Стороны горизонта. Ориентирование.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Кучаткова Венера

Стороны горизонта. Ориентирование. 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx692.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:           Стороны горизонта. Ориентирование.

УМК издательства «Дрофа». Начальный курс географии 6 класса. Учебник для общеобразовательных учреждений/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова) Классическая линия: М.: Дрофа, 2013; География. 6 класс.: атлас.М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ (А.В.Шатных).

М.: Дрофа, 2013.

Уровень преподавания- базовый.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цели урока:

- Содержательная:

формирование представлений о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности.

- Деятельностная (формирование умений новых способов действий):

-формирование практических умений определять с помощью компаса сторон горизонта и азимута на местности, по плану;

-формирование практических умений ориентироваться на местности по местным признакам;

- развитие у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач;

- формирование у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Задачи урока:

-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

-развивать практические навыки работы с компасом, планом местности;

- формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;

-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

- развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.

Планируемые результаты: уметь  объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Личностные УУД:  развитие познавательных мотивов;

Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Познавательные  УУД: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

Общеучебные УУД: выделение и структурирование  необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Логические УУД: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие,  построение логической цепи рассуждений.

Содержание учебного материала: стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут.

Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

Основные термины и понятия: стороны горизонта, ориентирование, азимут.

Средства обучения (ресурсное обеспечение занятия):

- дидактическое сопровождение урока:

Начальный курс географии 6 класса. Учебник для общеобразовательных учреждений/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова) Классическая линия: М.: Дрофа, 2013; География. 6 класс.: атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ (А.В.Шатных).М.: Дрофа, 2013; компьютерная презентация по теме «Стороны горизонта. Ориентирование»

- необходимое техническое оборудование:

мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компасы, транспортиры, линейка.

Ход урока:

На доске прикреплен план урока:

1. Повторение по теме «Виды изображений поверхности Земли».

2. Определение задач урока.

3. Беседа о понятии «ориентирование».

4. Определение сторон горизонта в кабинете.

5. Определение сторон горизонта на плане местности и карте

6. Изучить строение и правила работы с компасом.

7. Изучить понятие азимут.

8. Закрепление новых знаний.

1 этап. Организационный.

Эпиграф к уроку:
Стрелка компаса на север 
Показала направленье. 
И по плану ты проверил 
Путь дальнейшего движенья.

Приветствие учащихся, пожелания  удачной совместной деятельности.(слайд 2)

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.

- Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?

- Тогда начнем наш урок

И по традиции вспомним события связанные с сегодняшней датой.

2 этап. Этап проверки домашнего задания

Для начала проверим домашнее задание.

1) Первые 3 парты работают по парам с сорбонками. (на одной стороне карточки записано понятие, на другой – его определение)

масштаб

Число, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности

план местности

Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков

карта

Уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков

глобус

Модель земного шара

меридианы

Линия соединяющая Северный и Южный полюсы

параллели

Поперечные линии, проведенные параллельно экватору

географические координаты

Долгота и широта, по которым определяют положение точки на земной поверхности

2) Пока ученики, сидящие за первыми партами, выполняют данные им задания, мы с вами  прочичаем рассказ. Он особенный, и написан с помощью условных знаков, которые мы должны прочитать(Слайд 4)

  1 мин

Молодцы, вы справились с заданием. А теперь проверим работу первых парт (1 мин)

А сейчас я буду говорить вам утверждения, а вы если согласны с утверждением- хлопаете в ладоши, если нет- топаете. (Фронтальный опрос. Прием «Похлопаем-потопаем») (слайд 5)

  1. Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам.
  2. Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, графический, линейный.
  3. Чем крупнее изображена территория, тем больше масштаб.
  4. Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать два нуля.
  5. Физическая карта полушарий- мелкомасштабная.

Хорошо, мы проверили домашнее задание, а теперь перейдем к изучению темы.

3 этап урока. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Сегодня  у  нас  довольно  сложная,  но  очень  интересная  тема. Работы  очень  много.  Мы  должны  сегодня  успеть  прочитать  отрывок из сказки,  проверить  свою  внимательность и,  конечно,   рассмотреть новую тему.  И  что  бы  все  успеть,  надо  настроиться  на  хорошую  работу.

-- А начнем  мы  с  самого  приятного.  Сейчас  я  вам  прочитаю  отрывок  одной  очень  известной  сказки.  

 Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь -    Богатым будешь.

УЧ. – Узнали сказку?  

Вниманию учащихся предлагается картина Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье». (слайд 6) (былина «Илья Муромец и разбойники»)

- Кто главный герой? Какое у него настроение? Как вы думаете, почему?

