рабочая программа 5 класса (для учебника, составленного Домогацким Е.М, Москва "Русское слово")
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Рабочая программа для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_kl_1chast_2015g.docx34.96 КБ
Файл rab_prog_5_kl_2_chast.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 141

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г. Казани

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

_____________________ С.В. Ганина

Приказ № 1 от 25 авг. 2015г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

___________________ Л.Н. Бухарова

25 августа 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________________                                          ИЛ   Гиматутдинова

Приказ № 96 от 1 сент. 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «География»

для 5 класса

Составитель:

Ильина С.Н.,

учитель географии

высшей кв. категории

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Приказ № 1 от 26 августа 2015г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

География

Классы: 5

Учитель:  Ильина Светлана Николаевна, высшая кв. категория

Количество часов на год:  всего 35 часов, в неделю 1 час

Практические работы – 4

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Количество часов

9

7

11

8

35

Практическая часть

4

2

2

1

9

Административные контрольные работы

Планирование составлено на основе:  Примерной программы основного общего образования по географии «География. Введение в географию» и авторской программы по географии 5-9 классы под редакцией Домогацких Е.М. – М.: Русское слово, 2012.

Учебник: 

  1. Домогацких Е.М. География. Введение в географию. – М., ООО «Русское слово», 2012.
  2. Географический атлас. 5 класс. – М.: Дрофа. 2012.
  3. Домогацких. Рабочая тетрадь. 5 класс. 2012.

Дополнительная литература:  

  1. Касьянова Н.В. «Текущий и итоговый контроль». Тесты по курсу «География. Введение в географию. – М., Русское слово, 2012.
  2. Интернет-ресурсы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа данного курса подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Содержание программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. На изучение географии в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

        Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел – «Наука география» – знакомит  учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

        Материал второго раздела – «Земля и ее изображения» – не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

        Третий раздел – «История географических исследований» – знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

        Четвертый раздел – «Путешествие по планете Земля» – призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

        Пятый раздел учебника – «Природа Земли» – знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

        Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

Содержание программы

Тема 1. Наука география

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия:

География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География – древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • специфику географии как науки;
  • специфику методов географических исследований.

Умение определять:

  • отличительные особенности географических методов исследования;
  • рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
  • Учебно-познавательный интерес к географии

Практические работы:

1.Составление схемы наук о природе.

2.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности (Составление описания учебного кабинета географии).

Тема 2. Земля и ее изображение

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус – модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:

Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
  • Форма и движение Земли во многом определят особенности ее природы.
  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные результаты:

  • воспитание уважения, любви к планете, на которой мы живём.
  • Осознание знания географии в развитии представлений о форме Земли

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности формы и размеров Земли;
  • свойства географической карты и плана местности;
  • географические следствия вращения Земли.

Умение определять:

  • отличительные особенности изображений земной поверхности;
  • направления на карте и плане;
  • стороны горизонта.

Практические работы:

3.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

4.Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Парко Поло. Хождение за три моря. Жизнь и деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия:

Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано,  Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман. Джеймс Кук, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич  Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности Земли – результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • влияние путешествий на развитие географических знаний.

Умение определять:

  • причины и следствия географических путешествий и открытий;
  • маршруты путешествий.

Личностные результаты:

  • понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
  • воспитание уважения к людям изучавшим нашу Землю, открывавшим неведомые территории.
  • Развитие морального сознания. Формирование нравственных  чувств и нравственного поведения, осознание и ответственное отношение к своим поступкам.
  • Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Практические работы:

5.Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

6.Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля  

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив; окраинное, внутреннее и межостровное море; волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
  • Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • географические особенности природы и населения материков и океанов;
  • особенности взаимодействия океана и суши;
  • значение Мирового океана.

Умение определять:

  • специфику природы и населения материков;
  • характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

Личностные результаты:

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. 

  • понимание специфических свойств Мирового океана  его составных частей
  • Осознание причин уникальности природы и населения материков планеты

Практические работы:

7.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

8.Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:

Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли – сложное сочетание разнообразных природных объектов.
  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности оболочек Земли;
  • специфику географической оболочки.

Умение определять:

  • отличия природных объектов;
  • отличия оболочек Земли.

Личностные результаты

• формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.

 • развитие эстетического сознания через любовь  к водным объектам нашей планеты.

• проводить самооценку умения применять простейшие приёмы общения.

  • понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов

Практическая работа:

9.Организация фенологических наблюдений в природе.

