Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Бурлака Алиса Анатольевна

Рабочая программа по географии для 5 класса, предметная линия учебников  "Полярная звезда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5_klass_geografiya.docx64.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя  школа № 32»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол_____ от__________

Руководитель _____________

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

______________Е.Г. Гордеева

УТВЕРЖДЕНО

приказом от__________ №___ -п

директор школы

_____________Е.И.Доронькина

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

по  географии

Класс   5      

СОСТАВИЛ  - учитель Бурлака А.А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии для 5 класса МБОУ «Средняя школа № 32» г. Дзержинска составлена на основе:

  • Федерального закон « Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного  стандарта;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2015-2016 учебный год;
  • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
  • Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;
  • Рабочей программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Под редакцией В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной.
  • Учебного плана МБОУ «Средняя школа № 32» г. Дзержинска, на 2015-2016 учебный год.

География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развития территории.

Целями изучения географии в основной школе являются:

  • Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • Формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
  • Понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
  • Познание основных природных, социально-экономических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • Формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
  • Формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
  • Формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
  • Формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
  • Формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
  • Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • Всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
  • Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Для составления рабочей программы по географии для 5 класса использовался учебно-методический комплект:

  • Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина – М.: Просвещение, 2011.
  • География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций / А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др. – М.: Просвещение, 2014.
  • География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В.Николина – М.: Просвещение, 2012.

На изучение предмета географии в 5 классе выделяется 35 часов/1 час в неделю, в том числе 5 часов резервного времени.

Резервное время использовано на изучение тем:

Тема 1 - 1 час;

Тема 2 – 1 час;

Тема 4 – 1 час;

При изучении географии в 5 классе Программой предусмотрено проведение 15 практических работ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

  • Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  • Формирование ответственного отношения к изучению, готовности и способности  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  • Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициями, языкам, ценностям народов России и мира;
  • Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  • Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
  • Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  • Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
  • Умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); учение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  • Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.
  • Умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  • Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и  инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
  • Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ГЕОГРАФИЯ. 5 КЛАСС

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (5 ч)

Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

Тема 2. Планета Земля (4 ч)

Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

Тема 3. План и карта (10 ч)

Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения  рельефа земной поверхности. Условные знаки.  Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Практикум. 1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города. 4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений. 5. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.

Тема 4. Человек на Земле (4 ч)

Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.

Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Тема 5. Литосфера – твердая оболочка земли (10 ч)

Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Основные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.


Учебно-тематическое планирование по географии 5 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе:

Количество часов по рабочей программе

Практические работы

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле

5

5 (1 час резервное время)

2

1

Зачем нам география и как мы будем ее изучать

1

1

2

Как люди открывали Землю (1)

1

1

3

Как люди открывали Землю (2)

1

1

4

География сегодня

Пр. р. Анализ источников географической информации

Пр.р. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни»

1

1

2

5

Обобщающий урок по теме

1

1

(1 час резервное время)

Тема 2. Планета Земля

4

4 (1 час резервное время)

3

6

Мы во Вселенной

Пр.р. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной»

1

1

7

Движения Земли

Пр.р. Обозначение на к/к материков и океанов Земли

1

1

1

8

Солнечный свет на Земле

Пр.р. Составление схемы «Тепловые пояса Земли»

1

1

1

9

Обобщающий урок по теме

1

1

(1 час резервное время)

1

Тема 3. План и карта

10

10

5

10

Ориентирование на местности

Пр.р. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута

1

1

1

11

Земная поверхность на плане и карте (1)

Пр.р. Ориентирование по плану города

1

1

1

12

Земная поверхность на плане и карте (2)

1

1

13

Учимся с «Полярной звездой» (1)

1

1

14

Географическая карта

Пр.р. Топографический диктант

1

1

1

15

Градусная сетка

Пр.р. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков

1

1

1

16

Географические координаты (1)

Пр.р. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений

1

1

1

17

Географические координаты (2)

1

1

18

Учимся с «Полярной звездой» (2)

1

1

19

Обобщающий урок по теме «План и карта»

1

1

Тема 4. Человек на Земле

4

4 (1 час резервное время)

