Рабочая программа по географии для 6 класса
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Синягина Надежда Евгеньевна

Рабочая программа по географии для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_abvg.docx68.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №126

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

_____________________________________________________________________________

 

Рассмотрена на заседании                         Принята                                         Утверждаю

МО учителей естественных наук             педагогическим советом              Директор ______ Розов П.С.

Протокол №__9__ от 23.05.2015              ГБОУ Лицей №126

Председатель МО     Попова Л.П.            Протокол № 15 от 26.06.15           Приказ №       от          2015            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

ДЛЯ 6 КЛАССА

РАЗРАБОТАНА УЧИТЕЛЕМ ГЕОГРАФИИ

СИНЯГИНОЙ Н.Е.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2015 год

Пояснительная записка

  1.  Рабочая программа разрабатывается на основании Федерального  Закона РФ от 29.12.2012 г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Рабочая программа по географии для  __6__ класса разработана в соответствии с:
  • федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • примерной программой, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • федеральным перечнем учебников, утвержденных приказом министерства образования и науки РФ от 31 марта  2014 г. № 253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта и федерального государственного стандарта;
  • учебным планом ГБОУ Лицей №126 Калининского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год
  1. Место предмета в учебном плане Лицея

Учебный план ГБОУ Лицей №126 на изучение географии в 6 классе отводит 1 учебный часа в неделю, всего 34 учебных часа.

  1. Цели:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один
из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации
и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания
с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды
как сферы жизнедеятельности.

Задачи:

  • содействовать формированию у учащихся знаний об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы и географических особенностях
    ее природы, о законах геосферы и вызванном ими влиянии природы Земли на жизнь
    и деятельность людей;
  • развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • создавать условия для освоения приемов ориентирования на местности, работы
    с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами;
  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями;
  • знакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
  • научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
  • приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  •  содействовать воспитанию любви к своему краю, стране, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  • показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

3. Адресность программы

        Данная рабочая программа составлена для учащихся 6 классов, обучающихся
по общеобразовательной программе основного общего образования (5-7 класс).

4. Рабочая программа рассчитана на 34 часа

практических работ – всего 24 , из них оценочных 7;

тестов – 5

5. Изменения в рабочей программе

        Изменений в рабочей программе нет.

6. Результаты обучения

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса
    и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления
    и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли,
    их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий
    на основе разнообразных источников географической информации и форм
    ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных
    и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями,
    их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки
    их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации
    на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Учебно-тематический план:

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы (оценочные)

Введение

2

1

Виды изображений поверхности Земли

11

3

2

Строение Земли. Земные оболочки

20

4

3

Население Земли

1

-

ИТОГО

34

7

Содержание программы

Введение (2 часа)

География как наука. Представление о мире в древности. Путешествия
и географические открытия. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире.
 Источники получения знаний о природе Земли. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа
в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем.

Современные научные исследования космического пространства. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Земля-планета Солнечной системы.

Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле. Земля-планета Солнечной системы. Солнце-источник жизни на Земле.

Ближайшие соседи Земли. Луна-спутник Земли, их взаимодействие.

Практические работы:

        На контурной карте:

Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба.

Составление и объяснение схемы «Положение Земли в Солнечной системе».

Раздел I. Виды изображений поверхности Земли (11 часов)

План местности (5 часов)  

Понятие о плане местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута. Составление простейших планов местности.

Практические работы:

Топографический диктант.

Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, Солнцу, азимуту.

Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями.

Составление простейшего плана местности.

Географическая карта (6 часов)  

Глобус Форма и размеры Земли. Глобус-модель земного шара. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли.

Географическая карта. Способы изображения земной поверхности на глобусе. Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Географическая карта - особый источник информации Легенда карты. Условные знаки. Изображение на физических картах высот и глубин. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте.

Значение планов местности и географических карт. 

Практические работы:

Определение географических координат по карте полушарий и физической карте России.

Определение глубин одного из океанов.

Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки  (20 часов)

Литосфера (5 часов) 

Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.

Литосфера - твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.

Практические работы:

Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).

Определение по карте сейсмических районов.

Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма.

          Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образованиеи развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф.

Минеральные ресурсы литосферы; их виды, добыча и транспортировка. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия.

Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники литосферы.

Практические работы:

Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.

Гидросфера  (7 часов)

Гидросфера -водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности.

Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Природные памятники гидросферы.

Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути
их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком.

Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники-главные аккумуляторы пресной воды
на Земле.

Реки Земли, их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Природные памятники гидросферы.

Практические работы:

Объяснение схемы «Рельеф дна Мирового океана».

Определение по карте географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова /по выбору/, обозначение их на контурной карте.

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта
до ближайшего моря.

Определение по картам географического положения реки, направления и характера течения.

Составление и объяснение схемы «Части реки».

Атмосфера (6 часов)

Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Стихийные явления в атмосфере их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы
и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.

Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.

Атмосфера: строение, значение, изучение. Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Атмосферное давление. Ветер. Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки. Погода. Климат. Распределение солнечного света и тепла на Земле. Причины, влияющие на климат. 

Практические работы:

Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).

Описание погоды и климата своей местности.

Решение практических задач на определение изменений  температуры и давления воздуха с высотой, влажности. Построение розы ветров.

Биосфера. Географическая оболочка  (2 часа)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения
и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. Наблюдения
за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.

Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению
и улучшению.

Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность
и высотная поясность - важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого
в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав
и свойства почв. Разнообразие почв. Влияние тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв. Вода в почве. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.

Практическая работа:

Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

Раздел III. Население Земли (1час)

Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек-часть биосферы.


Календарно-тематическое планирование

6 класс

Урок

Тема урока

Требования к уровню подготовки

Повторение

Форма

контроля

Вид

контроля

Д/З

§

Дата

по плану

Фактичес

кая

Введение ( 2 часа)

1

Введение.

Открытие, изучение и преобразование Земли

Знать предмет изучения географии и  результаты

географических путешествий

Практическая работа 

на к/к

нанести маршруты путешествий

Ф. Магеллана,

X. Колумба

Текущий

§ 1

6а- 01.09-05.09

6б- 01.09-05.09

6в- 01.09-05.09

6г- 01.09-05.09

6а-

6б-

6в-

6г-

2

Земля – планета Солнечной системы

Знать/понимать основные географические понятия и термины

Уметь  составлять и объяснять схему «Положение Земли в

Солнечной системе»

Практическая работа

Составление и объяснение схемы

«Положение Земли в Солнечной системе»

Текущий

§ 2

6а- 07.09-12.09

6б-08.09-12.09

6в-08.09-12.09

6г-07.09-12.09

6а-

6б-

6в-

6г-

РАЗДЕЛ I.  ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (11 часов)

План местности (5 часов)

3

Понятие о плане местности

Знать/понимать

основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения

Фронтальный опрос Индивидуальный опрос, работа с планом  местности.

Практическая работа № 1

Топографический диктант)

(ОПР)

Текущий

§ 3

6а- 14.09-19.09

6б-14.09-19.09

6в-14.09-19.09

6г-14.09-19.09

6а-

6б-

6в-

6г-

4

Масштаб

Знать зачем нужен масштаб, что он показывает, виды масштабов

Работа по группам

Текущий

§ 4

6а- 21.09-26.09

6б-21.09-26.09

6в-21.09-26.09

6г-21.09-26.09

6а-

6б-

6в-

6г-

5

Стороны горизонта.

Ориентирование

 

Уметь определять стороны горизонта по плану и на местности.

Применять приборы для определения азимута на местности

Практическая работа
Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, Солнцу, азимуту.

 Текущий

§ 5

6а- 28.09-03.10

6б-28.09-03.10

6в-28.09-03.10

6г-28.09-03.10

6а-

6б-

6в-

6г-

6

Изображение на плане неровностей земной поверхности

Уметь измерять относительную  высоту точек местности, изображать рельеф местности горизонталями и

определять стороны горизонта по плану и на местности

Практическая работа
Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями

Текущий

§ 6

6а- 05.10-10.10

6б-05.10-10.10

6в-05.10-10.10

6г-05.10-10.10

6а-

6б-

6в-

6г-

7

Составление простейших планов местности

Уметь составлять простейшие планы местности

§ 4-7

Практическая работа № 2

Составление простейшего плана местности

 (ОПР)

Текущий

§ 7

6а- 12.10-17.10

6б- 12.10-17.10

6в- 12.10-17.10

6г- 12.10-17.10

6а-

6б-

6в-

6г-

Географическая карта  (6 часов)

8

Форма и размеры Земли.

Географическая карта

Знать форму и размеры Земли.

