Рабочая программа по географии 5 по ФГОСам
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

чижикова ольга николаевна

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_geografiya_rabochaya_programma.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Инжавинская средняя общеобразовательная школа» Землянский филиал

 Рассмотрена и рекомендована                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

методическим советом                                                                           Директор школы  И.Ю.Хурцилава

протокол №                                                                                              Приказ  №   от    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  географии

 для 5 класса

на 2015 - 2016 уч.год

                                                                                             

                                                                                                                          Составитель:

                                                                                                                            Чижикова О.Н.

                                                                                                                            Учитель биологии и                                                                                                                              

географии

2015

  1. Пояснительная записка.  

Данная рабочая программа разработана в соответствии  со следующими нормативными и распорядительными документами:

 1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:

-требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

-планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

-общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;

- примерной программы по географии;

- программы основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, Л.Е.Савельева. Данная программа ориентирована на УМК «География. Землеведение. 5—6 классы» и УМК «География. Материки, океаны, народы и страны.7 класс» издательства «Дрофа».

Целями изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Основные задачи данного курса

формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

развитие специфических географических и общеучебных умений;

познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;

создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности

развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи

с природными, социально-экономическими факторами;

развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;

раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;

развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов),

изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.        

формирование географического образа своей страны,

представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;

развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

создание образа своего родного края.

2.Общая характеристика учебного предмета.

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле,  как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

         

3. Место курса географии в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения- 272, из них на курс «География. Землеведение» в 5-6 классе по 34 часа  (из расчета 1 час в неделю),  на курс «География. Материки, океаны, народы и страны » 7-й класс 68 часов (из расчета 2 часа в неделю), на курс «География России» 8-9 класс по 68 часов (из расчета 2 часа в неделю)

Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, предложенные  авторами рабочих программ практические работы будут выполнены в количестве:

в 5 классе- 5 практических работ из 6;

в 6 классе -5 практических работ из 5;

в 7 классе -12 практических работ их 29;

в 8 классе -10 практических работ из 17;

в 9 классе -11 практических работ из 21.

Перечень практических работ  

№ п/п

5 класс

Тема практической работы

1.

Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

2.

Составление плана местности способом глазомерной, померной съемки.

3.

Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

4.

Определение горных пород и описание их свойств.

5.

 Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

      При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на  географические процессы, исследование своей местности,  используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

4.Результаты освоения курса

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • приводить примеры географических объектов;
  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
  • называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
  • объяснять, для чего изучают географию.

Личностные:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные:

Метапредметные  результаты  курса  «География. Землеведение»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

5. Содержание программы

Введение  (1 ч)

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Раздел 1. Накопление знаний о Земле (5 ч)

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в  Средние века.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного  морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Практическая работа.

1. Работа с электронными картами.

Раздел 2. Земля во Вселенной (7 ч) Земля и космос. Земля - часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля - часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета.

 Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практическая  работа.

2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Раздел 3. Географические модели Земли (10 ч) Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли.

Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности - крупномасштабное  изображение земной поверхности. Определение направлений.

Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практические работы.

3. Составление плана местности способом глазомерной померной съемки.

4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Раздел 4. Земная кора (11 ч)         Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли.

Земная кора и ее устройство. Литосфера. Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практические работы.

5. Определение горных пород и описание их свойств.

6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

6.  Тематический план

Название темы

Количество часов

Количество  

Практических работ

Количество  контрольных работ

Характеристика основных видов деятельности ( на уровне учебных действий)

1.

Введение

1Что изучает география

1

Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географических задач;

Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе;

Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца.

2.

Раздел 1. Накопление знаний о Земле

2.Познание земли в древности

3.Великие географические открытия ;

4.Открытие Австралии и Антарктиды;

5. Современная география

6. Итоговый урок по разделу

« Накопление знаний о Земле»

5

Практическая работа № 1

 Работа с картами.

Тематический тестовый контроль № 1

Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географических задач;

Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле;

Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России.

3.

Раздел 2. Земля во вселенной

7 Земля и космос;

8. Земля часть солнечной системы

9.Влияние космоса на Землю и  жизнь людей

10.Осевое вращение Земли

11. Обращение земли во круг солнца

12. Форма и размеры Земли

13 Итоговый урок по разделу

« Земля во Вселенной»

7

Практическая  работа № 2

Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Тематический тестовый контроль №2

        Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации;

Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе;

Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя;

Оценивать вклад отечественных ученых.