2

20

Как люди заселяли Землю

1

1

21

Расы и народы

Пр.р. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков

1

1

1

22

Многообразие стран мира

Пр.р. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц

1

1

(1 час резервное время)

1

23

Учимся с «Полярной звездой» (3)

1

1

Тема 5. Литосфера – твердая оболочка земли

10

10

5

24

Земная кора – верхняя часть литосферы

1

1

25

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Пр.р. Изучение свойств горных пород и минералов

1

1

1

26

Движения земной коры (1)

Пр.р. Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов

1

1

1

27

Движения земной коры (2)

Пр.р. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений

1

1

1

28

Рельеф Земли. Равнины

1

1

29

Рельеф Земли. Горы

Пр.р. Описание по карте равнин и гор по плану.

Пр.р. Описание рельефа своей местности

1

1

2

30

Учимся с «Полярной звездой» (4)

1

1

31

Литосфера и человек

1

1

32

Обобщающий урок по теме «Литосфера»

1

1

33

Обобщающий урок по курсу «География Земли. 5 класс»

1

1

34

Повторение и обобщение материала

1

1

35

Повторение и обобщение материала

1

1

Итого:

35

35

15


Календарно-тематическое планирование  по географии 5 класс

Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Основные виды деятельности обучающегося

Планируемые результаты

Домашнее задание*

Примеча

ние

План

Факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (5 ч)

1

Зачем нам география и как мы будем ее изучать

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные  с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии.  Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приемы работы с учебником.

Иметь элементарные представления о географии как науке. Раскрывать роль географии в жизни общества. Знать методы и задачи географической науки. Проводить наблюдения элементов и явлений погода.

Освоить основные приемы работы с учебником. Сравнивать разные точки зрения. Владеть устной и письменной речью, уметь строить монологическое высказывание. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий. Формировать действия целеполагания.

Вести диалог на основе взаимного уважения. Корректно отстаивать свою позицию. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы. Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

 § 1 пересказ, вопр. 1-3

2

Как люди открывали Землю (1)

Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия;  их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама Открытие и исследование материков. Х. Колумб, Ф. Магеллан.

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях.

Знать из истории географии факты развития знаний о форме Земли, о материках и океанах, об отражении их на картах. Уметь показывать по карте и наносить на контурную карту пути экспедиции Х. Колумба и Ф. Магеллана.  Готовить с помощью карт и дополнительных источников географической информации краткое сообщение об одном из маршрутов путешествий и результатах его географического открытия.

Освоить основные приемы работы с учебником. Аргументировать свою точку зрения. Сравнивать разные точки зрения. Владеть устной и письменной речью, уметь строить монологическое высказывание. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий. Формировать действия целеполагания. Планировать пути достижения цели.

Проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию. Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей. Вести диалог на основе взаимного уважения. Корректно отстаивать свою позицию. Осваивать общемировое культурное наследие.

§ 2 пересказ

3

Как люди открывали Землю (2)

Открытие и исследование материков А. Тасман, Дж. Кук., Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев. Покорение Северного полюса. Р. Амундсен, Р. Пири.

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях.

Знать из истории географии факты о развитии знаний о материках и океанах, об отражении их на картах. Уметь показывать на карте и наносить на контурную карту путь путешественников и исследователей (двух-трех) Нового и Новейшего времени.

Освоить основные приемы работы с учебником. Аргументировать свою точку зрения. Владеть устной и письменной речью, уметь строить монологическое высказывание. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий. Формировать действия целеполагания. Планировать пути достижения цели.

Проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованиюИспользовать подходящие языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей. Уметь вести диалог на основе взаимного уважения. Корректно отстаивать свою позицию. Осваивать общекультурное наследие России и общемировое культурное наследие.

§ 3 пересказ, вопр. 5, 6

4

География сегодня

Пр. р. Анализ источников географической информации

Пр.р. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни»

Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии.

Знать о географических исследованиях в настоящее время. Знать способы изучения Земли. Раскрывать роль различных источников в получении географической информации.

Планировать пути достижения цели. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Адекватно использовать средства для объяснения содержания совершаемых действий. Осуществлять расширенный поиск информации.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

§ 4 пересказ, оформить результаты Пр.р.

