Конспект урока по географии
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Незнамова  Наталья  Ивановна

Конспект урока по географии "Строение земли" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_stroenie_zemli._porody.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное  бюджетное  общеобразовательное   учреждение  Самарской  области  средняя  общеобразовательная  школа   пос. Новый  Кутулук

муниципального  района  Борский  Самарской  области

План - конспекта 

 урока по географии

6 класс

тема:

 

Учитель: Незнамова Наталья

Ивановна

                                     п. Новый Кутулук,  2015 год    

Конспект урока географии  6  класс

Тема урока: "Строение  земли. Породы,  слагающие  земную  кору"

Цели  и  задачи  урока:

  • Образовательные: ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические ” горные породы.
  • Развивающие: продолжить развитие умения работать с текстом учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.
  • Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства.

Тип  урока: Изучение нового материала

Оборудование: Компьютер, физическая карта мира, образцы горных пород, раздаточный материал.

Место  проведения  урока: компьютерный  класс

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Термины  и  понятия: горные породы, минералы, магма, магматические горные породы, глубинные магматические горные породы, излившиеся г.п., осадочные горные породы, неорганические осадочные г.п., органические г.п., обломочные г.п., метаморфические.

                                ХОД  УРОКА:

Организационный момент.

Основная часть.

Итак, ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли. Что вам запомнилось на прошлом уроке? Что вам стало известно о строении Земли?

ЛИТОСФЕРА – это верхний слой Земли, состоящий из верхнего слоя мантии и земной коры. Самый тонкий слой Земли – это земная кора. По своему строению она неоднородна и имеет на разных участках очень большие отличия. Так, например, земная кора материков существенно отличается от земной коры океанов, поэтому стали различать два типа земной коры: ОКЕАНИЧЕСКУЮ и КОНТИНЕНТАЛЬНУЮ. 

А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания, выполнив задания компьютера.

( выбор  сектор «Учебник», затем «Проверочный  материал  по  теме:  Литосфера»

1. Подпишите названия внутренних оболочек Земли, укажите их размеры.

2. Закончите предложение:

Внешняя оболочка земного шара  –  часть литосферы, лежащая над мантией – называется ... .

3. Заполните  таблицу, где нужно разместить имеющиеся на рабочем  столе  типы земной коры и их отличия друг от друга.

Скажите, а что по вашему мнению, ещё необходимо выяснить, чтобы наши знания о литосфере были более полными, что мы ещё с вами упустили?  –  (Ответные версии детей).

Да, нам нужно выяснить вещественный состав литосферы, то, из чего она состоит.

Сплошные массы, слагающие земную кору, называют ГОРНЫМИ ПОРОДАМИ.

Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

Перед вами образцы горных пород. Какие они? Чем они различаются? (Дети перечисляют внешние признаки различий.) Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что вы наблюдаете сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?”  –   Самая настоящая,  –  отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.

(ПРОВЕДЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ) Итак, Страницы жизни горных пород.( Выбор  учителем  сектор «Учебник»,затем  тема  «Литосфера» , раздел мультимедиа «Горные  породы». Диктор.)

Диктор: Всё началось глубоко под поверхностью Земли. Там, на границе нижней и верхней мантии огромные массы расплавленного вещества (их называют магмой) вращались в непрекращающемся потоке. Эти потоки устремлялись наверх, где им становилось свободнее и прохладнее. Часть вещества этого потока при охлаждении успевала затвердеть. Так образовался массив магматических горных пород. (Почему так названы эти породы?) Это были первые островки молодой земной коры в расплавленном магматическом океане планеты. Тонкая кора под натиском новых потоков лопалась, и на поверхность устремлялись быстрые ручьи горячей лавы. Они мгновенно застывали, образуя слой за слоем наземные вулканические покровы. Вот и стали подразделять магматические породы на глубинные

