Урок 8 класс. Население России - обобщение и коррекция знаний.
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Савина Валентина Сергеевна

Урок проводился как урок обобщения знаний в 8 классе по теме: "Население России"

На уроке можно использовать разные формы работы: как в обязательном варианте, так и может присутствовать вариант выбора ущащимися форм работы (более удобный вариант - разумное  сочетание форм и методов).

Урок состоит из двух крупных блоков: первый - фронтальный опрос или беседа; второй - основной: обобщение и повторение, коррекция по ходу урока.

Материал урока легко изменять, моделировать в связи с разными ситуациями, категориями учащихся, с учетом интересов, желанием учителя что - то усилить или выделить.

Например, для выполнения творческой работы "Вниз по матушке по Волге", ребятам было предложено выполнить работу на к/к или стенной к/к, таким образом одну и туже работу могут выполнять несколько групп. И

как дополнительный материал был предложен ряд рисунков (картинок), которые можно использовать для украшения работы, придания наглядности работе, но все картинки "немые", т.е. использование иллюстраций также

требует определенных знаний (можно использовать межпредметные связи, например, историю, литературу).

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 класс.

Тема урока: Обобщение и коррекция знаний по теме: «Население России»        

Цель: повторить и обобщить изученный материал.

Задачи: с использованием разных видов учебных действий и форм урока повторить, обобщить и скорректировать изученный материал; дополнить опыт учащихся разными формами работы с  использованием дополнительных источников информации; закреплять возможности использования имеющихся знаний, в том числе при  выполнении творческих работ и в нестандартных ситуациях.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: доска, мел, компьютер, учебная настенная карта, учебная настенная контурная карта, задания для учащихся (бумажный вариант и компьютерный).

Универсальные учебные действия:

 Личностные УУД: виды  (использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий, формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру); виды учебной деятельности (творческие задания, самооценка, подведение итогов, рефлексия).

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  составление  логических операций с использованием различных логических схем; использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования.

 Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); формирование умения работать в парах и малых группах; формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). (Учащиеся должны будут, таким образом:

  1.  учитывать позицию собеседника (партнера);
  2. организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
  3. адекватно передавать информацию;

отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.)

Регулятивные УУД: ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая:

  1.  способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
  2. планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане,
  3.  контролировать и оценивать свои действия,
  4.  вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ход урока.

  1. Организационная минута.
  2. Фронтальный опрос: «Что мы знаем о населении России?»

Ответы – учащиеся!

Схема по результатам ответов на доске – учитель! – могут быть варианты…

         

        Вывод:  учащиеся – ответ; учитель – в схему.

        Кому важны знания о населении страны? Зачем?

Какую политику проводит государство (РФ) в связи с имеющейся информацией о демографической ситуации в стране? – совместно, ответ – в схему.

  1. Таким образом получается что Вы о населении России практически все знаете (что положено знать учащимся 8 класса в рамках предмета). Тогда вопрос: Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Ответы – учащиеся.

Продолжение схемы – учитель.

  1. Итак – выбираем! Каким видом повторения материала Вы предпочли бы заниматься?

Продолжение схемы – учитель – вносит предложенные варианты. 

(Предлагаю ограничиться 3-мя: тест, задачи, творческая работа.)

 

5.Выполнение выбранных заданий.

        Учащиеся работают: индивидуально – тест;

                                    парами    -   решение задач;

                                    группами  -  творческие задания.

6.Проверка работ. Рефлексия.

7. Домашнее задание: повторить тему; творческое задание: «Я – гражданин  России» - буклет (1.Я – самосознание, 2. эссе на заданную тему).

Схема (по результатам фронтального опроса учащихся).

Что мы знаем о населении России

  1. Численность населения.
  2. Естественное движение населения (Р, С, ЕП, Воспроизводство).
  3. Механическое движение населения.
  4. Состав населения (половой, возрастной, этнический, религиозный).
  5. Плотность населения, расселение, урбанизация.

Вывод:  Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна => имеет федеративное устройство => Российская Федерация (РФ).

Государство проводит демографическую политику, направленную на:

- увеличение численности населения;

- увеличение продолжительности жизни людей;

- сохранение социально – экономической стабильности;

- повышение уровня жизни населения;

- сохранение культуры, традиций, истории страны и каждого народа в отдельности…

(Как? – Повышение уровня экономического развития, НТ потенциала, финансовой, экологической и военно- технической безопасности страны).

Таким образом, получается, что Вы знаете ответы практически на все вопросы по изученной теме. Тогда вопрос: «Что мы будем делать сегодня на уроке?».

Повторять!

Да, но еще обобщать и корректировать знания, если понадобится…

Какие будут предложения? Как будем работать – формы работы?

- анализ статистических материалов;

- решение задач;

- выполнение контурных карт;

- тесты;

- творческие задания;

- рефераты;

- сообщения и т.д..

(Предлагаю ограничиться 3-мя: тест, задачи, творческая работа.)

 

Задания.

Решение задач:

- сборник заданий ОГЭ – 2015 – Кузнецова Т.С.: стр.70-71; стр.59-60.;

- сборник заданий ЕГЭ

Тесты:

- сборник тестов для средней школы по географии, тема: «Население России».

Творческие задания:

  1. Санкт – Петербург. Май. Праздник!

У Вас гости (Вы пригласили гостей, соседей, например)!

Кого?   Кто они?    С какими подарками они могут приехать (объяснить Ваш выбор)?   Чем Вы будете угощать, почему (объяснить).  И т.п. …

Выбор оформления работы – самостоятельно!  (Рекомендую: картосхему, схему, таблицу(на вопрос: «Кто они»). Можно украсить работу рисунками, например.

  1. Совершите картографическое  путешествие: «Вниз по матушке по Волге!». Составьте и представьте картографический отчет о путешествии.

Кого и что видели? Что слышали? Кого узнали?

Выбор оформления – контурная карта(настенная). Средства оформления – самостоятельно.

Для выполнения заданий учитель может предоставить некоторые материалы: картинки, портреты, и т.д. – что может облегчить работу, украсить, сделать более направленной, но может и усложнить, даже запутать, если ребята к этому не готовы, или форма работы нова.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».  Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.Цели: 1)...

Урок обобщения и коррекции знаний по теме: «Европейская часть России»

Цели и задачи урока:Образовательные – Обобщение знаний о географических природно-хозяйственных комплексах Западной экономической зоны России; способствовать расширению кругозора учащихсяРазвивающие – ...

Повторительно-обобщающий урок по географии в 8 классе "Население России"

Урок-игра "Население России" для учащихся 8 класса использую для  закрепления и обобщения темы " Население России"...

Урок географии 7 класс НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ РОССИИ.

Подробный конспект урока географии 7 класс коррекционной школы для умственно отсталых детей....

конспект урока "Численность населения России" (8 класс)

конспект урока "Численность населения России", 8 класс...

Урок по географии в 9 классе "Население России"

Изучение особенностей воспроизводства населения, демографической ситуации. Определить численность населения России; сформулировать определение понятий «демографический кризис»; «есте...

Технологическая карта урока Тема: «Население России» Урок обобщения и систематизации знаний

Материал урока нацелен на формирование знаний о населении России: его численности, естественном приросте, миграции, размещении населения, рынке труда....