Учебная программа дисциплины "Спортивные игры"
календарно-тематическое планирование (физкультура и спорт) по теме

 

Пояснительная записка

       Рабочая учебная программа разработана на основе примерной программы  учебной дисциплины «Спортивные игры» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0307 Физическая культура (повышенный  уровень) среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения.

       Рабочая учебная программа курса спортивные игры предусматривает проведение занятий в форме лекций, семинаров, методических, практических занятий и учебной практики. Всего 148 часов, из них 22 часа- лекции, 92 часа – практические занятия (семинары), самостоятельная работа – 34 часа На лекциях студентам сообщаются основные сведения по истории развития, основам техники, тактики, методики преподавания, правила игры.

Данная рабочая учебная программа исключает изучение следующих видов спорта: хоккей, большой и настольный теннис, бадминтон в связи с сокращением часов по учебному плану и отсутствием баз для изучения данных видов спорта.

Рабочая учебная программа включает в себя межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как физиология, биомеханика, спортивная психология,  теория и методика спортивных игр, педагогика.

       На практических занятиях студенты овладевают техникой и тактикой игры, методикой судейства игр, методикой обучения. На методических занятиях углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации группы для занятий, методика их проведения.

     Учебная практика проводится в целях формирования у студентов профессионально-педагогических навыков показа, объяснения упражнений, овладение навыками обучения приемам игры, овладевать навыками судейства, проводить анализ и разбор проведенных занятий.

       На семинарских занятиях закрепляются и расширяются знания, полученные на лекциях, практических и методических занятиях. Проводится контроль и проверка усвоения знаний.

 Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение программного материала по учебникам, учебным пособиям, выполнение домашних заданий.

Программа предусматривает изучение курса спортивных и подвижных игр по следующим разделам:

 1. Основы техники и тактики в спортивных играх.

 2. Методика обучения технике игры.

 3. Организация и методика проведения занятий по спортивным играм.

 4. Судейство в спортивных играх.

Студенты изучают технику игры и методику обучения основным приемам игры. Овладевают профессионально-педагогическими навыками, необходимыми для самостоятельной работы (учебная практика, судейство).

1.  Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель преподавания дисциплины

             Обучить занимающихся основным приемам техники игры в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол ознакомить с простейшими тактическими действиями и методикой обучения основным техническим приемам, обучить правилам игры. Научить использовать подвижные игры в занятиях по физической культуре и спорту.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

 знать:

     - правила игры, методику проведения подготовительной части урока,

- методику обучения основным приемам техники игры по видам спорта,

-простейшие индивидуальные, групповые и командные тактические действия,

- историю развития данных видов в России и в мире.

- судейство в спортивных играх

 уметь:

                выполнять основные приемы техники игры и применять их в игре;

применять на практике методы и приемы обучения тактике и технике игры по видам спорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел  БАСКЕТБОЛ

 

Студент должен:

 

знать:

  • историю и основные этапы развития баскетбола;
  • содержание раздела «Баскетбол» в школьной программе физического воспитания;
  • организацию и методику проведения занятий по баскетболу в школе;
  • правила соревнований по баскетболу и стритбаскетболу;

 

уметь:

  • выполнять основные технические и тактические приемы игры: ловлю и передачу мяча двумя руками и одной рукой, ведение мяча правой и левой рукой, бросок мяча с места и в движении, умение вести двустороннюю игру с соблюдением правил;
  • организовывать и проводить занятия по баскетболу в школе, спортивной секции;
  • планировать и контролировать образовательную деятельность по разделу «Баскетбол» в школе;
  • организовывать, проводить и судить соревнования по баскетболу и стритбаскетболу.

Семинарские занятия

 

1. История, современное состояние и перспективы развития баскетбола.

2. Характеристика баскетбола как учебного предмета и вида спорта. Техника и тактика игры.

     3. Классификация техники.

4. Тактика игр. Индивидуальные, групповые, командные тактические действия в нападении и защите. Классификация тактики.

