Программа элективного курса по краеведению для 6-7 классов.
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Программа курса предназначен для учащихся 6-7  классов основной школы, лицеев, гимназий как дополняющий разделы базового географического образования, может быть представлен как внеклассная работа в форме кружков, спецкурсов, факультативов. Главной целью, которого является углубленное изучение предмета или раздела, играющего роль в формировании систематизированного целостного представления о компонентах природы, о закономерностях размещения природы и общества через изучение своего края, через краеведческие исследования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

 по краеведению

 «Физическая география Челябинской области и Троицкого района».

6-7 классы  68 ч. (2 ч. в неделю)

(Летняя полевая практика)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа курса предназначен для учащихся 6-7  классов основной школы, лицеев, гимназий как дополняющий разделы базового географического образования, может быть представлен как внеклассная работа в форме кружков, спецкурсов, факультативов. Главной целью, которого является углубленное изучение предмета или раздела, играющего роль в формировании систематизированного целостного представления о компонентах природы, о закономерностях размещения природы и общества через изучение своего края, через краеведческие исследования. Способствовать развитию пространственного мышления у учащихся, уметь строить логические доказательства, закреплять многие географические умения и навыки, помогает ориентироваться в реальной окружающей среде.

        Предполагаемый курс разработан на основе учебного пособия М.А. Андреевой, А.С. Марковой «География Челябинской области» для учащихся 7-9 классов основной школы - Челябинск. Юж. Урал издательство 2002 г. Раздел 1. Природа.        Учебное пособие сопровождается комплектом географических и контурных карт, что дает основу учебно-методического комплекса для реализации курса.

        Материал по курсу «Физическая география  Челябинской области» дан на 68 часов, где предложен традиционный вариант изучения: географическое положение, административное устройство, реестр и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир, природное районирование, природные комплексы, охраняемые человеком. Каждая тема предполагает планируемые результаты обучения и перечень практических работ. Практические работы могут иметь характер летней полевой практики.

Раздел    ПРИРОДА

Тема: Географическое положение, размеры и административно-территориальное устройство Челябинской области, города Троицка.             

        Физико-географическое положение Челябинской области, Троицкого района, города Троицка. Крайние точки, протяженность, размеры Челябинской области. Время образования. Административный состав области. Место области на политико-административной карте страны.

Практическая работа № 1. На контурные карты нанести крайние точки Челябинской области, обозначить границы области: красным цветом государственную границу, синим цветом с соседними субъектами федерации. Определить главный административный центр области, его координаты. Координаты г. Троицка, а также границы (серым цветом) Троицкого района.

Тема: Геологическое строение Челябинской области.

Результаты обучения.

Объяснять:  особенности географического положения области, влияющие на природу и расселение населения. Время образования области.

Показывать: месторасположение области на административной карте страны, административный центр - Челябинск, субъекты - соседи: Свердловская область, Курганская область, Оренбургская область, Башкортостан, границу с Казахстаном (столица Астана).

Тема: Геологическое строение Челябинской области. Рельеф и минеральные ресурсы.

Этапы геологического развития  территории Челябинской области, геологические процессы, сформировавшие современный рельеф, возраст тектонических культур, характер рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых.

Практическая работа № 2. Сопоставление тектонической и физической карт.

        Сопоставление тектонической и физической карт. Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных горных пород, анализируя карты. Нанести на контурную карту коричневым цветом магматические горные породы, зеленым цветом - осадочного происхождения. Сделать вывод о размещении горных пород по территории Челябинской области, Троицкого района, и характера хозяйственной деятельности человека на данных территориях.

Объяснять: главные особенности рельефа, возраст, происхождение, закономерности размещения ископаемых, изменение рельефа под действием внешних процессов.

Определять, показывать, называть районы горной части области: хребет Сухих гор, Зигальга, Нургуш, Уреньга, национальный парк «Таганай», хребет Уральский, хребет Таловский, Ицыл, хребет Москаль, Б. Сука, Зюраткуль, Ягодный, Юрма; Зауральский пенеплен: Зауральская равнина: г. Куйбас, г. Магнитная, г. Чека; Западно-Сибирская низменность: примеры влияние рельефа на размещение населения, его быт и хозяйственную деятельность, главные ресурсные районы и бассейны полезных ископаемых: черных металлов (Саткинский, Магнитогорский, Красноармейский районы); титана (Кусинский, Нязепетровский район); хромовых (Карталинский район); цветные металлы (Верхнеуральский, Карабаш, Саткинский, Каслинский, Агаповский, В. Уфалей, Миасс); горючие ископаемые (Челябинский бассейн, Коркинский, Еманжелинский, Копейский, Брединский разрез); нерудные (Ильменские горы, Вишневые горы); благородные металлы (Миасс, Пласт); огнеупоры (Златоустовский, Миасский, Каслинский, Троицкий, Увельский, Агаповский; строительные материалы (Еткульский, Сосновский, Саткинский, Варненский, Кусинский, Саткинский район).

