Методическая разработка урока по географии "Географическое положение Нижегородской области"
методическая разработка по географии по теме

Горожанцев Александр Федорович

Тема урока:  Географическое положение Нижегородской области. Его влияние на природу и хозяйство.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_nizhegorodskaya_oblast.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Географическое положение

 Нижегородской области.

Его влияние на природу и хозяйство.

Тип урока:    Урок изучения нового материала.

Форма урока:  Традиционная.

Дидактическая цель: Изучить особенности географического положения Нижегородской области

                               

Задачи урока:

  1. Образовательные: Способствовать формированию представлений о географическом положении Нижегородской области и его влияния на природу и хозяйство.
  2. Развивающиеся: Развивать умения сравнивать, давать оценку, обобщать, анализировать. Продолжить формирование умений работать с картой, таблицей, схемой.
  3. Воспитательная: Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой край.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы урока.

  С сегодняшнего дня, мы начинаем изучать географию нашей области, того края, где вы родились и выросли. Именно с земли Нижегородской для вас началась Родина. Куда бы не увела вас жизнь, вы будете помнить свой край. Нам есть чем гордиться. Еще в начале 40-х г.г. прошлого века побывав в Горьком (так назывался наш областной центр) А.Н. Толстой сказал, что «Горьковский край-это целое государство с тысячью заводов и фабрик, со знаменитыми своим кустарным производством селами, с необозримыми лесами и рыбными реками. Здесь своя сталь, своя бумага, свое химическое производство. Здесь делают пароходы, баржи, землечерпалки, авиационные моторы, автомобили и грузовики, химические инструменты, всякую необходимую мелочь, художественную и бытовую утварь».

    Нижегородский край неоднократно оказывался в центре исторических событий. Нижегородцы участвовали в освобождении Руси от татарского ига, народное ополчение спасло Москву и страну от нашествия польских панов. Большой вклад внесли нижегородцы в победу над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Много замечательных людей прославили Россию и среди них немало нижегородцев: это механик Н.И. Кулибин, математик  Н.И.Лобачевский, физиолог И.М.Сеченов, критик Н.А.Добролюбов, композитор М.А. Балакирев, писатель А.М.Горький, летчик В.П.Чкалов и многие другие.

3.Изучение нового материала.

1.Историческая справка.

Учитель акцентирует внимание учащихся на историю образования Нижегородской губернии.

Вопрос для учащихся: Когда и кем был основан Нижний Новгород?

(Нижний Новгород был основан великим князем Юрием Всеволодовичем в 1221 г.)

Учащиеся находят Нижний Новгород на карте и определяют его географические координаты. (560 с.ш., 440 в.д.)

Вопрос для учащихся: Какую роль играл Нижний Новгород в истории страны?

(Нижний Новгород стал важным форпостом в защите Северо–Восточных границ Руси. Кроме того,  Нижний Новгород был одним из важных центров торговли и ремесла).

Учитель сообщает, что Нижегородская губерния, как самостоятельная административная территория  была образована в результате реформы проверенной Екатериной 2 во второй половине 18 века. С тех пор границы губернии не менялись до 1922 года. Когда  в состав вошли Варнавинский и Ветлужский уезды (в 1929году был образован Нижегородский край, в который вошли Нижегородская, Вятская губернии и три автономных республики Марийская, Удмуртская, Чувашская и Муромский округ). В 1932 году Н.Новгород был переименован в город Горький.  В 1960 году к Горьковской области присоединился Шарангский район. В октябре 1990 года нашей области и областному центру возвращены их исторические названия. В 1993 году в состав Нижегородской области вошел Сокольский район, входивший в состав Ивановской области.

Нижегородская губерния образовалась по реформе Екатерины II  во второй половине 18 века. С  1932 по 1990г. город назывался Горький.

  1. Физико-географическое положение Нижегородской области:

а) Географическое положение Нижегородской области.

Вопрос для учащихся: Как определить географическое положение Нижегородской

                                       области?

(Для определения географического положения необходимо определить на каком материке и в какой его части находится Нижегородская область, в какой части страны, определить положение области относительно крупных природных объектов: гор, равнин, морей и др.)

Вопрос для учащихся: Используя карты атласа, определите географическое

                                       положение Нижегородской области?

Учащиеся, работая в парах, определяют географическое положение области. Один из учеников отвечает у доски. Учащиеся выясняют, что Нижегородская область расположена:

- на материке Евразия, в западной части;

- на западе России;

- в центре Восточно-Европейской равнины;

- в умеренных широтах.

Вопрос для учащихся: Как географическое положение влияет на жизнь и

                                       хозяйственную деятельность человека?

