«Антарктида - загадочный край»
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Коршун Татьяна Ивановна

Цели

- Образовательная:

Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, о роли ученых в открытии и исследованиях Антарктиды;

Развивающая:

Способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (контурными картами, атласами, учебниками, энциклопедическим, справочным  материалом, различными видами карт), умениям работать в группах.

- Воспитательная:

На примерах героической жизни полярников, способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели  и преодолевать любые трудности, а так же прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx238.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: география                    

    Класс: 7    

Тема урока: «Антарктида - загадочный край»

Цели

- Образовательная:

Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, о роли ученых в открытии и исследованиях Антарктиды;

Развивающая:

Способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (контурными картами, атласами, учебниками, энциклопедическим, справочным  материалом, различными видами карт), умениям работать в группах.

- Воспитательная:

На примерах героической жизни полярников, способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели  и преодолевать любые трудности, а так же прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы.

Инструментарий:

Карты: физическая карта Антарктиды, физическая карта мира, презентация. мультимедийный проектор, экран, учебники, атласы, контурные карты, карандаши,  тетради, картины с изображением айсберга, исследователей, пейзажа Антарктиды, фигурки пингвинов.

Методы: логические, практические, частично – поисковые, эмпирические, методы оценки ЗУН, словесные (беседа, рассказ,..), наглядно – демонстративные…

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

И вновь звенит для нас звонок, нам с вами пора начинать урок!

Проверка готовности к уроку

2.Мотивационно – целевой блок

Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы познакомимся с еще одним южным материком. А что же это за материк, попытайтесь установить по данному описанию

« На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…»

Так написал в 1947г английский ученый, исследователь – А.Ричард Бэре о материке, с  которым мы познакомимся на уроке.

А что же это за материк?

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида?

Сформулируйте тему урока.

 Кроме того мы постараемся найти ответ на вопрос : «Почему Антарктиду называют материком мира, науки и сотрудничества?»

Слайд №1

Учащиеся слушают описание материка, зачитываемого учителем  

Ответ учащихся: Антарктида

Слайд №2

«безмолвный».»пустынный»
«белый»,»холодный» «Ледяной континент»
«Континент льда

Формулируют тему урока.                                       Тема урока «Антарктида».                Записывают тему урока в

тетради (слайд №3)                    Формулируют цели урока                            - познакомимся с особенностями Г.П. историей открытия и исследования материка,

Работа со слайдом № 4,№5

3.Содержательно – процессуальный блок.

Прежде всего, нам необходимо выяснить, какую территорию принято называть Антарктидой?

Что нам для этого необходимо сделать?

Задание: В группах, определите с помощью карт атласа, особенности  географического положения Антарктиды.

Антарктида лежит на крайнем юге планеты и поэтому название материка произошло от греческого слова «анти» - против, т.е лежащая против севера. Площадь ее составляет 14млн км квадратных.

Как вы считаете, а почему Антарктида получила такое название?

 В тетрадях запишем определение:

Южную полярную область, включающую Антарктиду с прилегающими к ней островами и южную часть океанов до 50-60 градуса южной широты называют Антарктикой.

Покажите Антарктиду на карте мира и на глобусе. Чем объяснить разницу  в изображении на них Антарктиды?

Покажите на карте Антарктиды Южный полярный полюс, Южный Полярный круг, начальный меридиан.

Определите, какие материки на карте находятся близко от Антарктиды?

А как дается описание географического положения Антарктиды в различных источниках?

Как вы считаете, оказывает ли географическое положение материка на природу Антарктиды.

«Антарктида»
Антарктида — суровый материк, по размерам, ни мал, не велик.
Чаще «холодильником « его зовут и это правда, ведь нежарко тут.
Здесь живут пингвины и моржи, но не могут здесь жить ежи.
Льдом и снегом покрыты берега, каждый день здесь сильная пурга.
В Антарктиде все не так как везде,- например, вот лето в январе.
Странный климат там всегда,- у нас лето, там  естественно, зима

Анализ стиха

Почему называют « холодильником»?

Почему лето в январе?

Работа с  атласом и картой

Ответ: Определить Г.П. Антарктиды.                                          Работают в группе.         Предполагаемый ответ учащихся: Она почти полностью расположена в пределах Южного полярного круга.   По отношению к начальному меридиану, большая часть  Антарктиды лежит в восточном полушарии. В западной части материка выделяется крупный полуостров – Антарктический. Крайней точкой материка является мыс Сифре, расположенный на Антарктическом полуострове, 63 градуса южной широты. Берега континента представлены ледниковыми обрывами. Тихий, Индийский, Атлантический океаны образуют у Антарктиды неглубоко вдающиеся в сушу моря. Какие?(Уэдделла, море Росса, море Беллинсгаузена, Амундсена.)

Записывают определение в тетради

Работают с картой

Зачитываю описание  из энциклопедии (предварительное задание группе)

Ответ: Да

Слайд №6

Чтец читает стих вслух

Анализ стиха

Низкие температуры…

В южном полушарии лето в январе

Физминутка

Антарктида – белый край!

Ты за мною повторяй!

Руки вверх, шире, ниже,

Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!

Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!

О тюленях, о китах, о суровых холодах!

А теперь глаза открой, возвращаемся домой!

Выполняют упражнения по ходу чтения стихотворения учителем

Слайд №7

Закрепление

Можете ли вы предположить и назвать особенности природы,
затрудняющие плавание в антарктических водах?


А что же такое айсберги, каково их строение?

А сейчас я предлагаю вам прослушать стихотворение,  определите дальнейшую тему нашего разговора.

