«Географическое положение Австралии. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые»
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Великоцкая Галина Васильевна

« Географическое положение Австралии. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograficheskoe_polozhenie_avstralii.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии в 7 классе

Тема урока : « Географическое положение Австралии. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые»

Великоцкая Г.В., учитель географии

МБОУ СОШ № 81,

п. Юловский

Цель и задачи урока:  

Создать условия для развития познавательной компетенции в которых ученики научатся

- предметные результаты

1. Определять географическое положение материка

2. Выделять  особенности географического положения  Австралии.

3. Показывать на карте особенности рельефа материка.

-Метапредметные результаты

1. Искать материал и создавать презентации

2.Составлять таблицу при определении географического положения Австралии

3.Сравнивать тектоническую и физическую карты Австралии

4. Делать вывод о взаимосвязи рельефа, полезных ископаемых и тектонического строения

Личностные результаты

1.Выразить свою точку зрения о высказывании Паганеля.

2.Выссказать своё мнение о влиянии географического положения на природу Австралии

Материалы и оборудование:

  1. Физическая карта мира
  2. Физическая карта материка Австралия
  3. Контурная карта материка Австралия
  4. Учебник
  5. Атлас по географии 7 класс
  6. Оборудование: интерактивная доска (или экран) и мультимедийный проектор, ПК, мобильный компьютерный класс, программа «Живая география», компьютерный диск по география «Наш дом – Земля» 7 класс

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично-поисковой, репродуктивный.

Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

I .Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Изучение нового материала я начну со стиха-загадки «Страна наоборот» Г. Усова (Ленинградская поэтесса)

Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье…

– О каком материке шла речь в стихотворении?

– Следовательно, тема нашего урока – АВСТРАЛИЯ.

– Обратите внимание на с. 148 учебника и попробуйте сформулировать цели урока:

  1. Выявить особенности физико-географического положения Австралии
  2. Познакомится с историей исследования и освоения материка
  3. Выявить взаимосвязь между тектоническим строением,  рельефом и полезными ископаемыми Австралии.

Дорогие ребята! Сегодня Мы с Вами совершим путешествие по Австралии. Когда-то Австралию называли “Терра инкогнито”, что в переводе Неизведанная Южная Земля и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием. А познакомит вас с Австралией Павленко Вика. Она покажет нам свою презентацию «Самое- самое»

Карта физическая Австралии.

Австралия (от латинского означает – южный) – самый маленький материк на Земле. За небольшие размеры ее иногда называют материком – островом. Есть особенности и в освоении материка, так как Австралия дольше всех прочих крупных земель планеты оставалась белым пятном. Долгое время континент был, как бы оторван от исторических процессов, происходивших в других частях света. За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе, Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по – прежнему царил каменный век. О том, как и когда Австралия была открыта и освоена европейцами, нам расскажет Кравченко Надя.  Презентация «История открытия и освоения Австралии».

II. Изучение нового материала.

Постановка задачи.

-А сейчас мы все отправляемся в экспедицию. Задание – «проплыть» вокруг Австралии и собрать сведения о ГП Австралии. Сведения занести  в таблицу.

Маршрутный лист

Положение материка относительно экватора, нулевого меридиана , тропиков,

Крайние точки

КСТ

КЮТ

КВТ

КЗТ

Протяжённость в километрах

С севера на юг

С запада на восток

Климатические пояса

Полуострова

Воды, омывающие Австралию

Моря

Заливы

Проливы

океаны

Положение относительно других материков

Условия выполнения – быстрота, добросовестность, количество фактов. На выполнение задания даю 7 минут.

Для определения координат крайних точек и расстояний с севера на юг и с запада на восток,  мы воспользуемся  картами  «Живая география». Координаты крайних северной и южной точек, определит  Половянов Антон; западной и восточной Кубышко Кристина; расстояние измерит  Мацегора Настя.

Проверка выполненного задания:

1. У карты рассказать о положении материка относительно экватора, нулевого меридиана и тропика

2.Назвать и показать климатические пояса

3.Охарактеризовать  береговую линию, показать полуострова, заливы, проливы у берегов Австралии.

4. Охарактеризовать положение Австралии относительно других материков, морей и океанов.

Слайд 2 Отработка номенклатуры

 На контурную карту нанести

Моря: Арафурское (С), Коралловое (В)., Тасмановое (ЮВ), Тиморское (СЗ).

Заливы: Карпентария(С), Большой Австралийский (Ю).

Проливы: Торресов (С), Басов (Ю).

Полуострова: Арнемленд (С), Кеп – Йорк (СВ), Эйр (Ю).

Острова: Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания, Большой Барьерный риф.

Решение логической задачи:

       - Как вы считаете, ребята, почему открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго – восточного побережья, а не с восточного? Ведь именно с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути.

( На пути моряков встречался Большой Барьерный риф)

Подробнее о Большом Барьерном рифе расскажет и покажет свою презентацию Мацегора Настя

   Постановка проблемы.

Сейчас я вам прочту отрывок из книги Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Это монолог учёного по имени Паганель, который рассказывает о природе Австралии. Вы должны определить в чём правда и где вымысел в его словах.

 Чтение  

«…..Этот край самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн ни своей центральной частью, краями, как какое – то гигантское кольцо – материк; в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море, где реки с каждым днем все больше и больше высыхают, где нет влаги,  ни в воздухе, ни в почве, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени…

Самая причудливая, самая нелогическая страна из всех когда – либо существовавших».

