ОСКАЛЬПИРОВАННАЯ ЗЕМЛЯ
занимательные факты по географии (9 класс) на тему

Булгакова Елена Ивановна

      Земельные ресурсы на планете, по данным В. Ковды, распре­деляются следующим образом: в пустынях – 20%, полярных зонах – 20%, в горах – 20%, пастбищах – 20%, маломощные почвы состав­ляют 10%, а на долю пашен приходится всего 10%. Площадь всей суши Земли составляет 149 млн. км2.Земледелие насчитывает приблизительно 10 тысяч лет, а до интенсивного сельскохозяйственного освоения земель их фонд составлял около 4,5 млрд. гектаров. Сейчас пригодных земель для возделывания сельскохозяйственной продукции лишь немногим более половины (около 2,5 млрд. га), причем 1,5 млрд. га из них уже освоено. Куда же исчезли сельскохозяйственные угодья?За десять тысяч лет ежегодно терялось безвозвратно по 200 тыс. га. Сейчас эти потери возросли в 35 раз. Только эро­зией ежегодно уносится 25 млрд. тонн плодороднейшей почвы, при­чем из них 10 млрд. тонн – по антропогенным причинам. Теряются лучшие земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oskalpirovannaya_zemlya.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

ОСКАЛЬПИРОВАННАЯ ЗЕМЛЯ

(экологический симпозиум)

Предварительно делается письменное объявление о предстоящем симпозиуме по вопросам охраны почв – "черного золота" нашей планеты. Готовится бюллетень о состоянии земельного фонда, тенденциях изменения почвенного покрова и научных основах охраны почв. Оформляются тематические стенды, среда которых помещаются материалы и по состоянию почв своего региона, местности и т.д.

Вывешивается программа симпозиума. Необходимо подготовить трех-четырех ведущих "ученых" из числа школьников, которые будут представлять на симпозиуме различные направления науки.

Симпозиум открывается пленарным заседанием, которое начинается приветствием участников. Далее заслушивается первый доклад.

Предполагаемое сообщение

Земельные ресурсы на планете, по данным В. Ковды, распределяются следующим образом: в пустынях – 20%, полярных зонах – 20%, в горах – 20%, пастбищах – 20%, маломощные почвы составляют 10%, а на долю пашен приходится всего 10%. Площадь всей суши Земли составляет 149 млн. км2.

Земледелие насчитывает приблизительно 10 тысяч лет, а до интенсивного сельскохозяйственного освоения земель их фонд составлял около 4,5 млрд. гектаров. Сейчас пригодных земель для возделывания сельскохозяйственной продукции лишь немногим более половины (около 2,5 млрд. га), причем 1,5 млрд. га из них уже освоено.

Куда же исчезли сельскохозяйственные угодья?

За десять тысяч лет ежегодно терялось безвозвратно по 200 тыс. га. Сейчас эти потери возросли в 35 раз. Только эрозией ежегодно уносится 25 млрд. тонн плодороднейшей почвы, причем из них 10 млрд. тонн – по антропогенным причинам. Теряются лучшие земли.

Помимо эрозии около 6...7 млн. га в год земель опустынивается, и в этом процессе роль человека не так уж безобидна. При современном росте народонаселения (тенденция удваивания населения за 35...40 лет) эта проблема будет вырисовываться еще более остро. Отсюда уже одно то, что сейчас на душу населения приходится около 0,3 км2, в то время как на начальных пах сельскохозяйственного освоения земель эта цифра была порядка 25 км2, заставляет всерьез задуматься над нынешним отношением человека к его единственной кормилице – Земле-матушке! Сохранение почвенного покрова Земли – задача первостепенной важности!

Ведущий предоставляет слово участникам конференции для обсуждения материалов, представленных в докладе ученого.

После обсуждения доклада объявляется перерыв, на котором предлагается ознакомиться со стендовыми докладами, а также с материалами бюллетеней и экспресс-информацией. После перерыва заседания предлагается референту сделать небольшой обзор стендовых сообщений, где должно уделяться больше внимания остросюжетным и имеющим практическую направленность докладам.

ВЕДУЩИЙ: Следующий доклад посвящен роли почвы в биосфере, ее основным функциям, а следовательно, и значению.

Предполагаемое сообщение

Почва как среда обитания является одновременно и аккумулятором, и источником вещества и энергии для организмов. Не говоря уже о том, что почва пронизана мириадами корневых систем у одного только кустика ржа поверхность соприкосновения корней с почвой составляет 237 м2, что в 130 раз больше поверхности надземных органов растения, а поверхность корневых волосков ржи еще больше – 400 м2), в почве живет огромное количество различных видов животных, микроорганизмов, грибов. Они составляют так называемую почвенную биоту. Например, грибов содержится в почве до 1500 кг/га, столько же водорослей, а бактерий – 1 до 2500 кг/га, простейших – около 370 кг/га. А что же говорить о других обитателях почвы: членистоногих, млекопитающих.

