РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по ГЕОГРАФИИ (базовый уровень)
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Домбровская Наталья Анатольевна

Программа реализует Стандарт основного общего образования по географии, составлена с учётом новой Концепции географического образования/ Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geo_rabochaya_programma_9_klass.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по
ГЕОГРАФИИ

(базовый уровень)

 

Статус документа

Рабочая  программа курса «География России» составлена на основе:

  • Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.;
  • Примерной программы основного общего образования по географии (базовый уровень),  сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: «Дрофа», 2007 г.;
  • Программы для общеобразовательных учреждений авторов Летягина А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Бахчиевой О.А., Таможней Е.А. 6 – 10 классы для общеобразовательных учреждений, М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2008;
  • «Рабочих программ по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана – Граф)/ автор – составитель Н.В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009 (Образовательный стандарт)
  • Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы. Перечень практических работ утверждён на заседании городского методического объединения учителей географии.

Структура документа

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Рабочая   программа включает: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень литературы и средства обучения. Данный курс предполагает преподавание географии по 2 часа в неделю в 8 и 9 классах (в год - 70 часов).

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Пояснительная записка

        Программа реализует Стандарт основного общего образования по географии, составлена с учётом новой Концепции географического образования.

        Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

В рабочей программе содержится национально-региональный компонент по географии ЯНАО, так как изучение географических особенностей «малой» Родины, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

 Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам.

        Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны. Он завершает базовое географическое образование школьников, с другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане:

        Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе – 35 часов, из расчёта 1-го учебного часа в неделю, в VII, VIII, IX классах – по 70 часов, из расчёта 2-х учебных часов в неделю.

Изменения, внесённые в рабочую программу:

В рабочую программу географии России в 9 классе внесены изменения: количество практических работ соответствует перечню работ в Примерной программе основного общего образования по географии (базовый уровень), а также количество и темы практических работ, оцениваемых при выполнении, соответствует принятому решению на городском методическом объединении учителей географии.

Цель и задачи курса:

        Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

        Учебно-методические задачи:

  • сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;
  • сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;
  • научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
  • развивать картографическую грамотность школьников;
  • сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
  • показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

        В структурном отношении курс состоит из двух частей: «Природа и население России» и «Хозяйство и регионы России», которые, в свою очередь, подразделяются на введение и семь разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России», «Природный фактор в развитии России», «Хозяйство России», «Природно-хозяйственные регионы России», «Россия в современном мире».

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(9 класс)

Хозяйство  и  регионы  России (70 часов)

РАЗДЕЛ   V

ХОЗЯЙСТВО  РОССИИ   (25 ч)

Общая характеристика хозяйства России (3 ч). Исторические особенности формирования хозяйства России. Проблемы экономического развития России. Показатели, характеризующие уровень экономического развития.

Современное хозяйство России, его задачи. Подразделение хозяйства на сектора, межотраслевые комплексы, отрасли. Виды предприятий и факторы их размещения. Отраслевая и функциональная структура экономики. Территориальная структура хозяйства.

Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.

Практическая работа № 1. «Выявление цикличности развития хозяйства на примере развития экономики своей местности».

География отраслей и межотраслевых комплексов (22 ч)

        Топливно – энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Топливно-энергетический баланс.

        Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов.

        Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

        Электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистемы.

Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭК и проблемы окружающей среды.

Практические работы: № 2. «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам».

        № 3. «Составление характеристики одного из районов добычи нефти или газа по картам и статистическим материалам».

        Металлургический комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы страны.

        Чёрная металлургия. Традиционная и новая технология получения проката. Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их размещения. География чёрной металлургии России.

        Цветная металлургия, значение, отраслевой состав. Основные черты географии металлургии лёгких и тяжёлых цветных металлов на территории страны.

Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.

Практические работы: № 4. «Определение факторов размещения предприятий чёрной металлургии, металлургии меди и алюминия по картам».

№ 5. «Составление характеристики одной их металлургических баз по картам и статистическим материалам».

Химико – лесной комплекс. Состав, место и значение в экономике страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса.

Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой состав.

Лесная промышленность: география ресурсов, отраслевой состав, факторы размещения предприятий.

География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы.

Проблемы и перспективы развития комплекса. Химико-лесной комплекс и окружающая среда.

Практические работы: № 6. «Определение факторов, оказавших влияние на размещение предприятий химико-лесного комплекса, по картам».

№ 7. «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам».

Машиностроительный комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами.

        Факторы размещения предприятий машиностроительного комплекса. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий основных отраслей военно-промышленного комплекса.

