Школьный экологический мониторинг (рассчитана программа на учащихся 8-9 классы)
рабочая программа по экологии (8 класс) по теме

Карпова Ирина Леонидовна

Программа дополнительного образования экологической направленности.

Цель ПДО: -изучение экологии родного края.

-формирование экологической культуры учащихся

-развития навыков проведения эксперимента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_monitoring.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                                            Пояснительная записка.

ПДО «Школьный экологический мониторинг»   направлена  на разрешение  мотивации ребёнка к исследовательской работе по изучению экосистемы родного края. ПДО берёт за основу типовую программу по биологии  и экологии, но она скорректирована под сельскую школу. ПДО «Школьный экологический мониторинг»  адаптивного типа.

Цель ПДО-создание условий для удовлетворения познавательных потребностей учащихся в эколого-краеведческой деятельности.

 Основные задачи в ПДО приходятся на изучение экологии родного села, формирование у учащихся экологической культуры. Экологическая культура включает в себя практический и духовный  опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества. Важная задача  ПДО - расширить знание учащимся законов природы, позволяет им осознать единство «природы и человека» и пробуждает интерес к изучению экологии родного края. ПДО «Школьный экологический мониторинг» позволяет развить навыки проведения эксперимента, учит ребят наблюдательности  и умению работать коллективно, обмениваться результатами исследований.

По содержанию ПДО познавательного типа, адаптированная под  общешкольную цель-формирования здоровой коммуникативной личности путём экологизации образования.

ПДО рассчитана на 1 года, её уровень общекультурной, что позволяет ребёнку удовлетворять свои познавательные интересы, сформировать навыки на уровне практического применения.

Ожидаемый результат: психолого-педагогическая поддержка ребёнка, создание творческого развивающегося коллектива. ПДО позволяет разбудить в ребёнке желание самооценки и самообразования, сориентировать учащихся на профессию, т.к. занятия посещают ребята заинтересованные добровольно.

Экологический мониторинг как комплексная система долгосрочных наблюдений осуществляется по данной ПДО на территории микрорайона школы. Практические занятия предусматривают исследования качества питьевой воды в альтернативных источниках- 11ч;  биоиндикацию  и фенологические наблюдения- 30 ч; изучение влияния экологических фактов на здоровье населения (школьников) – 15ч.; экологический мониторинг радиационной  обстановки микрорайона вокруг школы – 8ч;  процесс организации экологической тропы – 27 ч. На составление отчёта документации: экологического паспорта территории (примерно 30%). Всего в программе 33 занятия, в основном, многочасовые. Предусмотрена возможность эколого-краеведческого просвещения в период летне-оздоровительного лагеря- 15 часов. Ведущих тем в программе- 7(135) ч, для каждой определены цели, предусмотрены резервные часы от 2 до 5.

                                   Учебно-методический план

           ПДО «Школьный экологический мониторинг»  

                                 с кратким  содержание.

Условие обозначения: - теоретическое занятие (лекция, беседа, рассказ);

                                        - практическое занятие (эвристическая беседа, лекция с демонстрацией, моделирование).

Тема №1. Введение в экологический мониторинг. (9ч)

- дать понятие экологического мониторинга;

- раскрыть роль экологии в жизни современного общества;

- познакомит учащихся с  этапами исследовательской деятельности и оформлением экологического дневника,

Занятие №1. Предмет экологии, её задачи, роль в современном обществе.  

Занятие №2.Иследовательская деятельность, её виды(теоретический, прикладной, системный).1ч.

Занятие №3. Экологический мониторинг, его цели и задачи, этапы организации в школе.

.Занятие №4. Знакомства с общими требованиями к  оформлению  экологического дневника наблюдений.2ч.

Занятие №5. Отборка навыков составления топографических схем, плана местности экологического объекта.2ч.

 Резервное время для темы №1(2ч.)

Тема №2. Экологическая тропа как лаборатория для экологического школьного мониторинга.(27ч.)

- раскрыть роль экологической тропы как познавательной тропы природы и естественной лаборатории для экологических исследований;

- научить процессу организации экологической тропы;

- развивать навыки коллективной деятельности.

Занятие №5. Что такое экологическая тропа, её значимость для экологического мониторинга.1ч.

Занятие  №6  Разработка маршрута экологической тропы и определение её

                         Протяжённости. 3 ч.

Занятие  №7  Составление характеристики объектов экологической тропы. 2 ч.

Занятие  №8  Процесс организации экологической тропы, её оборудование  

                         для исследовательской работы                        4 ч.

Занятие  №10.  Разработка экскурсии по экологической тропе для учащихся.

                           Подготовка экскурсоводов.3 ч.

Занятие  №11. Организация  сезонных познавательных экскурсий  для

                          учащихся.6 ч.

Резервное время для темы №2 (.)

ТЕМА №3. Выбор и характеристика объектов школьного экологического мониторинга.(22ч.)

