авторская программа элективного курса по краеведению
элективный курс на тему

РМО учителей истории и обществознания

Предварительный просмотр:

МОУ « Средняя общеобразовательная школа №2 р. п. Дергачи»

Дергачевского  муниципального района

Саратовской области

Авторская программа

элективного курса по краеведению

« Это родины просторы, это родина моя…»

утвержден на заседании методического совета

учителей предметников

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 р. п. Дергачи»»

12 сентября 2016 года

Разработан: Адылгиреевой Ардактиной Бисенгалиевной,

учителем   истории и обществознания высшей квалификационной категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 р. п. Дергачи» Дергачевского района Саратовской области

Программа элективного курса« Это родины просторы, это родина моя…»

 Пояснительная записка

     Концепция модернизации российской системы образования определяет важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующего развитию склонностей, способностей, интересов детей. Современное образование, ориентированное на создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, неизбежно встречается с рядом проблем, которые невозможно решить без изменения целей, задач, содержания и методов обучения.      

  В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественнонаучного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое  краеведение стало его обязательной составляющей.

  Изучение края необходимо для учащихся, чтобы он:

- понимал свою связь с окружающим микросоциумом; грамотно взаимодействовал с ним;

- осознавал ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края; для России;

  •  осознавал проблемы окружающего микромира;
  •  интересовался жизнью края, умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений; о трудоустройстве.

 Разработанный курс в контексте компетентностного подхода создает деятельностную основу для изучения  краеведения и развития исследовательской деятельности у школьников. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность обучающихся в окружающей среде является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта.  

     Д.С. Лихачёв писал:  «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в  сборе материалов могут принимать участие и большие учёные, и  школьники».  

     Элективный курс «Это родины просторы, это родина моя …» рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 9-х классов в качестве предметно-ориентированного курса, направленного на выбор гуманитарного профиля. Важная особенность предложенного курса заключается и в том, что он может быть рекомендован слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания в выбранных в соответствии с профилем предметов, а в другом нести общезначимую гуманитарную направленность, способствовать развитию краеведческой грамотности.     

     Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, объективность, научность, доступность, реалистичность с точки зрения возможности  усвоения основного содержания программы.

     Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для обучающихся.

     Цель   курса:  Целью изучения истории в данном курсе являются:

формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления исторического опыта, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.

      Задачи  курса: Обучающие: формирование потребности в углубленном изучении истории, культуры, природы родного края, села. Обучение основам исследовательской работы через формирование навыков  работы с историческими источниками, схемами, диаграммами, мемуарной, научно-популярной литературой и периодической печатью. Формирование навыков работы с компьютером через изучение компьютерных программ Microsoft Word, Microsoft  Excel,  Power Point и др. и использование Интернета.

Воспитательные: развитие коллективизма, взаимовыручки; привитие любви к историческому наследию родного края, села, чувства сопричастности к событиям региона, бережного отношения к историко – культурному наследию, стремления укреплять и приумножать это достояние. Формирование толерантного мышления.

Развивающие: развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и физическому самосовершенствованию; умений преодолевать трудности; развитие критического, креативного мышления; развитие коммуникативных навыков и навыков публичного выступления; формирование информационной культуры.

Оздоровительные: оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды: участие в оздоровительных походах выходного дня, прогулках.

    В соответствии с данными задачами в содержании элективного курса «Это родины просторы, это родина моя…» выделяются два раздела. Раздел «Наш край»,  направлен на расширение знаний по истории родного края за счёт занимательных фактов и сведений.

 Раздел «Краеведческое исследование», направлен на формирование исследовательских умений и навыков. Изучение курса способствует проявлению и реализации исследовательской активности воспитанников, удовлетворению повышенной познавательной потребности  школьников, определению детьми своей области интересов.  

     Предполагаемые результаты: Представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания. Факт осознанного продолжения  изучения  истории края и истории вообще; участие команды обучающихся данного элективного курса в исторических интеллектуальных играх, научно-практических конференциях; высокий уровень познавательной активности; толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и  интернационального самосознания.

 Методическое обеспечение

     Среди методов обучения приоритет отдается методам, стимулирующим активную самостоятельную познавательную и творческую деятельность обучающихся: проблемные лекции, дискуссии, семинары, защиты проектов и др.