5. Обучение навыкам игры в баскетбол.

     6..Построение занятий по баскетболу: урок физической культуры, учебно-тренировочное занятие.

7.Правила и проведение соревнований по баскетболу.

 

Практические занятия

 

Обучение технике игры

Техника нападения. Стойка и передвижения. Остановка прыжком и двумя ногами. Повороты на месте.

Ловля мяча двумя руками на уровне груди, «высокого мяча», с отскоком от пола на месте и в движении.

Передача мяча двумя руками от груди, с отскоком от пола. Передача мяча одной рукой от плеча, снизу, сбоку.

Бросок мяча с места: двумя руками от груди; двумя руками сверху; одной рукой от плеча и сверху. Бросок одной рукой сверху в движении. Штрафной бросок. Бросок мяча одной рукой сверху в прыжке.

Ведение мяча: с высоким и низким отскоком; с изменением направления движения, с обводкой препятствия.

Техника защиты. Стойка  и передвижения защитника.

Вырывание, выбивание, перехват мяча.

 

Обучение тактике игры

Тактика нападения. Индивидуальные действия.

Групповые действия. Взаимодействие двух игроков «передал мяч и выходи», «треугольник».

Командные действия.

Тактика защиты. Индивидуальные действия.

Групповые действия. Взаимодействие двух игроков – «подстраховка».

Командные действия. Личная система защиты. Зонная система защиты 2-1-2. 2-3.

 

Нормативы по технике игры:

1) количество передач двумя руками от груди в стену за 10 секунд, стоя на расстоянии 2 м от стены: 14 – «отлично», 12 – «хорошо», 10 – «удовлетворительно»;

2) 10 штрафных бросков, мяч подает партнер. Оценка – не менее 6 попаданий;

3) бросок в движении после ведения – 4 повторения на технику выполнения.

 

 

Раздел  ВОЛЕЙБОЛ

 

Студент должен:

 

знать:

  • историю и основные этапы развития волейбола;
  • содержание раздела «Волейбол» в школьной программе физического воспитания;
  • организацию и методику проведения занятий по волейболу в школе;
  • правила соревнований по волейболу;

 

уметь:

  • выполнять основные технические и тактические приемы игры: передачу двумя руками сверху, прием снизу, прямой нападающий удар, подачу  нижнюю или верхнюю прямую, вести двустороннюю игру в волейбол с соблюдением правил;
  • организовывать и проводить занятия по волейболу в школе, спортивной секции;
  • планировать и контролировать образовательную деятельность по разделу «Волейбол» в школе;
  • организовывать, проводить и  судить соревнования по волейболу.

 

 

Семинарские занятия

       

1. История, современное состояние и перспективы развития волейбола.

2. Характеристика волейбола как учебного предмета и вида спорта .

3 Техника и тактика игры. Приемы игры в нападении и защите, классификация техники. Командные, групповые и индивидуальные тактические действия в нападении и защите.

4. Обучение навыкам игры в волейбол. Построение занятий по волейболу.

5. Планирование спортивной тренировки.

6. Построение занятий по волейболу.

7. Правила и проведение соревнований по волейболу                          

 

Практические занятия

 

Обучение технике игры

Техника нападения. Стойки и перемещения волейболиста.

Передача мяча сверху двумя руками на месте, в движении, стоя лицом и спиной в направлении передачи.

Подача мяча: нижняя прямая, верхняя прямая.

Нападающие удары: прямой  по ходу, с переводом.

Техника защиты. Стойка и перемещения.

Прием мяча снизу двумя руками. Прием подачи и нападающего удара.

Блокирование: одиночное и групповое.

 

Обучение тактике игры

Тактика нападения. Индивидуальные действия.

Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии, задней линии.

Командные действия. Система игры в нападении игроком передней и задней линий.

Тактика защиты. Индивидуальные действия.

Групповые действия. Взаимодействия игроков передней и задней линии при приеме подачи нападающих ударов при блокировании и страховке.

Командные действия. Система игры в защите углом вперед и углом назад.

