Программа для 6 класса по географии к УМК "Сферы"
учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему

Пушкова Анастасия Александровна

Раздел «География. Планета Земля»

(А.А. Лобжанидзе)

68 (34) учебных часов

Раздел «География. Планета Земля» это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный раздел географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших разделов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_geografii_dlya_6_klassa.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 6 КЛАССА

Раздел «География. Планета Земля»

(А.А. Лобжанидзе)

68 (34) учебных часов

Раздел «География. Планета Земля» это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный раздел географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в

изучении дальнейших разделов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить

основы жизненно важных компетенций.

Главная цель раздела заключается в том, чтобы показать основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее

целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе

комплексного изучения нашей планеты. Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

сформировать у учащихся знания об основных географических

понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических

особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;

научить приемам ориентирования на местности, работы с картой

и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;

продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием

окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;

продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону,

своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической

культуры, бережного отношения к окружающей среде;

Курс рассчитан на 68 учебных часов с учетом регионального компонента, который предусматривает изучение части учебного материала в контексте изучения географических объектов своего региона. Однако при активном внедрении в учебный процесс проектного метода и гибком планировании количество учебных часов может быть сокращено до 34 за счет гибкости конструкции УМК «Сферы», вариативности использования его ресурсной базы, активного вовлечения учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах в рамках факультативных занятий.

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч (1 ч)

Что такое география. Почему необходимо изучать географию.

Объекты изучения географии.

Тема 1. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — 8 ч (4 ч)

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус,

географическая карта. Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте.

Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности.

Определение направлений и измерение расстояний на местности.

Построение простейших планов.

История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие

современных географических карт и их классификация. Значение

картографического метода исследования. Другие методы и источники

получения географической информации.

Практические работы. Ориентирование по карте; чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов; составление простейшего плана местности.

Тема 2. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

О ЗЕМЛЕ— 6 ч (0 ч*)

Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний

Египет. Открытия древних греков и римлян. Страбон — основоположник географии. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло.

Португальские мореплаватели. Хождение за три моря тверского

купца А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков.

Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба.

А. Веспуччи и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие

морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан,

Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий.

Географические открытия в ХVII–XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга.

Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды:

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.

Практические работы. Чтение карт основных маршрутов путешествий, работа с дополнительными источниками информации для подготовки презентаций по различным путешествиям.

Тема 3. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 4 ч (3 ч)

Солнечная система. Земля часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.

Практические работы. Сравнение Земли с другими планетами

Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Тема 4. ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 7 ч (4 ч)

Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы.

Внутреннее строение Земли. Литосфера каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.

Практические работы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Тема 5. ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 9 ч (4 ч)

Гидросфера — водная оболочка Земли, ее состав и строение. Свойства воды. Мировой круговорот воды и роль воды в природе. Мировой океан и его части. Свойства вод: температура и соленость. Движение вод в Мировом океане: волны, течения, приливы и отливы. Воды суши. Реки. Части реки, речная система, бассейн реки. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Охрана рек. Озера. Водохранилища — искусственные озера. Болота. Подземные воды. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Значение и охрана подземных вод. Ледники и многолетняя мерзлота.

Горные и покровные ледники. Значение ледников. Оледенения. Человек и гидросфера. Водный голод планеты: объемы потребления воды, загрязнение воды.

Практические работы. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Анализ карт температуры и солености вод Мирового океана. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Тема 6. АТМОСФЕРА — ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 9 ч (5 ч)

Атмосфера — воздушная оболочка Земли, ее состав, строение.

Значение атмосферы. Температура воздуха. Распределение тепла на поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Изменение температуры воздуха в течение года и в течение суток. Амплитуда температур. Парниковый эффект. Влажность воздуха и атмосферные осадки. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки.

Атмосферное давление и движение воздуха. Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли. Ветер. Постоянные и сезонные ветры. Местные ветры. Значение ветров. Погода и ее предсказание. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Прогноз погоды. Погода и климат. Климат и климатообразующие факторы. Разные климаты Земли. Оптические атмосферные явления. Явления, связанные с отражением солнечного света. Явления, связанные с электричеством в атмосфере. Человек и атмосфера. Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу.

Практические работы. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью

приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

Тема 7. БИОСФЕРА — ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ — 5 ч (3 ч)

Биосфера — оболочка жизни, ее границы. Разнообразие растений и животных. Особенности распространения растений и животных. Приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане. Процессы, происходящие в биосфере. Круговорот веществ. Взаимосвязь биосферы с другими геосферами Земли. Человек — часть биосферы. Распространение людей на Земле. Человеческие расы. Зависимость человека от биосферы. Экологические проблемы в биосфере. Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные проблемы. Охрана биосферы.

Практические работы. Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на примере своей местности и по картам атласа.

Тема 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 8 ч (6 ч)

Географическая оболочка Земли, ее границы и составные части,

взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей

развития. Свойства географической оболочки. Широтная зональность

и высотная поясность. Территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные.

Почвы как особый природный комплекс. Условия образования

почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв.

Особенности растительности, животного мира и хозяйственной

деятельности человека в пределах различных природных зон. Арктические и антарктические пустыни, безлесные пространства тундры. Лесотундра. Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса, переменно-влажные и экваториальные леса. Степи и саванны. Пустыни и полупустыни.

Природные комплексы Мирового океана.

Практические работы. Наблюдение за изменением почвенного

покрова. Описание почв на местности и по карте. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание

природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

Резерв времени — 11 ч (4 ч)

Практические работы, проектно-исследовательская деятельность,

подготовка и представление презентаций, докладов, сообщений, защита проектов и рефератов и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Рабочая программа 5 класс по географии 2015-2016

В документе содержиться рабочая программа по географии для 5 класса по УМК И,И,Бариновой, А.А Плешакова, Н.И. Сонина на 2015-2016 учебный год и колендарно-тематическое планирование, систему оценки....

Рабочая программа 6 класс по географии 2015-2016

Рабочая программа ФГОС к учебнику география 6 класс авторы: Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой....

Рабочая программа 7 класс по географии

Рабочая программа по географии 7 класс...

Рабочая программа 10 класс по географии

Рабочая программа по географии...