Урок географии " Строение Земли"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Берлизова Татьяна Михайловна

 

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма урока: урок - практикум

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Цели урока:

Образовательная:  •  формирование представлений о литосфере, земной коре и ее строении с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.

  • развивать умение  пользоваться данным правилом при выполнении заданий,

      •   учить  применять знания в несколько измененных ситуациях;

Развивающая:        •  формировать умения работать  фронтально, индивидуально, в парах, в группах;

                                •  учить  анализировать свои действия;

Воспитательная: •  создавать условия для положительного  отношения  к  процессу познания, поощрять желание   узнавать новое, развивать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_stroenie_zemli_5_klass.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Урок географии 5 класс « Строение Земли».

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма урока: урок - практикум

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Цели урока:

Образовательная:  •  формирование представлений о литосфере, земной коре и ее строении с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.

  • развивать умение  пользоваться данным правилом при выполнении заданий,

      •   учить  применять знания в несколько измененных ситуациях;

Развивающая:        •  формировать умения работать  фронтально, индивидуально, в парах, в группах;

                                •  учить  анализировать свои действия;

Воспитательная: •  создавать условия для положительного  отношения  к  процессу познания, поощрять желание   узнавать новое, развивать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

Планируемые результаты:

Предметные:

- моделируют ход решения заданий  с помощью рисунка, схем;

- умеют решать простейшие задачи;

Метапредметные:

Регулятивные:

  Умеют планировать цель деятельности на уроке;  работают по инструкции;  распределяют деятельность в групповой  работе;   намечают способы устранения ошибок;  анализируют собственную работу и работу товарищей;  умеют оценивать уровень своих знаний по теме и выбирать соответствующие задания для выполнения; оценивают результаты учебной деятельности, определяют степень успешности своей работы, умеют осуществлять контроль своей деятельности, адекватно воспринимают оценку своей деятельности.

Познавательные:

Умеют выбирать методы для решения разных задач; устанавливать цепочку действий для выполнения задания;

Личностные:

Имеют возможность  к  саморазвитию и самосовершенствованию; проявляют познавательную инициативу в оказании помощи товарищам,

Коммуникативные:

 Умеют взаимодействовать в парах, группах; высказывают  свои мысли по решению заданий.

Ход урока:

1 этап . Организационный. (готовность к уроку)

Эмоциональный настрой. Здравствуйте, ребята! Надеюсь , наша совместная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое : учебник, тетрадь, дневник, ручка.

2 этап . Актуализация знаний.

Ребята, вы сейчас внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов. Зачитываю текст : « Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а впоследствии стала, вновь остывать. При этом «легкие» элементы  поднимались, а « тяжелые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора.»

Учитель – о чем говорят эти строки?

Ученик: о гипотезе происхождения Земли

Учитель – как объяснял происхождение  Солнечной системы Лаплас?

                   В чем состоит гипотеза Джинса?

                   Как гипотезе Шмидта объясняет процесс возникновения планет?

                   Какова форма Земли?

                   Вспомните из материала природоведения, какие оболочки Земли вам известны?

Ученик : атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера

Интеллектуальная разминка

Изучив географию в 6 классе, вы узнаете о каждой из этих оболочек более подробно. А начнем изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. У вас на столах лежит листок с ребусом.

Задание : разгадайте ребус и назовите спрятанную земную оболочку.

Учитель – какая тема нашего урока?

Ученики – ЛИТОСФЕРА.

Учитель – давайте вместе попробуем наметить , над чем нам предстоит работать , изучая тему сегодняшнего и последующих уроков.

Дети ставят задачи на урок ( что такое литосфера? Как она образовалась? Из чего состоит? Где могут пригодиться эти знания?)

3 этап. Усвоение исходных знаний.

Учитель – давайте вспомним, почему наша звезда- Солнце излучает так много света и тепла?

Ученик – солнце – это раскаленное небесное тело , с температурой на поверхности до  10 тыс. градусов

Учитель – а не удивит вас . если я скажу, что у нас под ногами, точнее на глубине 3000 км находится такое же « солнце», только чуть холоднее? Мы с вами  живем и ходим лишь по самой поверхности, тонкой, хрупкой, но защищающей нас от горячего дыхания Земли.

Если сравнить нашу планету с куриным яйцом , то получим некоторое сходство. Какое?

Что же находится внутри Земли нам и предстоит сегодня узнать. Вы готовы? Тогда давайте совершим короткое , но увлекательное путешествие к центру Земли!  ( показ видеофрагмента ) Сосредоточились! Представляем, что мы движемся  вглубь, проходя толщу Земли  в каком – нибудь  фантастическом аппарате, как когда –то сделали герои писателя – фантаста Жюль  Верна из романа « Путешествие к центру Земли» ( показываю книгу).

Для работы нам нужно создать небольшие исследовательские группы ( класс рассаживается по группам).

1 группа : геологи – исследователи земной коры.

2 группа : вулканологи – исследователи мантии

3 группа : вулканологи – исследователи ядра

4 группа : эксперты- фотографы  – моделируют схему строения Земли

Но чтобы про вести исследование глубин Земли , нам нужно вооружиться теоретическими знаниями. Для этого все группы в течение 3 минут работают с параграфом  20 ( стр 94) и картами атласа , нарабатывают ответы на вспомогательные вопросы.

1 группа : 1. Что такое земная кора?

                  2. 2 типа земной коры : материковая и океаническая. Чем они отличаются?

               3.  Чем образована земная кора?

2 группа : 1. Что такое мантия и из чего она состоит?

                   2.Какая температура внутри мантии?

                  3. На какой глубине она находится?

                 4. Почему на дне глубоких шахт температура горных пород выше , чем на поверхности земли, несмотря на времена года?

