Лаборатория экологического мониторинга
опыты и эксперименты по географии на тему

         С целью получения экологических знаний, формирования исследовательских умений и навыков школьников, в школе третий год  работает кружок «Экватор», куда входят учащиеся   9 а класса.. В ходе решения поставленной цели, нам, в первую очередь, пришлось решать следующие задачи :

  1. Изучение методических рекомендаций по созданию сети школьного экологического мониторинга.
  2. Формирование знаний в области экологии и экологической культуры.

На занятиях кружка  осуществляется анализ экологической ситуации в школе, раскрываются и развиваются творческие, интеллектуальные способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratoriya_ekologicheskogo_monitoringa.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Лаборатория «Экологического мониторинга»

          Антропогенное воздействие на природу по своему значению сопоставимо с геологическими процессами на Земле. Каждый год в мире извлекается из недр Земли около 120 млрд. тонн руды, ископаемых и строительных материалов, рассеивается на полях свыше 500 млн. тонн минеральных удобрений и более 4 млн. тонн ядохимикатов, сбрасывается в водоемы примерно 600 куб. км промышленных и бытовых стоков. Каждый год в воздух планеты выбрасывается более 20 млрд. т двуокиси углерода и более 700 млн. тонн прочих газообразных соединений. Это приводит к истощению природных ресурсов и ухудшению экологических условий жизни людей.

Одним из инструментов контроля качества параметров окружающей среды является экологический мониторинг. Экологический мониторинг, или мониторинг окружающей среды, – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

         Одним из направлений экологического мониторинга является школьный экологический мониторинг. В современных условиях особую важность имеют не готовые знания, а умения учащихся самостоятельно их добывать, самообразовываться, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Этому способствует организация  исследовательской деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время.                                                      

           В рамках работы школы – центра компетенции в электронном образовании, в 2012 году мы получили интерактивное оборудование «Экологический  школьный мониторинг», что является прекрасной основой для организации исследовательской деятельности учащихся. Школьный экологический мониторинг является частью системы экологического образования, направленного на формирование экологических знаний, исследовательских умений, навыков, мировоззрения на базе практической деятельности, включая наблюдения за окружающей средой  села Старое Дрожжаное  Дрожжановского района Республики Татарстан.

         С целью получения экологических знаний, формирования исследовательских умений и навыков школьников, в школе третий год  работает кружок «Экватор», куда входят учащиеся   9 а класса.. В ходе решения поставленной цели, нам, в первую очередь, пришлось решать следующие задачи :

  1. Изучение методических рекомендаций по созданию сети школьного экологического мониторинга.
  2. Формирование знаний в области экологии и экологической культуры.

На занятиях кружка  осуществляется анализ экологической ситуации в школе, раскрываются и развиваются творческие, интеллектуальные способности учащихся.

В ходе проведения экологического мониторинга, как длительного слежения за состоянием одних и тех же экосистем, учащиеся знакомятся, и в дальнейшем используют  инструментальные методы исследования, такие как:

  1. Полевые методы - изучение общей картины развития и жизнедеятельность изучаемого объекта
  2. Экспериментальные методы - отличается от полевого тем, что организмы искусственно ставятся в условия, при которых можно дозировать размер изучаемого фактора (изучение микробиологических показателей воздуха в школьных помещениях).

              Широкие возможности для формирования целостного представления о мире, в котором мы живем, убеждения в необходимости познания экологических закономерностей, бережного отношения к природе учащиеся получают  на занятиях нашего кружка, где рассматриваются  такие темы, как « Экологическое состояние и проблемы атмосферного воздуха школы и района» и другие. Кружковцы  с удовольствием собирают  необходимый  материал, осуществляют мониторинг, анализируют, обобщают, делают выводы. Все это должно выливаться в дальнейшем в творческие, исследовательские работы, проекты, доклады, так как экологическая  лаборатория предоставляет нам отличные возможности для проведения исследовательских и проектных работ школьников.

             Осуществляя мониторинг окружающей среды, наблюдая за положительными и отрицательными изменениями в экологическом состоянии воздуха, почвы, водоема учащиеся приходят к выводу о необходимости бережного, неравнодушного отношения к природе, участие в природоохранной деятельности.