Резерв времени – 2 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • приводить примеры географических объектов;
  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование «Введение в географию» 5 класс (35 часов)

№ урока

Тема урока

Тип урока

Целевая установка урока

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Практическая работа

Дата проведения план/факт

Понятие, номенклатура и персоналии

предметные

метапредметные

личностные

Тема: Введение

1.1

Что такое география

§ 1, р.т с.3-5

Практическая работа № 1

Составление схемы наук о природе

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях

География, наука, Эратосфен

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук.

Знать основные правила работы в кабинете географии.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Учебно-познавательный интерес к географии

Составление схемы наук о природе

2.2

Методы географических исследований. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела.

Практическая работа № 2

Составление описания учебного кабинета географии.

§ 2, р.т с. 5-7

Комбинированный урок

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений

Метод, описательный, картографический, космический методы, источник географических знаний, Генри Стенли

Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличия методов, выявлять источники географических знаний. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации.

Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства

1.Составление описания учебного кабинета географии.

2. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

3. Решение тестовых задач.

Тема: Земля и её изображение.

3.1

От плоской Земли к земному шару.

§ 3, р.т сва.8-10

Комбинированный урок

Формирование представлений о Земле

Планета, шар, Пифагор, Аристотель

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

Умение работать с разнообразными источниками информации, структурировать учебный материал

Осознание знания географии в развитии представлений о форме Земли.

Организация наблюдений за формой получения тени, отбрасываемых разными фигурами.

4.2

Форма, размеры и движение Земли.

§4, р.т с.10-13

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о Земле, движении Земли и их географических следствиях.

1.Эллипсоид, 2.полярный радиус , 3.экваториальный радиус,

4.суточное (осевое) движение,

5.годовое (орбитальное) движение,

6. сутки,

7. год,

8. високосный год,

9.полюс, 10.экватор; Исаак Ньютон.

Дать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснить, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать размеры Земли. Кто такой Исаак Ньютон  и какой вклад в науку он внёс.

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.

Понимание движения Земли на протекание природных явлений.

Изготовление модели Земли, отражающей её истинную форму.

5.3

Глобус и карта.

Практическая работа №3

Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

§5, р.т с.13-16

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об изображениях земной поверхности

1.Глобус, 2.географическая карта, 3.план местности, 4.аэрофотоснимок, 5.космическое изображение

Делать выводы об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли.

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличий.

Осознание многообразия видов изображения земной поверхности

1.Составление  сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности

2.Составление плана кабинета географии.

6.4

Ориентирование на местности.

Практическая работа №4

Определение с помощью компаса сторон горизонта.

§6, р.т с.16-18

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об ориентировании на местности, умение пользоваться измерительными приборами.

1.Ориентирование,

2.стороны горизонта, 3.основные стороны горизонта,

4.промежуточные стороны, 5.румб, 6.стороны света,

7. компас

Дать определение понятию: ориентирование. Делать выводы о значении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.

Умение работать с измерительными приборами

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека

Определение с помощью компаса сторон горизонта.

7.5

Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела.

Урок повторения, обобщения и контроля знаний

Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами.

См. урок 3-4

Выделять существенные признаки и особенности графических объектов и явлений по теме раздела.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.

Понимание роли и значения географических знаний.

Решение тестовых заданий.

Тема: История географических открытий

8.1

По следам путешественников каменного века

§7, р.т с 19-21

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми

Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитее географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествий.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Обозначение на к.к. географических объектов, указанных в тексте параграфа и р.т.

9.2

Путешественники древности.

§8, р.т с22-24

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о возможностях совершения длительных путешествий в древности

Африка, финикийцы, Средиземное, Красное, Северное моря, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова, штиль, Геродот, Пифей, Скифия, Ливия, Египет, Нил,

Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

10.3

Путешествия морских народов.

§9, р.т с25-27

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о возможностях совершения длительных путешествий морскими народами

Викинги, норманны, варяги, Европа, Скандинавский полуостров, острова Исландия, Гренландия, Эйрик Рыжий,  Лейв Счастливый, драккар, Винланд

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитее географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия совершенные викингами. Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснить почему викинги не являются первооткрывателями.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

11.4

Первые европейцы на краю Азии.

§10, р.т с27-30

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о возможностях совершения европейцами путешествий в Азию

Азия, Европа, Венеция, Средиземное море, Марко, Николо, Маттео Поло, Китай,  хан

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий,   влияние путешествий на развитее географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Составление описания путешествия М.Пола по ключевым словам параграфа

12.5

Хождение за три моря.

