Главные вкладки

    Методическая разработка урока по географии "Географическое положение Нижегородской области"
    методическая разработка по географии по теме

    Горожанцев Александр Федорович

    Тема урока:  Географическое положение Нижегородской области. Его влияние на природу и хозяйство.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_nizhegorodskaya_oblast.doc62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:  Географическое положение

     Нижегородской области.

    Его влияние на природу и хозяйство.

    Тип урока:    Урок изучения нового материала.

    Форма урока:  Традиционная.

    Дидактическая цель: Изучить особенности географического положения Нижегородской области

                                   

    Задачи урока:

    1. Образовательные: Способствовать формированию представлений о географическом положении Нижегородской области и его влияния на природу и хозяйство.
    2. Развивающиеся: Развивать умения сравнивать, давать оценку, обобщать, анализировать. Продолжить формирование умений работать с картой, таблицей, схемой.
    3. Воспитательная: Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой край.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация темы урока.

      С сегодняшнего дня, мы начинаем изучать географию нашей области, того края, где вы родились и выросли. Именно с земли Нижегородской для вас началась Родина. Куда бы не увела вас жизнь, вы будете помнить свой край. Нам есть чем гордиться. Еще в начале 40-х г.г. прошлого века побывав в Горьком (так назывался наш областной центр) А.Н. Толстой сказал, что «Горьковский край-это целое государство с тысячью заводов и фабрик, со знаменитыми своим кустарным производством селами, с необозримыми лесами и рыбными реками. Здесь своя сталь, своя бумага, свое химическое производство. Здесь делают пароходы, баржи, землечерпалки, авиационные моторы, автомобили и грузовики, химические инструменты, всякую необходимую мелочь, художественную и бытовую утварь».

        Нижегородский край неоднократно оказывался в центре исторических событий. Нижегородцы участвовали в освобождении Руси от татарского ига, народное ополчение спасло Москву и страну от нашествия польских панов. Большой вклад внесли нижегородцы в победу над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Много замечательных людей прославили Россию и среди них немало нижегородцев: это механик Н.И. Кулибин, математик  Н.И.Лобачевский, физиолог И.М.Сеченов, критик Н.А.Добролюбов, композитор М.А. Балакирев, писатель А.М.Горький, летчик В.П.Чкалов и многие другие.

    3.Изучение нового материала.

    1.Историческая справка.

    Учитель акцентирует внимание учащихся на историю образования Нижегородской губернии.

    Вопрос для учащихся: Когда и кем был основан Нижний Новгород?

    (Нижний Новгород был основан великим князем Юрием Всеволодовичем в 1221 г.)

    Учащиеся находят Нижний Новгород на карте и определяют его географические координаты. (560 с.ш., 440 в.д.)

    Вопрос для учащихся: Какую роль играл Нижний Новгород в истории страны?

    (Нижний Новгород стал важным форпостом в защите Северо–Восточных границ Руси. Кроме того,  Нижний Новгород был одним из важных центров торговли и ремесла).

    Учитель сообщает, что Нижегородская губерния, как самостоятельная административная территория  была образована в результате реформы проверенной Екатериной 2 во второй половине 18 века. С тех пор границы губернии не менялись до 1922 года. Когда  в состав вошли Варнавинский и Ветлужский уезды (в 1929году был образован Нижегородский край, в который вошли Нижегородская, Вятская губернии и три автономных республики Марийская, Удмуртская, Чувашская и Муромский округ). В 1932 году Н.Новгород был переименован в город Горький.  В 1960 году к Горьковской области присоединился Шарангский район. В октябре 1990 года нашей области и областному центру возвращены их исторические названия. В 1993 году в состав Нижегородской области вошел Сокольский район, входивший в состав Ивановской области.

    Нижегородская губерния образовалась по реформе Екатерины II  во второй половине 18 века. С  1932 по 1990г. город назывался Горький.

    1. Физико-географическое положение Нижегородской области:

    а) Географическое положение Нижегородской области.

    Вопрос для учащихся: Как определить географическое положение Нижегородской

                                           области?

    (Для определения географического положения необходимо определить на каком материке и в какой его части находится Нижегородская область, в какой части страны, определить положение области относительно крупных природных объектов: гор, равнин, морей и др.)

    Вопрос для учащихся: Используя карты атласа, определите географическое

                                           положение Нижегородской области?

    Учащиеся, работая в парах, определяют географическое положение области. Один из учеников отвечает у доски. Учащиеся выясняют, что Нижегородская область расположена:

    - на материке Евразия, в западной части;

    - на западе России;

    - в центре Восточно-Европейской равнины;

    - в умеренных широтах.

