Главные вкладки

    Формы краеведческой работы в школе
    статья по географии на тему

    Мещерякова Наталья Григорьевна

    Статья раскрывает необходимость формирования у учащихся це­лостной картины окружающего мира и привитие любви к ма­лой родине.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл выступление на конференции24.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формы краеведческой работы

    в  школе

    Мещерякова  Н. Г., учитель географии и экологии

    МОАУ Новопетровская СОШ Константиновского района Амурской области.

    e-mail: meshnatgrig@mail.ru

    Ключевые слова:  Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

    Аннотация: Статья раскрывает необходимость формирования у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине.

    Любовь к Родине является  внутренним, мировоззренческим стержнем, который   во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Немаловажно и то, что в настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он   в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте окружающего мира берут начало здесь и всю жизнь, затем соотносятся с изначальными образами и понятиями.

    Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

    Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории, культуры, природы своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более  глубокая  научная основа.
               Краеведческая работа в школе проводится в трех формах: на уроках, элективных  занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. В своем докладе я познакомлю вас с формами работы по краеведению, проводимыми мною.

    Все мы понимаем, что одно из условий успешности краеведческой работы -  системность,   будет достигнута только,  если мы начнем работу по изучению своего края  с младшего звена.

    В условиях ФГОС, нам предоставлена уникальная возможность это воплотить в жизнь при проведении внеурочных занятий.

    Поэтому в новом учебном году для младших школьников  мною разработан специальный краеведческий курс  «Земля – наш дом».                  

    Основные цели курса - формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с, культурно-историческим, духовным наследием и природно-географическим богатством нашего  края.

            Задачи курса.

    1.        Формировать  знания  о природных и географических особенностях своего края.  Знать элементарные правила поведения  по охране памятников и памятных мест природы. Иметь представление об экологических проблемах края.

    2. Развивать познавательную активность младших школьников, творческие  способности, любознательность, расширять  кругозор учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с  географическими картами.

    3. Воспитывать  любовь к Родине, чувство гордости за  то, что мы живем на такой красивой земле;  бережливость к природе родного края; эстетические и нравственные качества личности младшего школьника.

    При решении задач обучения, воспитания и развития, учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся.

    В целом курс «Земля – наш дом» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.

    Данный курс состоит из четырех блоков:

    1 блок -1 класс: «Знакомые незнакомцы» расскажет нам о животных нашего края: млекопитающих и птицах. Познакомит с экологией организмов, проблемами охраны природы.

    Огромное значение уделяется экскурсиям   в школьный дендропарк,  с целью наблюдения за организмами, например, в нашем парке мы нашли кузницу дятла, на основании наблюдений можно сделать работу для выступления на школьной конференции.

    2 блок -  2 класс: «Наши зеленые друзья» знакомит нас с миром растений. Целью курса является знакомство с миром растений на Земле, но в программе включены разделы по изучению растений своей местности и знакомство с Красной книгой растений. Большое внимание уделено комнатным растениям, правилам ухода за ними. Хотя многие растения приехали к нам с других материков, но так как они растут в нашей школе, я в этом вижу тоже элемент краеведческой работы.

    3 блок – 3 класс: «Неживая природа»,  предполагает знакомство с горными породами, почвами, водными ресурсами своего края. В курсе предусмотрены 4 экскурсии «Времена года», на которых дети знакомятся с явлениями природы, происходящими по сезонам. Дети проводят ряд практических работ, где определяют основные свойства горных пород, воды, почвы. Особой темой проходит изучение правил гигиены школьников (Тема: Пыль – враг человека и комнатных растений) Поднимается проблема мусора в рамках акции «Мы, против мусора!» Ребята узнают о геологической истории нашего края и знакомятся с геологическими памятниками природы.

    4 блок – 4 класс: «Удивительный мир природы».

     4 класс обобщает накопленные знания ребят за 3 года. В курсе изучается история развития жизни на Земле, особое внимание уделено мезозою, как эпохе самых больших млекопитающих. Ребята узнают природу различных явлений, происходящих в неживой природе, проводят исследования по изучению природных сообществ своего края.

    Краеведческая тема продолжается  мною на занятиях кружка «Мой край» в 5 классе. Работа кружка имеет большую практическую направленность: экскурсии, акции, выступления на конференциях, участие в конкурсах и  олимпиадах краеведческого характера.

    Одна из самых любимых учащимися форм краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке.

    Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна.

      В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

    После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений. Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.

    Мною разработаны  и проводятся ряд экскурсий:

    1. Зимующие птицы.
    2. Лесное счастье. ( знакомство с грибами)
    3. Путешествие по экологической тропе.
    4. Кузница дятла.
    5. Коварные искусители.(Ядовитые растения)
    6. Зеленая аптека.
    7. Красная книга растений.
    8. Жизненные формы растений.
    9. Времена года.(по сезонам)
    10.  Пищевые растения
    11. Мир водных растений.

    Еще одной формой краеведческой работы являются элективные курсы. Я провожу занятия в этом направлении в 6 классе по своей авторской программе «Краеведение».

    В отличие от предыдущих курсов, в этот курс  включен раздел «Люди нашего села».  Ребята знакомятся с понятием топонимика, узнают о том,  кто населял территорию, на которой мы живем в глубокой древности. Получают информацию о современном населении, ветеранах труда, героях  войны. В план раздела включены экскурсии в школьный музей, на древнее городище (в окрестностях села, недалеко от школы), в колхоз. Ребята – волонтеры посещают ветеранов труда, детей войны – слушают рассказы о тяжелых испытаниях, выпавших на их долю. Помогают по хозяйству.

    С 5 – 11 класс я провожу элективные курсы по экологии. Эта наука незаслуженно забыта, а ведь именно она позволяет ребенку создать ту неразрывную связь с природой, которой нам в современном мире не хватает. Экология имеет большую практическую направленность и носит краеведческий характер.

    В курс географии 8-9 класса включен раздел по изучению своего края, но к сожалению в настоящее время мы не можем работать на уроках полноценно, т.к. не имеем УМК для изучения своего края. При разработке мною элективных курсов и внеурочных занятий была использована литература прошлых  лет издания. Вы можете возразить и сказать, что много материала в интернете, но он не может заменить учебник. Поэтому в заключение своего доклада я предлагаю всем учителям,  занимающимся краеведческой работой объединиться, поделиться своими наработками и идеями, как исправить создавшуюся ситуацию.

                                                   Литература.

    1. Даринский А.В Краеведение. Москва. Просвещение. 1987
    2. Сорокина Л.В. Край родной. Москва 2001
    3. Интернет-ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ШКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ - ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ

      Одной из форм краеведческой работы является - туризм. Туризм как понятие, с одной стороны, отражает систему общественных отношений между людьми в области рационального и эффективного и...

    Функции, методы и формы социальной работы в школе

    Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для о...

    Функции, методы и формы социальной работы в школе

    Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для о...

    Пример организации краеведческой работы в школе

    Статья для сборника "Современные тенденции краеведческого образования: научные исследования и педагогическая практика"...

    Доклад по теме:"Новые формы воспитательной работы в школе"

    В данном докладе описываются формы воспитательной работы...

    Краеведческая работа в школе.

    В настоящее время заметно возрос интерес к краеведению, культуре, истории городов и сел, биографиям и судьбам земляков. В условиях сложного процесса обновления страны возрождение традиций и духа краев...

    Музей как форма краеведческой работы в школе

    Одной из форм дополнительного образования, воспитывающей  у  детей  любовь  к  своему  отчему  краю, малой родине, развивающей сотворчество, активность, самодеятельн...