Тема: Климат и агроклиматические ресурсы Челябинской области.

        Особенности климата и главные черты природы Челябинской области, г. Троицка, климатообразующие факторы, определяющие климат области.

        Практическая работа № 3. Определение по картосхемам и географическим картам изменение величины солнечной радиации, атмосферной циркуляции. Определение типов погоды в климатических районах (по выбору). Выделение на контурной карте района, нанести данные по климату на картосхему.

        Результаты обучения

Прогнозировать: изменение климата отдельных территорий под влиянием хозяйственной деятельности.

Объяснять: причины континентальности климата с северо-запада на юго-восток, причины резкой смены погоды, особенно в переходные периоды, неблагоприятные атмосферные явления.

Показывать и объяснять: климатические районы, их агроклиматические характеристики; самые мокрые (влажные) места - Аша, Златоуст; самое солнечное место области - Троицк (2218 солн. д.); полюс холода - п. Подовинное Октябрьский район; самое сухое место - п. Измайловский, Кизильский; самое теплое место - Бреды; самое ветреное место - район Таганая (35-40 м/с)

Тема: Внутренние воды и водные ресурсы.

        Особенности размещения внутренних вод области, причины неравномерного распределения, режим, питание. Хозяйственное использование внутренних вод. Проблемы загрязнения.

        Практическая работа № 4. По обзорно-топографической карте определить границы речных хозяйств, длину, падение и уклон горных и равнинных рек области. Нанести на контурные карты и подписать главные реки, крупные озера и водохранилища области и Троицкого района.

        Практическая работа № 5. Построить график внутригодового распределения тока рек по данным наблюдений на гидростанциях (таблица № 11 стр. 71). Дать анализ полученных графиков.

        Результаты обучения.

Называть: состав водных ресурсов Челябинской области, Троицкого района, основные мероприятия по их охране и восстановлению.

Прогнозировать: изменение рек, озер, болот, подземных вод под влиянием человеческой деятельности, изменение природного климата.

Показывать: Увильды, Иртяш, Кисегач, Тергояк - самые емкие, чистые. Зюраткуль - «уральская Рица»; самые заболоченные районы - Каслинский, Кунашакский, Красноармейский. Целебные озера: Горькое (Хомутинино), Пахомово, Подборное, Светленькое, Сладкое, Соленый Кулат, Чебаркуль, Б. Шантропай. Реки: Сим, Ай, Уфа, Юрюзань, Урал, Миасс, Теча, Уй, Увелька, Санарка, Аяй, Синташты и др. Водохранилища: Шершневское, Нязепетровское, Долгобродское, Суроямское, Аргазинское.

Тема: Почвы и почвенные ресурсы.

        Особенности распределения почв по области, почвы Троицкого района, их характеристика. Почвенные ресурсы, изменение почв под влиянием хозяйственной деятельности, изменение во времени.

Называть: основные типы почв Челябинской области и Троицкого района, их отличительные особенности, закономерности в размещении, наиболее плодородные почвы. Виды мелиорации, мелиоративные меры по улучшению плодородия почв.

Прогнозировать: изменение плодородия почв под влиянием различных видов хозяйственной деятельности.

Показывать: размещение основных видов почв по территории Челябинской области (района), (черноземы, выщелочные, обыкновенные, южные, горные, серые лесные, солонцы), размещение по природным зонам.

Тема: Растительность Челябинской области, Троицкого района.

        Основные типы растительных сообществ Челябинской области, Троицкого района, их характеристика с районами распространения. Растения, внесенные в Красную книгу России. Растения Красной книги, произрастающие в Троицком районе. Интразональная растительность.

        Практическая работа № 6.  (Выносится на полевую практику). Сравнить условия произрастания растений двух биоценозов (на выбор).

Результаты обучения.

Объяснять и называть: природные зоны и объяснение их распространения; примеры рационального и нерационального использования биологических ресурсов.

Описывать: наиболее типичных представителей растительного мира.

Показывать: типичных представителей растительного мира и районы распространения.

Прогнозировать: изменения растительного мира в результате хозяйственной деятельности.

Тема: Животный мир Челябинской области, Троицкого района.

        Особенности разнообразия животного мира. Основные виды, их характеристика, районное распространение, влияние человеческой деятельности. Мероприятия по улучшению условий обитания зверей и птиц.

        Практическая работа № 7. (Выносится на полевую практику). Описание условий обитания представителя животного мира (на выбор).

        Результаты обучения

Объяснять и называть: основные виды животных разных природных зон, условий обитания, их внешний облик, особенности образа жизни. Животных Красной книги - выхухоль и 20 птиц.

