«Можно ли спрогнозировать исход войны 1812 года?»
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Сидорова Татьяна Анатольевна

Интегрированный, бинарный урок (история, химия, география)
.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1812.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Можно ли спрогнозировать исход войны 1812 года?»

Интегрированный, бинарный урок

26.10.2012

     Цель урока: формирование универсальных учебных действий.

     Задачи: 1. Образование, через воспитание на примере  Войны 1812 года

( воспитание гордости за свою страну).

                     2. Формирование познавательных учебных действий, через поиск и выделение необходимой информации.

                     3. Прогнозирование, оценка (регулятивные).

                     4. Нравственно-этическое оценивание  результата  Отечественной войны 1812 года (личностные).

                     5. Учебное сотрудничество, умение выражать свои мысли (коммуникативные).

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия  ученика

Примечание

Начало урока

-Тема нашего урока « Можно ли было спрогнозировать исход войны 1812 г.?» Мы  рассмотрим  причины   Отечественной войны 1812 года, и попытаемся ответить на вопрос, вынесенный в название урока. Урок будут вести  Анастасия Александровна Шушунова – учитель истории и обществознания, Елена Альбертовна Полутова- учитель химии, Татьяна Анатольевна Сидорова- учитель географии.  Слово предоставляется учителю истории  Анастасии Александровне Шушуновой.

Слайд 1,2

1

История

- Войны между государствами начинаются по разным причинам. Противоречия могут возникнуть в разных сферах и стать причиной конфликта может как одно противоречие, так и комплекс противоречий.

-В каких сферах были серьёзные противоречия между Россией и Францией и между Наполеоном I и Александром I?

- Какие противоречия возникли в политической и внешнеэкономической сферах?

- Что именно могло создать напряженность в отношениях между двумя странами в династической сфере?

- Каким образом польский вопрос мог обострить отношения между Россией и Францией?

.

- Такие противоречия существовали в политической и внешнеэкономической сферах, в династическом вопросе, а также в решении польского вопроса.

-Ущерб внешней торговле России, нанесённый континентальной блокадой, постепенно привел к отказу от неё и, как следствие, отказу от условий Тильзитского мира, заключенного между Россией и Францией в 1807 г.

-Неудачная попытка Наполеона свататься к Екатерине Павловне и Анне Павловне – сестрам Александра I

- Наполеон поддерживал стремление поляков к нез

- Наполеон поддерживал стремление поляков к независимости, что не устраивало Россию

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

2

Химия

- Какой материал и почему необходим для стрельбы из пушки? [2]

-А как с помощью пороха стреляет пушка?

- Демонстрация опыта горения угля в расплавленной селитре (либо показ видеофрагмента «Сгорание пороха»). Вопрос: Каковы особенности этой реакции?

- Вопрос: Можно ли изготовить пушку из древесины (как Ваня)? Почему? Назовите свойства материала, из которого изготавливали пушки в начале XIX века?     (Слайд № 7). [13]

- Предложите материал для изготовления пушки. (Слайд № 8), Таблица № 1. Вопрос: Каковы свойства сплавов? Дополнение: Толщина ствола у такой пушки должна быть большей, значит, сама пушка - более тяжелая, передвигать её трудно, использовалась в крепостной артиллерии. Бронза – в полевой артиллерии. Ядра – из чугуна. Домашнее задание по технологической карте (Слайд № 9): заполнить таблицу № 1 в технологической карте.[2, 13]

- Вопрос:  Из чего получают металлы и сплавы? (Слайд № 10)

- Задание по технологической карте: Рассчитать массовую долю металла (Fe или Cu) в выданной руде и определить, из какой руды более выгодно получать металл. Таблица № 2. [9, 10, 14, 15, 16, 19]

- Задание: Предложить самостоятельно поставить вопросы для раскрытия темы урока. Учителя фиксируют вопросы на листе ватмана. Учителя предлагают свои вопросы (Слайд № 11). Обратимся к статистике. (Слайд № 12), (Таблица № 3). Вывод: Для ответов на поставленные вопросы необходима помощь учителя географии.

-Порох необходим для стрельбы из пушки.

Разбор на доске и в технологических картах уравнения окислительно-восстановительной реакции горения пороха (с помощью метода электронного баланса). 2KNO3 + 3C + S = K2S + 3CO2  + N2  + Q Вывод: В ходе реакции выделяется большой объем газов.

- Реакция – экзотермическая, идет с выделением  большого количества энергии в виде света и тепла.