(застывшие на глубине) и излившиеся или вулканические (застывшие на поверхности). Но как только магматические горные породы перестали плавится на поверхности Земли (температура поверхности планеты была уже не опасна для их состояния), как за них взялись поверхностные силы Земли. По их законам ничего не должно возвышаться и нигде не должно быть впадин, вся планета должна быть идеально ровной и круглой. В летнее или дневное время при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, замерзают. Начинают сжиматься, а в первоначальное состояние уже прийти не могут, они начинают растрескиваться и рассыпаться на кусочки. Вот и поплатились пласты магматических горных пород своими макушками, которые были лихо снесены поверхностными работниками: ручьями, реками, ветром, Солнцем. А земные труженики времени зря не теряют, стараются обломки, песчинки, пылинки в воде утопить, переносят обломочный материал в море, в океан, а заодно и эти впадины засыпают. Слой за слоем, песчинка к песчинке, галька (обточенный водой камень) к гальке лежат, хранятся миллионы лет в морских и океанических кладовых. И назвали такие породы осадочными, за то, что образуются они в процессах осаждения (обломки горных пород падают – осаждаются, скелеты отмерших организмов падают – осаждаются, соли из пресыщенных растворов выпадают – осаждаются). И всем этим группам свои названия дали: Первые – так и называются обломочные, вторые, тоже просто, они же из организмов, хоть и из прежних -органические, а вот третьи, с тайными превращениями и сразу их не поймёшь, можно спутать с магматическими, потому как кристаллическими бывают – химические.

Учитель: Ребята, где вам доводилось наблюдать осадочные горные породы. Вспомните любимое занятие летнего отдыха – купание. Дно вашей речки или озера покрыто песком или галькой – это и есть обломочные осадочные горные породы.

Диктор: Новые потоки магмы, разбивая земную кору, поступают через трещины в вышележащие горные породы. По пути поток магмы воздействует на соседние пласты, обогащая их новыми веществами и меняя их структуру, т.к. новые массы прорываются с большой динамической силой, создавая давление и неся в себе очень высокую температуру (более 1000° С). Конечно, такой стресс не может остаться без следа. Иногда первичные породы так сильно изменяются, что невозможно догадаться, кем они были до этих событий. Эти породы называют метаморфическими (изменёнными). Например, слюдистый сланец – он образовался из некогда существовавшего глинистого сланца или из какой-нибудь другой породы. Только у некоторых метаморфических пород можно с уверенностью установить исходную породу. Например, мрамор, он образовался из известняка.

Учитель: Вот так на нашей планете появились и живут три типа горных пород: магматические, осадочные, метаморфические. (В  процессе  рассказа  учитель показывает имеющиеся слайды  мультимедийного  учебника «Последовательность образования разных типов горных пород»).

А теперь нам предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трёх групп.

 (Учащиеся называют признаки) – Магматические и метаморфические .

Предлагается таблица  электронного  учебника «Генетическая  классификация  горных  пород»

Заключение и итог урока: Для  закрепления предлагается практикум  по  заполнению таблицы «Характеристика  горных  пород». При  правильном  заполнении  таблицы  можно  просмотреть  слайд-шоу  по  теме «горные  породы»

А теперь – Домашнее задание: § 17. Начертите и заполните таблицу «Горные  породы», используя текст учебника.

            ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРНЫХ ПОРОД

         

        

        

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД

План описания

Магматические

Метаморфические

Осадочные

1. Плотная или рыхлая горная порода?

Плотная.

Плотная.

 Плотная; рыхлая.

2.Кристаллическая или землистая?

 Кристаллическая (на солнечном свете блестит).

Кристаллическая, (иногда кристаллы в виде пластин, как у слюды или в виде волокон, как у асбеста).

 Землистая, не кристаллическая (на солнце не блестит).

3. Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен) выбери подходящее:

крупнозернистая – более 2 мм;

среднезернистая – 1-2 мм;

мелкозернистая – менее
1 мм, (пыль).

Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой.

Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у крупнозернистого мрамора и кварцита можно);
чаще -мелкозернистая.

Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом).

4. Текстура (строение породы) выбери подходящее:

  • массивная;
  • слоистая;
  • со следами течения;
  • волокнистая.

 Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков).

 Встречаются все из перечисленных особенно характерны: слоистая. Со следами течения, волокнистая.

Массивная, слоистая; (у сыпучих -песок, гравий, галька – текстуры нет).

5. Твёрдость – твёрдая или мягкая?

Твердая.

Твердая.

Мягкая

6. Масса – лёгкая или тяжёлая?

Тяжёлая, если есть рудные минералы, или средней тяжести(например гранит)

По массе – тяжёлая.

Масса лёгкая или средней тяжести.

7. Наблюдаются ли остатки организмов?

Нет

Иногда наблюдаются в мраморированных известняках.

В органических есть признаки древних организмов (отпечатки, следы движения и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 7 классе "Путешествие по Европе. Урок -фестиваль слайд фильмов".

Данная разработка содержит технологическую карту урока, слайдовую презентацию, рабочие листы учащихся. Урок был проведен в рамках работы творческой группы учителей географии по теме "Методика проведен...

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Конспект урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта»

Разработка урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта» с использованием электронной формы учебника...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...

Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.

Урок  «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить  особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...