3 группа: 1. На какой глубине находится ядро?

                 2. Какая в ядре температура?

                   3. почему вещество в ядре находится при высокой температуре не в жидком состоянии . а в твердом?

4 группа: в результате чтения параграфа моделируют схему строения Земли.

Учитель – команды готовы к путешествию? Но перед долгим путешествием надо размяться.

Физкультминутка:

Учитель- если сравнить  земную кору с яблоком или куриным яйцом, то кора будет только тонкой и хрупкой кожицей. Но именно она не только защищает  нас от горячего дыхания Земли , но и широко используется человеком: на ее поверхности построены дома, дороги, из ее недр добывают различные п/и , и др.

 Если мысленно убрать всю воду с поверхности планеты. Мы увидим все ее неровности – РЕЛЬЕФ.

Как вы считаете, где будет толще , а где тоньше з /к ?

Специалисты 1 группы какое отличие вы заметили?

Учитель – спускаться аппарату было легко и быстро, т.к. слои з /к сложены разными породами. Давайте исследуем некоторые из них. ( работа с коллекцией горных пород)

У вас на столах лежат экземпляры горных пород. На какие группы их можно разбить? Какое у вас возникло затруднение?

Какова будет цель нашей деятельности ?

Ученики – узнать какими  бываю по происхождению г/п.

Учитель – как мы сможем получить ответ на вопрос?

Ученики – воспользоваться учебником стр 97 -98. ( читают 3 минуты) отвечаем на вопросы.

Учитель  - 1. ГРАНИТ  магматическая г/п , образовалась при застывании магмы

                    2. ИЗВЕСТНЯК осадочная г/п, образовалась при накоплении остатков организмов.

                    3. МРАМОР – метаморфическая г/п, образовалась в результате воздействия высоких температур и давления  на осадочные и магматические г/п.

Учитель – теперь вы можете ответить на вопрос какие бывают г/п по происхождению.

Ученики – магматические, осадочные и метаморфические.

А сейчас мы погружаемся  в самую толщу Земли. Сейчас станет очень жарко! Температура за бортом быстро увеличивается от + 100 до + 1000.

Учитель – а что могут добавить специалисты 2 группы? ( ответы 2 группы)

Учитель – Шахтерам , добывающим уголь и нефть очень тяжело приходится работать из – за высокой температуры. Некоторые шахты даже приходилось забрасывать, т.к там становилось невозможно работать при температуре + 50 . Как вы думаете , с чем связана такая проблема? ( ответы детей)

Учитель – Наконец , мы подошли к самому загадочному слою наше планеты – ядру. Что могут сказать нам специалисты 3 группы?( ответы детей)

Учитель – ну что понравилось наше путешествие? Теперь необходимо возвращаться обратно, но мы должны выслушать отчет 4 группы ( показывают сделанный макет строения Земли и рассказывают).

Учитель  – какие вы молодцы, справились с очень сложными задачами, которые сами поставили в начале пути! Сейчас отчет  о проделанной работе занесем в наши тетради на стр.51 задания 1,2 и стр.52 задание 3. ( взаимопроверка, обмен тетрадями) .

Закрепление : закончите предложения

Земля устроена хитро,

Сложней любой игрушки:

Внутри находится -….. ( ядро)

Но не ядро от пушки.

Затем ,представьте, ….. (мантия)

Лежит внутри Земли,

Но не такая мантия,

Что носят короли.

Затем ….( кора земная)

Наше путешествие закончилось. Всем бы хотелось узнать , как мы  усвоили материал. Что же было самым главным?

4 этап : рефлексия

Что нового я узнал на уроке?

Какое значение для меня лично имеют знания и умения , полученные на уроке?

Какая работа была интересной?

Что помогало в работе?

Что вызвало наибольшее затруднение?

5 этап – оценка своей деятельности на уроке

 *если я активна работал на уроке, в группе – ставите +

*если я правильно и часто отвечал на контрольные вопросы – еще один +

6 этап – домашнее задание ( по выбору)

  1. Параграф 20
  2. Построить дома модель строения Земли
  3. Написать стихотворении, сказку или рассказ о путешествии вглубь Земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Внутреннее строение Земли"

Урок географии в 6 классе.Урок проводится в форме путешествия по станциям: "Знания", "Исследовательская", "Итоговая".На уроке формируетсяпредставление о внктреннем строении ЗемлиКоасс работает с больш...

Урок географии «Строение атмосферы»

Открытый урок по географии в 6 классе.Повторение уже известных и знакомство с но­выми понятиями и терминами; работа со схе­мой «Строение атмосферы»; работа с таблицей «Части атмосферы и их особенности...

Урок "Внутреннее строение Земли" 5 класс по ФГОС

Знакомство с основными оболочками земли, строением литосферы, с методами изучения внутреннего строения Земли; работа со схемой «Внутреннее строение Земли»; работа с таблицей «Внутреннее строение...

План конспект урока географии « Атмосфера Земли, её состав и строение»

Тема: Атмосфера Земли, её состав и строение . Атмосферное давление. Урок №17.         Базовый учебник.География: Начальный курс: 5 класс: учебник для учащ...

Дидактическая карточка к уроку "Внутреннее строение Земли" 5 класс

Дидактическая карточка содержит несколько заданий различного характера: это и тест, и задание на правильное добавление слова, и решение ребуса....

Конспект урока " Внутреннее строение Земли"

Технологическая карта открытого  урока «Внутреннее строение Земли». Ооржак Айланмаа Кавайевна, учитель географии МБОУ СОШ № 2 города ЧаданПредмет:   географияКласс...

Урок Внутреннее строение Земли .Горные породы 5 класс

Урок Внутреннее строение Земли.Горные породы 5 класс...