- Научить выделять значимые объекты, согласно цели исследования;

- Отработать навыки составления характеристики объектов мониторинга;

- Развитие коммуникативности в ходе исследовательской деятельности;

Занятие  №12. Знакомство с ключевым участком экомониторинга  (экосистемой в микрорайоне школы). Определение границ     исследуемых площадок на экологической тропе. 2 ч.

Занятие  №13. Предварительная оценка экологической обстановки на

                           Исследуемых площадках.1 ч.

Занятие  №14. Знакомство с физико-географической характеристикой

                           Объектов экомониторинга.1 ч.

Занятие  №15. Определение географического положения оъектов

                           Мониторинга (координаты, природно-территориальный

                           Комплекс). 1 ч.

Занятие  №16  Выявление мезорельфа (овраги, балки, поймы, склоны) и

                           Микрорельфа (ровный или пологий – бугорки, кочки).

Занятие №17 Характеристика микроклимата:

-изучение условий местности объекта;

-выявление почвенно-грунтовых особенностей;

-Изучение растительного покрова;

-измерение температуры воздуха на высоте 20см и 200см

4 ч

Занятие №18 Экологическая оценка исследуемой территории:

-обучение методике проведения экологической оценки по статистическим признакам;

- обучение методике проведения экологической оценки по динамическим  признакам( по скорости нарастания  % нарушения площади в период времени) 4 ч

Занятие №19 Экологическая оценка природных сред и объектов:

-изучить методику биотопа;

А)фитоценоза ( 1 раз в год)

Б) фауны (2-3 раза в летний период)-.

Задание№20.Мониторинг сред и объектов техногенного воздействия:

А) оценка степени загрязнения воздуха (1 раз в год)

Б)оценка степени загрязнения почв (1 раз в год)

В)оценка степени загрязнения воды (1-3 раза в год)- 3ч.

Резервные часы по теме№3 ()

Тема№4. Методы экологического мониторинга.(46ч.)

Задание №21. Изучение принципов биоиндикации. 1ч.

Задание №22. Изучение физико-химического метода анализа экологического объекта.1ч.

Задание№23.Изучение метода мониторинга биологических объектов

(мониторинг лесного фитоциноза):

а)описание растений на ключевом участке в лесном массиве села;

б)составление формулы древостоя;

в)определение типа растительного сообщества;

г)определение возобновление леса;

д)влияние антропогенного фактора.2ч.

Занятие №24. Проведение экологического мониторинга зелёных насаждений контрольного участка:

А) ведение полевого дневника

Б) обработка материалов обследования – составление паспорта зелёных насаждений объекта исследования.2 ч.

Занятие №25. Метод фенологических (сезонных) наблюдений:

 1 ч. – раскрытие сути метода фенологических наблюдений;

2 ч. – научить вести наблюдения за гидрометеорологическими явлениями;

2 ч. – обработка навыков определения растений;

2 ч. – проведение фенологических наблюдений за растениями;

3 ч. – отработка навыков определения животных разных типов и классов

           (птиц, насекомых);

2 ч. – проведение фенологических наблюдений за животным миром;

2 ч. – обработка результатов фенологических наблюдений.

Занятие №26. Методы экологического мониторинга воздушной среды:

1 ч. – раскрыть суть экомониторинга воздушной среды;

2 ч. – научить определять чистоту воздуха по лишайникам;

2 ч. – отработка навыков определения лишайников;

2 ч. – изучить метод индикации по снегу;

2 ч. – отработать навыки определения запылённости воздуха;

2 ч. – научит оценивать чистоту воздуха по величине автотранспортной нагрузки.

Занятие № 27. Методы экологического мониторинга водных объектов:

1 ч. – раскрыть этапы изучения водоёма или альтернативного питьевого источника воды;

2 ч. – оценка качества вод биоиндикацией по животному населению исследуемого объекта:

           а) проб.отбор воды;      

           б) подготовка воды к анализу;

1 ч. – определение органолептических показателей воды (прозрачность, цвет (окраска), запах);

2 ч. – расчёт химических показателей воды (рН, нитраты и нитриты по методу Грисса, нефтепродукты)

2 ч. – обработка результатов исследований и оформление в журнал экологических наблюдений.

Занятие №28. Физический метод экомониторинга шумового загрязнения (шумометрия);

2 ч. – изучение порядка выполнения шумометрии или акустометрии;

2 ч. – обработка результатов измерений.

Резервные часы для темы №4 (2ч.)

ТЕМА №5. Влияние экологических факторов на здоровье населения

             (школьников). (15 ч.)

- раскрыть роль экологических факторов окружающей среды на организм человека;

- научить проводить мониторинг физического развития учащихся;

- проследить взаимосвязь между показателем временной нетрудоспособности (ПВН) и индексом здоровья (ИЗ);

- определить социальные условия проживания учащихся.

Занятие №29.

Методика проведения экомониторинга физического развития учащихся:

4 ч. – изучение методики и проведение мониторинга физического развития учащихся разных ступеней обучения (младшей, средней, старшей);

6 ч. – обработка данных исследования, составление индивидуальных карт физического развития учащихся, расчёт ПВН и ИЗ;

Занятие №30. Определение социальных условий проживания учащихся на основе анкетирования (наличие квартиры, её благоустройства, количество проживающих, жилая площадь на 1 чел., доходы на душу населения).

