План-конспект урка "Единство Гидросферы" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Третьякова Валентина Викторовна

Это первый урок в разделе: «Гидросфера – водная оболочка Земли». Особенности данного урока определены значительным объёмом «донаучных» знаний учащихся по теме. В начальной школе при изучении окружающего мира и в 5 классе на уроках природоведения достаточно подробно изучались (на примере опытов), агрегатные состояния воды, формировалось представление о круговороте воды в природе, раскрывалось значение воды для живой и не живой природы. Таким образом, задача учителя в 6 классе показать части гидросферы как составные единицы, формирующие единую водную оболочку Земли, связанную Мировым круговоротом воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_edinstvo_gidrosfery.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Единство гидросферы»

Пояснительная записка к уроку.

Содержание раздела «Гидросфера – водная оболочка Земли» отражает представление о водной оболочке,  как связующей геосфере Земли, позволяет понять ее значение для ряда географических явлений и процессов. С этой целью подробно рассматриваются составные части гидросферы  -  Мировой океан и Воды суши.

Это первый урок в разделе: «Гидросфера – водная оболочка Земли». Особенности данного урока определены значительным объёмом «донаучных» знаний учащихся по теме. В начальной школе при изучении окружающего мира и в 5 классе на уроках природоведения достаточно подробно изучались (на примере опытов), агрегатные состояния воды, формировалось представление о круговороте воды в природе, раскрывалось значение воды для живой и не живой природы. Таким образом, задача учителя в 6 классе показать части гидросферы как составные единицы, формирующие единую водную оболочку Земли, связанную Мировым круговоротом воды.

        

Тема урока: «Единство гидросферы»

Цель: сформировать представление о единстве водной оболочки Земли -

           гидросфере.

Планируемые результаты: 

 предметные – должны знать: объём воды на Земле, части гидросферы, три агрегатных состояния воды, роль гидросферы в природе;

метапредметные – должны уметь: объяснять взаимосвязи отдельных частей круговорота воды, процессы, происходящие при  круговороте воды, описывать значение воды для жизни на планете, объяснять значение круговорота воды для природы Земли, доказывать единство гидросферы;

личностные – проявляют устойчивый познавательный интерес к изучению географии.

Задачи: 

- сформировать понятие «гидросфера», «Мировой круговорот воды в природе»;

- сформировать представление о частях гидросферы и их особенностях, о свойствах воды как жидкости, её агрегатных состояниях, о Мировом круговороте воды в природе и связи гидросферы  с другими оболочками Земли;

- раскрыть значение гидросферы в жизни Земли и человека.

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

  1. ФИО: Третьякова Валентина Викторовна
  2. Место работы:  МБОУ «СОШ № 43 г. Владимира»
  3. Должность:  учитель географии
  4. Предмет: география
  5. Класс: 6
  6. Тема урока:  «Единство гидросферы»

  1. Уровень и ступень образования: базовый, основное общее.
  2. Учебник  География. Гидросфера. 6 класс. : учеб. для общебразоват. учреждений Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский – 4-е изд., испр. – М. : ООО «ТИД «Руское слово»-РС, 2010. – 231 с. : ил.  
  3. Тип урока: изучения нового материала
  4. Необходимое оборудование:  компьютерный класс с мультимедийным проектором, экраном и выходом в интерне

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

На нашей планете есть только одно вещество, которое может находиться сразу в трех агрегатных состояниях. Это самое привычное и при этом самое удивительное вещество на земле.

Вот что писал о нем Антуан де Сент Экзюпери в своем произведении «Маленький принц»:  «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!                               Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь.     Ты наполняешь нас невыносимой радостью…Ты – самое большое богатство на свете»

Вы узнали это вещество?

Что это за вещество? (Вода)

Назовите агрегатные состояния воды? (жидкое,  твёрдое и газообразное)

А можно поменять агрегатное состояние воды? (Да, можно. Если, например, нагреть лёд – он превратиться в воду, если довести воду до кипения – образуется пар и т.д.)

Приведите примеры,  где вы можете увидеть воду в разных агрегатных состояниях? (жидкая вода в кране, реке, озере и т.д., твердая вода – лед, снег, парообразное состояние – пар при кипении, зимой при выдыхании и т.д.)

Почему на глобусе и карте преобладает синий цвет? ( потому, что на нашей планете большую площадь занимает Мировой океан)

Какие оболочки Земли мы изучали?  (Литосфера и атмосфера)

Как вы думаете, о  чем сегодня  пойдет речь на уроке? (о водной оболочке Земли  – гидросфере).

Давайте попробуем сформулировать тему урока и в конце урока проверим,  совпало ли ваше название темы урока с моей. (Называют темы урока  и у уч-ся может быть несколько вариантов: «Состав и строение гидросферы», «Значение гидросферы в природе», «Единство гидросферы» ). Предложенные учащимися варианты записываются на доске.

3. Изучение нового материала

- На Земле нет такого места, где бы вообще не было воды. Даже в самой засушливой пустыне воздух всегда содержит водяной пар.

Назовите водные объекты, которые вы видите на карте. (океаны, моря, реки, озера, ледники)

А под землей есть вода и если есть,  как вы это можете доказать? ( Да, есть вода под землей). Ребята приводят примеры из своих жизненных наблюдений: колодцы, родники, ключи.

Давайте попробуем все вместе дать определение гидросфере.

