Конспект 7 класс мировой океан
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Янушевская Ирина Станиславовна

урок практикум мировой океан

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mirovoy_okean.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения 10.10 2012.                          Подготовила и провела: Янушевская И.С.

Урок-практикум в 7 классе « МИРОВОЙ ОКЕАН»

Практическая работа «Составление комплексной сравнительной характеристики океанов»

Цель: закрепить полученные на предыдущих уроках умения и знания для составления комплексной сравнительной характеристики океанов Земли.

Задачи:

  1. учебные: систематизировать знания учащихся об особенностях природы Мирового океана, закрепить практические умения учащихся сравнивать природу океанов по алгоритму; совершенствовать навыки работы с тематическими картами, информацией из разных источников информации;
  2. развивающие: развивать логическое мышление на примере сравнения океанов, делать выводы, выявлять общие и отличительные черты в компонентах природных комплексов океанов, принимать творческие решения, развивать умение работать в учебных парах;
  3. воспитательные: формировать понимание значения Мирового океана для хозяйственной деятельности человека и планеты в целом

Средства обучения: физическая карта полушарий, карта океанов, карты атласа, алгоритмическая карточка практической работы (каждому ученику), компьютер, презентация «Путешествие по Океану» значковая оценка («капельки воды», свидетельство Нептуна)

Тип урока: географический практикум

Методы и приемы:

словесный (беседа, опережающее задание, приемы «Мозговой штурм», интерактивное упражнение « Цепочка»);

наглядный (демонстрация слайдов компьютера, работа с картой, приемы «Угадай-ка», «Фотозагадка»);

практический (работа с алгоритмическими картами, картой, информационными материалами)

игровой прием («Творческая лаборатория», стихотворения)

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1. Вступительное слово учителя

Мы много знаем об открытиях и исследованиях в нашем предмете география. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет. Девизом нашего урока пусть будут слова китайской мудрости: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».

2. Организационно-психологический момент

Учитель:

Считай, ты потерял день,

В который не улыбнулся.

слайд - Рисунки-»смайлики».

А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Сколько вас с улыбкой и хорошим настроением?

А сколько у нас пасмурных лиц?

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

слайд — тема урока

1. Разъяснение учителем цели урока, его задач

2. Знакомство с алгоритмической карточкой практической работы

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Прием «Запев»:

· Кто хоть раз был на реке?

· Кто любит гулять во время снегопада?

· Кто любит минеральную воду?

· Кто любит лимонад?

· С каким веществом связаны все эти вопросы? (Вода)

Именно вода — вода океанов — героиня нашего сегодняшнего урока.

Сегодня в конце занятия самые активные знатоки получат  Свидетельство Нептуна. (показ слайдов 3-7)

ОНА — ВОДА

Что есть вода? Необходимость,

Вода — хрусталь, текущий звонко,

Вода — прозрачна и чиста.

Она поет нам песни громко,

Вода — земная красота.

Учит. : Вы получили карточки практикум, по которой мы будем сегодня работать.

IV. ПРОВЕРКА ЗНАНИЯ УЧАЩИМИСЯ

ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И ОСНОВНЫХ

ПОНЯТИЙ ТЕМЫ

Учит. А для начала работы выясним:

Прием «Мозговой штурм»

1. Откуда произошло слово «Океан»? (слайд )

(Происходит от названия мифической реки Океан, которая, по сведениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши. В переводе с древнегреческого означает «большая река, которая омывает Землю».)

Карта практикум

Составление комплексной сравнительной характеристики двух океанов

Цель: Используя полученные на предыдущих уроках умения и знания, дать комплексную сравнительную характеристику двух океанов.

Оборудование: физическая карта полушарий, карта океанов, карта атласа, карта-алгоритм практической работы, источники информации.

Океан — наибольший участок, часть Мирового океана, ограниченная материками.

Комплексная характеристика — выявление и оценка разных особенностей объекта с целью его полного описания.

Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу:

Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните, чем они вызваны (Устно)

Обращение к алгоритмической карте практической работы, где представлено географическое понятие слова «океан». Океан — наибольшая часть Мирового океана, ограниченная материками.

2. Вспомним, какую площадь Земли занимают Мировой океан (361 млн.км2) и суша(149 млн.км2).