§11, р.т с30-32

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучение регионов мира на примере путешествия А. Никитина

Тверь,  А. Никитин, Каспийское, Аравийское, Чёрное моря, Волга, Индия, Персия, Смоленск, «Хождение за три моря»

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий на развитее географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Никитина. Показывать объекты, связанные с путешествием. Объяснять причины путешествия Никитина в Индию

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

13.6

Морской путь в Индию.

§12, р.т с32-35

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об Великих географических открытиях как периоде интенсивного освоения территории Земли.

Эпоха Великих географических открытий, Китай, Индия, Генрих Мореплаватель, Африка, средиземноморье, Индийский океан, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, мыс Доброй Надежды, Каликут

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитее географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Давать определение понятию «Эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Диаша и Васко да Гама, роль принца Генриха.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

14.7

Открытие Америки.

§13, р.т с36-37

Практическая работа №5

Обозначение на к.к. маршрутов путешествий, географических объектов.

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о причинах и следствиях открытия Америки.

Х. Колумб, Изабелла Кастильская, Амерго Веспуччи Америка, Азия, Новый Свет,  Италия, Япония, Португалия, Испания, Индия, Генуя, Сан-Сальвадор, Атлантический океан, индейцы

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитее географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий Колумба. Формулировать вывод о значении открытия Америки. Объяснять чем индейцы отличаются от индийцев.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Обозначение на к.к.маршрута путешествия Х. Колумба, обозначение географических объектов

15.8

Первое кругосветное плавание.

§14, р.т с38-41

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о возможностях совершения и о географических следствиях первого кругосветного путешествия

Кругосветное плавание, Карибское море, Северная, Центральная, Южная Америка, Ф. Магеллан, Х. Элькано, Атлантический и Тихий (южное море) океаны, пролив всех святых (Магелланов), Филиппинские острова

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитее географических знаний. Наносить на к.к. маршрут путешествия экспедиции Магеллана  Элькано. Определять приоритет совершения первого кругосветного путешествия.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Обозначение на к.к.маршрута путешествия Ф. Магеллана, обозначение географических объектов

16.9

Открытие Южного материка.

§15, р.т с41-44

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об открытии Австралии

Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, А. Тасман, Д Кук, Новая Голландия, остров Ява, земли Мери, Ван-Димен, Мери Ван-Димен, Великобритания, Австралия, кенгуру

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий на развитее географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать маршруты на карте. Формулировать высказывание о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля». Объяснять почему Австралия долгое время была неизвестной землёй. Описывать особенности

животного мира материка.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

17. 10

Поиски Южной земли продолжаются.

§16, р.т с.44-46

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об освоении и изучении Земли в 17 веке

Д. Кук, Австралия, Гавайские острова, Россия, Камчатка, Берингов пролив, Ледовитый океан

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий на развитее географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Кука. Объяснять причины невозможности  достижения Антарктиды путешественником. Формулировать высказывание о целях и ходе экспедиции.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

18. 11

Русские путешественники.

Практическая работа № 6

Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

§17, р.т с46-49

Урок формирования умений и навыков 

Формировать представление о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли.

Россия, Европа, Азия, поморы, казаки, реки Колыма, Анадырь, Северный Ледовитый океан (Ледовитое море), Северная Америка, Дежнёв, Беринг, Чириков, Мыс Северо-Восточный (Дежнёва), полуостров Аляска, Алеутские, Командорские  острова

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий на развитее географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описание территории ,открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Дежнёва, Беринга, Чирикова

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

19. 12

Вокруг света под русским флагом.

§18, р.т с49-51

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о роли русских путешественников в открытии Антарктиды

Антарктида, Крузенштерн, Лисянский, Беллинсгаузен, Лазарев, Аляска, Камчатка, айсберг

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий на развитее географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Составлять описание жизни и деятельности путешественников.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

20. 13

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела.

§7-18

Урок повторения, обобщения и контроля знаний

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работа с контрольно-измерительными материалами.

См. урок 8-19

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний

Решение тестовых заданий

21. 14

Урок коррекции знаний по теме раздела.

§7-18

Урок коррекции знаний

Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

См урок 8-18

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.  

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний

Решение тестовых заданий

Тема: Путешествие по планете Земля

22.1

Мировой океан и его части.

§19, р.т с51-52

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях

Мировой океан, Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны, Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение

Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определения по теме урока. Выделять составные части Мирового океана, их особенности, распределение солености, температуры, причины движения воды в океане

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических свойств Мирового океана  его составных частей

23.2

Значение Мирового океана для природы и человека.