На занятиях кружка учащиеся проводят фиксацию 5 параметров (температура воздуха, шумовое загрязнение, ионизирующее излучение, концентрация кислорода, концентрация углекислого газа)  в нескольких точках: в учебном кабинете, на пришкольном участке, в столовой. В ходе работы заполняется таблица, где фиксируются полученные данные, и прослеживается динамика изменений показателей, а затем анализируется результат.

              Работа учащихся в экологической лаборатории позволяет формировать у них такие личностные качества как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность при решении тех или иных вопросов, анализировать результаты деятельности, делать выводы.

На сегодняшний день мы находимся лишь на начальном этапе организации исследовательской работы учащихся в ходе проведения экологического мониторинга. Идет накопление материала, на основании которого в дальнейшем можно будет обобщать и систематизировать полученные в ходе мониторинга результаты, представлять их в форме проектов, исследований.

 Нами была проделана небольшая исследовательская работа по оценке шумового загрязнения территории новой застройки в селе Старое Дрожжаное.

Целью данной работы является выявление наиболее значимых экологических последствий и проведение оценки воздействия на основные компоненты окружающей среды и здоровье населения при реализации предлагаемых мероприятий.

В ходе работы решалась следующая задача:

  • оценка состояния шумового загрязнения на территории проекта планировки;

В связи с отсутствием шумовой карты  размещение новых жилых кварталов и жилых домов должно проводиться после оценки шумового загрязнения территории.

На площадке проекта планировки предлагается максимально озеленить территорию вдоль дорог и улиц. Звукоизолирующая эффективность зеленых насаждений составляет 4-12 дБ в зависимости от ширины посадки 10-30 м. Эквивалентный уровень звука на участках проектируемой  застройки, расположенных вблизи дорог местного значения не превысит 55 дБ.

Также, шумовое и вибрационное воздействие на территорию в период строительства будет обусловлено работой строительной техники и непосредственно шумом и вибрацией, создаваемым при захвате, погрузке и разгрузке строительных материалов. Шумовое воздействие от строительной техники и работ может достигать следующих величин: работа бульдозеров – до 120 дБ, карьерные автомобили – до 130 дБ, экскавация – до 130 дБ, погрузочно-разгрузочные работы – до 120 дБ, транспортирование грунта – до 110 дБ;

Кратковременность периода строительства, а также отсутствие существующей застройки на территории проекта планировки позволяют сделать вывод о незначительном влиянии шума. Вибрационное воздействие, с учетом его интенсивного поглощения, не будет проявляться уже на расстоянии нескольких десятков метров от места строительства. Дополнительных мероприятий по снижению шума на территории новой жилой застройки не требуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный проект "Экологический мониторинг микрорайона школы"

Инновационный продукт, занявший III место в Конкурсе пдагогических достижений Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Содержит подробное описание методики проведения экологического исследования....

Школьный экологический мониторинг для исследовательских работ учащихся

Интераактивное оборудование " Школьный экологический мониториног" для исследовательской работы учащихся.В нашей школе с 2012 года появилося интерактивное оборудование для экологического мониторинга шк...

Экологический мониторинг

Экология района...

"Экологический мониторинг с.Мултаново"

По данным инвентаризации объектов захоронения и хранения отходов на территориях города и 439 населенных пунктов Астраханской области выявлено более 440 свалок отходов, из которых около 300 - несанкцио...

"Экологический мониторинг с.Мултаново"

По данным инвентаризации объектов захоронения и хранения отходов на территориях города и 439 населенных пунктов Астраханской области выявлено более 440 свалок отходов, из которых около 300 - несанкцио...

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....

Показатели экологического состояния компонентов окружающей природной среды и их оценка с использованием методов экологического мониторинга//Развитие науки и техники: сб. статей Всероссийской НПК. -- Уфа, Аэтерна, 2019. - 91с. - с.76-83.

В статье раскрывается понятие "окружающая среда",обуславливается выбор показателей оценки экологического состояния компонентов окружающей среды, подчеркивается значимость экологических иссле...