Почва является связующим звеном биологического и геологического круговоротов. Она ежегодно принимает до 50 млрд. тонн органического спада, который разлагается живыми организмами почвы и вновь идет в виде воды, минеральных солей и углекислого газа в корневые системы растений и в его листья, а часть органического спада идет на образование гумуса. Его запасы составляют около 2,5*1012 тонн. Однако надо помнить, что гумусовый горизонт мощностью до 20 см образуется за 100 лет.

Почва является и фактором биологической эволюции. Организмы, покинув воды Мирового Океана, вышли на супу, предварительно использовав (и одновременно создавая) ее как перевалочную базу. Но не только как перевалочную базу – в ней возникли тише группы организмов, сугубо почвенные.

Почва – своеобразный банк данных, она хранительница генофонда планеты. В ней споры грибов, низших растений, цисты простейших, яйца и личинки насекомых, семена высших растений. Последние могут не терять всхожесть длительное время: так, клевер, донник около 7 месяцев, люцерна – 9 месяцев, вьюнок – 1 месяца, одуванчик – 3 и т.д. Некоторые семена сохраняют всхожесть годами. Так что после неблагоприятных условий (или катастроф) почва из своих "запасников" может дать снова семенное возобновление, поддерживая функционирование растительного, а следовательно, и животного мира.

ВЕДУЩИЙ: Следующий доклад посвящен состоянию земельного фонда Новосибирской области.

Предполагаемое сообщение

Область расположена в южной части Западной Сибири и имеет протяженность с севера на юг 425 км, с запада на восток – 625 км. Площадь около 13 млн. гаг. Такая огромная территория, конечно, очень неоднородна по рельефу, растительности, гидрологии и, понятно, по почвенному покрову. Около 60% территории области занято под сельскохозяйственными угодиями. Около 13% занято лесами, 26% - под лугами и около 4,5% – болотами.

Настоящий бич почв области – это интенсивные процессы засоления: солончаки, солонцы резко ухудшают бонитет почв. Да и общее плодородие почв, как об этом сказал еще В.В. Докучаев, в Новосибирской области невысокое, так как почвы, в частности, черноземы в области по происхождению значительно связаны с процессами заболачивания, солонцевания, обводнения.

Длительные распашки ухудшают плодородие почв, их свойства, а главное, приводят к интенсивной эрозии. Так, в области при распашке с полей сносится около одной тонны с гектара мелкозема, а с ним и гумуса. Это способствует росту оврагов, что опять же ухудшает условия сельскохозяйственного использования земель.

В разной степени эрозировано в нашей стране около 73% всех земель (в США – около 75$). Естественная эрозия – процесс достаточно медленный. Снос под лесом составляет всего 20 см слоя почвы за 174 тысячи лет, под лугом – 29 тысяч лет, при правильном севообороте поля теряют 20 см за сто лет, а при монокультуре кукурузы – всего за 15 лет. Так что человек обязан вложить весь свой опыт, труд, знания, а главное, любовь, работая на земле! Хочется закончить выступление словами Е. Долматовского:

В земле наша правда. В земле наши корни.

И сила в плечах - от лугов и полей.

Земля и оденет, земля и накормит.

Ты только себя для нее не жалей.

На нивах и пашнях - красивые люда.

Они у земли набрались красоты.

Но если ты землю всем сердцем не любишь,

Любви настоящей достоин не ты.

В заключение симпозиума после доклада желательно организовать выступления, обмен мнениями. Кстати, число докладов можно увеличить, разбив материал на более мелкие сообщения. На наш взгляд (а эта проблема заслуживает внимания), симпозиум можно провести в два-три дня.

В конце симпозиума после подведения итогов и обмена мнениями должно быть принято решение по вопросам охраны почв приблизительно следующего содержания:

  • проводить противоэрозионную, рекультивационную работы;
  • создать дренажную сеть в местах вторичного засоления
  • почв;
  • организовать посты-мониторы, запрещающие паркование машин (любого транспорта) у берегов озер, рек особенно с целью мытья машин, слива топливе и его отходов;
  • создать систему контроля за ПДК пестицидов в почвах, реках, озерах.

Эта программа может быть предложена учащимся всех классов, вывешена в школе на доску экологических вестей тата «Экоконтакт". Затем организуется практическая систематическая деятельность учащихся в плане посильного выполнения основных наложений стратегии охраны природа, принятой на симпозиуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли".

План- конспект урока по географии 7 класс,  на тему " Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли"...

Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...

Гравитационное поле Земли. Ускорение свободного падения Земли.

Описано гравитационное поле Земли, ускорение свободного падения Земли, движение тела, брошенного под углом к горизонту, баллистическая траектория....

Тест по географии 7 класс по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей".

Тест по географии 7 класса предназначен для проверки знаний учащихся по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей". Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География мате...

Технологическая карта урока на тему: "Земля - планета Солнечной системы. Гипотезы возникновения Земли. Формы и размеры земли. Их географические следствия"

технологическая карта урока на тему: "Земля - планета солнечной системы. Гипотезы о возникновении Земли. Формы и размеры Земли. Их географические следствия"...