Мастер-класс «Формирование УУД на уроках географии»
методическая разработка по географии по теме

Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках географии, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленным на мастер-классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterklass_golovko.doc60 КБ
Office presentation icon pril1.ppt623 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Формирование УУД на уроках географии»

Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс сегодня пройдёт в виде урока, который я построила в соответствии с требованиями ФГОС.

(Слайд 2) Тип урока - урок освоения новых знаний

Форма урока –игра «Мы делаем газету».

Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, ватман, фломастеры

Продолжительность проведения: 40 минут

Целевая аудитория: учителя географии

(Слайд 3) Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках географии, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленным на мастер-классе.

Ход мастер-класса

(Слайд 4) I . Постановка проблемы Актуализация знаний

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться,  становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, важную роль в образовании играет формирование учебной деятельности  на уровне учебных действий.

В течение последних трёх лет наши школы переходят на ФГОС второго поколения. В этих условиях мы сами выступаем в роли учеников, мы учимся, приобретаем определённый опыт, испытывая определённые трудности. На наших семинарах ГМО мы знакомились с технологическими картами уроков, новыми методами преподавания, выясняли, что такое ФГОС, чем отличается ФГОС нового поколения от предыдущих. Отличительной чертой новых стандартов является ФОРМИРОВАНИЕ УУД, которые необходимы каждому человеку, оканчивающему школу.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать»,- сказал какой-то умный человек, которого цитирует всё учительское сообщество. Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Перед вами на столе лежат смайлики разного цвета. Если вы хорошо знакомы с понятием УУД, имеете опыт формирования УУД на уроках, можете поделиться вашими знаниями, поднимите зелёные смайлики (отмечаю количество), если вы имеете слабое представление об этом, поднимите желтые смайлики, если вы не имеете представления, то поднимите красные. Больше всего было жёлтых смайликов, значит есть необходимость «прыгать»

Давайте определим тему нашего урока

(Слайд 5) ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

(Слайд 6) II. Целеполагание и мотивация.

Какие цели мы поставим перед собой, что необходимо узнать? Какими способами мы можем достигнуть своих целей? Составим план работы (отвечают участники мероприятия), записываю на доске.

  1. Сформулировать понятие, определить, что такое Универсальные Учебные Действия.
  2. Выяснить, какие бывают УУД, в чём они выражаются
  3. Определить, какими способами можно формировать УУД на уроках географии.

III. Изучение нового материала.

Перед началом нашего урока вы разделились на две группы, и я предлагаю каждой группе спроектировать и выпустить газету по теме нашего урока. Все необходимые материалы находятся на столах (теоретический материал, картинки), имеется выход в Интернет для поиска информации.

Инструкция для работы в группе  (лежит на столах, озвучиваю, поясняю)

Выберите главного редактора, распределите роли (например: отдел расследований, отдел анализа и развития, информационный отдел, главный художник, отдел маркетинга, отдел культуры, отдел по связям с общественностью, творческий отдел и др.)

(Слайд 7) Самостоятельно определите:

  1. Как будет названа газета
  2. Какие отделы вашей газеты будут работать над выпуском.
  3. Какую информацию вам необходимо поместить в газету,
  4. Как будет названа каждая статья
  5. Художественное оформление газеты

Редактор поручает каждому отделу выполнить редакционное задание: (выбрать необходимый материал из того, что лежит на столе)

Например:

информационный отдел - собирает информацию о предмете (что такое УУД, какие бывают УУД)

отдел анализа – собирает материал о применении предмета (какими методами и приёмами формируются УУД)

Главный художник подбирает картинки, продумывает художественное оформление газеты

Или творческие задания творческий отдел – сочинить стихотворение (СИНКВЕЙНЫ по теме урока), подобрать пословицы, поговорки; 

отдел новостей - написать репортаж о сегодняшнем мероприятии

Не забудьте, что в каждой газете есть разделы для занимательных заметок, юмора.

Подобранный материал передаётся на утверждение редактору

Он составляет макет газеты, располагает набранные материалы на газетных полосах, согласовывая с редколлегией

 Все материалы клеят на ватман. Готовая газета крепится к доске.

(Слайд 8) Желаю вам плодотворной, интересной и увлекательной работы.

(Слайд 9) Итог урока: Я прошу команды представить свою газету, рассказать о работе вашей редколлегии.