 Обсуждение.

Вопрос. Согласны ли вы с представлением Паганеля об образовании материка Австралии?

Дополнение учителя (Австралия – часть древнего материка. В основе территории страны лежит древняя Австралийская платформа, представляющая часть материка Гондвана в южном полушарии Земли.)

Об остальных утверждениях Паганеля мы порассуждаем после изучения  полного материала об  Австралии.

  1. Работа по вопросам:  Карта на доске.
  1. На какие части можно разделить рельеф Австралии?
  2. Как тектоническое строение отражается на рельефе Австралии (заполнение таблицы 2 )
  3. Почему в Африке много вулканов, а в Австралии нет?
  4. Почему горы Австралии более разрушены и низки по сравнению с горами Африки?

   Рельеф Австралии  презентация

3-14 слайд.

Рельеф (Дополнение учителя)

Рельеф Австралии сравнительно прост. В процессе развития материк испытывал поднятия, опускания и разломы. На профиле Австралия похожа на “блюдце”: западная и восточная части приподняты. На востоке расположены горы Большой Водораздельный хребет и самая высокая точка г. Косцюшко. На западе горы переходят в Центральную низменность. Вот как выглядит Австралия на 3д профиле.(Карта  «Живая география»)

Большую часть территории страны занимают обширные пустыни и низменные территории. Среди пустынь известны: Большая Песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория. На востоке от пустыни Виктория простирается полупустыня Большой Артезианский Бассейн. На востоке материка находятся сильно разрушенные, невысокие горы герцинской складчатости — Большой Водораздельный хребет с максимальной высотой на юге (гора Косцюшко, 2228 м;). Разломы и речные долины расчленяют горы на отдельные массивы. Вершины гор имеют куполообразную форму. Восточные склоны гор круто обрываются к морю, западные — более пологие.

Самой низкой точкой Австралии является озеро Эйр (-20 м), площадь которого составляет около 15000 км².

Гора Косцюшко — высшая точка Австралийского континента. Высшая точка страны (вулкан Моусон) находится на субантарктическом острове Херд.

Особое место в рельефе Австралии занимает лаколит Айрес-Рок, или как её называют аборигены Улуру. Уникальный горный исполин состоит из красного песчаника с высоким содержанием полевого шпата. Анализ показывает наличие разнообразных окислов железа. Благодаря такому набору веществ гора меняет цвет  в зависимости от освещения в течение суток. На рассвете чёрный силуэт горы светлеет, приобретая темно-лиловый оттенок. Солнце поднимается все выше, и Улуру вспыхивает пурпурно-красным цветом, затем озаряется розовым, а к полудню становится золотым. Весь день продолжается  фантастическая игра цвета. К вечеру «гора-хамелеон» превращается в тёмный силуэт на фоне пустыни

15 слайд.

1.Рассмотрите внимательно карту полезных ископаемых Австралии. Сделайте вывод о   количестве полезных ископаемых.

2.Закончите заполнение таблицы №2 .Вы должны установить соответствие: полезные ископаемые-форма рельефа-тектоническая структура.

3.Объясните расположение полезных ископаемых.

16 слайд Полезные ископаемые (дополнение учителя)

Основное природное богатство страны — минеральные ресурсы. Обеспеченность Австралии природно-ресурсным потенциалом в 20 раз выше среднемирового показателя. Страна занимает 1-е место в мире по запасам бокситов (1/3 мировых запасов и 40 % добычи), циркония, 2-е место в мире (после Канады) по запасам урана (1/3 мировых). Страна занимает 6-е место в мире по запасам угля. Имеет значительные запасы марганца, золота, алмазов. У юго-восточных и северо-западных берегов в шельфовой зоне имеются незначительные месторождения нефти и природного газа.

Анализируем тектоническую карту, выявляем закономерность расположения  рудных полезных ископаемых, угля и нефти.  Закончите заполнение таблицы №2  

17 слайд. Проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу №2

III. Заключительная часть урока.

Закрепление материала.

 Задание: выполните практические задания с 1по 4 на своих компьютерах. Первые три человека успешно выполнившие задания получат  «5» .      

.

Рефлексия:

1. Чему научились на уроке?

2. Было ли трудно?

3. Какое задание было на ваш взгляд наиболее интересно?

Подведение итогов.

Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились ещё с одним материком – Австралией. Древность большей части материка – один из ведущих факторов, который определяет своеобразие его природы, но это тема другого урока.

- Отметить самых активных.

18 слайд.

Домашнее задание: п. 28 , опережающее задание по желанию подготовит презентацию «Реки Австралии», «Озеро Эйр».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"

Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", 8 класс с презентацией...

Практическая работа в 8 классе "Взаимосвязь тектонического строения, рельефа и полезных ископаемых".

Практическая работа дана в виде частично незаполненной таблицы. Цель - закрепить умение наложения карт (физической и тектонической)...

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Урок в 8 классе.

Урок « Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»  по курсу географии 8 класса. Учебник: география России. Природа, население, хозяйство. Авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

Урок - обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии(презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презен...

Практическая работа " Установление взаимосвязи тектонических структур,рельефа и полезных ископаемых" по географии в 8 классе

Практическая работа " Установление взаимосвязи тектонических структур,рельефа и полезных ископаемых" по географии в 8 классе...