Повторительно-обобщающий урок по географии в 8 классе "Население России"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Голощапова Ирина Вениаминовна

Урок-игра "Население России" для учащихся 8 класса использую для  закрепления и обобщения темы " Население России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt.ur_.3.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 67/6 Повторительно - обобщающий урок по теме:

«Население России»

Дата урока: 25.05.2015 г.

Цели урока:

1. Образовательные: повторить и закрепить знания учащихся по разделу «Население России», проверить уровень усвоения знаний; сформированность умений по теме.

2. Развивающие: развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся; развивать умение применять знания в новой ситуации, практические навыки учащихся.

3. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к географии через игру, навыков групповой самостоятельной работы.

Оборудование: Политико-административная карта России, карта «Народы России, плотность населения»; карточка-вопросы, карточки на группу (маршрутки), таблички с названием станций.

Форма урока: урок комплексного применения знаний в форме игры «Бег по кругу», состоящей из 5-ти этапов (станций):

I этап - 1 станция – «Термины»;

II этап - 2 станция – «Карта»;

III этап -  3 станция – «Статисты»;

IV этап - 4 станция – «Нарды»;

V этап - 5 станция – «Объясни».

Методы: работа в группах, практический.

Ход урока

I. Организационный момент. (2 мин.)

Создание эмоционального фона урока.

1. Распределение класса на группы (бригады по 4 человека). Выбор бригадира.

2. Консультанты определены заранее из учеников 9 класса. На каждую станцию по консультанту.

3. Получение маршруток. На каждую группу выдаётся маршрутка № 1.

4. Постановка цели урока-игры, представление помощников учителя по приему зачета.

5. Столы расставлены по кругу так, чтобы бригады могли проходить от одного стола (станции) до другого. На столах на табличках указаны номер и название станции (Приготовлено все заранее).

Бригада № 1 начинает работу со станции № 1, далее станция № 2, № 3, № 4, № 5.

Бригада № 2 начинает работу со станции № 2, далее станция № 3, № 4, № 5, № 1.

Маршрутка для бригады № 1.

Фамилия имя учащегося

Станция

№ 1 «Термины»

Станция № 2 «Карта»

Станция

№ 3 «Статисты»

Станция № 4 «Народы»

Станция № 5 «Объясни»

Итог

Маршрутка для бригады № 2

Фамилия, имя учащегося

Станция № 2 «Карта»

Станция

№ 3 «Статисты»

Станция № 4 «Народы»

Станция № 5 «Объясни»

Станция № 1 «Термины»

итог

На станциях сидят помощники учителя, они имеют вопросы и здания на листочках и ответы на вопросы. Ученики подходят, берут листок, читают задание и отвечают.

I этап - Станция № 1. «Термины» (7 мин.)

Объясните понятия:        

1-я бригада: 1. урбанизация                                2. миграция                          

                      3. агломирация                               4. эмиграция

2-я бригада: 1. смертность                                  2. естественный прирост    

                     3. депопуляция                                4. трудовые ресурсы

        После того как экзаменатор поставил оценку за работу на станции в маршрутный лист, учащиеся переходят на другую станцию все вместе по сигналу учителя.

II этап - 2 станция – «Карта» (7мин.)

                       Покажите на политико-административной карте России 5 республик, назвав  предварительно, без помощи карты столицы этих республик.

        1-я бригада:

        1. Карелия -…

        2. Коми -…

        3. Чувашия -…

        4. Дагестан -…

        5. Алтай -…

        2-я бригада:

        1.Саха -…

        2. Удмуртия -…

        3. Адыгея -…

        4. Хакасия -…

        5. Марий Эл -…

III этап - 3 станция – «Статисты (6 мин.)

                       На этой станции учащиеся работают с цифровой информацией.

        1-я бригада: Проанализируйте половозрастную пирамиду России (рис. 208 стр.249). Определите изменение смертности, рождаемости, половой состав населения.

        2-я бригада: Определите естественный прирост в ряде регионов России (на 1000 жителей) на 1999 г.

        

Регионы

Рождаемость

смертность

Естественный прирост

1. Россия в целом

8,3

14,7

-6,4

2. Псковская область

7

21

-14

3.Москва

8

15

-7

4. Республика Дагестан

18

8

+10

5. Магаданская область

8

9

-1

IV этап - 4 станция – «Народы» (7 мин.)

        1-я бригада: К какой языковой семье и группе относятся: русские, татары, удмурты. Какие религии исповедуют эти народы? (Русские – индоевропейская семья, славянская группа; татары – алтайская семья, тюркская группа; удмурты – уральская семья, финская группа; русские, удмурты – религия православие; татары – религия ислам.). : Какой народ, живущий в европейской части России, исповедует буддизм? К какой языковой семье и группе он относится? (Калмыки, алтайская семья, монгольская группа.)

        2-я бригада: Назовите народы, входящие в одну языковую группу с коми, карелами, марийцами, но проживающие за пределами России. (Перечисленные народы относятся к финской группе уральской семьи. В эту же группу входят финны, эстонцы, венгры.). Какую религию исповедуют горские народы северного Кавказа? Назовите исключение. (Горские народы Северного Кавказа исповедуют ислам, исключением являются осетины, исповедующие православие.)

V этап - 5 станция – «Объясни» (7 мин.)

        1-я бригада: 1) Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему? (В европейской части России проживает около 70 % населения России, т.к. здесь – историческое ядро России, Россия заселялась с запада на восток, а также здесь наиболее благоприятные природные условия.)

                       2) В чем экономическое значение миграции? (Экономическое значение миграции состоит в том, что она перераспределяет работников по территории страны, способствует освоению новых территорий.)

                        2-я бригада: 1) Каковы причины миграции? (Экономические – трудовая миграция, политические – беженцы, вынужденные межнациональные конфликты, переселенцы, насильственные миграции.)

                      2) Почему села не должны быть очень крупными? (Основное занятие жителей села – сельское хозяйство. Объектом труда является земля (пашни, пастбища). Расстояние до обрабатываемых земель не должно быть большим. Чем крупнее населенные пункты, тем дальше приходится ездить на поля, а значит и дольше добираться с места работы до дома.)

 Подведение итогов (2 мин)

Пройдя все 5 станций, бригадиры сдают учителю маршрутные листы с оценками за работу на станциях. Учитель ставит итоговую оценку. Учитель может задать вопрос любому ученику и проверить объективность оценки. Если учащийся не согласен с оценкой, выставленной ему на одной из станций, то он может пересдать после уроков. Награждение команды, которой выставлены лучшее отметки

Объяснение домашнего задания (2 мин)

Самостоятельно выполнить работу над ошибками, допущенными в тестовой работе по теме: «Народы России».