Проблемы и перспективы развития комплекса. Машиностроительный комплекс и окружающая среда.

Практическая работа № 8. «Определение факторов, оказавших влияние на размещение предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения, по картам».

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения и типы предприятий АПК.

Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация отраслей сельского хозяйства. Главные районы размещения земледелия и животноводства.

Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения.

Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.

Практическая работа № 9. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства по картам».

Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России.

Особенности разных видов транспорта. Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны.

Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны. Размещение.

Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение, диспропорции в размещении. Научный комплекс: особенности размещения главных научных центров, значение в хозяйстве, перспективы развития.

Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду.

Практические работы: № 10. «Выявление обеспеченности потребностей населения своей местности разными видами услуг».

№ 11. «Экскурсия на местное предприятие производственной или непроизводственной сферы. Составление схемы хозяйственных связей предприятия».

Экологический потенциал России. Экологические проблемы на территории России. Источники загрязнения окружающей среды и меры по сохранению её качества на территории страны. Мониторинг экологической ситуации. Экологический потенциал России, его региональное и глобальное значение.

Практическая работа № 12: «Оценка экологической ситуации в своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ».

РАЗДЕЛ   VI

ПРИРОДНО – ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ  РЕГИОНЫ  РОССИИ  (37 ч)

Принципы выделения регионов на территории страны (2 ч.). Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Зона Севера и основная зона. Что такое природно-хозяйственные регионы. Крупные природно-хозяйственные регионы на территории страны: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, юг европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

        Практическая работа № 13: «Разработка учебных проектов разных видов районирования территории России».

        Общая комплексная характеристика европейской части России (1 ч). Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства регионов европейской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.

        Центральная Россия (3 ч). Преимущества столичного, соседского и транспортного положения. Высокая степень освоенности региона. Центральная Россия – историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро Российского государства. Состав региона.

        Основные черты природы и природные факторы развития территории: равнинность территории, неравномерность размещения полезных ископаемых, благоприятность климатических условий для жизни человека и развития земледелия, наличие крупных равнинных рек, преобладание лесных ландшафтов. Основные природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лесные и рекреационные. Дефицит большинства видов природных ресурсов.

Высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения. Крупные города и городские агломерации. Социально-экономические проблемы сельской местности и древних русских городов. Культурно-исторические и архитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов.

Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких производствах, возможности развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры.

Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Социальные, экономические и экологические проблемы региона.

Внутрирегиональные различия. Московский столичный регион.

Практические работы: № 14. «Обозначение на контурной карте ареалов размещения старинных промыслов на территории Центральной России».

№ 15. «Составление картосхемы объектов Всемирного культурного наследия на территории страны (карта заполняется по мере изучения регионов)».

Европейский Север (3 ч). Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитического и соседского положения на особенности развития региона на разных исторических этапах.

Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, богатство минеральными ресурсами, влияние морских акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами, неблагоприятные условия для развития земледелия. Различия природных условий и ресурсов Кольско - Карельского и Двинско - Печорского Севера.

Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона.

Специализация хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы развития портового хозяйства.

Потенциал региона для развития туристско-экскурсионного хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы.

Практическая работа № 16. «Установление влияния приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей».

Северо - Запад (3 ч). Состав региона. Особенности географического положения в разные исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности географического положения Калининградской области.

Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-запада: чередование низменностей и возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние приморского положения на умеренность климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними водами. Местное значение природных ресурсов.

Новгородская Русь – район древнего заселения. Старинные русские города – культурно-исторические и туристические центры.  

Высокая плотность и преобладание городского населения. Санкт-Петербург – северная столица России, его роль в жизни региона.

Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства. Отрасли специализации разных областей района: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, туристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и её перспективы.

Экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы: № 17. «Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения культурно-исторических и природных памятников Северо-Запада».

№ 18. «Составление сравнительной характеристики особенностей географического положения, городской застройки, социально-экономических и экологических проблем Санкт-Петербурга и Москвы».

Поволжье (3 ч). Состав региона. Этапы хозяйственного освоения и заселения. Географическое положение в восточной и юго-восточной частях Русской равнины.

Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, возрастание континентальности климата, разнообразие природных зон, плодородие почв. Волга – природная ось региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные, водные, гидроэнергетические, минеральные. Благоприятность природных условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические особенности народов Поволжья. Роль Волги в расселении населения и территориальной организации хозяйства. Волжские города-миллионеры и крупные города.

Современная специализация хозяйства региона: развитие отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Водный и трубопроводный транспорт, их влияние на природу региона.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы.