     Методами диагностики выступают: наблюдение учителя за состоянием и деятельностью детей; результативность деятельности ребенка согласно разработанным показателям; участие в интеллектуальных мероприятиях; «портфолио» и другие средства оценивания и учета достижений обучающихся; анализ продуктов деятельности (творческих работ).    

     При реализации программы соблюдается дифференцированный подход в обучении. Формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков обучающихся: различные виды тестов и заданий поискового и творческого характера.

     Ведущие формы работы: работа по исследовательским и творческим проектам; научно-практические конференции и семинары; творческие конкурсы и интеллектуальные игры.

     Элективный курс предусматривает как классно-урочную, лекционно-практическую систему, так и использование личностно-ориентированных педагогических технологий. На занятиях используется фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Занятия проводятся в форме экскурсий, практикумов, семинаров, игр, конференций.

     Используются методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного обучения, частично-поисковые, исследовательские (беседы, наблюдения, эксперименты, интервью).

     Обучающиеся  осваивают следующие этапы организации исследования:

- актуализация проблемы,

- определение сферы исследования,

- выбор темы,

- выдвижение гипотез,

- выявление и систематизация подходов к решению,

- определение последовательности проведения исследования,

- сбор и обработка информации,

- анализ и обобщение полученного материала, подготовка отчета,

- презентация результатов исследования,

- обсуждение итогов завершенной работы.     

     Ресурсное обеспечение:

1. Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету.

2. Использование ресурсов  школьного музея

3. Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справочники.

4. Дидактический материал: карточки и индивидуальные задания по темам курса.

Содержание программы

Введение.  (1 час) 

Цели, задачи и содержание элективного курса. Краеведение, как наука.  Область применения.  Вводное анкетирование и тестирование.  

Раздел 1. Наш край. (10 часов)

Тема 1.  Историческая ономастика (1 час).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Ономастика как вспомогательная историческая дисциплина. Микротопонимика села Дергачи.

Тема 2. Судьбы, связанные с родным краем.  (4 часа)

Народные герои, исторические личности, деятели культуры и т.д. Роль знаменитых личностей в становлении и развитии нашего края, села.                                                                        

Тема 3.Дорога к храму. (2 часа) 

 Мечеть и церковь села Дергачи. Школа при медресе и воскресная церковная школа.

Тема 4. Мой край родной. (3 часа).

Сбор краеведческого материала по обозначенному содержанию с использованием выбранных методик. Результат исследования в виде конкретных выводов.

Методы работы с устными краеведческими источниками. О чём рассказывают старожилы.

Форма подведения итогов: составление экскурсионного маршрута по местности своего села.

 Раздел 2.  Краеведческое исследование. (6 часов)

Тема 1.   Подготовительный этап краеведческого исследования. (1 час)

Организация исследовательской деятельности по краеведению. Проблема и гипотеза, объект и предмет исследования.

Тема 2. Целевой этап краеведческого исследования. (1 час)

Цель краеведческого исследования и поиск путей ее реализации через фиксирование задач и необходимых методов экспериментальной работы. Алгоритм исследования.

Тема 3. Поисковый этап краеведческого исследования. (2 часа)

Сбор краеведческого материала по обозначенному содержанию с использованием выбранных методик. Результат исследования в виде конкретных выводов.

Тема 4. Аналитический этап краеведческого исследования. (1 час)

Оценка краеведческого исследования. Оформление и презентация исследования.

Форма подведения итогов: краеведческая викторина «Наш любимый край».

Заключение.1 час)

Защита коллективных проектов и индивидуальных краеведческих исследований.

Тематическое планирование

Тематика

разделов

Темы занятий

Содержание

Часы

Всего

Тео-рия

Практика

Введение

Значение истории. Место краеведения в системе гуманитарного образования. Цели, задачи и содержание элективного курса. Вводное анкетирование и тестирование.

1

1

0

Раздел 1. Наш край.

10

5

5

1.1

Историческая ономастика.

Ономастика как вспомогательная историческая дисциплина. Составные части ономастики.                     Виды топонимов. Исследование онимических особенностей нашего края.                                                                                                                                                                                

1

1

0

1.2

Судьбы, связанные родным краем.  