«Хочешь в Антарктиду»
В Антарктиду кто попал, тот время даром не терял,-
Нужно было посмотреть: где здесь чайка, где медведь!
Просто так там невозможно жить,
Так как закаленным нужно быть.
Здесь есть нефть, золото, руда, но особое явление — оазисы, А значит и вода.
Ученые исследования ведут и друзей на помощь всех зовут.
Есть там станции «Мирный» и «Восток»,
Айсбергов увидеть можно там поток.
Пусть, суровый климат в Антарктиде.
Хоть разок побывать там,  не хотите ли?

2.Европейцы открыли Антарктиду позже других материков.
Еще древние ученые высказывали мысль о существовании
материка в высоких широтах Южного полушария. В1642г. А.Тасман опроверг представление о том, что Австралия простирается далеко на юг и соединяется с таинственным материком.
Во второй половине 18 века на поиски южного материка отправилась английская экспедиция во главе с Дж. Куком.
Он не раз пересекал Южный полярный круг, но пробиться сквозь льды к материку так и не смог. Он пришел к выводу, что «земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы, эта страна обречена природой на вечный холод».
Результаты экспедиции Дж. Кука надолго отвратило желающих исследовать океан южнее
50 параллели, и лишь спустя почти 50 лет туда отправилась экспедиция Ф.Ф.Беллинсгаузена и М. П.Лазарева (1820г — открытие Антарктиды)
Кто, кроме этих советских ученых,  внес вклад в открытие Антарктиды?
14-16 декабря 1911г Р. Амундсен, а 18 января 1912г Р. Скотт  достигли и Южного полюса.


Перед вами картина «Р. Скотт на Южном полюсе»

Что изображено на картине?

К сожалению, экспедиция Р. Скотта, погибла на пути к месту стоянки. Но, на месте их гибели был установлен крест, на котором написаны слава:  « Бороться и икать, найти и не сдаваться»


Изучением материка занимается сотни ученных разных стран.

Можно ли Антарктиду назвать материком науки .почему?
Что же говориться в этом договоре? (Систематические исследования начались с 1955г.
11 стран мира договорились совместно изучать  Антарктиду - это заключено в правовых документах
в договоре об Антарктиде в 1959г .)

 Сообщается в  ст. 1 использование только в мирных целях, запрещено строительство военных баз, испытаний любых видов оружий.

Почему? (просмотр видеофрагмента « Озоновый слой над Антарктидой»)

 
Как вы считаете ,есть ли в Антарктиде постоянно живущее население?
А кто там проживает? Ученые
13. 02. 56г вступила в строй первая научная станция «Мирный»

Какие еще станции имеются станции в Антарктиде?                                                                            ( просмотрим видеофрагмент)

СТРОИТЕЛЬСТЫВО В АНТАРКТИДЕ
В настоящее время в Антарктиде ведется строительство храма для населения анализ статьи газеты

Image3

Какова особенность строительства зданий в Антарктиде. Посмотрите на картину                                     « Человек в Антарктиде»

Что особенного вы видите?


Как вы думаете, а какова роль Антарктиды в природе и жизни  человека?

Почему Антарктиду необходимо
изучать и в настоящее время и в будущем?

Задание: выполнить практическую работу на компьютере

Низкие температуры
Частые штормы,
Плотные туманы и
Снега, айсберги

Определяют цель: Особенности исследования Антарктиды

Зачитывается стихотворение

Слайд №8

Ответ учащихся:

О исследователях
Антарктиды.

Слайд № 9 -15

Рассказ уч-ся по картине
( Р.Скотт на Ю. полюсе)

Работа по картине

На картине изображена экспедиция, которую возглавлял Роберт Скотт.

Ответ ДА

Слушают и записывают в тетради

Просмотр видеофрагмента (Электронный учебник географии 7 класс)

 Нет

Найдите ее на карте

 Молодежная. Восток...
видеофрагмент об исследовании Антарктиды и станциях (Электронный учебник )

анализ статьи газеты

Слайд № 17, один ученик отвечает (заранее дается статья) План:1.как называется статья? 2.О чем рассказывается в данной статье?3. Что необычного в строительстве храма в Антарктиде? 4. Кто автор проекта строительства храма в Антарктиде?

Строятся на сваях.

Влияет на климат, источник пресной воды (айсберги)…

зачитывают текст учебника на стр. 260

Слайд №18

1 ученик выполняет практическую работу за компьютером по электронному учебнику из раздела                               « Материки, Антарктида, практикум»

Итог

Рефлексия

Д.З.

 Можно ли сказать, что Антарктида – загадочный край». Почему?

Стихотворение:

Под вековым тяжелым одеялом

Почти совсем нетающего льда,

От всех морозов спряталась устало

Неведомая южная земля.

Ее напрасно много лет искали,

И вот наперекор седым волнам

«Восток» и «Мирный» как - топаз пристали

К высоким, льдистым, хмурым берегам.

Свои законы здесь вершит природа:

Полгода день, полгода длится ночь.

Там вихри снежные лихой буран срывает,

Уносит в бесконечный океан.

Конвертом белым айсберг отплывает

Посланием для дальних теплых стран

Суровый климат, строгая природа

Преграды людям строят на пути,

Но человек, как исполин

Не устает через снега идти.

Кому принадлежат слова: Бороться и искать, найти и не сдаваться»

Что трудного встретилось на уроке?

Что было для вас интересно сегодня на уроке?

Оцените себя.

Нанести на контурную карту крайние точки Антарктиды с координатами, подписать моря и океаны, омывающие ее берега.

Изучить параграф учебника

«Задание для души» составить кроссворд, используя изученный материал

Да. Потому что природа Антарктиды уникальна…

Слайд 19

Потому что еще многое остается загадкой…

Слушают стихотворение

анализируют

Ответ детей

Слайд20-21

Оценивание знаний.

предлагается разместить пингвинов на айсберге

самоанализ

анализ выставления оценок учителем

Записывают д.з.