ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП 13 «ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ»
рабочая программа по географии на тему

Программа учебной дисциплины «Ландшафтоведение» предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу подготовки квалифицированных специалистов по земельно-имущественным отношениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_landshaftovedenie_gotovo.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

(ГБПОУ Колледж «Царицыно»)

(Электростальский филиал)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ДИСЦИПЛИНЫ  

ОП 13

«ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

120714 «ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

(базовая подготовка)

2014


ОДОБРЕНА

на заседании предметной (цикловой) комиссии «Экономика и управление»,

протокол №_______

от _____________________ 20___г.

Председатель ___________ /Захаревич О.А./

                                            (подпись)                     (Ф.И.О.)

СОСТАВЛЕНА

на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения» (базовая подготовка)

                             

Руководитель структурного  

подразделения по УВР          _________ / Галдина Т.А./

                                                                               (подпись)                       (Ф.И.О.)

                               

УТВЕРЖДЕНА

Методическим Советом  колледжа

Председатель________________ /Галдина Т.А./

                                                  (подпись)                             (Ф.И.О.)

Протокол № ___ от ________________ 20___г.

Составитель:

САХАРОВА Е.В.., преподаватель Электростальского филиала ГБПОУ Колледж «Царицыно».

Рецензент:


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины «Ландшафтоведение» предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу подготовки квалифицированных специалистов по земельно-имущественным отношениям.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Ландшафтоведение» связана с дисциплинами «Почвоведение», «Физическая география с основами геологии», а также с профессиональным модулем 03.01 «Геодезия с основами картографии и картографического черчения».

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

«Ландшафтоведение» – дисциплина, призванная выработать у студентов представления о ландшафтной сфере Земли как целостной глобальной системе, имеющей сложное горизонтальное и вертикальное строение и обладающей таким природно-ресурсным и экологическим потенциалом, который обеспечивает все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека.

В соответствии с ФГОС СПО в результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

  • Знать: место ландшафтоведения в системе наук о Земле; цели и задачи ландшафтоведения; структуру и содержание программы; особенности и тенденции развития современного ландшафтоведения; основы теории и методологию ландшафтоведения; закономерности ландшафтной дифференциации суши; научные представления о культурном ландшафте; принципы ландшафтного планирования; приемы ландшафтного дешифрирования аэрокосмических снимков;
  • Уметь: анализировать ландшафтные карты; оценивать эстетическую привлекательность природных комплексов; строить концептуальные ландшафтно-географические модели; выполнять ландшафтно-экологические экспертизы;

 

1.4.Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.

Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины «Ландшафтоведение» реализуется за счет отбора профильных дидактических единиц, за счет использования межпредметных связей с дисциплинами «Физическая география с основами геологии», «Почвоведение», «Химия», «Биология». Одной из форм работы является привлечение обучающихся к проектной деятельности, отражающей профильную направленность.

Раскрыть, каким образом осуществляется профильное изучение дисциплины (частичное перераспределение учебных часов в зависимости от важности раздела/темы для данной профессии/специальности, отбор дидактических единиц, использование потенциала межпредметных связей, отражение профильной составляющей в организации самостоятельной работы обучающихся).

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающихся

-

108 часов

Обязательная аудитория

-

72 часов

Самостоятельная работа

-

36 часов


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

-

108 часов

Обязательная аудитория (всего)

-

72 часов

в том числе:

                          - в т.ч. лекций

-

36 часов

                          - практические занятия, вкл. семинары

-

36 часов

Самостоятельная работа: работа с текстом учебника и с дополнительной литературой, ознакомление с таблицами и схемами, контурными картами, написание докладов, рефератов, кроссвордов, работа со словарями и справочниками, ответы на контрольные вопросы, составление конспектов с помощью Интернета

-

36 часов

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета по дисциплине – 2 семестр



3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторных работ, практических занятий, самостоятельных работ обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1

Теоретические основы ландшафтоведения.

-

1.1

Географическая оболочка и ландшафтная сфера Земли.

2

1.2

Ландшафт и его структура – предмет изучения общего ланшафтоведения

2

1.3

Понятие о ландшафтном балансе и ресурсе. Основные задачи ландшафтоведения и его значение в подготовке специалистов.

2

РАЗДЕЛ 2

Основные ландшафтообразующие природные компоненты и процессы.

-

2.1

Рельеф и геологическое строение как компоненты ландшафта.

4

2.2

Понятие об атмосфере, погоде, климате. Основные характеристики.

4

2.3

Гидросфера, важнейшие свойства природных вод.

4

2.4

Виды вод и их роль в формировании природных ландшафтов

4

2.5

Почвообразование как ландшафтообразующий фактор. Растительный и животный мир в ландшафте.

4

РАЗДЕЛ 3

Основные закономерности ландшафтной дефференциации территории.

-

3.1

Природная (ландшафтная) зональность.