Практические работы: № 19. «Выявление этапов заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определение их влияния на формирование сложного этнического и религиозного состава региона».

№ 20. «Определение экологических проблем Волго-Каспийского бассейна и путей их решения».

        Юг европейской части страны (3 ч). Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения.

Особенности природы и природные факторы развития территории: изменение рельефа, климата, особенностей внутренних вод, почвенно-растительного покрова с запада на восток и с подъёмом в горы. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные и кормовые. Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и рекреационного хозяйства.

Высокая плотность и неравномерность размещения населения. Пестрота национального и религиозного состава населения, исторические корни межнациональных проблем. Культурно-исторические особенности коренных народов гор и предгорий, донских, терских казаков. Преобладание сельского населения. Крупные города.

Современные отрасли специализации: сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная промышленность. Ведущая роль отраслей АПК. Проблемы развития АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Практические работы: № 21. «Сравнение специализации пищевой промышленности европейского юга и Поволжья».

№ 22. «Разработка проектов развития рекреационного хозяйства на территории региона».

Урал (3 ч). Особенности географического положения региона. Основные этапы заселения и хозяйственного освоения. Состав региона.

Особенности природы и природные факторы развития территории: различия тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов Предуралья, Урала и Зауралья. Проявление широтной зональности и высотной поясности на территории региона. Природные ресурсы.

Многонациональность населения региона. Культурно-исторические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий уровень урбанизации. Крупные города и их проблемы. Влияние географического положения, природных условий и географии месторождений полезных ископаемых на расселение населения и размещение промышленности.

Урал – старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли специализации: горнодобывающая, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, ВПК.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Практическая работа № 23. «Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации».

Общая комплексная характеристика Азиатской части России (1 ч). Особенности ГП, природы, истории, населения и хозяйства азиатской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.

Сибирь (2 ч). Географическое положение региона. Общие черты природы. Отличие природных зон Сибири от аналогичных европейских. Великие сибирские реки. Богатство природных ресурсов региона и легкоранимая природа.

Проникновение русских в Сибирь. Первые сибирские города-остроги, земледельческая колонизация. Сибирские казаки. Коренное население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов. Адаптация коренного и русского населения к суровым природным условиям региона.

Слабая степень изученности и особенности Сибири. Диспропорции в площади региона и численности его населения, низкая средняя плотность. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Влияние природных и экономических условий на особенности размещения населения.

Хозяйство ГУЛАГа, формирование старых и молодых ТПК. Современная стратегия освоения сибирских территорий. Разнообразие условий и степени хозяйственного освоения территории. Региональные различия на территории Сибири.

Практическая работа № 24. «Изучение проблем коренного населения Сибири на основе дополнительных источников географической информации и материалов в СМИ».

Западная Сибирь (3 ч). Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: равнинный рельеф, континентальный климат, обилие внутренних вод и сильная заболоченность территории, проявление широтной зональности природы от тундр до степей.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: топливные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные.

Специализация хозяйства – нефтегазохимический комплекс. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские и нефтяные и газовые компании, система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа. Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение.

Влияние природных условий на жизнь и быт человека.

Коренные народы: ненцы, ханты, манси, особенности их жизни и быта, основные занятия.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Внутрирайонные различия.

Практическая работа № 25. «Составление характеристики нефтяного или газового комплекса региона (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы)».

Восточная Сибирь (3 ч). Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: разнообразие тектонического строения и рельефа, резкоконтинентальный климат, распространение многолетней мерзлоты и лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, кормовые.

Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта.

Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер размещения хозяйства. Развитие первичных добывающих отраслей.

Внутрирайонные различия.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Практическая работа № 26. «Составление характеристики Норильского ТПК».

 

Южная Сибирь (3 ч). Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: горно-котловинный

рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной эрозией, области землетрясений, контрастность климатических условий. Истоки крупнейших рек Сибири, современное оледенение, многолетняя мерзлота. Своеобразие растительного и животного мира региона: горная тайга, субальпийские и альпийские луга; степи котловин. Природные ресурсы: минеральные, агроклиматические, гидроэнергетические, водные, лесные, земельные, рекреационные.

        Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами. Пути его решения. Неравномерность и мозаичность размещения населения. Уровень развития транспорта и его влияние на размещение населения.

        Основные этносы региона. Соотношение городского и сельского населения. Старые и новые города. Крупнейшие культурно-исторические центры региона.

        Отрасли специализации: горнодобывающая, топливная, электроэнергетика, цветная и чёрная металлургия, лесная, химическая, машиностроение. Природные предпосылки для развития АПК, особенности его структуры и развития в экстремальных условиях. Основные земледельческие районы.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Внутрирайонные различия.