3. Сколько океанов на Земле? (4)

Показ на карте океанов и ответ учащихся.

На нашей Земле океанов — четыре:

Индийский — самый соленый в мире,

Океан Атлантический славен сельдями,

Ледовитый всё время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же, вовсе не тихий -

А буйный, глубокий и самый великий!

V. ПРИМЕНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ПРАКТИКЕ

Сегодня мы будем давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов. Давайте вспомним, что мы подразумеваем под комплексной характеристикой? (Комплексная характеристика -выявление и оценка разных особенностей объекта с целью его полного описания.

Обращение к слайду 5, «Географическая загадка»

Географическая загадка

ОКЕАН (Тихий)

Площадь океана — 178,6 млн км2

Максимальная глубина — 11 022 м (Марианская впадина)

Количество морей — 25

Самые большие моря — Филиппинское, Коралловое, Тасманово, Южно-Китайское, Берингово

Самый большой залив — Аляскинский

Самые большие острова и группы островов — Зондские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Япония

Самые мощные течения - Север. и Южн. пассатные, Куросио, Вост.-Австралийское (теплые);Западных Ветров, Перуанское (холодные)

ОКЕАН (Индийский)

Площадь океана — 76,17 млн км2

Максимальная глубина — 7729 м (Зондский жёлоб)

Количество морей — 11

Самые большие моря — Аравийское, Красное

Самый большой залив — Бенгальский

Самые большие острова и группы островов — Мадагаскар, Шри-Ланка

Самые мощные течения — Южное пассатное, Муссонное (теплые);

Западных Ветров, Сомалийское (холодные)

2. Прием «Творческая лаборатория»

Выполнение практической работы с применением карт атласа.

Слайд 11. Площадь океанов

Название океанов        Площадь океанов

?        178,6

?        91,6

?        76,17

?        14,75

А теперь проверим, правильно ли вы ответили.Слайд-12

Продолжение работы след. Пункты выполняем самостоятельно.

Слайд 13: Средняя глубина океанов

Название океана        Средняя глубина

Тихий                               1225

Атлантический                     3711

Индийский                                3980

Северный Ледовитый            3597 (проверим слайд-14)

Слайд 15: Максимальная глубина (устно, потом запис. в карточку)

Название океана        Максимальная глубина

Тихий                      5527 (Марианский желоб)

Атлантический            7729 (котловина Пуэрто-Рико)

Индийский        8742   (Зондский желоб)

Северный Ледовитый        11022 (Гренландское море)

Слайд 16:Карта среднегодовых температур воды в поверхностном слое (° С) и солености воды (‰) Тихого океана и Индийского

Слайд 17,18: Соленость и температура океанов

Название океанов Соленость ср. %о        Температура cр.t0

Северный Ледовитый        32         -1,7 *

Индийский         34,8         +17,1*

Атлантический        35,5         +16,9*

Тихий        34,9         +19,1*

 Во время выполнения заданий пункта алгоритмической карты «Представители растительного и животного мира» учащиеся пользуются картами атласа, информацией предыдущих источников и дополнениями из презентации

3. Проблемный вопрос(19 слайд)

На картах Тихого и Индийского океанов встречается особое условное обозначение красного цвета. Что оно означает?

(Это коралловые рифы. В тропических и экваториальных широтах они отличаются богатством форм жизни. Эти рифы — отмель, образовавшаяся в результате жизнедеятельности коралловых полипов — морских организмов с твердым известковым скелетом. Лучше всего кораллы чувствуют себя на глубине до 50 м при температуре +23… 25 ° С и средней солёности 35 ‰.)

Учитель: О причудливых странных существах, живущих в коралловых рифах, вы должны не только узнать из загадочного письма, которое пришло к нам морской почтой, но и рассказать

4. Прием «Угадай-ка»

Слайд «Загадочное письмо» (слайд 20)

Ответы учащихся:( учитель демонстрирует натуральные объекты из коллекции кабинета географии и слайды с иллюстрациями, читает комментаии):

1. Рыба-зебра. Ее нельзя касаться — в ярком плавнике на спине скрыты острые колючки с ядом.

2. Морской петухи вправду похож на петуха: весь пестрый, а плавники, как петушиный хвост, топорщатся. «Язык» морского петуха похож на ворчание, хрюканье или храп.