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо выбрать путь, по которому следует пойти. И это может быть  выбор жизненного пути: кем стать, что сделать, или, например, выбор тропинки в лесу. Что же делать? (Для этого каждому человеку необходимо научиться в жизни ориентироваться, т.е. определять свое местоположение)

А теперь другая ситуация  («Ассоциативный ряд».)   Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации... (показ Слайд №7- фотография леса)

 - что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

- Правильно,   надо знать стороны  горизонта. А в жизни нам это нужно? А где? ( Слайд  №8)  

-  Сформулируйте тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Стороны горизонта. Ориентирование». Запишем тему урока в тетрадь. (запись темы в тетрадь). (слайд 9)

 Определим задачи сегодняшнего урока:     (слайд  10)

- научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

4 этап урока. Этап изучения нового материала.

Отгадайте загадку:                  (слайд 11)
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой. (горизонт)

- Что такое горизонт?  (видимое вокруг нас пространство)

-Что называют линией горизонта? 

А сейчас давайте вспомним основные и промежуточные  стороны горизонта. (ученики перечисляют)

Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток, 2- на восток, 3 – на юг, 3-на запад, 2-на юго-восток, 1-на юг, 2-на запад, 1-на северо-запад, 1-на юго-запад, 2-запад,1-на север, 2-на северо-восток, 3-на запад,3-на север) получилась фигура –   бабочка!    (1м 20 с)img1

- Ребята, вспомните, какими основными способами можно определить свое местонахождение.

А для этого давайте составим кластер. На моем столе лежат карточки с магнитами, один из вас должен выйти к доске и расставить все слова по своим ячейкам, а остальные проверяют правильно ли выполняется задание.

Составление на доске кластера.

Ребята, приведите примеры ориентирования по местным признакам.

Дополнение к вариантам, названным учениками:

Из долголетних наблюдений установлено, что:

  • кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;
  • мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны;
  • муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная;
  • на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны;
  • ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны;
  • ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;
  • около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны;
  • просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии север-юг, запад-восток;
  • на торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток;
  • алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад;
  • на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу.

Итак, мы впомнили способы ориентировани. Ответьте на вопрос: как необходимо  вести себя, если вдруг оказался в незнакомой местности?

Учащиеся делают первый вывод урока: существуют различные способы ориентирования. В сложной ситуации важно не растеряться, а суметь собраться и правильно определить основные стороны горизонта.

Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса. Кстати, где впервые был изобретен компас? (Китай)

Работа с компасами. На партах лежат компасы. Знакомство с устройством компаса. (слайд )

1 из учеников, которому было дано опережающее задание,  выступает перед классом о правилах ориентирования компаса.

Как устроен компас (слайд  )

 Основная часть каждого компаса — магнитная стрелка. Она имеет свойство сохранять свое направление с юга на север. Стрелка помещается в специальной коробке. Коробка компаса сделана из непрозрачной пластмассы. Внутри коробки помещена круговая шкала, разделенная на 360°. На ней имеются буквы С, Ю, В, 3, что означает: север, юг, восток и запад. Сверху на коробке компаса укреплена вращающаяся крышка.

 Правила работы с компасом.  (слайд  )
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
3. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
- Определите, в каком направлении находится дверь нашего класса? Куда выходят окна? Ваш сосед? (ученики работают с компасами)

        Ребята, иногда бывает так, что на плане нет стрелки с обозначением направления север-юг. И для определения направления помогает рамка плана местности: верхняя граница рамки обозначает север, нижняя - юг. А какие направления обозначают боковые рамки? (запад и восток)

ФИЗМИНУТКА 

А сейчас немного отдохнем и попробуем сориентироваться в классе.

- Где у нас утром восходит солнце? (потянули руки на восток. Поманили его к себе)

Дальше Солнце идёт на …. (запад). Поможем Солнышку найти запад (помахали ему «до свидания»).

Скоро у нас наступит лето. Оно придёт к нам с юга (позовём его).

- А зима уйдет на север (проводим ее)

А птичкам  становится тепло, и они прилетают с юга (поприветствуем птиц)

- Молодцы! Мы отдохнули и снова возьмемся за работу.

- Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на слайде.

                                       

- Вы обозначены крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (На северо-восток).

- Правильно. Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на станцию и направление на север.(40-50 с)

                                               

Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти? Прочитайте в учебнике стр.15, что такое азимут? (Азимут-угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелки.)

- Покажите на схеме, где азимут.

                                           

Нахождение азимута по плану:

а) Определите направление на север.

б) От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.

в) Азимут на север соответствует 0°, на восток — 90°, на юг - 180°, на запад - 270". Величину азимута выражают в градусах и отсчитывают от направления на север вправо по ходу часовой стрелки. У нас азимут на ж/д станцию составил …

- На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала нам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса.

У вас на партах лежат памятки последовательности определения азимута с помощью компаса. Памятку можете использовать при выполнении практической работы.

ПАМЯТКА «Последовательность определения азимута с помощью компаса»

  • Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки.

  • На стекло компаса положи карандаш или линейку по направлению от центра к предмету.

  • По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0º до линии направления на предмет.

  • И получаем азамут на предмет.