§20, р.т с53-55

Практическая работа№7

Обозначение на к.к. материков и океанов Земли

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о значении Мировом океане для природы и человека

Условия обитания живой природы

Объяснять особенности взаимодействия океана  суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния  Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на к.к. материки, океаны Земли

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Осознание роли Мирового океана для природы и человека.

Обозначение на к.к. материков и океанов

24.3

Путешествие по Евразии.

§21, р.т с56-57

Практическая работа №8

Обозначение на к.к. крупнейших по площади государств

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Евразии

Евразия, Европа, Азия, Суэцкий перешеек, Северное, Средиземное моря, озера Байкал, Ладожское, Онежское Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнины, Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест, реки - Дунай, Рейн, Волга, Инд, Ганг, Амур, Янцзы, Хуанхэ, Обь, Енисей, Лена; Оймякон, Черапунджи, Аравийский полуостров, Россия, Китай, Индия

Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на к.к. государства  

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Обозначение на к.к. крупнейших по площади государств

25.4

Путешествие по Африке.

§22, р.т с58-59

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Африки

Африка, Сахара, Килиманджаро, Нил, Конго, Нигер, Замбези, Виктория, Танганьика, саванна, оазис

Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»

26.5

Путешествие по Северной Америке.

§23, р.т с59-61

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Северной Америки

Северная Америка, Южная Америка, Панамский перешеек, Мексика, тундра, степь, Аппалачи, Кордильеры, землетрясение, Миссисипи, Великие озёра, Флорида, Большой каньон, Ниагарский водопад, секвойя, индейцы, эскимосы, ондатра

Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки  по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на к.к. государства  

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Обозначение на к.к. крупнейших по площади государств материка

27.6

Путешествие по Южной Америке.

§24, р.т с61-63

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Южной Америки

Южная Америка, Анды, Амазонская низменность, Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Анхель, анаконда,

капибара,

индейцы,

гевея, хинное дерево, арапаима, колибри.

Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на к.к. государства  

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Обозначение на к.к. крупнейших по площади государств материка

28.7

Путешествие по Австралии.

§25, р.т с63-65

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Австралии

Австралия, Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория,

Большой Водораздельный хребет, Муррей,

 Эйр-Норт, кенгуру, коала, лирохвостка, эвкалипт, ехидна, утконос, Австралийский Союз

Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на к.к. природные географические объекты  

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Обозначение на к.к. морей и океанов, омывающих материк.

29.8

Путешествие по Антарктиде.

§26, р.т с66-67

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды

Антарктида,

планктон,

ледник, пингвин, научно-исследовательская станция

Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Составление перечня научно-исследовательских станций на материке.

30.9

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела.

§19-26

Урок повторения, обобщения и контроля знаний

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работа с контрольно-измерительными материалами.

См уроки 22-29

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков

Решение тестовых заданий

31. 10

Урок коррекции знаний по теме раздела.

§19-26

Урок коррекции знаний

Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

См уроки 22-29

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков.

Решение тестовых заданий

Тема: Природа Земли

32.1

Практическая работа № 9 Фенологических наблюдений в природе.

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о многообразии природы Земли и объектов, её составляющих

Природа, объект природы

Выделять, определять и объяснять отличие объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями ( в том чсле инструментальные)

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том чсле инструментальные)

Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов.

Организация фенологических наблюдений в природе

33.2

Оболочки Земли.

Обобщение,  контроль и коррекция знаний по теме раздела.

§27, 28, р.т с 70-72

Комбинированный урок

Формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Географическая оболочка,

литосфера,

атмосфера,

гидросфера,

биосфера

Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличие оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

Умение работать с различными  источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт оболочек Земли

Решение тестовых задач

34.

Урок обобщения и контроля знаний по курсу.

Урок повторения, обобщения и контроля знаний

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала Работа с различными контрольно-измерительными материалами

См уроки 1-33

См разделы курса

См разделы курса

См разделы курса

35.

Урок коррекции знаний по курсу.

Урок коррекции знаний

Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

См уроки 1-33

См разделы курса

См разделы курса

См разделы курса

Решение тестовых задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Домогацких Е.М.

Используемая программа: Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД Русское слово-РС», 2008Количество часов:всего - 68 часов, в неде...

Рабочая программа 6-9 класс к учебникам Домогацких Е.М.

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы по физической географии под редакцией Е.М. Домогацких, М. «Русское слово» 2008 год....

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...

календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.

ктп составлен в соответствии с образовательным  Стандартом...

календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.

Ктп разработан в соответствии с образовательным Стандартом...

Рабочая программа по географии за 8 класс по учебнику Домогацких Е.М.

Разработка рабочей программы по геогрфии за 8 класс по учебнику Домогацких Е.М....

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...