-Материал должен быть прочным, с высокой температурой плавления, устойчивый к возгоранию, литейного качества. (Работа с таблицей № 1 на слайде и в технологической карте) [5]

-  Медь или железо, но они очень мягкие, если не в сплаве. Применялись сплавы: чугун и бронза. Изучают выданные сплавы. [5]

- Чугун более хрупкий.

Домашнее задание отмечают в технологической карте.

Один ученик - к доске. Учащиеся (в парах) решают задачу, вписывают ответ на карточку, поднимают её для проверки. Вывод: Магнитный железняк Fe3O4,  Куприт Cu2O [26, 27] более богаты Fe и Cu.

Учащиеся предлагают вопросы.

Сравнение показателей производства. Россия – Франция 1812 г.

по предложенной таблице и диаграмме.

Порох большее количество учеников назвали материалом войны в составленной нами до урока Интернет-анкете в Googlе

Дополнение к выводу: (4V, «метательные газы»), благодаря этому ядро вылетает из ствола пушки. (Слайд № 6) [13, 21, 25]

(Слайд № 7) [25]

Слайд № 7. [13]

Работа с таблицей № 1 на слайде и в технологической карте [5]

Слайд № 8,9

Заполнить таблицу № 1 в технологической карте.[2, 5, 13]

Слайд № 10

[9, 10, 14, 15, 16, 19]

[26, 27]

 (Таблица № 3) [4, 28]

3

География

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

5

История

Рефлек-сия

-Л.Н. Гумилев  говорил:

- « И поэтому я вижу свою задачу в том, чтобы принести посильную пользу Прекрасной Даме Истории,  и ее Мудрой Сестре – Географии…» Сегодня мы  рассмотрим вопрос урока с точки зрения географии.

-Посмотрите на диаграммы России и Франции, на которых показаны выплавка чугуна и меди. Проанализируйте. Результаты запишите в      

 « Технологическую карту» урока.

- Какие показатели производства сравнивают?

-Что способствовало такому разрыву в производстве?

- К началу века Россия по производству черных металлов стояла на первом месте в  мире,

а Урал давал 4/5 русского чугуна и железа.

Работа с контурной картой Европы (выделение основных месторождений России и Франции на период до 1812 года)

-  Проанализируйте  свою работу в контурных картах и ответьте на вопрос «Кто был лучше обеспечен минеральными ресурсами перед войной 1812 года?»

- Что необходимо для выплавки металлов?

Месторождения каменного угля были на тот период в России известны, но его привозили  из Англии. В начале 19 века поставки прекратились.

-Чем могли топить печи для выплавки металлов? Пример - старейший завод на Урале г. Нижний Тагил.

- Рассмотрим таблицу «Металлургическая промышленность в России, 1812 г. (черная металлургия)».

- Определим факторы размещения предприятий,  на примере Олонецких  и

Кронштадского заводов.

- Отвечая на вопросы «Анкеты» вы выделили порох, как один из важных материалов войны 1812 года. На территории России функционировало 3 государственных завода и 2 частных.

- Анализ предприятий легкой промышленности Франции и России.

- Кто был лучше подготовлен к войне с точки зрения развития промышленности?

- Рассмотрим и сравним географическое положение России и Франции и заполним таблицу в «Технологической карте» урока.

Заполняем вторую часть таблицы «Средние температуры России и Франции (июль и январь)

- А.С. Пушкин в 10 главе поэмы «Евгений Онегин» писал: «Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?»

(Картины В. Верещагина и И. Прянишникова)

- А на какую отрасль хозяйства большое влияние оказывают климатические условия?

-Анализ таблицы «Сравнительная характеристика России и Франции (1812 г.)» по сельскохозяйственным показателям.

Технологическая карта.

Инфраструктура - (от лат . infra - ниже, под и structura - строение, расположение), совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества.

-Развита ли была инфраструктура России в 1812 году?

-Одним из важных факторов является фактор человеческих ресурсов. Сравним численность населения России и Франции и построим диаграмму.

-Сделаем вывод, с точки зрения «Мудрой географии»: были ли шансы у Наполеона???

- В чём заключались причины победы России в войне с наполеоновской Францией?

- Россия одержала победу в борьбе с Наполеоном, но эта победа, и само участие в антифранцузских коалициях стоило многих жизней. 800 тысяч человек погибло в боевых действиях. Франция тоже понесла огромные потери – 900 тысяч французов не вернулось с полей войны.

1.Сравнительный анализ диаграммы.