 

Нормативы по технике игры:

1) подача любым способом на точность в зоны 1,6,5 по одному разу. Учитывается количество попаданий: 3 попадания – «отлично», 2 – «хорошо», 1 – «удовлетворительно»;

2) передача мяча над собой двумя руками сверху не ниже 1 м: 10 передач –  «отлично», 8 – «хорошо», 6 – «удовлетворительно»;

3) прием мяча снизу двумя руками с ударом в стену: 10 – «отлично», 8 – «хорошо», 6 – «удовлетворительно».

 

Практические занятия

 

Обучение технике игры

Техника нападения. Стойки и перемещения волейболиста.

Передача мяча сверху двумя руками на месте, в движении, стоя лицом и спиной в направлении передачи.

Подача мяча: нижняя прямая, верхняя прямая.

Нападающие удары: прямой  по ходу, с переводом.

Техника защиты. Стойка и перемещения.

Прием мяча снизу двумя руками. Прием подачи и нападающего удара.

Блокирование: одиночное и групповое.

 

Обучение тактике игры

Тактика нападения. Индивидуальные действия.

Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии, задней линии.

Командные действия. Система игры в нападении игроком передней и задней линий.

Тактика защиты. Индивидуальные действия.

Групповые действия. Взаимодействия игроков передней и задней линии при приеме подачи нападающих ударов при блокировании и страховке.

Командные действия. Система игры в защите углом вперед и углом назад.

 

Нормативы по технике игры:

1) подача любым способом на точность в зоны 1,6,5 по одному разу. Учитывается количество попаданий: 3 попадания – «отлично», 2 – «хорошо», 1 – «удовлетворительно»;

2) передача мяча над собой двумя руками сверху не ниже 1 м: 10 передач –  «отлично», 8 – «хорошо», 6 – «удовлетворительно»;

3) прием мяча снизу двумя руками с ударом в стену: 10 – «отлично», 8 – «хорошо», 6 – «удовлетворительно».

 

 

Раздел  ГАНДБОЛ

знать:

  • историю и основные этапы развития гандбола;
  • содержание раздела «Гандбол» в школьной программе физического воспитания;
  • организацию и методику проведения занятий по гандбола в школе;
  • правила соревнований по гандболу;

 

уметь:

  • выполнять основные технические и тактические приемы игры: выполнение передач и ловли мяча, бросков любым способом из опорных положений, в прыжке, в падении, с поворотом;
  • организовывать и проводить занятия по гандболу в школе, спортивной секции;
  • планировать и контролировать образовательную деятельность по разделу «Гандбол» в школе;
  • организовывать, проводить и  судить соревнования по гандболу.   

 

Семинарские занятия

       

1. История, современное состояние и перспективы развития гандбола.

2. Характеристика гандбола как учебного предмета и вида спорта .

3 Техника и тактика игры. Приемы игры в нападении и защите, классификация техники. Командные, групповые и индивидуальные тактические действия в нападении и защите.

4. Обучение навыкам игры в гандбол. Построение занятий по гандболу.

5. Планирование спортивной тренировки.

6. Построение занятий по гандболу.

7. Правила и проведение соревнований по гандболу.

                          

Практические занятия

Обучение технике игры

Техника нападения. Основные стойки и перемещения. Ловля мяча двумя руками и одной. Передачи одной рукой: кистевые, согнутой и прямой рукой. Передача двумя руками.

Броски мяча по воротам согнутой и прямой рукой сбоку и сверху из опорного положения, в прыжке, в падении, с поворотом.

Ведение мяча.

 

Техника защиты. Перехваты мяча при передачах, отбор и выбивание при ведении. Блокирование броска. Приемы игры вратаря. Отбивание и ловля мяча, вбрасывание мяча в игру. Выход на перехват при быстром прорыве.

 

Обучение тактике игры

Тактика нападения. Индивидуальные действия. Действия игрока без мяча. Действия игрока с мячом.