5

Обобщающий урок по теме

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «На какой Земле мы живем»

Решать учебные и практические задачи. Работать с географической картой. Работать с текстом учебника.

Знать содержание темы

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности

Записи в тетради

1 час резервного времени

Тема 2. Планета Земля (4 ч)

6

Мы во Вселенной

Пр.р. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной»

Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси.

Знать порядок расположения планет Солнечной системы по отношению к Солнцу. Уметь описывать уникальные особенности Земли как планеты. Знать форму и размеры Земли. Устанавливать географические следствия формы, размеров Земли. Называть и показывать на карте материки и океаны планеты. Приводить примеры земных оболочек.

Планировать учебную деятельность при изучении темы. Владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Осуществлять действия целеполагания. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Вести диалог на основе взаимного уважения. Корректно отстаивать свою позицию. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы.

§ 5 пересказ, вопр. 4, подготовить сообщение

7

Движения Земли

Пр.р. Обозначение на к/к материков и океанов Земли

Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги.

Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

Показывать на глобусе и картах географические полюса, экватор, полярные круги и тропики. Называть существенные признаки понятий «экватор», «тропик», «полярный круг», «земная ось», «географический полюс»

Преобразовывать и создавать схемы (модели) для решения задачи. Формировать действия целеполагания. Планировать пути достижения цели. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения.

Вести диалог на основе взаимного уважения. Корректно отстаивать свою позицию. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы.

§ 6 пересказ, вопр. 1

8

Солнечный свет на Земле

Пр.р. Составление схемы «Тепловые пояса Земли»

Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего  равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещенности.

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

Уметь описывать географические следствия вращения Земли вокруг своей оси, движения вокруг Солнца. Объяснять, что происходит на планете в дни солнцестояний и равноденствий. Называть пояса освещенности. Показывать на схемах и картах пояса освещенности и их границы.

Преобразовывать и создавать схемы (модели) для решения задачи. Формировать действия целеполагания. Уметь планировать пути достижения цели. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Уметь объяснять содержание совершаемых действий.

Уметь вести диалог на основе взаимного уважения. Корректно отстаивать свою позицию. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы.

§ 7 пересказ, составить схему

9

Обобщающий урок по теме

Обобщение и систематизация знаний по теме «Планета Земля»

Знать содержание всей темы

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия

Уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности

Уметь вести диалог на основе взаимного уважения. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы.

Записи в тетради

1 час резервного времени

Тема 3. План и карта (10 ч)

10

Ориентирование на местности

Пр.р. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане.

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности.

Знать определение понятий «ориентирование», «азимут». Раскрывать существенные признаки понятия «румб». Называть и объяснять способы ориентирования. Называть алгоритмы работы с компасом и гномоном. Уметь определять азимут по компасу на местности и по плану. Уметь ориентироваться на местности по сторонам горизонта. Раскрывать роль аэрофотоснимков в создании планов местности.

Планировать учебную деятельность при изучении темы. Давать определения понятиям. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Уметь объяснять содержание совершаемых действий. Уметь аргументировать свою точку зрения. Формировать действия целеполагания. Уметь планировать пути достижения цели. Создавать и преобразовывать схемы (модели) для решения задач.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей.

§ 8 пересказ, вопр. 8, 9

11

Земная поверхность на плане и карте (1)

Пр.р. Ориентирование по плану города

Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба.

Определять с помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности.

Приводить примеры географических объектов, легко распознаваемых на планах. Знать определение понятия «масштаб». Называть виды масштаба. Уметь определять зависимость между масштабом и детальностью изображения на плане и карте. Уметь пользоваться масштабом. Объяснять необходимость дешифрования аэрофотоснимков

Давать определения понятиям. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Уметь объяснять содержание совершаемых действий. Уметь аргументировать свою точку зрения. Формировать действия целеполагания. Уметь планировать пути достижения цели. Самостоятельно распределять свое время. Создавать и преобразовывать схемы (модели) для решения задач.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей.

§ 9 пересказ, вопр. 4, 5

12

Земная поверхность на плане и карте (2)

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа местности.