Народные герои, исторические личности, деятели культуры и т.д.                     Роль знаменитых личностей в становлении и развитии нашего края, села.                                                                        

4

2

2

1.3

 Дорога к храму. Образование на селе.

Нарративные источники по истории  родного края и методы их исследования.

Толерантность  народов живущих на селе.

2

1

1

1.4

Мой край родной.

Методы работы с устными краеведческими источниками. О чём рассказывают старожилы. Сбор краеведческого материала по обозначенному содержанию с использованием выбранных методик. Результат исследования в виде конкретных выводов

3

0

3

Раздел 2. Краеведческое исследование

6

3

3

2.1

Подготови-тельный этап краеведческого исследования.

Организация исследовательской деятельности по краеведению. Проблема и гипотеза, объект и предмет исследования.

1

1

0

2.2

Целевой этап краеведческого исследования.

Цель краеведческого исследования и поиск путей ее реализации через фиксирование задач и необходимых методов экспериментальной работы. Алгоритм исследования.

1

1

0

2.3

Поисковый этап краеведческого исследования.

Сбор краеведческого материала по обозначенному содержанию с использованием выбранных методик. Результат исследования в виде конкретных выводов.

2

0

2

2.4

Аналитический этап краеведческого исследования.

Оценка краеведческого исследования. Оформление и презентация исследования. Перспективы работы.

1

1

0

2.5

Краеведческая научно – практическая конференция.

« Земля, исхоженная с детства, в сто раз дороже мне других…»

Защита проекта.

Школьная конференция исследовательских работ. Выступление с докладами на конференции. Презентация результатов проделанной работы. Представление результатов. Выступление.

1

0

1

Итого

17

9

8

Результативность программы

Критерии

Показатели

Способ отслеживания

Сформированность системы краеведческих знаний.

Обучающийся владеет: понятиями,  датами, фактами, законами, закономерностями развития человечества.

Обучающийся умеет работать с документами, научно-популярной и справочной литературой.

Обучающийся умеет применять знания в нестандартных ситуациях.

Тестовые задания.

Проверочные работы.

Творческие и исследовательские проекты.

Владение навыками исследовательской деятельности.

Обучающийся знает этапы исследовательской деятельности,

планирует деятельность, умеет формировать положительную мотивацию к деятельности

Наблюдение.  

Оценка коллективных проектов и индивидуальных исследований.

Развитие коммуникативной культуры.

Обучающийся самостоятельно, свободно проявляет способность к совместной работе, умеет вести диалог, дискуссию, понимать точку зрения другого человека.

Наблюдение, работа в группах

Методика: изучение личностных сфер ребенка.

Сформированность логических операций

Сформированность логических операций:

анализа, синтеза, систематизации, классификации,

абстрагирования.

Задания на логику мышления.

Методика определения способности самоуправления деятельностью.

Список литературы:

1. Закон РФ «Об образовании».

3.Зарипов Р. «Краеведение и школьный музей – центр воспитания гражданственности и национального самосознания». Казань,1997

4. Российская педагогическая энциклопедия/под. ред. В.В. Давыдова. - М., 1993.

5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Учебное пособие. - М., 2006.

6. Саттаров Г.Ф. Ономастика Поволжья //Материалы  международной конференции. – К., 2010.

7. История Саратовского края.

8. Черкасова Е.В. Радуга над полем. Саратов. ООО «Приволжское издательство», 2007.

Интернет ресурсы:

1.www.ru.wikipedia.org>Дергачи (Саратовская область)

 2. www.moyaokruga.ru>Знамя труда

3.yandex.ru|images>дергачи саратовская область‎


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

Программа элективного курса по краеведению для 6-7 классов.

Программа курса предназначен для учащихся 6-7  классов основной школы, лицеев, гимназий как дополняющий разделы базового географического образования, может быть представлен как внеклассная работа...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Программа элективного курса «ПРАВОСЛАВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ»; Рецензия к Программе

Вопросы изучения литературы родного края, а также православного краеведения, православной литературы, в настоящее время очень важны и актуальны.  Сегодня причиной всех наших бедствий является стр...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...