Уметь определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор.

Знать определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт

§ 3

Индивидуальный опрос, работа с картами атласа

Текущий

§8

6а-19.10-24.10

6б-19.10-24.10

6в-19.10-24.10

6г-19.10-24.10

6а-

6б-

6в-

6г-

9

Географическая карта

Знать определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт

Индивидуальный опрос, работа с картами атласа

Текущий

§ 9

6а-26.10-30.10

6б-26.10-30.10

6в-26.10-30.10

6г-26.10-30.10

6а-

6б-

6в-

6г-

10

Градусная сеть на глобусе и  картах

Знать понятия: «параллель», «меридиан», «градусная сетка», «карта»

Индивидуальный опрос, работа с глобусом и картами атласа

Текущий

§ 10

6а-09.11-14.11

6б-09.11-14.11

6в-09.11-14.11

6г-09.11-14.11

6а-

6б-

6в-

6г-

11

Географическая широта

Знать понятие «широта».

Уметь определять географические координаты своего населенного пункта на разных картах

§ 11

Индивидуальный опрос, работа с глобусом и картами атласа

Текущий

§ 11

6а-16.11-21.11

6б-16.11-21.11

6в-16.11-21.11

6г-16.11-21.11

6а-

6б-

6в-

6г-

12

Географическая

долгота.

Географические координаты

Знать понятие «долгота».

Уметь определять географические координаты своего населенного пункта на разных картах

Практическая работа № 3 Определение  географических координат по карте полушарий и физической карте России.

(ОПР)

§12

6а-23.11-28.11

6б-23.11-28.11

6в-23.11-28.11

6г-23.11-28.11

6а-

6б-

6в-

6г-

13

Изображение на физических картах высот и глубин.

Обобщение по теме «План и карта»

Владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности

Индивидуальный опрос. Работа с картами атласа.

Практическая работа

Определение глубин одного из океанов

Тестирование

Тематический

§ 13

6а-30.11-05.12

6б-30.11-05.12

6в-30.11-05.12

6г-30.11-05.12

6а-

6б-

6в-

6г-

РАЗДЕЛ II. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ, ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (22 часа)

 Литосфера (5 часов)

14

Земля и ее внутреннее строение

Знать/понимать

географические явления и процессы в литосфере,

взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека

Практическая работа

Изучение свойств горных пород и минералов, (состав, цвет, твердость, плотность)

Текущий

§ 14

6а-07.12-12.12

6б-07.12-12.12

6в-07.12-12.12

6г-07.12-12.12

6а-

6б-

6в-

6г-

15

Движения земной коры.

Вулканизм

Знать/понимать

географические явления и процессы в литосфере,

взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Практическая работа

Определение по карте сейсмических районов

Практическая работа № 4

Нанесение на к.к. основных зон землетрясений и вулканизма.

(ОПР)

Текущий

§ 15

6а-14.12-19.12

6б-14.12-19.12

6в-14.12-19.12

6г-14.12-19.12

6а-

6б-

6в-

6г-

Рельеф Земли (4 часа)

16

Рельеф суши.

Горы

Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы земного шара, правильно подписывать их на контурной карте.

Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые.

 Объяснять образование гор,

 влияние рельефа на жизнь человека.

Описывать горы

земного шара по типовому плану.

Уметь работать с контурной картой

§ 16

Практическая работа № 5

Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа

(ОПР)

Практическая работа

Описание по карте географического положения

гор.

Определение по карте высоту  гор.

Текущий

§ 16

6а-21.12-25.12

6б-21.12-25.12

6в-21.12-25.12

6г-21.12-25.12

6а-

6б-

6в-

6г-

17

Равнины суши

Называть и показывать: основные формы рельефа,

равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте.

Объяснять образование равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Описывать

равнины земного шара по типовому плану.

Уметь работать с контурной картой.

Работа с физическими картами

Практическая работа

Описание по карте географического положения

равнин. Определение по карте высоту  равнин.

Текущий

§ 17

6а-11.01-16.01

6б-11.01-16.01

6в-11.01-16.01

6г-11.01-16.01

6а-

6б-

6в-

6г-

18

Рельеф дна Мирового океана.

Обобщение по теме

«Литосфера»

Знать/понимать основные географические понятия и термины.

Обобщение знаний и умений

Фронтальный опрос, работа с физическими картами.