3. Рыба-звездочёт. Рыба примечательна своим способом охоты. Зароется в песок, только глаза и флажок на языке торчат. Красный флажок, будто червячок, шевелится. Но кто этого «червячка» захочет проглотить, сам в зубах у звездочета окажется.

4. Над коралловыми зарослями живут рыба-шар и рыба-ёж. В спокойном состоянии — рыбы как рыбы. Но стоит появиться хищнику, они, заглатывая воду, раздуваются до огромных размеров, превращаясь в шары, ощетинившиеся иглами.

5. На коралловом рифе, в прозрачной воде, пронизанной солнечными лучами, живут странные рыбы, празднично яркие и многоцветные, как мотыльки. Их так и называют — рыбы-бабочки.

Они «разрисованы» такими яркими полосами и пятнами, что сам контур тела рыбки исчезает из виду. Рыбы-бабочки чрезвычайно юркие и подвижные существа.

6. Рыба-собачка. Ее можно узнать по рожкам на голове. Живет морская собачка у берегов среди скал и камней.

7. Рыба-попугай. Прозвали ее так за яркую окраску и «птичий» рот. Прочными, выросшими, как клюв, зубами рыба-попугай обкусывает коралловые веточки, питаясь растущими на них водорослями. Но самым удивительным является то, что ночью рыба-попугай опускается на дно и строит вокруг себя домик-кокон из слизи. Так она маскируется от хищников.

8. Рыба-бычокочень хорошо уживается в одной маленькой песчаной норке с креветкой. Живут, не ссорясь, и обязанности разделяют поровну. Креветка чистит норку, как маленький бульдозер, перемещая перед собой кучу песка, а бычок охраняет норку и добывает пищу на двоих.

9. Морскиеконькименяют свой цвет, чтобы не отличаться от растений. Они, вроде кенгуру, своих мальков носят в сумке на животе. Когда все спокойно, мальки выплывают погулять.

10. Коралловые пещеры полны морских обитателей. Среди них встречаются красные, полосатые, с огромными глазами рыбы-белки. Некоторые из них плавают на боку, а другие — вообще «вверх ногами». Возможно, такие позы рыбки выбирают для того, чтобы их светлое брюшко не привлекало внимание хищников. Иногда они даже отдыхают в таком положении на потолке пещеры.

11. Хищная морская звезда акантастер. Вся колючками ощетинилась, за это ее прозвали терновым венцом. Питается акантастер коралловыми полипами. Где звезда проползет, кораллы превращаются в белые скелеты без признаков жизни. Жители рифа гибнут или идут в другие места.

5. Прием- « Фотозагадка» :Узнать обитателей океана по фотографиям(экран)

Слайд — Выполнение задания № 2 практической работы:

Указать черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объяснить причины.

VI. ИТОГ УРОКА

1. Минутка творчества Показ учителем и оценивание творческих работ учащихся по теме «Океаны».

2. Заполненная алгоритмическая карточка практической работы сдается учителю.

3. Учитель объясняет ученикам, что при оценке будут учитываться правильность выполнения практической работы и устные ответы на уроке.

4. Награждение учащихся свидетельствами Нептуна: «Лучшему знатоку географической номенклатуры Мирового океана».

Учитель: Сегодня был напряженный урок, вы хорошо поработали. Вам было интересно? С какими настроениями вы заканчиваете урок?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить географическую номенклатуру по теме «Мировой океан». В тетради по географии заполнить графы характеристики Сев. Ледовитого и Атлантического океана, опираясь на опыт работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе мировой океан

урок в 6 классе по теме "Мировой океан" с использованием ЦОР...

Методическая разработка урока географии для 6 класса "Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане"

Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е....

Разработка урока географии в 6 классе "Мировой океан и его части"

Методическая разработка урока "Мировой океан и его части" содержит конспект урока и презентацию к нему. ...

конспект урока "Мировой океан" 6 класс УМК "Полярная звезда"

конспект урока "Мировой океан" 6 класс УМК "Полярная звезда"...

Конспект урока «Мировой океан и его части»

Тема урока  «Мировой океан и его части»Задачи урока:  Рассмотреть географические особенности Мирового океана; Познакомить учащихся с особенностями вод Мирового океана, его со...

Конспект урока: "Мировой океан и его части"

Конспект урока: "Мировой океан и его части"...