На основе логических рассуждений учащиеся (если необходимо, то с помощью учителя) делают вывод: Нижегородская область расположена на равнине, в умеренных широтах значит это создает благоприятные условия для жизни и хозяй- ственной деятельности людей.

Б) Практическая работа.

Тема: «Обозначение на контурной карте границ Нижегородской области, соседних областей и республик, отдельных районов».

Задание для учащихся:

1.Обозначить на контурной карте границы Нижегородской области, соседние области и республики, пограничные районы, район в котором вы живете.

2.По картам атласа определить расстояние Нижегородской области с севера на юг и с запада на восток.

Учащиеся обозначают границы Нижегородской области и определяют, что область граничит с Кировской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Рязанской областями и тремя республиками: Марий-Эл, Чувашией, Мордовией.

Учащиеся определяют протяженность области с севера на юг - 400 км, с запада на восток – 280 км и записывают данные в тетрадь.

В) Оценка географического положения Нижегородской области.

Учитель предлагает учащимся оценить географическое положение Нижегородской области не только с точки зрения физико-географического, но и экономико-географического, геополитического положения области.

В процессе работы учащимся предлагается заполнить таблицу «Положительные и отрицательные черты географического положения Нижегородской области».

Положительные черты

Отрицательные черты

1.Область расположена в центре европейской части России, наиболее освоенной, богатой квалифицированными кадрами.

1.Область расположена далеко от основных топливно-энергетических и сырьевых баз.

2.Область расположена в умеренных широтах, т.е. климат благоприятный.

2.Область расположена далеко от морей и океанов.

3.Область расположена на пересечении транспортных магистралей.

4.По территории области протекает река Волга, которая связывает ее с морями, омывающими Россию, другими регионами.

5.Область расположена далеко от государственных границ, т.е. имеет выгодное военно-стратегическое положение.

Учащиеся делают вывод: Географическое положение Нижегородской области в целом благоприятно для жизни людей, для развития промышленности, для выращивания сельскохозяйственных культур умеренного пояса.

 

  1. Административное деление Нижегородской области.

Учитель сообщает, что Нижегородская область входит в состав Приволжского федерального округа, центром которого является Нижний Новгород. Нижегородская область включает 48 административных районов и 28 городов областного и районного подчинения.

Под руководством учителя учащиеся составляют  кластер.

Учащиеся отвечают на вопросы:

1.В каком районе мы живем?

( Мы живем в Шатковском районе, в селе Силино).

 2.Какие районы являются соседями Шатковского района?

(Соседями Шатковского района являются: Арзамасский, Вадский, Перевозский, Бутурлинский, Гагинский, Лукояновский и Первомайский районы.)

3.Назовите близко расположенные города.

(Близкорасположенные города: г.Лукоянов, г.Арзамас).

Учащиеся отмечают на контурных картах границы Шатковского района, соседние районы, близкорасположенные города.

  1. Закрепление изученного материала.

  1.Учащимся раздаются карточки-задания.

-Спишите предложение и вставьте пропущенные слова:

Нижегородская область расположена на материке ………………., в центре …………………………………… равнины, в области ………………………………………………. климата.

-Нижегородская область входит в состав ……………………. Федерального округа.

2.Вопрос: Покажите по карте границы Нижегородской области, назовите соседние области и республики.

5.Подведение итогов урока.

1.Что узнали на уроке?

2.Выставление оценок.

6.Организация домашнего задания.

1.Страница 6-11, ответить на вопросы.

2.Составить эссе на тему: « Перенос столицы России из Москвы в Нижний Новгород: за и против».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Общие положения по выполнению письменной квалификационной работы"

В данном файле Вы сможете ознакомиться с общими положениями по выполнению письменной квалификационной работы,а так же со структурой письменной работы,с краткими требованиями по выполнению разделов раб...

Методическая разработка урока «Географическое положение города Кемерово» для 2 класса

урок, формирующий знания о географическом положении г.Кемерово и его символике - гербе. Рабочая программа "Родной Кузбасс! Растем вместе с тобой!...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Методическая разработка урока географии в 7 классе тема "Австралия. Географическое положение. Исследование материка"

Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...

Методическая разработка урока по географии в 7 классе по теме: " Географическое положение Южной Америки"

Урок разработан для учащихся 7 класса. Основной целью которого, является раскрытие особенностей географического положения Южной Америки, рекордов материка....

Методическая разработка урока английского языка на тему "Географическое положение Великобритании"

План-конспект урока английского языка на тему "Географическое положение Великобритании" с элементами игровой технологии...