Профессии, связанные с географией
презентация к уроку по географии (9 класс) на тему

Ермоленко Людмила Ивановна

Ежегодно в нашей школе проходят предметные недели, позволяющие познакомить учащихся с естественными науками. На своих мероприятиях я стараюсь привлечь внимание ребят к географии, показать роль любимого предмета в жизни каждого человека. Главной целью ставлю по­мощь учащимся в профессиональной ориента­ции, возможность расширить круг представлений о професси­ях посредством школьного предмета «география».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Профессии, связанные с географией»

Цель урока:

  • помочь учащимся в профессиональной ориентации, расширить круг представлений о профессиях посредством школьного предмета «география».
  • формирование умений и качеств, необходимых человеку 21 века: ответственность и адаптивность, коммуникативные умения, творчество и любознательность, критическое и системное мышление, умение работать с информацией, умение ставить и решать проблемы.
  • воспитание сотрудничества и уважения ко всем членам группы, социальной активности

 Оборудование: ПК, мультимедиа, политико–административная и физическая карта России, карты атласа, компьтерная презентация, портреты   путешественников.

Ход урока:

1. Звучит песня  в исполнении Владимира Трошина «Глобус»

                 (музыка М. Светлова, слова М. Львовского).

Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой.
Глобус крутится, вертится,
Словно шар голубой,
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Но нигде таких пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету. 

Знаю, есть неизвестная
Широта из широт,
Где нас дружба чудесная
Непременно сведет.
И узнаем мы тогда, что смело
Каждый брался за большое дело,
И места, в которых мы бывали,
Люди в картах мира отмечали.

Будем слышать друг друга мы
За вершинами гор,
За февральскими вьюгами,
Через снежный простор
И пускай мы сотни верст бродили,
Пусть меж нами километры были,
Но за тысячами верст разлуки
Песни дружбы различали звуки. 

1.1.Вступительное слово учителя

Если вы в душе романтик, хотите много путешествовать, познавать Природу во всех ее проявлениях, созерцать и наслаждаться красотой земных ландшафтов, воспитывать в себе стойкость духа и физически себя закалять, то вам поможет наука география.

Ведущий 1: Ребята! Какие профессии вы знаете, связанные с географией?

(ребята перечисляют, учитель предлагает ребятам посмотреть таблицу, в которой  список профессий, имеющих отношение к предмету, и высказать свое мнение о материале таблицы).

   География - единственная из всех наук, объектом изучения которой является вся наша планета, а в последнее время и другие тела солнечной системы (космическая географическая, планетология) и наука, в наибольшей степени связанная с природой. По своей сути география – это наука, находящаяся на стыке естественных и гуманитарных наук. География - наука и старая и молодая.

Ведущий 2: Когда появилась наука география? Кто является основоположником науки?

 Молодцы, ребята, правильно. География, как фундаментальная наука, зародилась еще во времена античности более 2500 лет назад (Эратосфен).

Ведущий 3: Что обозначает слово «География»?

                      Что она изучает? (учитель обобщает ответы учащихся)

 Существует множество определений что такое “география”, что география изучает природу, человеческое общество и хозяйство в пространственном аспекте и их взаимосочетания в виде географических комплексов. При этом профессиональный географ должен находить ответы на такие вопросы, как: ЧТО, ГДЕ, СКОЛЬКО, КАК, ПОЧЕМУ, что дальше может произойти с этим объектом (ЧТО БУДЕТ и ГДЕ). Современная география - наука уже далеко не описательная и даже не просто объяснительная, раскрывающая механизмы природы, населения и хозяйства какой-то территории, а наука объяснительно - прогностическая  и конструктивная, направленная на решение конкретных практических проблем. Поэтому географ, помимо своего предмета, должен знать основы всех фундаментальных наук. “От геологии до идеологии  Н. Н. Баранский - классик отечественной географии.   Владеть широким спектром средств и методов в достижении поставленной цели. Как сказал один известный географ: “Географ должен уметь обращаться  как с лопатой (полевые практики и экспедиции), так и с компьютером”.