Перед нами две газеты на одну и ту  же тему. Но посмотрите, насколько они разные. Работы отличаются творческим подходом, собственным оригинальным решением задач нашего проекта.

Закрепление. Какие УУД сегодня вы применяли при работе над проектом?

IV. Рефлексия:  Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

(Слайд 10) Уважаемые коллеги  в заключение прошу вас выбрать и продолжить любое из следующих предложений: 

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне …

мне захотелось…

 В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по - старинке.  Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность. Необходимо дать  эту возможность на уроке.  Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других» технологий, форм и  методов.

(Слайд 11) Интернет-ресурсы:

  1. http://golubsv.ucoz.ru/load/mateematika/shablony_dlja_prezentacij/zelenyj_fon/10-1-0-133 [изоматериалы - шаблон] 
  2. [текст]http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2014/03/02/opyt-raboty-mo-nachalnykh-klassov-po 
  3. [текст] http://www.zankov.ru/exp/article=3172 
  4. http://cheburashka14.ucoz.ru/cartin/giper5.jpg [изоматериалы]
  5. http://900igr.net/kartinki/informatika/Formirovanie-UUD/020-Kommunikativnye-UUD.html [изоматериалы]
  6. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/16/629/16629138_4.gif  [изоматериалы]
  7. http://school45.tyumenedu.ru/sites/default/files/field/image/s001339_567601_1.jpg [изоматериалы]
  8.  «Формирование универсальных учебных действий на уроках географии» Лисниченко Е.И учитель географии (Санкт-Петербург, школа №454)[текст] http://cpks-kolpino.spb.ru/index.php?catid=87:2012-02-02-13-42-29&id=450:-l------r&Itemid=79&option=com_content&view=article
  9. Формирование УУ Д в основной школе: от  действия к мысли" А.Г.Асмолов[текст]  https://docs.google.com/document/d/1LVBGePIdl5UO2B_lpo0huv207y_pffuuFr7lISLs8Y/edit?pli=1#!

(Слайд 12)  Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс учителя географии МБОУ «СОШ №5» г.о. Прохладный Головко Ольги Николаевны Формирование универсальных учебных действий

Слайд 2

Урок усвоения новых знаний «Мы делаем газету» Цель: познакомить присутствующих с одним из приёмов работы на уроке, способствующим формированию универсальных учебных действий. Продолжительность : 40 минут

Слайд 3

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках географии, обсудят возможности его применения в процессе обучения; смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленным на мастер-классе.

Слайд 4

Постановка проблемы «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать».

Слайд 5

Тема урока: Формирование УУД на уроках географии

Слайд 6

Целеполагание и мотивация. Сформулировать понятие, определить, что такое Универсальные Учебные Действия. Выяснить, какие бывают УУД, в чём они выражаются Определить, как, какими способами можно формировать УУД на уроках географии

Слайд 7

Выпускаем газету Продумайте: Как будет названа газета Какие отделы вашей газеты будут работать над выпуском Какую информацию вам необходимо поместить в газету Как будет названа каждая статья Художественное оформление газеты (на столах инструкции для работы в группе)

Слайд 8

Желаю вам плодотворной работы!

Слайд 9

Результат работы - проект

Слайд 10

Продолжите любое из предложений: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне … мне захотелось… …

Слайд 11

Использованные материалы http://golubsv.ucoz.ru/load/mateematika/shablony_dlja_prezentacij/zelenyj_fon/10-1-0-133 [ изоматериалы - шаблон ] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2014/03/02/opyt-raboty-mo-nachalnykh-klassov-po http://www.zankov.ru/exp/article=3172 http://cheburashka14.ucoz.ru/cartin/giper5.jpg [ изоматериалы ] http://900igr.net/kartinki/informatika/Formirovanie-UUD/020-Kommunikativnye-UUD.html [ изоматериалы ] http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/16/629/16629138_4.gif [ изоматериалы ] http://school45.tyumenedu.ru/sites/default/files/field/image/s001339_567601_1.jpg [ изоматериалы ]

Слайд 12

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"

Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...

Учебное моделирование на уроках географии" место и значение в формировании УУД на уроках географии

Презентация содержит информацию о учебном моделировании в системе формирования УУД на уроках географии...

Мастер-класс "Приёмы формирования регулятивных УУД на уроках в начальных классах"

Мастер-класс "Приёмы формирования регулятивных УУД на уроках в начальных классах" Доклад и презентация....