Главные вкладки

    Повторительно-обобщающий урок по географии в 8 классе "Население России"
    план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

    Голощапова Ирина Вениаминовна

    Урок-игра "Население России" для учащихся 8 класса использую для  закрепления и обобщения темы " Население России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkryt.ur_.3.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 67/6 Повторительно - обобщающий урок по теме:

    «Население России»

    Дата урока: 25.05.2015 г.

    Цели урока:

    1. Образовательные: повторить и закрепить знания учащихся по разделу «Население России», проверить уровень усвоения знаний; сформированность умений по теме.

    2. Развивающие: развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся; развивать умение применять знания в новой ситуации, практические навыки учащихся.

    3. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к географии через игру, навыков групповой самостоятельной работы.

    Оборудование: Политико-административная карта России, карта «Народы России, плотность населения»; карточка-вопросы, карточки на группу (маршрутки), таблички с названием станций.

    Форма урока: урок комплексного применения знаний в форме игры «Бег по кругу», состоящей из 5-ти этапов (станций):

    I этап - 1 станция – «Термины»;

    II этап - 2 станция – «Карта»;

    III этап -  3 станция – «Статисты»;

    IV этап - 4 станция – «Нарды»;

    V этап - 5 станция – «Объясни».

    Методы: работа в группах, практический.

    Ход урока

    I. Организационный момент. (2 мин.)

    Создание эмоционального фона урока.

    1. Распределение класса на группы (бригады по 4 человека). Выбор бригадира.

    2. Консультанты определены заранее из учеников 9 класса. На каждую станцию по консультанту.

    3. Получение маршруток. На каждую группу выдаётся маршрутка № 1.

    4. Постановка цели урока-игры, представление помощников учителя по приему зачета.

    5. Столы расставлены по кругу так, чтобы бригады могли проходить от одного стола (станции) до другого. На столах на табличках указаны номер и название станции (Приготовлено все заранее).

    Бригада № 1 начинает работу со станции № 1, далее станция № 2, № 3, № 4, № 5.

    Бригада № 2 начинает работу со станции № 2, далее станция № 3, № 4, № 5, № 1.

    Маршрутка для бригады № 1.

    Фамилия имя учащегося

    Станция

    № 1 «Термины»

    Станция № 2 «Карта»

    Станция

    № 3 «Статисты»

    Станция № 4 «Народы»

    Станция № 5 «Объясни»

    Итог

    Маршрутка для бригады № 2

    Фамилия, имя учащегося

    Станция № 2 «Карта»

    Станция

    № 3 «Статисты»

    Станция № 4 «Народы»

    Станция № 5 «Объясни»

    Станция № 1 «Термины»

    итог

    На станциях сидят помощники учителя, они имеют вопросы и здания на листочках и ответы на вопросы. Ученики подходят, берут листок, читают задание и отвечают.

    I этап - Станция № 1. «Термины» (7 мин.)

    Объясните понятия:        

    1-я бригада: 1. урбанизация                                2. миграция                          

                          3. агломирация                               4. эмиграция

    2-я бригада: 1. смертность                                  2. естественный прирост    

                         3. депопуляция                                4. трудовые ресурсы

            После того как экзаменатор поставил оценку за работу на станции в маршрутный лист, учащиеся переходят на другую станцию все вместе по сигналу учителя.

    II этап - 2 станция – «Карта» (7мин.)

                           Покажите на политико-административной карте России 5 республик, назвав  предварительно, без помощи карты столицы этих республик.

            1-я бригада:

            1. Карелия -…

            2. Коми -…

            3. Чувашия -…

            4. Дагестан -…

            5. Алтай -…

            2-я бригада:

            1.Саха -…

            2. Удмуртия -…

            3. Адыгея -…

            4. Хакасия -…

            5. Марий Эл -…

    III этап - 3 станция – «Статисты (6 мин.)

                           На этой станции учащиеся работают с цифровой информацией.