2.Превосходство России над Францией в металлургии (черной и цветной) в 1812 году. Значительное.

- Показатели выплавки чугуна и меди.

- С точки зрения металлургии Россия лидировала.

Работа с картами Атласа и контурной картой Европы.

- Россия: Кольский полуостров, Урал; Франция – Лотарингский.

- Российская империя, т.к. гораздо больше  месторождений.

-Уголь.

- Древесным углем

Анализ слайда. Результаты  записывают в технологическую карту урока.

- Сырьевой.

- Военно-стратегический.

- В производстве сукна, шелка Франция лидировала. Но помогли бы шелка и сукно в решении военных задач? Конечно, нет.

- Россия. Больше предприятий, которые работают для победы в войне.

Вывод: Россия имела преимущество над Францией с точки зрения наличия сырья и развития стратегически важных отраслей промышленности.

Россия - северное географическое положение, Французская империя - значительно южнее располагалась.

Отсюда следует, что климат в России суровее, чем во Франции.

Технологическая карта  урока

Вывод: Россияне подготовлены к низким температурам зимой, адаптированы.

Заполняем вторую часть таблицы «Средние температуры России и Франции (июль и январь)

Россия

Франция

июль

январь

июль

январь

+12-+25

0- -18

+15- +29

+1- +10

- Климатические условия влияют на развитие сельского хозяйства.

- Россия была  аграрной страной. Крестьяне обеспечивали армию продовольствием. Французскую армию крестьяне отказывались кормить.

Вывод: Россия была лучше подготовлена. То, что Россия была аграрной, помогло пережить  народу и армии войну.

-Нет. Дороги плохие. Армия врага  увязла в снегу, «разбитых» дорогах.

-Население России на 15 млн. человек в 1812 году было больше населения Франции.

Технологическая карта (построение диаграммы).

-Нет.

Райхсканцлер князь фон Бисмарк послу в Вене

Конфиденциально Доверительно (секретно) Берлин 03.05.1888 год

«…На эту тему можно бы и поспорить, если такая война, возможно, приведёт к таким последствиям, что Россия, по выражению графа Кальноки, "будет разгромлена". Однако подобное развитие событий, даже при блестящих победах, маловероятно.

Даже самый благополучный исход войны никогда не приведёт к распаду России, которая держится на миллионах верующих русских греческой конфессии.

Эти последние, даже если они впоследствии международных договоров будут разъедены, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как находят этот путь к друг - другу разъединённые капельки ртути.

Это неразрушимое Государство русской нации, сильно своим климатом, своими пространствами и своей неприхотливостью, как и через осознание необходимости постоянной защиты своих границ. Это Государство, даже после полного поражения, будет оставаться нашим порождением, стремящимся к реваншу противником, как это мы и имеем в случае с сегодняшней Францией на Западе. Этим было бы создана на будущее ситуация постоянной напряжённости, которую мы будем вынуждены принять на себя, если Россия примет решение напасть на нас или Австрию.

Жизнеспособность русской нации будет не меньше; мы будем, по моему мнению, иметь больший успех, если мы просто будем с ними обращаться как с существующей постоянной опасностью, против которой мы можем создать и содержать защитные барьеры. Но мы никогда не сможем устранить само существование этой опасности…»

- Война пробудила чувство национального самосознания русского народа и вызвала патриотический подъём в стране.

- Война носила народный характер, что проявилось в массовом героизме, формировании ополчения, действиях партизан

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.

[4]

Слайд 11.

Слайд 12.

Контурная карта Европы.

Условные знаки железной руды и медной на магнитной основе лучше использовать разного цвета (красный-Франция,  черный цвет - Россия).

Слайд 13.

Можно показать фрагмент художественного фильма «Демидовы» (1983 года)

Реж. Яропорк Лапшин

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17,

Климатическая карта Европы «Атлас» , 7 класс, «Сферы»

Слайд 18, 19.

Технологическая карта.

Слайд 20

Слайд 21.

Технологическая карта.

Слайд 22.

Технологическая карта.

Доска

Слайд 23

Слайд 24

Музыкальная перемена (3 мин.)

Предложение прослушать на перемене выступление проектной учеников 11 «А» класса.

Представление творческого проекта учениками 11 «А» класса «Представление романса. Романс «Генералам 1812 года» (победители общешкольного проекта «Война 1812 года»). Сопровождается ученической презентацией

Рефлексия

Ученикам предложена Интернет-анкета в Googlе.

Ученики отвечают на вопросы Интернет-анкеты в Googlе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")

8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....