Ведущий 1: Среди профессиональных географов были и есть известные генералы, адмиралы, мореплаватели-путешественники, государственные деятели, дипломаты и даже главы государств, писатели и актеры. Высшее географическое образование получили несколько звезд мировой и российской величины: музыканты, продюссеры, композиторы, прозаики и поэты, телеведущие, журналисты, редакторы СМИ. Вот далеко не полный список известных личностей современности (последняя четверть 20, начало 21 века), учившихся на профессионального географа и (или) защитивших научную степень по географии:

Артур Чилингаров (полярник с мировым именем);

Николай Дроздов (ведущий телепрограммы “В мире животных”, эколог с мировым именем)

Александр Беляев (“главный телесиноптик” на телевидении РФ (НТВ)

 Иван Затевахин (теле- и радиоведущий программ о животных);

Федор Конюхов (мореплаватель и путешественник - одиночка с мировым именем);  

Юрий Лоза (музыкант, композитор (помните шлягер “На маленьком плоту”)

   Из зарубежных звезд можно отметить:

Жак-Ив Кусто (изобретатель акваланга, океанограф с мировым именем);

Тур Хейердал (путешественник и этнограф с мировым именем (“Кон-Тики”, “Ра”);

наследный английский принц Гарри-сын принцессы Дианы и принца Чарлза.

Учитель: Итак, ребята, я думаю, что  мы заинтересовали вас наукой «География». А теперь я передаю слово ребятам, которые познакомят вас с  профессией метеоролога, ведь скоро перед вами встанет задача выбора профессии, которая была бы интересна для вас, соответствовала бы  способностям и пользовалась бы популярностью на рынке труда.

 

Ведущий 2: У вас в ближайшем будущем стоит задача составить для себя профессиональный план. Давайте прямо сейчас попробуем его составить. У вас на столах лежат листочки. Попробуйте описать свою будущую профессию:

«ХОЧУ» - мне нравится, мне интересно, меня привлекает.
«МОГУ» - я способен, я умею, я обладаю навыками.
«НАДО» - востребованность профессии на рынке труда

Ведущий 3: Ну и перед тем, как перейти на основную тему нашего урока, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Как мы узнаем, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (по радио, телевидению, из газет)
  А какая профессия изучает и даёт нам эти сведения? (Метеоролог)
  Сегодня мы расскажем вам о профессии метеоролога. Это очень важная профессия, потому что метеорологи помогают людям разных-разных профессий. А вот как? И чем?

Ведущий 1: Вот какое определение метеоролога дано в Большом Энциклопедическом словаре.
  Метеоролог – это учёный, изучающий земную атмосферу и происходящие в ней процессы.

Ведущий 2: Хоть солнце жаркое сияет,
Хоть двадцатиградусный мороз,
Метеоролог наблюдает,
Синоптик пишет свой прогноз.
Циклоны  ль, грозные ли бури
Хоть наводнение, хоть жара
Ничто им помешать не может
Прогнозы выдать на гора.
Так пусть же будут славны люди,
Вершащие сей смелый труд,
Потомки их не позабудут
И по заслугам воздадут

Ведущий 3: Мешок шуток то и дело высыпается на голову предсказателей погоды – метеорологов.
Метеорология ( Метеора – по гречески – атмосферное небесное явление, «Логос» - учение) … А всё вместе .. это наука о земной атмосфере, о её строении, свойствах и происходящих в ней явлениях.

Ведущий 1: По миру разбросаны тысячи постов разведчиков погоды. Метеостанции есть везде: на суше и на море, в горах Памира и в пустыне Сахаре, во льдах Северного полюса и на просторе Антарктиды. В любую погоду метеорологи ведут наблюдения за погодой. У них на службе анемометр, флюгер, барометр, влагометр. Они определяют термометрами и термографами температуру, барометром - влажность воздуха. Анемометром - скорость и силу ветра, дождемером - количество осадков

Ведущий 2: Время от времени метеорологи отправляют ввысь воздушные шары. Оснащенные радиопередатчиком и всевозможными измерительными приборами небесные посланцы по радио сообщают о том, какова погода на высоте 20-30, а то и 300 километров от земли. Метеорологические спутники Земли шлют с высоты фотографии облаков, окутывающих нашу планету

Ведущий 3: Донесения от многочисленной армии разведчиков приходят в штаб погоды, в Институт прогнозов. Здесь ученые составляют синоптическую карту («синоптик» - «совместно обозревающий»). Метеорологи изучают эту карту, сопоставляют сведения, учитывают движения теплых и холодных масс воздуха, компьютерные программы делают сложнейшие расчеты и после этого дают прогноз погоды.