            1-я бригада: Проанализируйте половозрастную пирамиду России (рис. 208 стр.249). Определите изменение смертности, рождаемости, половой состав населения.

            2-я бригада: Определите естественный прирост в ряде регионов России (на 1000 жителей) на 1999 г.

            

    Регионы

    Рождаемость

    смертность

    Естественный прирост

    1. Россия в целом

    8,3

    14,7

    -6,4

    2. Псковская область

    7

    21

    -14

    3.Москва

    8

    15

    -7

    4. Республика Дагестан

    18

    8

    +10

    5. Магаданская область

    8

    9

    -1

    IV этап - 4 станция – «Народы» (7 мин.)

            1-я бригада: К какой языковой семье и группе относятся: русские, татары, удмурты. Какие религии исповедуют эти народы? (Русские – индоевропейская семья, славянская группа; татары – алтайская семья, тюркская группа; удмурты – уральская семья, финская группа; русские, удмурты – религия православие; татары – религия ислам.). : Какой народ, живущий в европейской части России, исповедует буддизм? К какой языковой семье и группе он относится? (Калмыки, алтайская семья, монгольская группа.)

            2-я бригада: Назовите народы, входящие в одну языковую группу с коми, карелами, марийцами, но проживающие за пределами России. (Перечисленные народы относятся к финской группе уральской семьи. В эту же группу входят финны, эстонцы, венгры.). Какую религию исповедуют горские народы северного Кавказа? Назовите исключение. (Горские народы Северного Кавказа исповедуют ислам, исключением являются осетины, исповедующие православие.)

    V этап - 5 станция – «Объясни» (7 мин.)

            1-я бригада: 1) Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему? (В европейской части России проживает около 70 % населения России, т.к. здесь – историческое ядро России, Россия заселялась с запада на восток, а также здесь наиболее благоприятные природные условия.)

                           2) В чем экономическое значение миграции? (Экономическое значение миграции состоит в том, что она перераспределяет работников по территории страны, способствует освоению новых территорий.)

                            2-я бригада: 1) Каковы причины миграции? (Экономические – трудовая миграция, политические – беженцы, вынужденные межнациональные конфликты, переселенцы, насильственные миграции.)

                          2) Почему села не должны быть очень крупными? (Основное занятие жителей села – сельское хозяйство. Объектом труда является земля (пашни, пастбища). Расстояние до обрабатываемых земель не должно быть большим. Чем крупнее населенные пункты, тем дальше приходится ездить на поля, а значит и дольше добираться с места работы до дома.)

     Подведение итогов (2 мин)

    Пройдя все 5 станций, бригадиры сдают учителю маршрутные листы с оценками за работу на станциях. Учитель ставит итоговую оценку. Учитель может задать вопрос любому ученику и проверить объективность оценки. Если учащийся не согласен с оценкой, выставленной ему на одной из станций, то он может пересдать после уроков. Награждение команды, которой выставлены лучшее отметки

    Объяснение домашнего задания (2 мин)

    Самостоятельно выполнить работу над ошибками, допущенными в тестовой работе по теме: «Народы России».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по географии "Климатическая карта России" 8 класс

    Конспект урока по географии, 8 класс. По учебнику под редакцией А.И. Алексеева, линия "Полярная звезда". Тема урока "Климатическая карта России". Куроку есть приложение - презентация....

    Занимательный урок экономики " География в купюрах России".

    Конспект урока " География в купюрах России" предназначен для учителей экономики и географии. Это занимательный, интегрированный урок для учащихся 8-9 классов, изучающих в школе экономику. Материал ур...

    Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

    ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

    Урок по географии "Внутренние воды России.Реки"

    урок по географии России.8 класс...

    Разработка урока по географии "Внутренние воды России

    Конспект урока и презентация к уроку в 8 классе в раздел "Внутренние воды". Предложены практическая часть, тесты, работа с картой....

    Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

    За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...