Практическая работа

Объяснение схемы
«Рельеф дна Мирового океана»

Тестирование

Тематический

§ 18

6а-18.01-23.01

6б-18.01-23.01

6в-18.01-23.01

6г-18.01-23.01

6а-

6б-

6в-

6г-

Гидросфера (7 часов)

19

Вода на Земле

Знать/понимать основные географические понятия и термины.

Уметь определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубину. Устанавливать зависимость направления течения реки от характера рельефа и наклона поверхности

Индивидуальный опрос

Текущий

§ 19

6а-25.01-30.01

6б-25.01-30.01

6в-25.01-30.01

6г-25.01-30.01

6а-

6б-

6в-

6г-

20

Части Мирового океана.

Свойства  вод океана

Знать/понимать основные географические понятия и термины

Практическая работа № 6

Определение по карте географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова /по выбору/, обозначение их на к/к.

(ОПР)

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего    населенного     пункта до ближайшего     моря

Текущий

§ 20

6а-01.02-06.02

6б-01.02-06.02

6в-01.02-06.02

6г-01.02-06.02

6а-

6б-

6в-

6г-

21

Движение воды в океане

Знать/понимать основные географические понятия и термины

Индивидуальный опрос.

Работа с физическими картами

Текущий

§ 21

6а-08.02-13.02

6б-08.02-13.02

6в-08.02-13.02

6г-08.02-13.02

6а-

6б-

6в-

6г-

22

Подземные воды

Знать/понимать основные географические понятия и термины

Индивидуальный опрос.

Работа с физическими картами

Текущий

§ 22

6а-15.02-20.02

6б-15.02-20.02

6в-15.02-20.02

6г-15.02-20.02

6а-

6б-

6в-

6г-

23

Реки

Знать/понимать основные географические понятия и термины, особенности направления течения реки, их зависимость от рельефа  (устанавливать взаимосвязи) основные географические понятия и термины

Практическая работа Определение по картам географического положения реки, направления и характера течения.

Составление и объяснение схемы

« Части реки»

Текущий

§ 23

6а-22.02-27.02

6б-22.02-27.02

6в-22.02-27.02

6г-22.02-27.02

6а-

6б-

6в-

6г-

24

Озера

Знать/понимать основные географические понятия и термины

Индивидуальный опрос.

Работа с физическими картами

Текущий

§ 24

6а-29.02-05.03

6б-29.02-05.03

6в-29.02-05.03

6г-29.02-05.03

6а-

6б-

6в-

6г-

25

Ледники.

Обобщение по теме

«Гидросфера»

Знать/понимать основные географические понятия и термины

Индивидуальный опрос.

Работа с физическими картами.

Тестирование

Тематический

§ 25

6а-07.03-12.03

6б-07.03-12.03

6в-07.03-12.03

6г-07.03-12.03

6а-

6б-

6в-

6г-

Атмосфера  (6 часов)

26

Атмосфера: строение, значение, изучение

Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере. Взаимосвязи между ними. Их изменения в результате деятельности человека

Фронтальный опрос Практическая работа

Наблюдение  за погодой  

Текущий

§ 26      

6а-14.03-18.03

6б-14.03-18.03

6в-14.03-18.03

6г-14.03-18.03

6а-

6б-

6в-

6г-

27

Температура воздуха

Уметь определять температуру воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.

Практическая работа

Построение

графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц

Текущий

§27      

6а-28.03-02.04

6б-28.03-02.04

6в-28.03-02.04

6г-28.03-02.04

6а-

6б-

6в-

6г-

28

Атмосферное давление.

Ветер

Знать/понимать основные географические понятия и термины.

Уметь объяснять причину образования ветра

Решение практических задач на определение изменений  температуры и давления воздуха с высотой, влажности.

Практическая работа № 7

Построение розы ветров.

(ОПР)

Текущий

§28            

6а-04.04-09.04

6б-04.04-09.04

6в-04.04-09.04

6г-04.04-09.04

6а-

6б-

6в-

6г-

29

Водяной пар в атмосфере. Облака и

атмосферные осадки

Знать/понимать основные географические понятия и термины

Фронтальный, индивидуальный опрос 

Текущий

§29

6а-11.04-16.04

6б-11.04-16.04

6в-11.04-16.04

6г-11.04-16.04

6а-

6б-

6в-

6г-

30

Погода и климат

Знать/понимать основные географические понятия и термины

Работа с картами атласа

Текущий

§30

6а-18.04-23.04

6б-18.04-23.04

6в-18.04-23.04

6г-18.04-23.04

6а-

6б-

6в-

6г-

31

Причины, влияющие на климат.

