ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП 12 «ПОЧВОВЕДЕНИЕ»
рабочая программа по географии на тему

Программа учебной дисциплины «Почвоведение» предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу подготовки квалифицированных специалистов по земельно-имущественным отношениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_pochvovedenie.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

(ГБПОУ Колледж «Царицыно»)

(Электростальский филиал)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ДИСЦИПЛИНЫ  

ОП 12

«ПОЧВОВЕДЕНИЕ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

120714 «ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

(базовая подготовка)

2014


ОДОБРЕНА

на заседании предметной (цикловой) комиссии «Экономика и управление»,

протокол №_______

от _____________________ 20___г.

Председатель ___________ /Захаревич О.А./

                                            (подпись)                     (Ф.И.О.)

СОСТАВЛЕНА

на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения» (базовая подготовка)

                             

Руководитель структурного  

подразделения по УВР          _________ / Галдина Т.А./

                                                                               (подпись)                       (Ф.И.О.)

                               

УТВЕРЖДЕНА

Методическим Советом  колледжа

Председатель________________ /Галдина Т.А./

                                                  (подпись)                             (Ф.И.О.)

Протокол № ___ от ________________ 20___г.

Составитель:

САХАРОВА Е.В.., преподаватель Электростальского филиала ГБПОУ Колледж «Царицыно».

Рецензент:


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ ПОЧВОВЕДЕНИЕ

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины «Почвоведение» предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу подготовки квалифицированных специалистов по земельно-имущественным отношениям.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Почвоведение» связана с дисциплинами «Ландшафтоведение», «Физическая география с основами геологии», а также с профессиональным модулем 03.01 «Геодезия с основами картографии и картографического черчения».

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

«Почвоведение» – дисциплина, призванная выработать у студентов представления о педосфере Земли как целостной глобальной системе, имеющей сложное горизонтальное и вертикальное строение и обладающей таким природно-ресурсным и экологическим потенциалом, который обеспечивает все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека.

В соответствии с ФГОС СПО в результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

  • Знать: место почвоведения в системе наук о Земле; цели и задачи почвоведения; структуру и содержание программы; особенности и тенденции развития современного почвоведения; основы теории и методологию почвоведения; закономерности почвенной дифференциации суши; представления о почвенном разнообразии;
  • Уметь: анализировать почвенные карты; оценивать почвы с точки зрения плодородия; выполнять почвенные экспертизы;

 

1.4.Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.

Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины «Почвоведение» реализуется за счет отбора профильных дидактических единиц, за счет использования межпредметных связей с дисциплинами «Физическая география с основами геологии», «Ландшафтоведение», «Химия», «Биология». Одной из форм работы является привлечение обучающихся к проектной деятельности, отражающей профильную направленность.

Раскрыть, каким образом осуществляется профильное изучение дисциплины (частичное перераспределение учебных часов в зависимости от важности раздела/темы для данной профессии/специальности, отбор дидактических единиц, использование потенциала межпредметных связей, отражение профильной составляющей в организации самостоятельной работы обучающихся).

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающихся

-

85 часов

Обязательная аудитория

-

57 часов

Самостоятельная работа

-

28 часов


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

-

85 часов

Обязательная аудитория (всего)

-

57 часов

в том числе:

                          - в т.ч. лекций

-

41 часов

                          - практические занятия, вкл. семинары

-

16 часов

Самостоятельная работа: работа с текстом учебника и с дополнительной литературой, ознакомление с таблицами и схемами, контурными картами, написание докладов, рефератов, кроссвордов, работа со словарями и справочниками, ответы на контрольные вопросы, составление конспектов с помощью Интернета

-

28 часов

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета по дисциплине – 2 семестр



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Почвоведение»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторных работ, практических занятий, самостоятельных работ обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1

ЗЕМНАЯ КОРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОЧВООБРАЗУЮЩИХ ПОРОД. МОРФОЛОГИЯ ПОЧВ.

1.1

Введение в дисциплину. Понятие о земной коре. Происхождение почвообразующих пород.

2

1.2

Уровни описания морфологического строения почв.

2

1.3

Почвенный профиль.

1

1.4

Окраска почвы.

1

1.5

Гранулометрический состав и структура почвы.

2

1.6

Сложение почвы.

2

1.7

Генетические горизонты. Морфологический анализ почвенного профиля.

2

РАЗДЕЛ 2

СОСТАВ ПОЧВЫ.

2.1

Понятие о фазовом составе почвы..

1

2.2

Почва – полидисперстная система

1

2.3

Почва – полиминеральная и полимиханическая система.

1

2.4

Органическое вещество почвы.

1

2.5

Жидкая фаза почвы.

1

2.6

Газообразная фаза почвы.

1

2.7

Живая фаза почвы.

1

РАЗДЕЛ 3

СВОЙСТВА ПОЧВЫ.

-

3.1

Почвенно-поглощающий комплекс.

1

3.2

Кислотность, щелочность и буферность почвы.

2

3.3

Окислительно-восстановительные свойства почвы.