Групповые действия. Взаимодействие: «передал – выйди», заслоны на месте и в движении.                                         

Командные действия. Система игры. Позиционное нападение и быстрый прорыв.

Тактика защиты. Индивидуальные действия. Опека игрока без мяча и с мячом. Действия защитника против двух нападающих.

Групповые действия. Взаимодействие двух и трех защитников: подстраховка, переключение, проскальзывание и групповое блокирование.

Командные действия. Личная защита и ее варианты. Зонная защита и ее варианты.

 

 

 

 

Раздел  ФУТБОЛ

 

Студент должен:

 

знать:

  • историю и основные этапы развития футбола;
  • содержание раздела «Футбол» в школьной программе физического воспитания;
  • организацию и методику проведения занятий по футболу в школе;
  • правила соревнований по футболу

 

уметь:

  •  выполнять основные технические и тактические приемы игры.
  •  планировать и контролировать образовательную деятельность по разделу «Футбол» в школе;
  • организовывать, проводить и  судить соревнования по футболу.   

 

Семинарские занятия

 

1. История, современное состояние и перспективы развития футбола.

2. Характеристика футбола как учебного предмета и вида спорта .

3 Техника и тактика игры. Приемы игры в нападении и защите, классификация техники. Командные, групповые и индивидуальные тактические действия в нападении и защите.

4. Обучение навыкам игры в футбол. Построение занятий по футболу.

5. Планирование спортивной тренировки.

6. Построение занятий по футболу.

7. Правила и проведение соревнований по футболу.

 

.

Практические занятия

 

Обучение технике игры

Техника нападения. Перемещения. Техника владения мячом: удары по мячу ногой, головой, остановки мяча.

Ведение мяча. Вбрасывание мяча. Отбор мяча. Приемы игры вратаря.

 

Обучение тактике игры

Тактика нападения. Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом. Групповые действия. Взаимодействия двух, трех и более игроков. Командные действия. Учебные игры: 1-4-2-4, 1-4-4-2, 1-4-3-3.

Тактика защиты. Индивидуальные действия. Опека игрока, владеющего мячом. Групповые и командные действия.

 

Нормативные требования

 

  1. удар по воротам на точность (5 ударов с передней линии штрафной площадки; не менее трех попаданий);
  2. жонглирование мячом (20 ударов ногой без падения мяча);
  3. ведение мяча, обводка и удар по воротам (провести мяч 20 м, обвести 4 стойки и забить мяч в ворота), выполнить упражнение в течение 10 – 12с с трех попыток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

148

5,6

Аудиторные занятия

114

 

Лекции

22

 

Практические занятия (семинары)

92

 

Самостоятельная работа

34

 

Вид итогового контроля:

контрольная работа

зачет

 

1

1

 

5

6

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  (образец)

 

 

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

В том числе

Практические занятия, семинары

Контрольные работы

1.

Введение

2

 

 

2.

Общие основы техники и тактики спортивных игр

4

2

 

3.

Баскетбол

26

 

1

4.

Волейбол

26

8

 

 

Гандбол

24

 

 

 

Футбол

24

 

 

 

Зачет

2

 

 

5.

Всего по дисциплине

114

92

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программный материал
 

Лекция № 1

     «Техника игры в баскетбол и методика обучения». Определение понятий техники. Основные тенденции в развитии техники игры. Классификация технических приемов. Последовательность обучения техническому приему. Этапы обучения, схема обучения отдельному техническому приему. Основные ошибки в обучении техническому приему и пути их исправления.

Лекция № 2

 «Тактика игры в баскетбол и методика обучения». Определение основных понятий тактики. Основные тенденции развития тактики игры. Классификация тактики игры, методика обучения индивидуальным, групповым, командным действиям в нападении и защите. Особенности проведения занятий по тактической подготовке с учащимися разного возраста.

 Лекция № 3

 «Правила игры в баскетбол и методика судейства соревнований». Место для игры, оборудование и инвентарь. Участники соревнований. Судейская бригада. Правила проведения игры. Продолжительность игры. Спорный бросок. Минутные перерывы. Начало и конец игры. Замена игроков. Ведение мяча, передвижение. Игра в трехсекундной зоне. Технические и персональные фолы.  правила соревнований.

