Школьный экологический мониторинг для исследовательских работ учащихся
статья по экологии (7 класс) по теме

Мищихина Лейсан Мансуровна

Интераактивное оборудование " Школьный экологический мониториног" для исследовательской работы учащихся.В нашей школе с 2012 года появилося интерактивное оборудование для экологического мониторинга школы, где мы с учащиемися экологического кружка " Юный эколог" проводим мониторинг экологии школы и нашего города, при этом используем интсрументальные методы: датчики различных показателей.Далее эта  работа должна вылится в научные проекты, доклады, конференции.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_monitoring_doklad.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Использование интерактивного оборудования для    экологического мониторинга в ходе организации исследовательской деятельности учащихся»

                                                                        Учитель биологии Мищихина Л.М.

В современных условиях особую важность имеют не готовые знания, а умения учащихся самостоятельно их добывать, самообразовываться, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Этому способствует организация  исследовательской деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время.

Одной из эффективной форм организации  исследовательской деятельности на наш взгляд является - экологический мониторинг, как  комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов.

В рамках работы школы – центра компетенции в электронном образовании, летом с 2012 года мы получили интерактивное оборудование «Экологический  школьный мониторинг», что является прекрасной основой для организации исследовательской деятельности учащихся. Школьный экологический мониторинг является частью системы экологического образования, направленного на формирование экологических знаний, исследовательских умений, навыков, мировоззрения на базе практической деятельности, включая наблюдения за окружающей средой  г. Менделеевска и Менделеевского района Республики Татарстан.

С целью получения экологических знаний, формирования исследовательских умений и навыков школьников, в школе первый год  работает кружок « Юный эколог-исследователь», куда входят учащиеся 7-8 классов.

В ходе решения поставленной цели нам, в первую очередь, пришлось решать следующие задачи :

Изучение методических рекомендаций по созданию сети школьного экологического мониторинга.

Формирование знаний в области экологии и экологической культуры.

На занятиях кружка  осуществляется анализ экологической ситуации в городе и районе, раскрываются и развиваются творческие, интеллектуальные способности учащихся.

В ходе проведения экологического мониторинга, как длительного слежения за состоянием одних и тех же экосистем, учащиеся знакомятся, и в дальнейшем используют  инструментальные методы исследования, такие как

Полевые методы - изучение общей картины развития и жизнедеятельность изучаемого объекта (изучение водной экосистемы р. Кама  и р. Тойма)

Экспериментальные методы-отличается от полевого тем, что организмы искусственно ставится в условия, при которых можно дозировать размер изучаемого фактора (изучение микробиологических показателей воздуха в школьных помещениях).

Всем ясно, что перспективы разрешения экологических проблем зависят не только от уровня развития науки и техники, но и всеобщей экологической культуры населения, от понимания  истоков, сущности и путей решения современной кризисной экологической ситуации. Поэтому сегодня экологическое воспитание становится социальным заказом общества и мы должны его выполнять.

              Широкие возможности для формирования целостного представления о мире, в котором мы живем, убеждения в необходимости познания экологических закономерностей, бережного отношения к природе учащиеся получают  на занятиях нашего кружка, где рассматриваются  такие темы, как « Экологическое состояние и проблемы атмосферного воздуха  Менделеевского района РТ», « Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод г. Менделеевска», «Растительный и животный мир Менделеевского района РТ и другие. Кружковцы  с удовольствием собирают  необходимый  материал, осуществляют мониторинг, анализируют, обобщают, делают выводы. Все это должно выливаться в дальнейшем в творческие, исследовательские работы, проекты, доклады, так как экологическая  лаборатория предоставляет нам отличные возможности для проведения исследовательских и проектных работ школьников.

             Осуществляя мониторинг окружающей среды, наблюдая за положительными и отрицательными изменениями в экологическом состоянии воздуха, почвы, водоемов, биоты родного города учащиеся приходят к выводу о необходимости бережного, неравнодушного отношения к природе, участие в природоохранной деятельности.

На занятиях кружка учащиеся проводят еженедельную фиксацию 5 параметров (температура воздуха, шумовое загрязнение, ионизирующее излучение, концентрация кислорода, концентрация углекислого газа)  в 2 точках-   в учебном кабинете и на пришкольном участке. В ходе работы заполняется таблица, где фиксируются полученные данные, и прослеживается динамика изменений показателей, а затем анализируется результат. Таким образом, еженедельно день в день проводится 10 измерений,  2 раза в месяц  ученики, отвечающие, за полученные данные экологического мониторинга, отправляют результаты в мониторинг окружающей среды Республики Татарстан.

              Работа учащихся в экологической лаборатории позволяет формировать у них такие личностные качества как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность при решении тех или иных вопросов, анализировать результаты деятельности, делать выводы.

На сегодняшний день мы находимся лишь на начальном этапе организации исследовательской работы учащиеся в ходе проведения экологического мониторинга. Идет накопление материала на основании которого в дальнейшем можно будет обобщать и систематизировать полученные, в ходе мониторинга результаты, представлять их форме проектов, исследований, принимать активное участие в научно- практических конференциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный экологический мониторинг (рассчитана программа на учащихся 8-9 классы)

Программа дополнительного образования экологической направленности.Цель ПДО: -изучение экологии родного края.-формирование экологической культуры учащихся-развития навыков проведения эксперимента...

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....

Организация школьного экологического мониторинга на примере изучения дендрофлоры населённого пункта

В статье изложена методика организации и проведения школьного экологического мониторинга на примере дендрофлоры парка. Подробно описаны этапы работы, методики исследования, возможные результаты....

Школьный конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «День науки». Справка члену жюри

Школьный конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «День науки». Справка члену жюри...

Муниципальный конкурс научно-практических исследовательских работ учащихся «От школьного проекта к практическим делам» Секция: Лингвистика (английский язык)

In general, stress is a common reality in our lives. Life without stress is impossible. In modern man as stressors serves the desire for success, the relationship with the teacher, the mark in the dia...

КАЧЕСТВО ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ПОСЁЛКА ДУБРАВА. (опыт экологического образования: исследовательская работа учащихся).

Вода - важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода вто­рой  по значе­нию компонент, необходи­мый для человеческой жизни. Насколько важна вода, свидетельст­ву...


 

Комментарии

Кузнецова Татьяна Александровна

Большое спасибо за данный материал! Успехов в работе! С уважением Кузнецова Т.А.

Бариева Лейсан Фахаметдиновна

Мы тоже используем точно такие же приборы как у вас.

Карпова Елена Анатольевна

действительно интересные проекты для учителей и педагогов, с интересными идеями, «фишками», у которых есть чему поучиться.