Определять с помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измерять высоты точек на местности.  Определять формы рельефа и высоты точек местности на плане

Знать определение понятий «горизонталь», «абсолютная высота», «относительная высота». Называть способы изображения неровностей земной поверхности на плане и карте. Уметь определять высоты точек местности, формы рельефа на плане и карте. Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной склонов.

Давать определения понятиям. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий. Аргументировать свою точку зрения. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей.

§ 10 пересказ

13

Учимся с «Полярной звездой» (1)

Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности.

Составить и прочитать простейший план местности.

Знать условные знаки плана местности. Понимать значение понятий «полярная съемка» и «маршрутная съемка». Знать различия между полярной и маршрутной съемками местности. Строить простейшие планы местности. Ориентироваться по плану местности.

Осуществлять логическую операцию по установлению родовых отношений, ограничению понятий. Обобщать понятия. Создавать схемы (модели) для решения задач. Отображать в речи содержание совершаемых действий. Формировать действия целеполагания. Планировать пути достижения цели. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей. Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели.

§ 11 изучить

14

Географическая карта

Пр.р. Топографический диктант

Глобус – объемная модель Земли. Географическая карта, ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.

Называть различные виды изображения земной поверхности. Знать определения понятий «карта», «глобус», «атлас». Уметь называть виды и свойства карт. Приводить примеры объектов, легко распознаваемых на картах. Различать карты по масштабу, охвату территории, содержанию. Объяснять необходимость дешифрования космических снимков. Раскрывать назначение географических карт.

Давать определения понятиям. Осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанной логической операции. Обобщать понятия. Составлять схемы (модели) для решения задач. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий. Осуществлять расширенный поиск информации. Самостоятельно контролировать свое время.

Использовать языковые средства для выражения своих мыслей. Вести диалог на основе взаимного уважения. Корректно отстаивать свою позицию. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблем.

§ 12 пересказ

15

Градусная сетка

Пр.р. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков

Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направление направлений и расстояний на карте.

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте.

Знать определения понятий «параллель», «экватор», «меридиан», «градусная сетка». Уметь называть (показывать) экватор, параллели, меридианы 00 и 1800, географические полюсы. Определять стороны горизонта. Объяснять назначение градусной сетки. Уметь работать с масштабом.

Давать определения понятиям. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять и использовать  схемы (модели) для решения задач.  Обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию. Владеть речью, строить монологическое высказывание. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей. Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели.

§ 13 пересказ, вопр. 1

16

Географические координаты (1)

Пр.р. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений

Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов.

Определять географическую широту объекта по глобусу и карте.

Знать определения понятий «географические координаты», «географическая широта». Уметь определять на карте географическую широту объекта.

Давать определение понятиям. Преобразовать схемы (модели) для решения задачи. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Формировать действия целеполагания. Планировать пути достижения цели. Адекватно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий. Самостоятельно контролировать время и управлять им.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

§ 14 изучить, стр. 49 «Шаг за шагом», вопр. 6

17

Географические координаты (2)

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса.

Определять географическую долготу объекта по глобусу и карте. Определять географические координаты объектов на карте.

Знать определение понятия «географическая долгота». Уметь определять на карте долготу объекта. Уметь определять на карте и глобусе географические координаты объекты, по географическим координатам находить объекты на карте и глобусе. Уметь определять расстояния с помощью градусной сетки, используя длину дуг одного градуса меридиана и параллелей. Раскрывать практическое значение выделения часовых поясов. Уметь с помощью карты решать простейшие задачи на определение времени.

Давать определения понятиям. Создавать и преобразовывать схемы (модели) для решения задачи. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Формировать действия целеполагания. Планировать пути достижения цели. Адекватно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий. Самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

§ 15 изучить, вопр. 6

18

Учимся с «Полярной звездой» (2)

Чтение карты. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам.

 Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической картам. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект по карте и его координаты. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Уметь читать различные виды карт, планы местности. Понимать значение картографических методов исследования.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Преобразовывать схемы (модели) для решения задачи. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Формировать действия целеполагания. Планировать пути достижения цели. Адекватно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий. Самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Аргументировать свою точку зрения.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

§ 16 изучить

19

Обобщающий урок по теме «План и карта»

Глобус, географическая карта и план местности: различия по содержанию и масштабу, способам картографического изображения (обобщение и систематизация знаний)

Обобщать и систематизировать знания и умения по теме.