Ведущий 1: Фермеров метеорологи предупреждают о возможных заморозках, суховеях и граде (берегите урожай!), моряков о приближении шторма (скорее в укрытие!), летчиков – о плохой видимости, возможности обледенения самолета, о грозе (облетайте стороной грозовую тучу!), железнодорожников – о метелях (не занесло бы где пути!) Каждый из нас, подключив в телефоне прогноз погоды, знает, брать зонт или нет, что на себя надевать!

Ведущий 2: Раньше метеорологи умели только предсказывать погоду, сейчас они умеют ее изменять: с помощью самолетов и ракет разгоняют грозовые тучи. Задачи, которые решают метеорологи, самые разнообразные. Специалисты работают и в области конструирования новых приборов, и участвуют в экспедициях, работают со сложнейшими приборами. Человек, который посвятил жизнь такому нелегкому делу, должен быть очень точным при сборе информации, наблюдательным при анализе метеоусловий. Составление прогнозов требует развития памяти и творческого воображения, умения работать на компьютере. Необходимо помнить условные знаки, символы, чтобы изображать их на специальных картах, а затем переводить в уме в наглядные картины с тем, чтобы предстал «портрет» погоды и было ясно, как он изменится через определенные промежутки времени.

Ведущий 3: При работе на дрейфующих станциях в Арктике, на кораблях погоды, в высокогорных районах метеорологу необходимы выносливость, умения преодолевать трудности. Когда вы окончите школу, может быть кто-нибудь из вас решит посвятить себя этой работе. Специалистов по метеорологии готовят техникумы и институты.

Ведущий 1: Ещё одна интересная профессия в географии – это океанолог.

Ведущий 2: Океанологи занимаются изучением вод, морей и океанов, состоянием дна и шельфа, наблюдением за развитием водной флоры и фауны. Анализ физических, химических и биологических процессов, происходящих в глубине вод, дает возможность ученым прогнозировать дальнейшее развитие экосистем. Главная задача океанологов экологическая: спасение природных богатств моря, предотвращение условий исчезновения того или иного вида подводной флоры и фауны. Исследования океанологов также используются в рыбном промысле, гидротехнической и военной сферах, палеонтологии и биологии. Большая часть исследований проводится со специально оборудованных кораблей, подводных лодок, батискафов и других технических приспособлений. Для первичного сбора информации или материала океанологам приходится спускаться на глубину.

Ведущий 3: Океанолог — увлекательная, но весьма редкая профессия. Думаю, мало кто мог бы похвастаться знакомством с океанологом. Связано это прежде всего с тем, что профессия эта требует глубоких знаний в различных областях естественных и математических наук. Готовят океанологов как правило кафедры, работающие на стыке изучения географии, геологии и физики. В России растят будущих исследователей океанов только лучшие университеты: МГУ, МФТИ, СПбГУ, РГГМУ, специализированные университеты Ростова-на-Дону и Владивостока, институты ВМФ России

 

Ведущий 1: Места работы:
- научно-исследовательские институты,
- подводные и береговые лаборатории,
- гидрографические службы,
- океанографические суда.


Ведущий 2: 
Профессиональные навыки:
- знание общих биологических законов и процессов
- знание законов физики и химии
- представление о географических и климатических процессах
- владение специальной техникой для погружения и исследования воды
- проведение анализов, измерений и опытов на собранных материалах


3.Рефлексия.

Учитель задает вопросы:

- Какова была цель нашего урока? Как вы думаете, выполнили ли мы ее? Что бы вы сделали по-другому? Почему? О каких профессиях, вы хотели бы еще узнать?

Учитель: в заключении хочется рассказать притчу.