1

3.4

Физические свойства почвы.

1

3.5

Водно-физические и воздушно-физические свойства почвы.

2

3.6

Теплофизические и физико-механические свойства почвы.

2

РАЗДЕЛ 4

ФАКТОРЫ ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ.

-

4.1

Горные породы как фактор почвообразования.

1

4.2

Климат как фактор почвообразования.

1

4.3

Растительность как фактор почвообразования.

1

4.4

Рельеф как фактор почвообразования.

1

4.5

Деятельность человека как фактор почвообразования.

1

РАЗДЕЛ 5

ПОЧВЕННЫЕ РЕЖИМЫ

-

5.1

Почвенные режимы.

4

РАЗДЕЛ 6

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЧВ РОССИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

-

6.1

Понятие о почвообразовательном процессе.

1

6.2

Почвенное разнообразие..

1

6.3

Типология почв

4

РАЗДЕЛ 7

ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВ.

-

7.1

Химические аспекты почвенного плодородия.

2

7.2

Гранулометрический состав и лесорастительные свойства почв.

2

7.3

Биологический круговорот и плодородие почв.

2

РАЗДЕЛ 8

ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

-

8.1

Структура почвенного покрова.

1

8.2

Главные закономерности географии почвенного покрова.

3

8.3

Экологическая характеристика почвенных ресурсов

2

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАМЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  социально-экономических дисциплин.

3.1.1 Оборудование учебного кабинета.

Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом за партой в соответствии с его ростом, состоянием зрения и слуха. Рабочие места обучающихся обеспечивают выполнение практических работ в полном соответствии с практической частью программы, учитывать требования техники безопасности.

Рабочее место педагогического работника оборудуется столом, ТСО, шкафами для хранения наглядных пособий, аудиторной доской.

3.1.2 Технические средства обучения:

ТСО учебной аудитории: персональный компьютер-мультимедиа; универсальный видеопроектор; видеомагнитофон; телесканер на видеокамере; микрофон для преподавателя; контрольный телевизор преподавателя; акустическая система; блок управления с дистанционным пультом управления; принтер; лазерная указка; электронная доска (smart board).

3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

Апарин Б. Ф Почвоведение. . — СПб. : Издательский центр «Академия», 2012.

Апарин Б. Ф. Эволюционные модели плодородия почв. — СПб. : Изд-во СпбГУ, 1997.

Бабиков Б. В. Гидротехнические мелиорации. — Спб. : Дань, 2005.

Ганжара Н.Ф. Почвоведение. — М. : Агроконсалт, 2001.

Геннадиев А. Н. География почв с основами почвоведения / А. Н. Геннадиев, М. А. Глазовская. — М. : Высшая школа, 2005.

Димо В.Н. Тепловой и водный режим почв СССР / В.Н. Димо, А. А. Роде. — М. : Наука, 1968.

Добровольский Г.В. Функции почв в биосфере и экосистемах / Г. В. Добровольский, Е.Д. Никитин. — М. : Наука, 1990.

Евдокимова Т. И. Почвенная съемка. — М. : Изд-во МГУ, 1981.

Орлов Д. С. Химия почв / Д. С. Орлов, Л. К. Садовникова, Н.И. Суханова. — М. : Высшая школа, 2005.

Ремезов Н.П. Лесное почвоведение / Н.П. Ремезов, П. С. Погребняк. — М. : Лесная промышленность, 1965.

Роде А.А. Почвоведение / А.А. Роде, В.Н. Смирнов. — М. : Высшая школа, 1972.

Розанов Б. Г. Морфология почв. — М. : Академический проект, 2004.

Шейн Е. В. Курс физики почв. — М. : Изд-во МГУ, 2005.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, самостоятельных практических работ.

Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины:

б) текущий контроль – после изучения тем проверочные тематические тесты; формами текущего контроля являются так же участие студентов в проектной деятельности, круглых столах, тестировании, подготовка устных сообщений, рефератов, мультимедийных презентаций по отдельным тематикам;

в) итоговый контроль – дифференцированный зачет.

Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Математика"

Математика играет важную роль в общей системе образования студентов социально-педагогического колледжа. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки студентов, которые в дальней...

Учебная программа дисциплины "Спортивные игры"

Пояснительная записка        Рабочая учебная программа разработана на основе примерной программы  учебной дисциплины «Спортивные игры» предназначена для реа...

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ"

Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования технического и социально-экономического профилей....

Авторская рабочая программа элективного курса "Почвоведение"

Авторская рабочая программа элективного курса "Почвоведение" для 9-го класса расчитана на 17 часов, приведена сетка часов с указанием блоков, названий тем,форм занятий. Даны подробные описания каждого...

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатика программа подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатикапрограмма подготовки специалистов среднего звенапо специальности СПО23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог...

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образования. Форма обучения очная, 2022 – 2023 учебный год

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образован...

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образования. Форма обучения очно-заочная, 2022 – 2023 уч. год

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело, Форма обучения очно-заочная; 2022...