Знать содержание всей темы.

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия. Осуществлять расширенный поиск информации.

Формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Записи в тетради, стр. 56 вопр. 2, 3

Тема 4. Человек на Земле (4 ч)

20

Как люди заселяли Землю

Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества.

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни.

Называть и показывать по карте основные направления расселения древнего человека. Раскрывать значимость приспособления людей к жизни в различных условиях.

Преобразовать схемы (модели) для решения задач. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения.

Вести диалог на основе взаимного уважения. Корректно отстаивать свою позицию. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблем.

§ 17 пересказ, вопр. 1, 8

21

Расы и народы

Пр.р. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков

Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столицы.

Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселенные территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на земле.

Знать определения понятий «раса», «плотность населения». Называть расовый состав населения планеты. Приводить примеры представителей различных рас. Уметь отличать по внешним чертам представителей различных рас. Объяснять распространение рас на планете. Называть и показывать на карте наиболее и наименее заселенные территории планеты. Знать численность населения планеты. Называть и показывать на карте крупные государства и города мира.

Давать определения понятиям. Преобразовывать схемы (модели) для решения задач. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания для указанной логической операции. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Вести диалог на основе взаимного уважения. Отстаивать свою позицию. Положительно принимать свою этническую идентичность. Уважать другие народы России и мира.

§ 18 пересказ

22

Многообразие стран мира

Пр.р. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц

Сравнение стран мира по политической карте.

Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию.

Называть крупнейшие страны мира по площади и численности населения.  Показывать свою страну на политической карте мира. Знать страны-соседей своей страны.

Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания для указанной логической операции. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Вести диалог на основе взаимного уважения. Отстаивать свою позицию. Положительно принимать свою этническую идентичность. Уважать другие народы России и мира.

§ 18, стр. 62-63 пересказ, вопр. 1, 6

23

Учимся с «Полярной звездой» (3)

Политическая карта мира. Сравнение стран мира на политической карте.

Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте полушарий страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивают страны по величине территории, положению. Работать с географической картой. Анализировать статистические  данные.

Называть и показывать на карте наиболее крупные и известные государства мира. Уметь сравнивать страны мира по величине территории, положению. Уметь определять географическое положение государства и обозначать  его на контурной карте.

Преобразовывать схемы (модели) для решения задачи. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

§ 19 изучить

Тема 5. Литосфера – твердая оболочка земли (10 ч)

24

Земная кора – верхняя часть литосферы

Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосфера, ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Уметь называть внешние и внутренние силы Земли. Раскрывать влияние внешних и внутренних процессов на изменение рельефа планеты. Знать особенности внутреннего строения Земли и земной коры. Знать определения понятий «литосфера», «литосферная плита». Уметь объяснять различия между земной корой и литосферой. Понимать соотношение внутренних слоев земли.. Называть отличия океанической и континентальной земной коры. Называть и показывать современные литосферные плиты. Называть и показывать по карте горные системы, расположенные на границе литосферных плит.

Планировать учебную деятельность при изучении темы. Давать определения понятиям. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий. Аргументировать свою точку зрения. Формировать действия целеполагания. Планировать пути достижения цели. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Создавать и преобразовать схемы (модели) для решения задач.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

§ 20 пересказ, вопр. 1, 9

25

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Пр.р. Изучение свойств горных пород и минералов

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Знать определения понятий «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое». Называть основные виды горных пород по происхождению, полезных ископаемых по характеру использования. Приводить примеры горных пород и полезных ископаемых. Уметь определять, сравнивать горные породы разного происхождения. Объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами. Понимать условные обозначения основных полезных ископаемых на карте. Раскрывать значение охраняя земных недр.

Давать определения понятиям. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций. Проводить наблюдение под руководством учителя. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Преобразовывать схемы (модели) для решения задач. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание.

Формировать убежденность в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения. Формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

§ 21 пересказ, вопр. 8

26

Движения земной коры (1)

Пр.р. Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов

Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения.

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма.