3 ч.

Резервное время на тему №5 (2ч.)

ТЕМА №6. Экологический мониторинг радиационной обстановки микрорайона вокруг школы. (8 ч.)

- изучить понятие радиации;

- научит проводить мониторинг радиационного контроля;

- развивать навыки коллективного исследования;

- воспитывать ответственное отношение к среде обитания.

Занятие №31. Что такое радиация, как её определить и чем она опасна:

2 ч. – знакомство с методикой проведения радиационного контроля в приземной атмосфере; раскрытие понятия радиация;

2 ч. – определение состояния радиационного фона в приземной зоне атмосферы микрорайона школы;

2 ч. – обработка данных экомониторинга, составление результативной таблицы.

Резервные часы №6 (2ч.)

Тема №7.  Экологический паспорт территории микрорайона школы как отчётный документ мониторинга. (14.)

-  овладение основными методами статистической обработки материалов;

-  развитие представлений у учащихся о необходимости экомониторинга;

-  научится составлять отчетный документ по исследовательской деятельности в рамках школьного мониторинга;

-  развитие у учащихся коммуникативности.

Занятия №32. Работа над экологическим паспортом исследуемой территории.

2ч.  – обработка данных по физико-географическим характеристикам исследуемой территории;

4ч.  -  составление характеристики ключевых участников;

6ч.  -  экологическая оценка природных сред и объектов на ключевых участках (характеристика биотопа, зелёных насаждений, воздуха, анализ снегового покрова, оценка состояния водоёмов и альтернативных источников питьевой воды, характеристика физического развития школьников).

Резервные часы для темы №7 (2ч.)

Тема №7. Эколого-краеведческое просвещение. (15ч.)

(Возможно при организации летне-оздоровительного лагеря-июнь месяц).

                                                                        Литература  

  1. Методическая рекомендация по организации и использованию

Экологических троп», П. Серёгин, Р.  Азбукина, И. Бабикова , ВГПИ им. Лебедева-Полянского, 1987 г.

  1. Методика проведения факультативных занятий по биологии», Г. Манке, Р. Маш, М. Михеева, М. Просвещение, 1977 г.
  2. «Основы экологии».   Н. Чернова,   В.  Галушин,   В. Константинов,  М.,   Просвешение,1997 г.
  3. «Программно-методические материалы.  Экология. 5-11 кл.»,  М.,  Дрофа, 1998 г.
  4. «Школьный экологический мониторинг», Т. Ашихмина, Изд. Агар, 1999 г.
  5. «Научно методический журнал. Биологии в школе» №1, 2000 г.;№3, 2000 г.; №7, 2000г.; №7,2001 г.

                 Оборудование для экологического мониторинга.

  1. Карты местности, планшет.
  2. Барометр.
  3. Гербарная папка
  4. Лопата, нож.
  5. Стеклянные банки с крышками.
  6. Сачок.
  7. Химическая посуда.
  8. Лабораторное оборудование.
  9. Диск Секки.
  10. Палетки (рамка с сеткой 1*1 см.)
  11. Аквариум, сачок.
  12. Фотоаппарат.
  13. Счётчик Гейгера.
  14. Химические реактивы (кислоты, щёлочи, индикаторы и т.д.).
  15. Микроскоп световой.
  16. Тест-комплект ОЖ-1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный экологический мониторинг для исследовательских работ учащихся

Интераактивное оборудование " Школьный экологический мониториног" для исследовательской работы учащихся.В нашей школе с 2012 года появилося интерактивное оборудование для экологического мониторинга шк...

Экологическая дискотека. Танцевально-развлекательная программа для учащихся 1-9 классов с беспроигрышной лотереей.

Данное мероприятие является заключительным в декаде экологии для учеников 1-9 классов. Его цель: развитие наблюдательности, внимания, формирование экологических знаний подростков, воспитание любви к п...

Мониторинг ЗУН по биологии учащихся 6-8 классов коррекционной школы VIII вида

Лист мониторинга, отражающий общеучебные ЗУН по биологии учащегося коррекционной школы VIII вида...

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....

Организация школьного экологического мониторинга на примере изучения дендрофлоры населённого пункта

В статье изложена методика организации и проведения школьного экологического мониторинга на примере дендрофлоры парка. Подробно описаны этапы работы, методики исследования, возможные результаты....

Итоги мониторинга уровня гармоничности развития учащихся 1-х классов МАОУ СОШ №22

Увеличение количества детей с избыточной массой тела вызывает тревогу не только у учителей физкультуры, но и у родителей, педиатров. Как понять - есть ли ли у ребенка избыточный вес? Как это узнать с ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологический портрет Санкт-Петербурга» для учащихся 5-6 классов

Содержание курса «Экологический портрет Санкт-Петербурга» включает самые основные во­просы взаимодействия человека и созданной им городской среды. Краеведческий под­ход с использов...