  Работа в парах. Практическая работа. Определение нахождения предмета в кабинете.
Нахождение азимута по плану с помощью транспортира. (слайд )
1. Определить направление на север.
2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.
3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь по часовой стрелке.

Определите Азимут предмета. Каждому ряду указать предмет.
(1 ряд- рабочая доска , 2 ряд – стол учителя, 3 ряд – дверь кабинета)

А теперь сделаем вывод по проделанной работе.  

Второй вывод урока: для того, чтобы  определить точное направление на предмет, необходимо знать его азимут.

5 этап урока. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.

1)  А  теперь  проверим  вашу  внимательность. Оставив, с  верху  5  см.  в середине  листа  поставьте  точку. От  этой  точки  проведите  линию:

 

по  азимуту   0  --6  клеток  и  поставьте  букву   Г

по азимуту   180  -- 6  клеток  и  поставьте  букву   З

по  азимуту   90  -- 6  клеток  и  поставьте  букву   Р

по  азимуту  270  -- 6  клеток  и  поставьте  букву   Н

по  азимуту   45   -- 1  клетку и  поставьте  букву   О

по  азимуту  225  --  1  клетку  и  поставьте  букву  О

по  азимуту  135  -- 1  клетку  и  поставьте  букву  И 

по  азимуту  315  -- 1  клетку  и  поставьте  букву  Т   (4-5 мин)

Теперь  соедините  буквы  по  порядку,  чтобы  получилось  слово, обозначающее видимую  линию  слияния  части  земной  поверхности  с  небом.  И  если  вы все  сделали  правильно,  то  у  вас  получится  вот  этот  рисунок.  (Слайд)

6 этап урока. Этап обобщения знаний и способов деятельности.

1. Работа со слайдами: перед вами несколько фотографий и картин различных художников. Определите по ним основные стороны горизонта. (слайд ) 

Загрузка картинки: горизонт, закат, солнце / 238784 - bestforce.ru 25 вещей, которые нужно сделать этим летом. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников Фридрих, Каспар Давид зима, парк, мох, свет, кора, вороны, картина, птицы, следы, снег, пейзаж, роща, деревья - (картинка, изображение, фото, обои 522

А сейчас я буду называть суждения, а вы должны найти ошибку и исправить:

1.Для определения азимута достаточно знать, где север.

2.В хвойном лесу точным указанием на север может служить мох на деревьях.

3. Умения ориентироваться на местности и знания об азимуте важны только географам.

7 этап урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 - Какие задачи ставили мы в начале урока?  

Учащиеся анализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку.

Обсуждают результаты урока, отвечают на вопросы:

Что вы открыли нового на уроке?

Чему вы научились сегодня?

Чем вам это может помочь?

В какой части урока вы работали лучше всего?

Что вам на уроке показалось трудным?

8 этап. Домашнее задание. Оценки. (слайд 14)

-Ответить на вопрос №3 стр.19 учебника

-Рабочая тетрадь, стр.20, №5

По желанию: 1. Российские спортивные ориентировщики добивались значительных успехов на международных соревнованиях. Подготовьте сообщение для своих товарищей по классу о том, кто, когда и где завоевал славу российскому спорту. http://ru.wikipedia.org/wiki/Спортивное_ориентирование.

2. Как применяется знание об азимуте при установке антенн для приема программ спутникового телевидения? http://ntvprog.narod.ru/antenna.htm 

А закончить сегодняшний урок мне хочется необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное

Пример синквейна

1.Ориентирование.

2.Необходимое, жизненное.

3.Помогает, направляет, указывает.

4.Умение определять местоположение.

5.Здорово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Стороны горизонта. Ориентирование."

Стороны  горизонта  изучаются  в  начальном  курсе  географии  (Т.П. Неклюкова, Н.П. Герасимова) в  6  классе  в  теме « План  и  карта...

Стороны горизонта.Ориентирование"

Урок разработан с учетом требований ФГОС.на протяжении всего урока главным является системно-деятельностный подход....

География 6 класс. Проверка знаний по теме «Изображение местности» , «Стороны горизонта. Ориентирование».

Проверка знаний представлена в виде двух вариантов. Представлены задания на знание терминов и пракические умения по теме "Масштаб", "Ориентированние"....

Презентация для 6 класса "Стороны горизонта. Ориентирование."

Презентация для 6 класса "Стороны горизонта. Ориентирование."...

Урок географии в 6 классе «Стороны горизонта. Ориентирование»

Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование.Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.Цели урока:- Содержательная:формирование представлений о ст...

Стороны горизонта. Ориентирование.

Презентация к уроку "Стороны горизонта"...

Конспект урока по географии в 5 классе "Стороны горизонта. Ориентирование"

На данном уроке формируются представления о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности, практически определять с помощью компаса стороны горизонта и азимута на местности, по плану. Форм...


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Понравились некоторые методические приемы используемые на уроке. В основе конспекта, как я понимаю, лежит вот эта работа: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/11/28/orientirovanie-s...