    Вопрос для учащихся: Как географическое положение влияет на жизнь и

                                           хозяйственную деятельность человека?

    На основе логических рассуждений учащиеся (если необходимо, то с помощью учителя) делают вывод: Нижегородская область расположена на равнине, в умеренных широтах значит это создает благоприятные условия для жизни и хозяй- ственной деятельности людей.

    Б) Практическая работа.

    Тема: «Обозначение на контурной карте границ Нижегородской области, соседних областей и республик, отдельных районов».

    Задание для учащихся:

    1.Обозначить на контурной карте границы Нижегородской области, соседние области и республики, пограничные районы, район в котором вы живете.

    2.По картам атласа определить расстояние Нижегородской области с севера на юг и с запада на восток.

    Учащиеся обозначают границы Нижегородской области и определяют, что область граничит с Кировской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Рязанской областями и тремя республиками: Марий-Эл, Чувашией, Мордовией.

    Учащиеся определяют протяженность области с севера на юг - 400 км, с запада на восток – 280 км и записывают данные в тетрадь.

    В) Оценка географического положения Нижегородской области.

    Учитель предлагает учащимся оценить географическое положение Нижегородской области не только с точки зрения физико-географического, но и экономико-географического, геополитического положения области.

    В процессе работы учащимся предлагается заполнить таблицу «Положительные и отрицательные черты географического положения Нижегородской области».

    Положительные черты

    Отрицательные черты

    1.Область расположена в центре европейской части России, наиболее освоенной, богатой квалифицированными кадрами.

    1.Область расположена далеко от основных топливно-энергетических и сырьевых баз.

    2.Область расположена в умеренных широтах, т.е. климат благоприятный.

    2.Область расположена далеко от морей и океанов.

    3.Область расположена на пересечении транспортных магистралей.

    4.По территории области протекает река Волга, которая связывает ее с морями, омывающими Россию, другими регионами.

    5.Область расположена далеко от государственных границ, т.е. имеет выгодное военно-стратегическое положение.

    Учащиеся делают вывод: Географическое положение Нижегородской области в целом благоприятно для жизни людей, для развития промышленности, для выращивания сельскохозяйственных культур умеренного пояса.

     

    1. Административное деление Нижегородской области.

    Учитель сообщает, что Нижегородская область входит в состав Приволжского федерального округа, центром которого является Нижний Новгород. Нижегородская область включает 48 административных районов и 28 городов областного и районного подчинения.

    Под руководством учителя учащиеся составляют  кластер.

    Учащиеся отвечают на вопросы:

    1.В каком районе мы живем?

    ( Мы живем в Шатковском районе, в селе Силино).

     2.Какие районы являются соседями Шатковского района?

    (Соседями Шатковского района являются: Арзамасский, Вадский, Перевозский, Бутурлинский, Гагинский, Лукояновский и Первомайский районы.)

    3.Назовите близко расположенные города.

    (Близкорасположенные города: г.Лукоянов, г.Арзамас).

    Учащиеся отмечают на контурных картах границы Шатковского района, соседние районы, близкорасположенные города.

    1. Закрепление изученного материала.

      1.Учащимся раздаются карточки-задания.

    -Спишите предложение и вставьте пропущенные слова:

    Нижегородская область расположена на материке ………………., в центре …………………………………… равнины, в области ………………………………………………. климата.

    -Нижегородская область входит в состав ……………………. Федерального округа.

    2.Вопрос: Покажите по карте границы Нижегородской области, назовите соседние области и республики.

    5.Подведение итогов урока.

    1.Что узнали на уроке?

    2.Выставление оценок.

    6.Организация домашнего задания.

    1.Страница 6-11, ответить на вопросы.

    2.Составить эссе на тему: « Перенос столицы России из Москвы в Нижний Новгород: за и против».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока «Географическое положение города Кемерово» для 2 класса

    урок, формирующий знания о географическом положении г.Кемерово и его символике - гербе. Рабочая программа "Родной Кузбасс! Растем вместе с тобой!...

    Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

    Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

    Методическая разработка урока географии в 7 классе тема "Австралия. Географическое положение. Исследование материка"

    Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...

    Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Африка географическое положение. История исследования" МБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

    Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...

    Методическая разработка урока по географии в 7 классе по теме: " Географическое положение Южной Америки"

    Урок разработан для учащихся 7 класса. Основной целью которого, является раскрытие особенностей географического положения Южной Америки, рекордов материка....

    Методическая разработка урока английского языка на тему "Географическое положение Великобритании"

    План-конспект урока английского языка на тему "Географическое положение Великобритании" с элементами игровой технологии...