Знать определения понятий «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения». Называть существенные признаки понятий «горст», «грабен», «сброс».. Приводить примеры изменений в рельефе под воздействием движений земной коры. Описывать процесс возникновения землетрясения. Раскрывать закономерности географического распространения землетрясений, условия жизни людей в сейсмических районах. Называть и показывать на карте примеры районов современных движений земной коры.

Давать определения понятиям. Преобразовывать схемы (модели) для решения задачи. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Устанавливать и сравнить разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Понимать ценность жизни и здоровья.

§ 22 пересказ, вопр. 1, 8

27

Движения земной коры (2)

Пр.р. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо.

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма.

Знать определения понятий «вулкан», «очаг магмы», «жерло», «кратер», «гейзер». Приводить примеры действующих и потухших вулканов. Описывать процесс извержения вулкана. Раскрывать закономерности географического распространения вулканизма. Определять по карте абсолютную высоту вулканов и их географические координаты. Называть и показывать на карте вулканы. Уметь обозначать на контурной карте вулканы.

Давать определения понятиям. Преобразовывать схемы (модели) для решения задачи. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Устанавливать и сравнить разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий. Знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Понимать ценность жизни и здоровья.

§ 23 пересказ, вопр. 1, 6

28

Рельеф Земли. Равнины

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте.

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта.

Знать определения понятий «рельеф», «равнина». Уметь объяснять причины неоднородности поверхности суши Земли. Называть и показывать на картах и планах выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Давать определения понятиям. Преобразовывать схемы (модели) для решения задачи. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Устанавливать и сравнить разные точки зрения. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Понимать ценность жизни и здоровья.

§ 24 пересказ, вопр. 1

29

Рельеф Земли. Горы

Пр.р. Описание по карте равнин и гор по плану.

Пр.р. Описание рельефа своей местности

Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах.

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности.

Знать определения понятий «горы», «горная страна», «горный хребет», «межгорная долина», «гребень», «горный перевал». Объяснять причины изменения гор во времени. Называть и показывать на карте крупнейшие горные системы планеты и их вершины. Описывать различия гор по высоте, возрасту и размерам. Раскрывать роль гор в жизни человека. Уметь обозначать горы на контурной карте. Уметь описывать географическое положение гор.

Давать определения понятиям. Преобразовывать схемы (модели) для решения задачи. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Устанавливать и сравнить разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Любить природу.

§ 25  пересказ, вопр. 1, 10

30

Учимся с «Полярной звездой» (4)

Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты». Правила работы с контурной картой.

Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Находить положение географических объектов на контурной карте наносить их на нее. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Определять и показывать на карте горы и равнины. Определять географическое положение гор и равнин, сравнивать их по географическому положению. Обозначать горы и равнины на контурной карте.

Преобразовывать схемы (модели) для решения задач. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Осуществлять сравнение. Планировать пути достижения цели. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Организовать и планировать учебное сотрудничество.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей. Развивать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

§ 26 изучить

31

Литосфера и человек

Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

Раскрыть значение литосферы для человека. Приводить примеры воздействия процессов, происходящих в литосфере, на человека и земную кору. Описывать нарушения, возникающие в земной коре под влиянием хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры опасных природных явлений, встречающихся в горах, раскрывать меры предупреждения. Знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с литосферой.

Преобразовывать схемы (модели) для решения задач. Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание. Осуществлять сравнение. Планировать пути достижения цели. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий.

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей. Вести диалог на основе взаимного уважения. Корректно отстаивать свою позицию. Формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Понимать ценность жизни и здоровья.

§ 27 пересказ

32

Обобщающий урок по теме «Литосфера»

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли».

Обобщать и систематизировать знания и умения по теме.

Знать содержание темы.

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия.

Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели в самостоятельной деятельности

стр. 92 вопр. 1-5

33

Обобщающий урок по курсу «География Земли. 5 класс»

Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу  «Географии Земли. 5 класс»

Обобщать и систематизировать знания и умения по курсу.

Знать содержание курсу.

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия.

Записи в тетради

34

Повторение и обобщение материала

35

Повторение и обобщение материала

*  Домашнее задание может корректироваться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...