На строительстве собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают. Один ответил: « Камни ношу». Другой сказал: « Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить»  А третий воскликнул восторженно: «Мы строим собор!».

Пусть и для вас труд будет радостью служения великой цели. «Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы». Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей, и выбрать свой профессиональный путь. Я буду очень рада, если в этом вам поможет наука «География»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессии, связанные с географией

Слайд 3

Какие профессии вы знаете, связанные с географией?

Слайд 4

Геолог - человек, занимающийся изучением земных недр, поиском полезных ископаемых

Слайд 5

Океанолог - это специалист, изучающий физические, химические и биологические процессы, протекающие в морях и океанах.

Слайд 6

Картографы - разрабатывают способы отображения объемного рельефа на плоскости, методики создания тематических карт и атласов, развитием цифровой картографии.

Слайд 7

Метеоролог – это учёный, изучающий земную атмосферу и происходящие в ней процессы.

Слайд 8

Землеустроитель занимается отводом земель под строительство, следит, чтобы земля использовалась рационально.

Слайд 9

Почвовед – специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли.

Слайд 10

Эколог - это профессионал, занимающийся изучением взаимодействия общества с природой.

Слайд 11

География – это единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей.

Слайд 12

Эратосфен основоположник географии

Слайд 13

«Описание Земли» СКОЛЬКО? ЧТО? КАК? ЧТО БУДЕТ и ГДЕ? ПОЧЕМУ? ГДЕ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессии, связанные с географией (Часть 2)

Слайд 2

Николай Дроздов ведущий телепрограммы “В мире животных” эколог с мировым именем

Слайд 3

Александр Беляев «главный телесиноптик» на телевидении РФ (НТВ)

Слайд 4

Иван Затевахин теле- и радиоведущий программ о животных

Слайд 5

Федор Конюхов мореплаватель и путешественник-одиночка с мировым именем

Слайд 6

Юрий Лоза музыкант, композитор

Слайд 7

Жак-Ив Кусто изобретатель акваланга, океанограф с мировым именем

Слайд 8

Тур Хейердал путешественник и этнограф с мировым именем (“Кон-Тики”, “Ра”)

Слайд 9

Наследный английский принц Гарри – сын принцессы Дианы и принца Чарлза

Слайд 11

Профессиональный план: «ХОЧУ» - мне нравится, мне интересно, меня привлекает «МОГУ» - я способен, я умею, я обладаю навыками «НАДО» - востребованность профессии на рынке труда


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессии, связанные с географией (Часть 3)

Слайд 2

Метеоролог – это учёный, изучающий земную атмосферу и происходящие в ней процессы.

Слайд 4

«То ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет!» Метеорология – это наука о земной атмосфере, о её строении, свойствах и происходящих в ней явлениях.

Слайд 7

Зонд

Слайд 9

Предупреждения метеоролога: Берегите урожай! Облетайте стороной грозовую тучу! Не занесло бы где пути! Скорее в укрытие!

Слайд 12

Океанологом хочу я стать – пусть меня научат!

Слайд 17

Места работы: -научно-исследовательские институты; - подводные и береговые лаборатории; - гидрографические службы; - океанографические суда.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Профессии, связанные с географией"

Данный урок позволяет расширить круг представлений о профессиях, связянных с географией. Соответствует одной из важнейших задач школы: подготовке обучающихся к осознанному и ответственному выбору...

Профессии, связанные с биологией

Представлены работы биолога, дизайнера, генетика, селекционера и других....

Презентация "Профессии, связанные с информатикой"

Данная презентация содержит информацию, о профессиях, связанных с информатикой и где можно на них учиться....

Элективный курс "Профессии, связанные с химией"

Элективный курс "Профессии, связанные с химией"...

Знакомство с профессиями связанными с изготовлением одежды.

Познакомить с системным подходом в изготовлении одежды от эскиза до готового изделия, с профессиями связанными с изготовлением одежды; с темой выполнения творческого проекта; развивать пространственно...

урок технологии 7 кл. Профессии, связанные с обработкой дерева

урок по ФГОС, имеется презентация и технологическая карта....