Ситуации успеха на уроках географии с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья по географии на тему

Ашихмина Татьяна Леонидовна

В статье приводятся конкретные примеры создания комфортных условий для учебы детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности ситуации успеха для каждого ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsii_uspeha_na_urokah_geografii_s_detmi.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуации успеха на уроках географии с детьми

с ограниченными возможностями здоровья.

     Специфика работы с детьми с ОВЗ в условиях стационара в областной детской больницы заключается в том, что эти школьники, как никто другой нуждаются в комфортных условиях на уроке. Чтобы дети за время болезни не отстали в учебе от одноклассников, необходимо продолжить развитие их способностей и природного потенциала, что особенно сложно, так как ребята находятся в непривычных для них условиях  часто без родителей и имеют ослабленное здоровье. Для этого я стараюсь, чтобы каждый ученик чувствовал себя умным, талантливым, способным, не испытывал панического страха из-за возможности ошибки. Это происходит не случайно, приходится тщательно готовиться к уроку и обязательно продумывать способы создания на уроке ситуации успеха каждого ученика.

     Приведу только несколько примеров:

  1. Уроки обобщающего повторения я часто начинаю с разминки, которая вводит учащихся в тему урока. Детям с ОВЗ бывает трудно дать определения обобщаемой темы, и они могут почувствовать себя неуютно на уроке, что ухудшает их работу в целом. Я поступаю по-другому: сама говорю определения, а учащиеся называют термины. При этом идет повторение, введение в тему, обучающиеся чувствуют себя уверенно, так как только самые ленивые не назовут термины, определения которых слышат. Даже люди далекие от предмета в большинстве случаев могут участвовать в этой работе. Например:
  • Источники, периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара. (Гейзеры)
  • Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности. (Климат)
  • Сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы. (Атмосферное давление)
  • Водное пространство земного шара. (Мировой океан)
  • Превышение истока реки над устьем, выраженное в метрах. (Падение реки)
  • Количество воды, протекающее в речном русле за год. (Годовой сток)
  • Наука о вымерших (ископаемых) организмах и о развитии органического мира Земли. (Палеонтология)
  1. То же самое можно сказать и о письменных проверочных работах, которые я провожу в виде тестов, когда ученику нужно только фиксировать правильный ответ, или задаю вопросы, которые требуют односложного ответа: «Да» или «Нет». Например:
  • Россия – крупнейшее государство мира. (Да)
  • Россия занимает всю европейскую часть Евразии. (Нет)
  • Баренцево и Черное моря – окраинные моря России. (Нет, только Баренцево)
  • Балтийское, Черное и Азовское моря – внутренние моря России. (Да)
  • На территории России 11 часовых поясов. (Да)
  • Валдай – водораздел многих крупных рек. (Да)
  1. Одним из этапов урока я провожу групповую работу учащихся. Ничего нового в этой форме работы нет, она используется многими учителями, но я немного видоизменяю цель работы в группах. Я говорю, что оценки за урок каждый из них уже имеет, а сейчас они могут их повысить и даю задания группам. Группа состоит из учащихся разных по успеваемости. Некоторое время они обсуждают вопрос, находят правильный ответ, а повышать отметку идет обычно более слабый ученик. Его проконсультировали более сильные учащиеся, чаще всего, оценка действительно бывает выше.

     Благодаря таким приемам учащиеся редко получают отметку ниже «4» и не боятся таких уроков, а вот объем подготовки для учителя достаточно велик. Ситуации успеха на уроке улучшают настроение детей с ОВЗ и помогают им преодолевать болезнь.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Организация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В данном материале представлены материалы из моего опыта работы в направлении формирования ЗОЖ. Дети с ОВЗ являются так называемой "группой риска" в плане асоциального поведения. Проживая рядом с людь...

СТАТЬЯ: Специфика подготовки и проведения урока английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Статья написана для сборника Научного Издательского Центра «Педагогический поиск»....

Пути и средства коррекционно - развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Основная задача обучения швейному делу, дать обучающимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету....

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...

Организация и содержание урока географии с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья. Организация и содержание урока географии с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС....

Инновационные практики работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

Эта статья о том, какие методы помогают учителю  успешнее  работать на уроках русского языка и литературы  с теми детьми, которые имеют проблемы со здоровьем....