Технологическая карта урока по теме "Наши реки".
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Полная разработка урока при помощи технологической карты. Дидактическая цель: сформировать представление об собенностях рек России,составить развернутую характенистику реки,используя различные источники информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme.docx49.1 КБ

Предварительный просмотр:

                Технологическая карта урока по теме

                                   « Наши реки»

учителя географии МОУ «ЛямбирскаяСОШ №1»

Янгляевой А.Н.

Дидактическая цель: сформировать представление об особенностях рек России, составить развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.

Образовательные цели:

Сформировать  понятия: расход воды, падение реки, уклон реки, твердый сток, годовой сток;

Формировать умение составлять  характеристику особенностей рек каждого бассейна, по причине изменения климата и рельефа;

Развивающие цели:

Уметь описывать особенности рек каждого бассейна, называть значения рек для человека;

Уметь объяснять  значение рек для природы России.

Воспитательная цель: способствовать формированию экологической культуры; воспитанию бережного отношения и сохранения чистоты наших рек.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный,  частично – поисковый, практический.

Методы познания: картографический, проблемный, сравнительный.

Средства обучения: учебник «География России». 8 класс. Под редакцией В.П.Дронова, климатические карты, физическая карта России, климатограммы.

Ход урока:

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Оргмомент

Проверка готовности к уроку

Психологический настрой

Организация рабочего места

2.

Мотивация

-Что является самым главным богатством каждой страны?

Особое значение имеют пресные воды.

-О каких пресных водах мы продолжим разговор сегодня на уроке?

-Эпиграф урока: «…русский человек всегда жил с рекой душа в душу…»              

                             В.Ю.Ключевский.

-Географическая разминка.

Отвечают на вопрос учителя

Определяют тему урока.

                                           

Работают на карте у доски.

3.

Актуализация

-Вы много узнали  о реках из предыдущего урока и сегодня продолжим изучение этой темы,  выполняя практическую работу №8 «Составление характеристики одной из рек».

4.

Целеполагание

Познакомить учащихся с особенностями водного режима рек России, развить их знания о типах питания рек; сформировать понятия, связанные с режимом и питанием рек.

 

- Что вы хотите узнать о наших реках?

- Можете ли вы объяснить такое природное явление: «Жители Великого Новгорода свергли с престола епископа Иоанна и решили казнить его привязав к плоту и спустив плот вниз по течению реки Волхов, но когда плот с Иоанном опустили на воду, вода в реке поднялась и вернула плот обратно в Великий Новгород, жители приняли это за знамение господне и вернули Иоанна на престол»

Почему река Волхов повернула вспять?

( выход на особенности наших рек)

Учащиеся совместно с учителем ставят цели урока

Знать:

1.Особенности наших рек

2.Влияние на наши реки климата и рельефа

Уметь:

1.Давать характеристику реки.

5.

Изучение нового

- Объясняет учащимся новые понятия;

-организует уточнения, дополнения, обсуждение учащихся вопросов:  в

произведении А.С. Пушкина «Медный всадник» описано наводнение на р. Нева, почему на р. Нева случаются наводнения?

Бассейн Северного Ледовитого океана -почему на р. Лена в период весеннего половодья в низовьях бывают ледяные заторы?

Бассейн Тихого океана - почему реки Колымы имеют летнее половодье?

Область внутреннего стока - что общего в режиме рек Кавказа и Дальнего Востока?

Слушают учителя, работают в группах с текстом параграфа, картами учебника и атласа, 15 мин.

- показывают реки на карте

-обобщают, выделяя особенности рек каждого бассейна

-проверяют полученные результаты.

6.

Закрепление

-Организует выполнение практической работы в группах

-Почему реки главное достояние любой страны?

-Почему р. Волхов повернула вспять?

Выполняют практическую работу по плану.

7.

Домашнее задание

Параграф 23

Повторение всех вопросов по теме «Реки».

Записывают в дневник

8.

Рефлексия

Организует заполнение  листа оценки и рефлексивного листа

(см.приложения)

заполняют

 лист оценки и рефлексивный лист

Приложения

Рефлексивный лист

Закончите предложения:

1.Самым интересным на уроке для меня было………………..

2.Затруднения у меня вызвало…………….

3.Материал урока заставил меня задуматься о………………

Лист №1

составьте кластер

реки

Лист №2

составьте схему, приведите примеры рек, покажите на карте

«Влияние на наши реки климата и рельефа»

1.Климат:

-питание реки

-режим реки

-установление ледового

 покрова

2. Рельеф

-характер течения

-твердый сток

Лист №3г

составьте таблицу

« Наши реки»

Бассейн океана

Особенности рек

реки

Область внутреннего стока

                           

                                       Лист №3в

составьте таблицу

« Наши реки»

Бассейн океана

Особенности рек

реки

Атлантический океан

               

        Лист №3б

составьте таблицу

« Наши реки»

Бассейн океана

Особенности рек

реки

Тихий океан

                                 

                                       Лист №3а

составьте таблицу

« Наши реки»

Бассейн океана

Особенности рек

реки

Северный Ледовитый

 Океан

                               

                                       Лист №4

1.Выпишите понятия:

-водоносность-

-расход воды-

-годовой сток-

-падение реки-

-уклон реки-

2.Изобразите графически падение и уклон реки.

3.Составьте схему «Характеристики реки, которые  определяют падение и уклон реки»

                                  Лист №5

Используя рубрику «Шаг за шагом» определите:

-уклон р. Волги

-падение и уклон р.Лена (исток-Байкальский хребет-930м.,

                                                  устье-море Лаптевых-0м.,

                                                  длина-4400км. )

  Домашнее задание:

- падение и уклон р.Чепца

                                  Лист №6

Закончите предложения:

1.В России………. рек

2.Общая протяженность рек России……..

3.Общий годовой сток всех рек России…..

4.Из 34 крупных рек мира в России находится….. рек, это…………..

5.Самая полноводная река России…..

6.Самая длинная река России…….

7.Самый большой бассейн у реки…….

8.Самая знаменитая река России…….

9.Наибольший расход воды у реки…….

Лист №7

Лист оценки

Ф.И. ученика

Теория(работа с текстом)

Практика(карта, расчеты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Технологическая карта урока географии тема "Реки"

Данный урок соответствует требованиям ФГОС. Цель:сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы. Научить характеризовать реки по географическим картам, определять левые и правые п...

Презентация + технологическая карта урока по теме "Реки"

Урок географии для 6 класса к учебнику Дронова, Савельевой "География. Землеведение"...

Технологическая карта урока по теме: "Реки Республики Тыва"

Данный учебно-меттодический материал разработан для учителей географии...

Технологическая карта урока по теме "Реки - артерии Земли" ,6 класс, география

Технологическая карта урока по географии на тему "Реки - артерии Земли"  представляет собой разработку урока к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной для учащихся 6 клас...

Технологическая карта урока "Воды суши. Реки"

Разработка урока для Начального курса географии....