4.

Раздел 3. Географические модели Земли

14.Ориентирование на земной поверхности

15 Изображение земной поверхности

16 Масштаб и его виды

17 Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

18 Планы местности и их чтение

19 Составление плана местности

20. Параллели и меридианы

21. Градусная сеть. Географические координаты

22. Географические карты

23. Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»

10

Практические работы.

 №3 Составление плана местности способом глазомерной померной съемки.

№4.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Тематический тестовый контроль №3

Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты;

Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников;

Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

5.

Раздел 4. Земная кора

24. Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры

25. Разнообразие горных пород.  

26. Земная кора и

литосфера— каменные оболочки Земли

27. Разнообразие форм рельефа Земли

28. Движение земной коры

29. Землетрясения. Вулканизм.

30. Внешние силы, изменяющие рельеф.

31. Главные формы рельефа суши.

32. Рельеф дна океанов

33. Человек и земная кора

34. Итоговый урок по разделу

«Земная кора»

11

Практические работы.

№5. Определение горных пород и описание их свойств.

№6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Тематический тестовый контроль №4

Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли;

Формировать и развивать творческие способности учащихся;

Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

Итого

34

6

4

7. Планируемые результаты изучения курса географии

Выпускник научится(базовый уровень)

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; 
  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень)

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
  • строить простые планы местности;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Выпускник научится(базовый уровень)

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень)

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Раздел 3. Население Земли

Выпускник научится(базовый уровень)

  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
  • cсравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
  • проводить расчеты демографических показателей;
  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться(повышенный уровень)

  • приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

 

8. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Учебник:

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение: учеб. для  общеобразовательных учреждений 5-6 класс. - М.: Дрофа, 2015 г.

   УМК:

1. Дронов В.П. География. Землеведение. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику  В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой «География. Землеведение. 5 кл.» / В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. - М.:Дрофа,2015 г.

2.  Атлас «Физическая география. Начальный курс» 5 класс. Издательство Федеральная служба геодезии и картографии России. 2014;

3. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География начальный курс. 5 класс М. Дрофа с 2015г.

 ИКТ        

 Уроки Кирилла и Мефодия 5 кл,

Электронный учебник «Начальный курс географии» 5 кл

«География. Планета Земля». 5 класс - учебный комплекс из коллекции  ЦОР -  http://school-collection.edu.ru/

Мультимедийные презентации по курсу.

Дополнительная литература:

Т.П.Герасимова, Неклюкова «География. Начальный курс» М.Дрофа 2006

В.П. Сухов «Физическая география. Начальный курс» 6 класс – М. Просвещение 2004г.

«За страницами учебника географии» М.Дрофа, 2005

Интернет – ресурсы

9. Календарно-тематическое планирование

Тема

урока

 Тип урока

Кол-во часов

Вид контроля

Планируемые результаты

 Учебные действия

Дата по плану

Дата по факту

 метапредметные

предметные

личностные

Введение

1

1

Что изучает география

Вводный

1

Устный опрос

К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Р: формировать и развивать

компетентность в области использования ИКТ.

П: уметь выявлять различия двух частей географии.

1.Объяснять значение понятий: география, разделы географии.  

2.Приводить примеры географических наук

Формирование ответственного отношения к учёбе.

Обучение приёмам работы с дневником наблюдения. Поиск дополнительной информации о роли географии в современном мире.

Раздел I. Накопление знаний о Земле

5

2

Познание Земли в древности

Усвоение новых знаний

1

Устный опрос

К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.

Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника).

П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества.

1.Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья..

Осознание ценности географических знаний, как

важнейшего компонента научной картины мира

Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам

маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло.

Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте.

3

Великие географические открытия

Усвоение новых знаний

1

Проверка контурных карт

К: добывать недостающую информацию в электронном приложении.

Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.

П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.

1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.

Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира

Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий.

4

Открытие Австралии и Антарктиды

Комбинированный

1

Практическая работа

 . К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

Знать русских путешественниковназывать географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты.

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий.

5

Современная география

Комбинированный

1

Устный опрос

 

К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.

Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.

1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.

Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира

Описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов.

6

Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»

Повторитель

но - обобщающий

1

 Тематический тестовый контроль № 1

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Р: применять методы информационного поиска.

П: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Ответы на вопросы. Тестирование

 Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом

Раздел II. Земля во Вселенной

7

7

Земля и космос

Усвоение новых знаний

1

Устный опрос

П. Определять стороны горизонта по Полярной звезде.

Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя.

1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»

2.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

 

Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде

8

Земля— часть Солнечной системы

Усвоение новых знаний

1

Устный опрос

 К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

П: объяснять представления древних людей о Вселенной

1.Знать особенности всех планет Солнечной системы

2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками  в процессе образовательной деятельности.      

Сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей материков и океанов.

9

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Усвоение новых знаний

1

Устный опрос

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.

1. Объяснять значение понятий:

небесные тела, метеоры и метеориты

2. Уметь называть малые небесные

тела и их характерные черты.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты

Земля)

Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом.

10

Осевое вращение Земли

Усвоение новых знаний

1

Взаимоконтроль

П. Выявлять причинно-следственные связи.

Р. Выдвигать версии решения проблем.

Наблюдать и описывать особенности вращения Земли

Вокруг собственной оси, решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов  

Формирование ценности здорового образа жизни

 

Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг

своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения

Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

11

Обращение Земли вокруг Солнца

 Комбинированный

1

Анализ схемы орбитального вращенияземли

П.  Анализировать положение Земли

и объяснять причину смены времен года.

К.  Работать по плану.

Объяснять значение «тропики», полярные круги, смену времен года

Формирование личностных представлений о целостности природы Земли

Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли

и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли

в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы

(таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»

12

Форма и размеры Земли

Комбинированный

1

Устный опрос

П. Уметь выделять главное, существенные признаки понятия.

Р. Составлять  опорный конспект.

Составление и анализ схемы

«Географические следствия размеров и формы Земли»

13

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»

Повторитель

но - обобщающий

1

 Тематическое тестирование №2

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа.

Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам

Знать, какой вклад внесли отечественные учёные:К.Э.Циалковский, С.П.Королёв,

Ю.А.Гагарин

Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике.

Раздел III.  Географические модели Земли

10

14

Ориентирование на земной поверхности

Усвоение новых знаний

1

Решение практических задач

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

П: формулировать алгоритм работы с компасом.

1. Объяснять значение понятий: ориентирование,

компас.

2.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса.

Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности

Из различных источников

Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса

15

Изображение земной поверхности

Усвоение новых знаний

1

Географический диктант

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.

П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.

Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий:

план,

масштаб,

условные знаки

Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради

Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса,

атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности

16

Масштаб и его виды

Усвоение новых знаний

1

Решение практических задач

П. Уметь использовать знания в практической деятельности.

Р. Вырабатывать критерии классификации.

Оценивать работу одноклассников

Решение практических работ

Определение по топографической карте (или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно

17

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

Комбинированный

1

Решение практических задачпо определению абсолютной и относительной высоты

П.  Изучать условные знаки, решать практические задачи.

Р. Выдвигать версии решения проблемы.

Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми

Решение практических задач по определению абсолютной и относительной высоты

Работа с картой и планом местности: анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины). Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек

18

Планы местности и их чтение

Усвоение новых знаний

1

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

 Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий:

план,

масштаб,

условные знаки

Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради.

Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов,

пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте (или плану

местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты

19

Составление плана местности.

Усвоение новых знаний

1

Практическая работа « построение

Маршрута из дома к школе»

П. Составлять  план местности.

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Уметь ориентироваться на местности по плану и при помощи компаса, карты, местных признаков.

Формирование ответственного отношения к учёбе и социально-ответственного поведения в географической среде.

Составление простейшего плана небольшого участка местности

20

Параллели и меридианы

Усвоение новых знаний

1

Тестирование

П. Знать особенности изображения параллелей и меридианов на глобусе и картах.

Р. Работать по составленному плану.

Находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте

Формирование личностного отношения к учению

Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения

21

Градусная сеть. Географические координаты

Комбинированный

1

Практическая работа

П. Находить объекты на карте и глобусе.