Лекция № 4

 «Организация и проведение соревнований по спортивным играм». Виды соревнований. Системы проведения соревнований: с выбыванием, круговая, смешанная. Расчет необходимого времени для проведения игр. Расчет числа судей, обслуживающих соревнования. Положение о проведении соревнований. Главная судейская коллегия.

Лекция № 5

«Техника игры в волейбол и методика обучения». Основные тенденции в развитии техники игры. Классификация технических приемов. Последовательность обучения техническому приему. Этапы обучения, схема обучения отдельному техническому приему. Основные ошибки в обучении техническому приему и пути их исправления.

Лекция № 6

 «Тактика игры в волейбол и методика обучения». Определение основных понятий тактики. Классификация тактики игры. Методика обучения индивидуальным, групповым, командным действиям в нападении и защите. Особенности проведения занятий по тактической подготовке с учащимися разного возраста.

 

 

Лекция № 7

 «Правила игры в волейбол и методика судейства соревнований». Место для игры. Оборудование и инвентарь. Участники соревнований. Игровой формат. Игровые действия. Перерывы и задержки. Игрок либеро. Поведение участников. Состав судейской бригады, их обязанности и официальные сигналы

Лекция № 8

 «Техника и тактика игры в гандбол. Методика обучения». Понятия «техника игры», «технический прием», классификация технических приемов, техника нападения, защиты, вратаря. Понятие «тактика игры», классификация тактических действий, системы и варианты защиты и нападения. Расстановка игроков на площадке, простейшие групповые и командные тактические действия. Последовательность обучения техническому приему. Этапы обучения отдельному техническому приему.

Лекция № 9

 «Правила игры в гандбол и методика судейства соревнований». Место для игры, оборудование и инвентарь. Участники соревнований. Судейская бригада. Правила проведения игры. Начальный бросок, свободный бросок, штрафной бросок, наказание игроков, замена игроков.

Лекция № 10

«Техника и тактика игры в футбол. Методика обучения». Понятия «техника игры», «технический прием», классификация технических приемов, техника нападения, защиты, вратаря. Понятие «тактика игры», классификация тактических действий, системы и варианты защиты и нападения. Простейшие групповые и командные тактические действия. Последовательность обучения техническому приему. Этапы обучения отдельному техническому приему.

Лекция № 11

 «Правила игры в футбол и методика судейства соревнований». Место для игры, оборудование и инвентарь. Участники соревнований. Судейская бригада. Правила проведения игры. Вбрасывание мяча, свободный бросок, штрафной бросок, наказание игроков, замена игроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачетные требования

 

Баскетбол

по практике

1. Сдача практических нормативов : штрафной бросок (4 попадания из 10 – юноши, 3 попадания из 10 – девушки)..

 3. Оценка основных технических приемов игры в баскетбол (ведение, бросок в движении).
4. Составление конспекта занятия и проведение одной из частей урока по баскетболу (по выбору). Разбор занятия.

 5. Провести судейство учебной игры.

по теории

1. Знать правила игры.

 2. Знать теорию в объеме программы.

3. Система проведения соревнований

 

Волейбол

1. Передача двумя руками сверху в парах. Расстояние 7-8 метров, количество передач – 10-15.

 2. Прямой нападающий удар из зоны № 4 с передачи партнера. Количество ударов – 3 из 5 выполненных на площадку.

 3. Подачи по зонам. Количество подач – 4 из 5 выполненных.

 

 Гандбол

1. Сдать практический норматив: ведение, остановка, передача, бросок в угол ворот (60 х 60).

    2. Оценка основных технических приемов игры в гандбол

    3. Провести судейство учебной игры.

 

 

Футбол

1. Сдать практический норматив: ведение, остановка, передача, удар головой.