Практические работы:  № 27. «Выявление особенностей природы региона с позиций условий жизни и деятельности людей в сельской местности и городе».

        № 28. «Разработка туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона».

        Дальний Восток (4 ч). Состав территории. Своеобразие географического положения. Этапы освоения и заселения территории.

 Особенности природы и природные факторы развития территории: геологическая молодость территории, преобладание гор, сейсмическая активность территории, муссонный климат, климатические контрасты между севером и югом территории, густота и полноводность рек, проявление широтной зональности и высотной поясности. Природные ресурсы: минеральные, рекреационные, биологические (рыба и морепродукты), лесные, на юге территории – почвенные и агроклиматические.

Несоответствие площади территории и численности населения. Потребность в трудовых ресурсах. Неравномерность размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурно-исторические особенности коренных народов Дальнего Востока.

Специализация района: горнодобывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная, рыбная отрасли. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Внутрирайонные различия.

Практические работы: № 29. «Разработка проекта транспорта Сибири и Дальнего Востока».

№ 30. Учебная дискуссия: проблемы и перспективы интеграции Дальнего Востока со странами АТР»

РАЗДЕЛ   VII

РОССИЯ  В  СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ  (2 часа)

        Место России среди стран мира. Характеристика исторических, экономических и этнокультурных связей России со странами СНГ. Памятники Всемирного культурного наследия на территории России. Международные экономические связи России, место в международном экономическом разделении труда.

Практическая работа № 31. «Определение основных статей экспорта и импорта России, основных внешнеэкономических партнёров России по картам и статистическим материалам».

Резерв учебного времени – 6 часов.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины: федерация, государственная территория, экономическая зона, континентальный шельф, экономико-географическое положение, геополитическое положение, местное и поясное время, циклон, антициклон, мелиорация, рациональное природопользование, естественное движение населения, миграция, экономически активное население,  трудовые ресурсы, агломерация, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, ресурсная база, хозяйство страны, предприятие, отрасль хозяйства, межотраслевой комплекс, отраслевая и территориальная структура хозяйства, кооперирование, специализация, транспортная система, транспортный узел, грузооборот, пассажирооборот, экономическая интеграция;
  2. различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
  3. результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  4. географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  5. географическую зональность и поясность;
  6. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
  7. связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
  2. особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
  2. меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  1. для определения поясного времени;
  2. для чтения карт различного содержания;
  1. для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

                   

Перечень  географических  объектов  (номенклатура)

        Тема «Топливно-энергетический комплекс»

        Система трубопроводов с Тюменского Севера на запад (в том числе «Сияние Севера», «Союз»); ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская; ГЭС: Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская, Волжсктий каскад; АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская, Единая Энергосистема (ЕЭС).

        Тема «Металлургический комплекс»

        Центры чёрной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк; центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на Амуре; центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Каменск-Уральский, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

        Тема «Химико-лесной комплекс»

        Центры химической промышленности: Соликамск, Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское; лесопромышленные центры: Архангельск, Сыктывкар, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на Амуре.

        Тема «Машиностроительный комплекс»

        Центры трудоёмкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск; центры металлоёмкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

        Тема «Инфраструктурный комплекс»

        Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский; ж/д магистрали: Транссибирская, БАМ; научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.

        Темы «Центральная Россия», «Северо-Запад»

        Балтийское море, Финский залив, Окско-Донская равнина, возвышенности: Валдайская, Среднерусская; низменности: Окско-Донская, Мещёрская; реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева; озёра: Псковское, Ильмень, Селигер; водохранилища: Горьковское, Рыбинское; каналы: Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва – Волга), Мариинская система; заповедники: Дарвинский, Приокско-террасный.

        Подмосковный угольный бассейн, КМА.

        Города: Москва, Санк-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.

        Тема «Европейский Север»

        Моря: Баренцево, Белое; заливы: Кандалакшский, Онежская губа, п-ова Рыбачий, Канин; острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач; возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы; Хибинские горы; Печорская низменность; реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень; озеро: Имандра; Беломоро-Балтийский канал; заповедники: Кандалакшский, Лапландский.

        Печорский угольный бассейн. Месторождения железных и цветных руд Кольского п-ова и Карелии.

        Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута.

        Кислогубская приливная электростанция, Кольская АЭС.

        Тема «Поволжье»

        Каспийское море, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность; реки: Волга, Дон; озёра: Эльтон, Баскунчак; водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское; Волго-Донской канал; национальный парк Самарская Лука, Астраханский заповедник; месторождения солей Эльтон, Баскунчак.

