Методы профилактики утомляемости обучающихся на уроках географии
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Григорян Сабина Шамилевна

Данная  статья  посвящена одной  из  основных  проблем  современной  школы - умственному  утомлению. Здоровьесберегающие  методики  используются  многими  педагогами. Рассматриваются  методы и технологии, способствующие снижению  утомляемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_profilaktike_utomlyaemosti_uchashchihsya.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методы    профилактики  утомляемости  обучающихся

на  уроках   географии  (из  опыта  работы)

        

«Ученик, который  учится  без  желания,  - это  птица  без  крыльев»  (Саади)

Утомляемость - одна из самых актуальных проблем детского здоровья. Умственное утомление, в отличие от физического, не приводит к автоматическому прекращению работы, а, накапливаясь, приводит к различным заболеваниям. С точки зрения физиологии хроническая утомляемость находится между здоровьем и болезнью. И в какую сторону произойдет сдвиг, будет зависеть от адаптационной возможности организма. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и островок  детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо. Исследования медиков  выявили, что 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Можно ли хорошо учиться, если ребенок  постоянно  подвержен  утомлению, причиной которого часто является  неправильно  организованный  учебный  процесс. В  своей педагогической  деяте-  льности  я  стараюсь либо  устранить,  либо  снизить  действие  факторов,  способствующих  утом-ляемости  учащихся.  

На  своих  уроках  я  использую  следующие  технологии  и  методы, снижающие  утом-

ляемость:

  • Использую  разнообразные  формы  и  методы  работы  на  уроке.

Я считаю наиболее приемлемым применять на уроках географии игровые технологии. При этом использую метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку. Особенно  такой  метод  популярен среди обучающихся 6, 7 и 8 классов. Положительным моментом данной технологии является и тот  факт, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и  сообразительность здесь оказывается порой более важным чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют снижению  утомляемости.  В  старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и  групповая  дискуссия.

  • Создание  эмоционального  фона.

Это  может  достигаться  путем  эмоционального  рассказа  учителя,  прослушиванием  музыки,  чтением  стихов, отрывков из  литературных  произведений,  просмотром иллюстраций.

  • Выполнение  творческих  заданий

Это   способствует  развитию  ребенка, формированию  интереса  не  только  к  окружающему  миру, но и  непосредственно  к  предмету.

 

  • Воспитание  уважительного отношения  к  чужому  мнению. Умение  высказывать  свое  мнение.

Проявляется  как  в   ролевой  игре,  так  и  при  постановке  проблемных  вопросов.

Этот  прием  позволяет мне  не  только  «услышать»  ученика, но и оживить порой  однообразный  ход  урока.

  • Создание  проблемных  ситуаций  на  уроке.

Они  необходимы  для  активизации  мыслительной   деятельности, способствуют развитию  памяти,  внимания,  аналитической  деятельности.

  • Методы «свободного выбора». Ими  я  пользуюсь  в  основном  в  старщих  классах. Это -  свободная беседа, выбор действия, его способа  самими  учащимися, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества
  • Физкультминутки,   релаксация

Существует  множество  способов  снятия  умственного  и физического  напряжения. Я  исполь-

зую  следующие  методики:

-  упражнения  на  снятие  шейного  напряжения ( руки на поясе, шею и туловище  макси-

мально потянуть вправо, затем влево)

- упражнения   на  улучшение  работы  мышц  рук, запястий.

- упражнения  на  снятия глазного  напряжения;

-  упражнение «Комплименты». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

- игра «Вам  сообщение».
По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.
- игра «Подарок». Предлагается подарить однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
- упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую» ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует.
Количество предложений зависит от уровня обучения.
- упражнение «Деревянная кукла» .Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.

-упражнение на релаксацию и визуализацию.
Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы  

  • Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках  осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Учащемуся  сложно  отвечать  устно по какой-либо  причине,  поэтому  он  может  подготовить  презентацию, сообщение  и т.д.  

  • Каждый  этап  урока  несет  в  себе  положительный  эмоциональный  настрой. Особенно  это   необходимо   осуществлять  в  начале   и  в  конце  урока. Это проявляется  во  время  организационного   момента (настраиваю  на  успех,  на  плодотворную  работу), на  всем  его  протяжении (периодически  подбадриваю, поддерживаю  тех  кто  сомневается  в  своих  суждениях)  и  во  время  подведения  его  итогов (благодарю  за  работу, желаю дальнейших  успехов).

  • Организация  уроков  в форме экскурсий  на  природу,  предприятия, музеи

Данные  формы  работы  приходится  использовать нечасто. Но  учитывая  особенности  преподаваемого  мной  предмета  они  необходимы.

  • Санитарно-гигиеническое  состояние  кабинета. Наличие  зеленого уголка, правильное освещение, температура  позволяют  предотвратить  утомление  учащихся  на  моих  уроках.

Также  хотелось  бы  отметить,  что  при  планировании  уроков  я  стараюсь  учитывать  следующие  моменты:

-  выбор  описанных  выше  методик  зависит  от  возрастных, психологических  особенностей  класса,  от  того  каким  по  порядку  в  школьном  расписании  находится  урок и т.д.

-  частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся  дополнительных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

-  учитель  должен  чередовать  виды  преподавания;

- необходимо  реагировать  на  позы, выражения  лиц  учащихся,  применять  физультмнутки,  учитывая   желания  ребят;

- учитель  должен  сам  уметь  определять  момент  наступления  утомления на  конкретном  уроке;

- одним  из  самых  важных  моментов  является  наличие  у  учителя   хорошего  настроения,  желания  дарить  не  только  знания, но и  доброе  настроение.

 «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». (К.Д. Ушинский)

Использованная  литература:

Базарный  В.Ф.  Здоровье  и  развитие  ребенка. Экспресс-контроль  в  школе  и   дома. М.:АРКТИ, 2005 г.

Колесникова  М.Г. Валеологический  анализ  школьных   уроков. Валелогия № 3 , 2003 г.

http://www.za-partoi.ru/

http://www.prodlenka.org/zdorove-shkolnika/kak-sokhranit-zdorove-sovremennogo-shkolnika.html

Панина Т.С. Современные  способы  активизации    знаний. –М, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний.

Статья участвует в конкурсе "Образование 3.0"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения ...

«Развитие мыслительно-аналитической деятельности обучающихся на уроках географии посредством активных методов»

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позвол...

Практическое применение методов личностно – ориентированного обучения на уроках географии

Практическое применение  методов  личностно – ориентированного обучения на уроках географии...

Статья "Методы и приемы обучения на уроках географии"

Моя задача как учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка.  Этому могут способствовать активные   методы и приемы обучения. Знания, усвоенные...

Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географии

Методический семмнар на тему "Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географиим"...