 а) Удар по воротам ( 5 ударов с передней линии штрафной площадки; не менее 3 попаданий)

       б) Жонглирование мячом (20 ударов ногой без падения мяча);

    2. Оценка основных технических приемов игры в футбол

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ:

 

Баскетбол

1. Техника и методика обучения передвижениям в нападении.

 2. Техника и методика обучения ловле и передаче мяча двумя руками от груди на месте и в движении.

 3. Техника и методика обучения ловле и передаче мяча одной и двумя руками снизу.

 4. Техника и методика обучения ловле и передаче мяча одной рукой от плеча.

 5. Классификация передачи мяча.

 6. Техника и методика обучения ведению мяча.

 7. Техника и методика обучения броску двумя руками от груди.

 8. Техника и методика обучения броску одной рукой от плеча.

 9. Техника и методика обучения броску одной рукой сверху в движении.

 10. Техника и методика обучения передвижениям в защите.

 11. Техника и методика обучения выбиванию и вырыванию мяча.

 12. Техника и методика обучения заслонам.

 13. Техника и методика обучения групповым действиям в нападении.

 14. Стремительное нападение (методика обучения).

 15. Позиционное нападение (методика обучения).

 16. Личная система защиты (методика обучения).

 17. Зонная защита, ее варианты.

 18. Смешанная защита (методика обучения).

 19. Сочетание технических приемов (финт на проход, финт на бросок, методика обучения).

 20. Размеры, оборудование площадки для игры.

 21. Судейская бригада на игру.

 22. Продолжительность игры, начало игры, спорный бросок.

 23. Результат игры.

 24. Минутный перерыв.

 25. Правила замены.

 26. Правила 5, 8, 24 секун

Волейбол

1. Техника и методика обучения верхней прямой подаче в волейболе. Ошибки и пути их устранения.

 2. Техника и методика обучения нижней прямой и боковой подаче в волейболе.

 3. Техника и методика обучения передаче мяча снизу двумя руками в волейболе.

 4. Техника и методика обучения передаче двумя руками сверху в волейболе.

 5. Техника и методика обучения прямому нападающему удару в волейболе.

 6. Техника и методика обучения одиночному и групповому блоку в волейболе.

 7. Системы нападения в волейболе. Краткая характеристика.

 8. Тактические системы игры в защите в волейболе. Краткая характеристика.

 9. Состав судейской бригады и их обязанности в волейболе.

 10. Замены, ведение счета в волейболе. Жеребьевка и начало игры. Расстановка (нарушения).

 11. Либеро. Его функции в волейболе.

 12. Разметка волейбольной площадки и ее назначение.

 

 

Гандбол

 

1. Техника и методика обучения броску согнутой рукой сверху в прыжке в гандболе.             2. Техника и методика обучения ведению мяча в гандболе

3. Техника и методика обучения передаче согнутой рукой от плеча в гандболе.

4. Техника и методика обучения игре вратаря в гандболе.

5. Техника и методика обучения держанию игрока в гандболе.

6. Система защиты в гандболе. Методика обучения.

7. Системы нападения в гандболе (краткая характеристика).

8. Состав судейской бригады и их обязанности в гандболе.

9. Свободный бросок в гандболе (назначение, выполнение).

10. Назначение наказаний за нарушения в гандболе.

11. Разметка гандбольной площадки и ее назначение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ  ( 34 часа)

 

  1. Изучение правил по баскетболу.

2.Судейская терминология и жестикуляция.(2 часа)

3. Назначение разметки площадки.

4. Составление конспекта.

5. Техника и тактика. .(2 часа)

6.  Изучение правил по гандболу. .(2 часа)

7. Судейская терминология и жестикуляция.(2 часа)

8. Назначение разметки площадки.

9. Составление конспекта.

10. Техника и тактика. (3 часа)

11.  Изучение правил по волейболу. .(2 часа)

12. Судейская терминология и жестикуляция.(2 часа)

13. Назначение разметки площадки.

14.Составление конспекта.