        Города: Казань, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань.

        Тема «Юг европейской части»

        Моря: Азовское, Чёрное; Керченский пролив, Таманский п-ов, Ставропольская возвышенность; горы Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус; низменности: Прикубанская, Терско-Кумская, Кумо-Манычская впадина; реки: Кубань, Кума, Терек; Тебердинский заповедник, месторождения цветных металлов Большого Кавказа.

        Города: Ростов-на Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

        Тема «Урал»

        Пай-Хой, Полярный Урал, Прполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал; горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар; реки: Кама, Урал, Белая, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть; заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский.

        Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа. Пермь, Оренбург, Нижний Тагил, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Красноуральск, Краснотурьинск, Салават, Ишимбай, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Первоуральск, Соль-Илецк.

        Тема «Западная Сибирь»

        Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский; полуострова: Ямал, Гыданский; возвышенность: Сибирские Увалы; равнины: Ишимская, Барабинская; реки: Тобол, Ишим, Пур, Таз; озёра: Кулундинское, Чаны; Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн; Сургутская ТЭЦ.

        Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск.

        Нефтяные концерны: «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз».

        Тема «Восточная Сибирь»

        Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское; Енисейский залив; п-ов Таймыр, о-ва Северная Земля, Новосибирские; возвышенности: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана; горы Бырранга, Енисейский кряж, Верхоянский хребет, Черского, Яно-Оймяконское нагорье; низменности: Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Колымская; Центральноякутская равнина; реки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Оленёк, Лена, Яна, Индигирка, Колыма; озеро Таймыр; Вилюйское водохранилище; заповедники Усть-Ленский, Таймырский.

        Бассейны каменно- и буроугольные: Таймырский, Зырянский.

        Города: Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск.

        Тема «Южная Сибирь»

        Алтай (г. Белуха), Восточный и Западный Саяны, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет. Котловины: Кузнецкая, Минусинская, Тувинская; реки: Бия, Катунь, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь; озеро Телецкое.

        Месторождения: Кузнецкий, Минусинский, Улуг-Хемский каменноугольные бассейны; железные руды Горной Шории, Хакассии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди; золотые прииски Алдана и Бодайбо; цветные и редкие металлы Рудного Алтая и гор Забайкалья.

        Транссибирская магистраль, БАМ.

        Города: Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.

        Тема «Дальний Восток»

        Моря: Чукотское, Берингово, Охотское, Японское; проливы: Татарский, Лаперуза, Кунаширский; заливы: Пенжинская губа, Петра Великого; острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин; полуострова: Чукотский, Камчатский; горы: Чукотское, Джугджур, Сихотэ-Алинь; вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка; Зейско-Буреинская равнина; Среднеамурская низменность; реки: Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь; водохранилище Зейское; озеро Ханка; заповедники: Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской, Кедровая Падь.

        Нижнезейский буроугольный бассейн, Охотский (остров Сахалин и шельф) нефтегазоносный бассейн, Амуро-Якутская магистраль. Города: Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.

        Памятники всемирного культурного наследия на территории России

        Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников; Московский Кремль и Красная площадь; исторические памятники Новгорода и окрестностей; историко-архитектурный комплекс Соловецких островов; белокаменные памятники Владимира и Суздаля; архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде; церковь Вознесения в Коломенском; историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля; ансамбль Ферапонтова монастыря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа основного общего образования по обществознанию (базовый уровень) 6 А класс

      Рабочая программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по обществознанию для основной школы, разработанного Министерством образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 7 КЛАССА БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе:Федерального государственного стандарта общего образования;примерной программы основного общего образования по географии «Геогра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по ГЕОГРАФИИ (базовый уровень)

Программа реализует Стандарт основного общего образования по географии, составлена с учётом новой Концепции географического образования/ Содержание основного общего образования по географии отражает к...

Рабочая программа среднего общего образования по химии (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования и программы среднего (полного) общего образования по химии. 10 – 11 классы. Автор ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по физике (базовый уровень) 8 класс

Рабочая программа по физике разработана в соответствии со следующими документами.Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Мин...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2220555) учебного предмета «География. Базовый уровень» для обучающихся 10 –11 классов

Рабочая программа по географии среднего общего образования на базовом уровне составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Практикум ЕГЭ по математике (базовый уровень)» среднее общее образование

Данный учебный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по математике (базовый уровень) и предлагается к реализации во втором полугодии 11 класса в объёме 48 часов....