2

3.2

Азональные закономерности ландшафтной дифференциации.

2

3.3

Система горизонтальных природных, или ландшафтных зон.

2

3.4

Ландшафтная зональность в горах.

2

РАЗДЕЛ 4

Географическая среда и земельные ресурсы.

-

4.1

Виды естественных ресурсов и природный кадастр

2

4.2

Земельные ресурсы как главное средство производства.

2

4.3

Задачи оптимизации природной среды и культурные ландшафты.

2

РАЗДЕЛ 5

Анализ и учет ландшафтных условий при землеустройстве.

-

5.1

Основные положения анализа ландшафтов.

2

5.2

Покомпонентный учет ландшафтных особенностей при разработке землеустроительных проектов.

2

5.3

Трансформация природных ландшафтов и ландшафтно-экологическое равновесие.

2

5.4

Учет зональных особенностей ландшафтов при землепользовании и землеустройстве.

2

РАЗДЕЛ 6

Ландшафтная типология и комплексное природное районирование для землеустроительных целей.

-

6.1

Основные виды ландшафтного картографирования и виды ландшафтных карт.

2

6.2

Особенности полевой ландшафтной съемки и составление карт

2

6.3

Применение аэрокосмофотоинформации в ландшафтном картографировании.

2

6.4

Особенности ландшафтного картографирования горных территории.

2

6.5

Сущность и значение комплексного природного районирования земельного фонда.

2

6.6

Принципы, таксонометрические единицы и методы районирования

2

6.7

Комплексная природно-производственная характеристика районируемой территории.

2

РАЗДЕЛ 7

Ландшафтный подход к землеустройству.

-

7.1

Основные положения прикладного анализа природных условий и организация территории.

2

7.2

Планирование устройства, уход за ландшафтом и районная планировка.

2

7.3

общие основы охраны ландшафтов

2

7.4

Заповедники и заказники как особо охраняемые ландшафты

2

7.5

Проекты землеустройства как основа создания культурных ландшафтов и охрана природы.

2

7.6

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

2


4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАМЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета.

Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом за партой в соответствии с его ростом, состоянием зрения и слуха. Рабочие места обучающихся обеспечивают выполнение практических работ в полном соответствии с практической частью программы, учитывать требования техники безопасности.

Рабочее место педагогического работника оборудуется столом, ТСО, шкафами для хранения наглядных пособий, аудиторной доской.

Технические средства обучения:

ТСО учебной аудитории: персональный компьютер-мультимедиа; универсальный видеопроектор; видеомагнитофон; телесканер на видеокамере; микрофон для преподавателя; контрольный телевизор преподавателя; акустическая система; блок управления с дистанционным пультом управления; принтер; лазерная указка; электронная доска (smart board).

Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Казаков Л.К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2007. – 336 с.

Колбовский Е.Ю. Ландшафтное планирование. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 432 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Атлас России. – Ред. Л.А Ким, 2004. – 95 с.

2. Атлас СССР. – М.: ГУГК «Картография» 1990. – 224 с.

3. Беручашвили Н.Л. Методы комплексных физико-географических исследований. / Э.М. Раковская, В.К. Жучкова. – М.: Изд-во Academia, 2004. – 367 с.

4. Богучарсков В.Т. История географии. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 448 с. 5. Вернадский В.И. Биосфера. – М., 1967.

6. Географический атлас для учителей средней школы. – М.: ГУГК «Картография», 1985. – 238 с.

7. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2006. – 479 с.

8. Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах. – Новосибирск: Наука, 1978. – 319 с.


5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, самостоятельных практических работ.

Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины:

б) текущий контроль – после изучения тем проверочные тематические тесты; формами текущего контроля являются так же участие студентов в проектной деятельности, круглых столах, тестировании, подготовка устных сообщений, рефератов, мультимедийных презентаций по отдельным тематикам;

в) итоговый контроль – дифференцированный зачет.

Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Математика"

Математика играет важную роль в общей системе образования студентов социально-педагогического колледжа. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки студентов, которые в дальней...

Учебная программа дисциплины "Спортивные игры"

Пояснительная записка        Рабочая учебная программа разработана на основе примерной программы  учебной дисциплины «Спортивные игры» предназначена для реа...

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ"

Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" предназначена для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования технического и социально-экономического профилей....

Рабочая программа дисциплины "Микропроцессоры и МП системы"

Рабочая программа по МП и МПС для специальности 230106    Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей...

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатика программа подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатикапрограмма подготовки специалистов среднего звенапо специальности СПО23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог...

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образования. Форма обучения очная, 2022 – 2023 учебный год

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образован...

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело на базе основного общего образования. Форма обучения очно-заочная, 2022 – 2023 уч. год

Рецензент рабочей программы дисциплины Физическая культура и контрольно-оценочных средств по дисциплине Физическая культура, Специальность 34.02.01. Сестринское дело, Форма обучения очно-заочная; 2022...