Обобщение по теме

«Атмосфера»

Знать/понимать основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы)

Тестирование

Тематический

§31

6а-25.04-30.04

6б-25.04-30.04

6в-25.04-30.04

6г-25.04-30.04

6а-

6б-

6в-

6г-

Биосфера Земли (2 часа)

32

Разнообразие и распространение организмов на Земле

Знать/понимать

основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность

Практическая работа

Описание растительного и животного мира, почв  своей местности

Текущий

§32

6а-02.05-07.05

6б-02.05-07.05

6в-02.05-07.05

6г-02.05-07.05

6а-

6б-

6в-

6г-

33

Природный комплекс

Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры.

Объяснять: воздействие организмов на земные оболочки,  понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Практическая работа.

Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком

Текущий

§33

6а-10.05-14.05

6б-10.05-14.05

6в-10.05-14.05

6г-10.05-14.05

6а-

6б-

6в-

6г-

Раздел III. Население Земли (1 час)

34

Населения Земли

Обобщение по курсу «География. Начальный курс»

Знать: численность населения Земли, основные расы.

 Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4),  крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.

Обобщение знаний и умений

Тестирование

Итоговый

§34

6а-16.05-21.05

6б-16.05-21.05

6в-16.05-21.05

6г-16.05-21.05

6а-

6б-

6в-

6г-

к/к – контурная карта    

ОПР – оценочная практическая работа


 

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  •  Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
  •  Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
  •  Самостоятельность ответа.
  •  Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ

Отметка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений
    и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий;
    при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет
    по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами
    и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный
    и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях
    из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,
    при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает
    на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале
    на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.
  4. Ответ самостоятельный
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала.
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов
    или в выводах и обобщениях.
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей.
  10. Знание карты и умение ей пользоваться.
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы
    и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов,
    или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы
    в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала
    в пределах поставленных вопросов.
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ.

Оценка самостоятельных

письменных и контрольных работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

 

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы
или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

 

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии

Отметка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме
с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
 и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме
и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее
на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана
при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя
или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся.
На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения
при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными
к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать

с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное
их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании
или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение
и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности
в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению

практических работ на контурной карте

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются
с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами
с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно
для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей
или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

5. Работа должна быть выполнена аккуратно.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Учебно-методический комплекс

п/п

Название учебника

Класс

ФИО автора

Издательство

Год

издания

1

ГЕОГРАФИЯ

начальный курс

6

Т.П.Герасимова,

Н.П.Неклюкова

Дрофа

2012-2014

2

Атлас и контурная карта

6

«Издательство ДИК»

Дрофа

2014

Дополнительная литература

п/п

Название учебника

Класс

ФИО автора

Издательство

Год

издания

1

Поурочные разработки

по географии

6

Нагорная

Вологда «Учитель»

2007

2

Начальный курс географии.

Рабочая тетрадь

6

А.В.Шатных

«Дрофа»

2009

3

География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт «Физическая география начальный курс»

6

В.И.Сиротин

«Дрофа»

2009

4

Тесты по географии

6

В.Л.Лиознер

И.Б.Митрофанова

«Экзамен»

2011

Интернет-ресурсы

п/п

Адрес сайта

Название

диска

Класс

ФИО автора

Издатель

Год выпуска

1

http://ru.wikipedia.org/wiki

2

http://nature.worldstreasure.com/

Чудеса природы

3

http://www.rgo.ru/

Планета Земля

4

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml

Национальное географическое общество

5

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html

Города России

6

http: //www.ocean.ru

7

http: //www.pogoda.ru

8

http: //www.national-geographic.ru

9

http: //www.unknowplanet.ru

10

http: //www.nature.com

11

http: //www.fmm.ru

12

http: //www.gao.spb.ru/russian

Электронные издания

  • География 6 класс, «1С».
  • География 6-10 классы, «1С»
  • Уроки географии  Кирилла и Мефодия – 6 класс

Технические средства обучения

  • Персональный компьютер с программным обеспечением
  • Интерактивное оборудование – интерактивная доска, мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...