Гидросфера - водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, ледники, подземные воды и воды поверхности суши ( реки, озера, болота).

Внимательно прочитайте третий абзац §25 стр.160 и составьте схему «Части гидросферы»

                                                 

- Проверим схему,  как вы ее заполнили:

  - Вывешивается таблица на доске

проверка задания, учащиеся меняются тетрадками и ставят друг другу отметку.

Вывод: Только 3,5% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода соленая,  в ней растворены химические соединения….

-  Общая масса земной гидросферы составляет 1,54 квинтиллиона (миллиарда миллиардов) тонн или примерно 250 млрд.л. на каждого жителя нашей планеты. Человечество ежедневно потребляет 14 000 000 000 000 л. пресной воды.

А вы сколько потребляете воды на свои нужды? Задумывались?

А куда ещё расходуется пресная вода? ( для поддержания растительных и животных организмов)

- Если бы запасы пресной воды на Земле постоянно не пополнялись, земной шар давно превратился бы в безжизненную пустыню.

Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте,  пожалуйста, стихотворение И. Акимова:

                                   Хоть в это поверить не очень легко,

                                   Но Волги вода есть в реке Лимпопо.

                                   И, путешествуя облаком пара,

                                   Воды из Волги текут в Ниагару.

                                   Волги вода и в Байкале и в Ниле.

                                   И в Танганьике, и в вашей квартире.

                                   Значит, должны понимать это все мы:

                                   Реки – часть водной единой системы.

                                   Но, чтоб не быть с географией в споре,

                                   Волга впадает в Каспийское море.

Какая очень важная, но скрытая информация есть в данном стихотворении? ( Вода на нашей планете находится в непрерывном движении. Её можно назвать вечным путешественником. Вода путешествует  между всеми континентами.)  Какими? (уч-ся называют все материки). Между Мировым океаном, атмосферой и сушей складывается единый, никогда не прекращающийся круговорот воды.

Что является главным двигателем воды в природе? (Солнце. Именно его лучи вызывают испарение воды и определяют перемещение воздушных масс, несущих в себе влагу)

- Ученые утверждают, что каждая капля воды в среднем проводит 10 дней в атмосфере, 40 дней – в снежном покрове, 100 лет – в озере и 10 000 лет – под землёй. Каждое из звеньев круговорота воды выполняет в нем особую функцию.

Работа в группах по учебнику «Круговорот воды в природе» (рис.141, стр.161). Каждой группе выдаются вопросы, по которым ребята работают с рис. учебника.

1 группа.

1) Как вода попадает в атмосферу?

2) Что происходит с водяным паром в атмосфере?

3) Что происходит с водяным паром в атмосфере? Каким образом вода вновь попадает на Землю?

2 группа.

1) Вся ли вода сразу попадает в реки, озера, моря?

2) В каких звеньях круговорота вода хранится «про запас»?

3) Каким образом возвращаются в Мировом океане: а) подземные воды; б) вода, заключенная в ледниках?

3 группа.

1) Как вода с материков попадает в Мировой океан?

2) Может ли какой-либо из известных вам водных объектов существовать вне круговорота воды?

3) Имеет ли круговорот воды начало и окончание?

В ходе выступления каждой группы, уч-ся описывают схему «Мировой круговорот воды» и совместно приходят к выводу о значении круговорота воды в природе.

Мировой круговорот воды – непрерывный замкнутый процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан через атмосферу, гидросферу и литосферу под воздействием солнечной энергии и силы тяжести.

Вывод: мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, а значит гидросфера не прерывна и ЕДИНА. Мировой круговорот воды поддерживает жизнь на Земле. Вода никуда не исчезает, и, значит, если где-то её стало меньше, то в другом месте – больше.

В начале урока вы пытались сформулировать тему урока. И теперь давайте вместе попробуем понять, совпали ли ваши варианты с моими.  (Если совпали похвалить всех ребят, а если нет, то попытаться наводящими вопросами уточнить основные аспекты)

Каково же значение гидросферы?

- Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Она входит в состав всех организмов.

На уроках биологии вам рассказывалось о клеточном соке – цитоплазме. Что это такое? (Это водный раствор различных солей)

- Но ведь из клеток состоят абсолютно все организмы планеты. А значит, вода – это основа жизни. Именно поэтому нам необходимо пить воду. И вместе с нами её пьют все обитатели нашей планеты.

Почему важно заботиться о качестве воды?

 (Воду называют кровеносной системой Земли. На пути речных потоков встречаются дороги, города, свалки, поля и т.д. Отсюда дождевыми водами в реки смываются опасные для жизни вещества. Такая вода становится непригодной не только  для питья, но и для использования в хозяйстве.)

- На суше сегодня загрязненными являются почти пятая часть всех водоемов, а эту воду мы пьём.

Что необходимо предпринимать для сохранения качества воды?

( Каждый из нас должен задуматься об экономном использовании воды)

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц

Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers»  Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).

Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...

План-конспект урока для 7 класса по немецкому языку, тема “Autos überall!” - " Автомобили повсюду!" по учебнику "Немецкий язык" 7 класс, автор учебника И. Л. Бим.

Урок позволяет проверить и систематизировать знание лексики за курс 5, 6 и 7 классов по темам "Транспорт", "Движение в большом городе", "Правила дорожного движения". В материалах к уроку имеютя: ...

Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс».

Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс»....