15. Техника и тактика. .(3 часа)

16.  Изучение правил по футболу. .(2 часа)

17. Судейская терминология и жестикуляция.(2 часа)

18. Назначение разметки площадки.

19. Составление конспекта.

20. Техника и тактика. .(3 часа)

 

 

 


 

Основная и дополнительная литература
 

Баскетбол:

 Основная литература:

 1. Баскетбол/ Учебник для ИФК под общ. ред. Ю.М.Портнова – М., ФиС, 1988.

 2. Баскетбол/ Учебник для ИФК под ред. Н.В.Семашко – М., ФиС, 1976.

 3. Официальные правила по баскетболу ФИБА. – М., 2000. - 112 с.

 4. Спортивные игры: техника, тактика обучения: Учеб. для студ.высш.пед.учебных заведений, под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова – М., издат.центр «Академия», 2001. - 520 с.

 Дополнительная литература:

 5. Кит И.С., Яхонтов Е.Р. Индивидуальные упражнения баскетболистов. – М., ФиС, 1981.

 6. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: Метод.пособие. – М.: изд-во НЦЭНАС, 2002. – 136 с.

Волейбол:

Основная литература:

 1. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Мн.: Нар.асвета, 1981. – 72 с., ил.

 2. Волейбол. Клещев Ю.Н. – М., ФиС, 1991.

 3. Волейбол. Айриянц А.Г., Клещев Ю.Н. – М., ФиС, 1985.

 4. Волейбол. Пляжный волейбол. Правила соревнований. – М., 2001.

 5. К мастерству в волейболе. Железняк Ю.Д. – М., ФиС, 1978.

 6. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для пед.фак.инстит.физ.культ./ под ред. Портных Ю.И. – М.: ФиС, 1986.

 7. Спортивные игры: техника и тактика обучения: Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. – М., издат.центр «Академия», 2001.

 Дополнительная литература:

 8. Волейбол. У истоков мастерства. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. – М., 1998.

 9. Поурочная программа по волейболу для учащихся 5-9 (10-11) классов общеобразовательных школ, школ-гимназий. Уч.пособие (под общ.ред. к.п.н. СибГУФК Дормидонтовой Л.С.), Омск, 1998

10. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск, 2002

Гандбол:

 Основная литература:

 1. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов высш.пед.учеб.заведений под ред. Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов – М., Издат.центр «Академия», 2001

2. Правила игры в гандбол (официальные правила ИГФ) – М., 2001.

 Дополнительная литература:

 3. Клусов Н.П. Ручной мяч в школе. – М., Просвещение, 1978.

 4. Волейбол.Гандбол.Баскетбол: Организация и проведение соревнований по упрощенным правилам (В.Ф.Мишенькина, О.С.Шалаев, И.А.Сучков: под общ.ред. Г.Я.Соколова). – Омск: СибГАФК, 1998. – 60 с. с ил.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Дополнительная общеобразовательная программа " Основы игры на фортепиано" (на 2014-15 учебный год)

По данной программе ведётся образовательный процесс в музыкально-хоровом центре "Лель" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету фортепиано для учащихся 1-2 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа " Основы игры на фортепиано" (на 2014-15 учебный год)

По данной программе проходит образовательный процесс в музыкально-хоровом центре "Лель" по предмету фортепиано с учащимися 1-2 классов....

Учебная программа по дополнительному образованию "В мире движений" по подвижным и спортивным играм для учащихся 5-х классов

 Спортивные и подвижные игры, имеют важное значение в решении образовательных и воспитательных задач физического воспитания школьников. Они способствуют развитию быстроты, ловкости, ...

Методическая разработка по теме «Нижняя прямая подача» Раздел учебной программы: «Спортивные игры. Волейбол»

Задачи:1. Совершенствование техники приема и передачи мяча снизу двумя руками.2. Обучение технике нижней прямой подачи.3. Развитие двигательных качеств: координации, ловкости, скоростно-силовых, гибко...

Учебная программа "Подвижные игры"

Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах является организация двигательного режима школьников, который является неотъемлемым компонентом общего режима школы,...