Показывать: типичных представителей животного мира и районы наибольшего распространения.

Прогнозировать: изменения условий обитания животных в результате хозяйственной деятельности.

Тема:  Природное районирование.

        Характеристика природных комплексов Челябинской области и Троицкого района. Влияние природных комплексов на хозяйственную деятельность населения. Природные комплексы, охраняемые  человеком.

        Практическая работа № 8. (выносится на полевую практику).

        Составить комплексную характеристику ландшафтов своего района.

Результаты обучения.

Называть и объяснять: основные природные районные особенности, закономерности распространения по области.

Описывать: комплексные характеристики природных районов.

Прогнозировать: изменение МК в результате хозяйственной деятельности.

Раздел II.  Полевая практика (июнь месяц)

1 занятие.  Экскурсия. Посещение геологического разреза ордовика с       палеофауной. Западная окраина г. Троицка, долина реки Увельки.

2 занятие. Экскурсия. Метеостанция г. Троицка.

3 занятие. Изучение малой реки (по плану стр. 71 уч. пособия)

4 занятие.  Изучение почвенного разреза на изучаемом участке.

5 занятие. Описание растительного и животного мира изучаемого участка.

6 занятие. Описание МК.

7 занятие. Отчет по практике. Урок – конференция (проводится на 1-ом уроке нового учебного года).

В результате изучения природы своего родного края занятий полевой практики ученик должен знать,  понимать:

- особенности географического положения г. Троицка, Троицкого района; геологическое строение, рельеф, распространенные горные породы, полезные ископаемые. Влияние  климатических условий на распространение почв, растительного и животного мира, на хозяйственную деятельность человека;

уметь  проводить  исследование:

Анализировать и оценивать разные территории с точки зрения взаимосвязей природных и социально-экономических, техногенных объектов и процессов, исходя из пространственно- временного их развития. Описание и объяснение разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

Уметь проводить глазомерную съемку, ориентироваться на местности, работать с компасом, определять формы рельефа, природу его изменения во времени, описывать характер погоды с помощью приборов и наблюдений, по почвенному разрезу определять тип почвы, характер растительности и животного мира.


Тематическое планирование регионального курса «География Челябинской области» Раздел. Природа.

Тема занятия

Кол-во часов

Практические работы

дата

факт

1. Географическое положение, размеры и административно-территориальное устройство

2

2. Практическая работа № 1. Решение задач и упражнений по теме.

2

2

3. Геологическое строение.

2

4. Рельеф.

2

5. Полезные ископаемые.

2

6. Практическая работа № 2.

2

2

7. Обобщающее занятие по теме: «Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые Челябинской области»

2

8. Климат и агроклиматические ресурсы Челябинской области

2

9. Практическая работа № 3. Решение задач по теме.

2

2

10. Внутренние воды. Реки Челябинской обл.

2

11. Практическая работа № 4, 5.

2

2

12. Озера Челябинской области. Практическая работа № 4.

2

2

13. Болота. Подземные воды. Решение задач и упражнений по теме.

2

14. Обобщающее повторение по теме: «Климат и внутренние воды»

2

15. Почвы и почвенные ресурсы Челябинской области.

2

2

16. Растительный и животный мир

2

2

17. Природное районирование

10

6

18. Обобщающее повторение

4

19. Итоговая игра-путешествие «Познай свой край»

2

20. Лицейская олимпиада «Познай свой край»

4

21. Полевая практика по плану

- Экскурсия. Посещение геологического разреза ордовика с палеофауной. Западная окраина г. Троицка, долина реки Увельки.

- Экскурсия. Метеостанция г. Троицка.

- Изучение малой реки (по плану стр. 71 уч. пособия).

- Изучение почвенного разреза на изучаемом участке.

- Описание растительного и животного мира изучаемого участка.

- Описание ПК.

- Отчет по практике. Занятие-конференция

16

16

Литература:

  1. М.А. Андреева, А.С. Маркова. География Челябинской области; учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы – Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во; 2002.
  2. Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник; Челябинск: «Абрис», 2003.
  3. Познай свой край. Контурные карты по географии Челябинской области. – Челябинск: «Абрис», 2002.
  4. Челябинская область. Атлас. Учебное пособие. Челябинск: «Абрис», 2002.
  5. Познай свой край. М.С. Гитис. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...

Программа элективного курса «ПРАВОСЛАВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ»; Рецензия к Программе

Вопросы изучения литературы родного края, а также православного краеведения, православной литературы, в настоящее время очень важны и актуальны.  Сегодня причиной всех наших бедствий является стр...

Презентация урока к программе элективного курса «Литературное краеведение Самарской области» по теме «Великое рядом с нами».

В данном материале для элективного курса "Литературное краеведение Самарской области" содержится материал о связи с нашим краем русских писателей....

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...