К. Уметь общаться в группах

Определять географические координаты точки расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе и каре

Формирование потребности творческой деятельности

Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение

местоположения объектов с разными географическими координатами. Определение

расстояний с помощью градусной сети, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей

22

Географические карты

Комбинированный

1

Устный опрос

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

1. Объяснять значение понятий:

географическая карта,

 градусная сеть,

меридианы,

параллели,

экватор.

Выделять, описывать существенные признаки геог-

фических карт, их различия.

Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов,

определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов

23

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»

Повторитель

но - обобщающий

1

 Тематическое тестирование № 3

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.

П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.

Овладение основами картографической грамотности.

Формирование ответственного отношения к учёбе и коммуникативной компетенции через сотрудни-

чество с однок-

лассниками

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике. Тест

Раздел IV. Земная кора

11

24

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры

Усвоение новых знаний

1

Устный опрос

 . К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек.

1. Объяснять значение понятий:

ядро,

мантия,

земная кора, горные породы, минералы, рельеф,

литосфера

полезные

Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде..

Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой

25

Разнообразие горных пород.  

Усвоение новых знаний

1

Практическая работа

«Определение горных пород по их свойствам»

П. Классифицировать и описывать горные породы.

К. Работать в группах.

 Объяснять значение понятий: «  горные породы», « полезные ископаемые»

Формирование бережного отношения к  окружающей среде и рационального природопользования  учению готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горныхд

26

Земная кора и

литосфера— каменные оболочки Земли

Комбинированный

1

Тестирование

П. Анализировать модели строения земной коры и литосферы.

Объяснять значение понятий: « литосфера» , «земная кора»

Формирование бережного отношения к учению готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения

литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит

27

Разнообразие форм рельефа Земли

 Комбинированный

1

Проверка контурных карт

П. Определять по картам характеристики форм рельефа.

Л. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

Приводить примеры основных форм рельефа суши и дна  Мирового океана, определять по карте их высоту,работать с контурной картой

Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе

Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение

на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и

качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения

28

Движение земной коры

Усвоение новых знаний

1

Взаимоконтроль

П. Выявлять закономерности размещения крупных форм рельефа.

Р. Составлять проект изменения внешнего облика Земли во времени.

Выевлять по картам закономерности распространения землятресений и вулканизма

Формирование личностных представлений о целостности Земли

Установление с помощью географических карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных

форм рельефа в зависимости от характера

взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры

29

Землетрясения. Вулканизм

Комбинированный

1

Устный опрос

К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма

1. Объяснять значение понятий:

землетрясение очаг землетрясения

эпицентр, вулкан, кратер, жерло

2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений  и вулканы.

Усвоение правил индивидуального  и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей

Выявление при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма

30

Внешние силы, изменяющие рельеф.

Комбинированный

1

Тестирование контурная карта

П. Анализировать воздействие внешних сил на формирование рельефа.

Л. Использовать знания для осуществления мер по сохранению форм рельефа.

Использовать территориальный подход как основу географического мышления

Усвоение правил индивидуального  и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. Формирование личностных представлений о целостности Земли

Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Составление и анализ

схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием

31

Главные формы рельефа суши.

Усвоение новых знаний

1

Устный опрос

П. Сравнивать способы изображения различных форм рельефа на картах.

К. Уметь работать в группах.

 Приводить примеры основных форм  рельефа суши, определять по карте их высоту ,работа с контурной картой

Умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям

Распознавание на физических картах гор и  равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной

высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин

32

Рельеф дна океанов

Усвоение новых знаний

1

Устный опрос

П. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океанов.

Р. Составлять план ответа.

 Приводить примеры основных форм рельефа дна Мирового океана  

Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе

Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана.

Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит

33

Человек и земная кора

Усвоение новых знаний

1

Устный опрос

П. Находить информацию в дополнительных источниках.

Л. Приводить примеры охраны земных ресурсов

Строить профиль рельефа

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору

34

Итоговый урок по разделу

«Земная кора»

Повторитель

но - обобщающий

1

Тематический тестовый контроль №4

П. Работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике и дополнительными источниками информации (в том числе сайтов Интернета)

К. Развивать навыки выступления перед классом.

Научиться самодиагностике и самокоррекции

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя.

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...