сделайте вывод о размерах материка и его площади.

“Исследователи берегов”:

Совершите воображаемое путешествие вокруг материка Северная Америка. Проведите анализ береговой линии. В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше?

Заполните таблицу, используя карту:

острова        

полуострова        

заливы        

проливы

 

Покажите их на карте.

“Географы”:

Определите крайние точки материка Северная Америка и их координаты:

Крайняя северная точка -

Крайняя западная точка -

Крайняя южная точка -

Крайняя восточная точка -

Защита работ у доски по физической карте полушарий и Северной Америки. Другие слушают и дополняют ответы, корректируют ошибки и заполняют контурную карту.

САМООЦЕНКА. Учитель: ребята, были ли у вас сомнения при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? Учитывайте все это при самооценке

5. Проблемная ситуация

учитель: Ребята, внимательно посмотрите на карту: Какую часть света образуют вместе Северная и Южная Америки? (Америка)

Хотя они и образуют единую часть света, но это не означает их природного сходства. В чем вы видите их различие, а в чем сходство?

( разделимся на группы: по выбору 1 ряд “Сходство”, 2 ряд – “Различие”)

Педагог записывает на доске в виде таблицы, заслушав ответы учащихся.

Сходство

Различие

Тихий и Атлантический океаны

Пересекают меридианы

Одна часть света

Западное полушарие        

Древние материки: Гондвана и Лавразия

Южное и северное полушария

Северный Ледовитый океан

Северный и южный тропики

Северный и южный полярные круга

Провести САМООЦЕНКУ

6. Исследование Северной Америки.

Выступления учащихся, остальные учащиеся заполняют таблицу в тетради. (элемент лекции).

История открытия и исследования Северной Америки

дата

Исследователи

События

?

?

?

?

?

?

?

?

?

Эрик Рыжий

Х.Колумб

Дж. Кабот

Э. Кортес

Ж. Картье

Г. Гудзон

В. Беринг

А. Маккензи

Р. Амундсен        

?

?
?
?
?
?
?
?
?

 

САМООЦЕНКА

III. Закрепление материала

IV. Результат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ.

Кто на уроке поработал отлично?

Кто хорошо?

Кто старался и работал в меру своих сил и способностей?

Что вам особенно понравилось?

Что не понравилось? Чему я научился и что узнал нового?

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание: прочитать параграф; нанести на контурную карту географическую номенклатуру материка Северная Америка.

По желанию:  творческие задания: Кроссворд. Ключевое слово “ Гренландия” или “Северная Америка”.

“Картографы”:

Проанализируйте физическую карту мира и сделайте вывод о положении материка:

  • по отношению к экватору;
  • нулевому меридиану;
  • тропикам;
  • полярным кругам.

Данные занесите в контурную карту.

____________________________________________________________________________________

“ Мореходы”

Вам предстоит совершить плавание вокруг материка Северная Америка по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу, нанесите на контурную карту и покажите на карте все моря и океаны, омывающие Северную Америку.

моря

океаны

_____________________________________________________________________________________

“Землемеры”:

Используя учебник (стр.7), сделайте вывод о размерах материка и его площади.

“Исследователи берегов”:

Совершите воображаемое путешествие вокруг материка Северная Америка. Проведите анализ береговой линии. В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше?

Заполните таблицу, используя карту:

острова

полуострова

заливы

проливы

Покажите их на карте.

“Географы”:

Определите крайние точки материка Северная Америка и их координаты:

  • Крайняя северная точка -
  • Крайняя западная точка -
  • Крайняя южная точка -
  • Крайняя восточная точка -






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Географическое положение Северной Америки. История исследования и открытия материка

Сформировать представление о размерах материка, его очертаниях и особенностях географического положения в целом....

Урок по географии в 7-м классе по теме: «Географическое положение Северной Америки».

Урок по географии в 7-м классе по теме: «Географическое положение Северной Америки»....

Презентация "Географическое положение Северной Америки"

Презентация к уроку географии, 7 класс: "Географическое положение Северной Америки"....

Разработка урока по географии 7 класса на тему" Географическое положение Северной Америки"

На уроке учащиеся знакомятся с географическим положением Северной Америки, работают с картой, атласами, проводится презентация...

Урок для интерактивной доски "Географическое положение северной америки"

Данный урок ориентирован на учителей, работающих в 7х классах по учебнику под редакцией Коринской В. А. «География материков и океанов», 7 класс, по одноименной авторской программе. Он также может быт...

Конструкт урока по географии на тему "Географическое положение Северной Америки"

Конструкт урока по географии  "Географическое положение Северной Америки" включает определенные этапы. Так же в конструкт урока входят планируемые результаты: метапредметные, предметные.Целью дан...