Главные вкладки

    Музей как форма краеведческой работы в школе
    статья по краеведению (7 класс) на тему

    Апанасова Татьяна Григорьевна

    Одной из форм дополнительного образования, воспитывающей  у  детей  любовь  к  своему  отчему  краю, малой родине, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора и проведения краеведческих исследований является школьный музей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzey_kak_forma_kraevedcheskoy_raboty.docx15.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музей как форма краеведческой работы в школе

    Одной из форм дополнительного образования, воспитывающей  у  детей  любовь  к  своему  отчему  краю, малой родине, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора и проведения краеведческих исследований является школьный музей.

    Работа  музея ведется по следующим направлениям:

    - военно-патриотическое, целью которого является воспитание у учащихся уважения к боевым традициям нашего народа, знакомство с героическим прошлым наших земляков;

    - изучение музейного дела - приобретение учащимися навыков работы в музее: сбор и изучение материалов по истории села, школы, подготовка экспозиций и проведение экскурсий в музее;
    - краеведческое.

    Краеведческая направленность в работе школьного музея предполагает комплексное  изучение родного края в различных аспектах: природно-географическом, литературном, историческом. И мы, педагоги, активно применяем в урочной и во внеурочной деятельности краеведческий материал с целью формирования у обучающихся знаний, умений и ценностных ориентаций, развития творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края.

     Краеведение служит связующим звеном в интеграции учебных предметов: истории, русского языка и литературы. 

    Интегрированные уроки помогают школьникам проявить и реализовать интерес к предметам, позволяют обобщить полученные знания и применять их. В этой деятельности особое значение приобретает изучение местного краеведческого материала, истории своей семьи и истории нашего Отечества. 
          Так при подготовке к интегрированному  уроку  русского языка и истории в 5 классе по теме:  «Письмо ветерану (« Никто не забыт…»)» учащиеся посетили школьный музей, где в разделе «Наши земляки в Великой Отечественной войне» познакомились с судьбами воинов-фронтовиков, тех, кто вернулся и жил рядом с нами и тех, кто остался на поле боя. Прочитали письма солдат, написанные в годы войны.

    В ходе  проведения урока дети вспомнили, что такое письмо, определили его жанры и правила написания. Группа ребят подготовила сообщения о работе полевой почты, истории треугольного письма в годы Великой Отечественной войны.  Итогом урока стало написание писем ветеранам, труженикам тыла,  родственникам, близким и родным людям.

    Проведенный урок способствовал воспитанию культуры речи, уважительного отношения к старшему поколению, гордости за свой народ.

          Интегрированный урок русского языка и истории по теме: «Обобщение изученного по теме «Имя числительное» также был построен на примере сведений краеведческого характера Ибряйкинского поселения. Привлечение такого материала на уроке, во-первых, позволило учащимся увидеть реальное использование числительных в речи и расширить знания об этой части речи,  во-вторых, способствовало воспитанию интереса  к истории родного края.  

         Систематическая историко-краеведческая работа положительно влияет на развитие творческого мышления и практических навыков учащихся. Школьники, проявляющие интерес к краеведению, активно проводят поисковую работу, выполняют исследовательские проекты, вписывающие новую страницу в историю района, поселения. Подтверждением тому служит перечень работ: «Наши земляки в Великой Отечественной войне»,  «История возникновения и топонимика Ибряйкинского поселения», «Мой край – земля Самарская» и т.д.  

    Краеведческий материал используется и при написании творческих работ. Традиционными стали сочинения учащихся по военной тематике: «Воинская доблесть», «Здесь тыл был фронтом», «Страницы афганской войны»,  «Куйбышев – запасная столица», «Живет Победа в поколеньях»  и другие.  Неоднократно творческие работы учащихся  занимали призовые места на областном уровне.

    Богатый материал по истории края дают и этнографические исследования, проводимые обучающимися. Мы сотрудничаем с   краеведческим музеем и Домом ремесел города Похвистнево, это сотрудничество воспитывает у ребят национальную гордость, глубокие патриотические чувства.

    Важное место в историко-краеведческой работе отводится туристско-краеведческой и экскурсионной работе, которая  реализуется в следующих организационных формах: экскурсиях, прогулках, однодневных походах и экспедициях, экологических акциях.

            Так интересно прошла краеведческая экспедиция «По топонимам малой Родины …», в ходе которой был собрана информация о топонимах (микротопонимах) поселения  Ибряйкино и истории их происхождения, создан словарь топонимов родного края и посещен в поселке Перле-Вейс святой источник, названный в честь Георгия Победоносца. Источник и купель обустроены на средства нашего земляка Назейкина Анатолия Георгиевича, члена президиума Международной академии связи, заслуженного работника связи России.

           Воспитательное воздействие таких мероприятий на детей огромно. Они знакомят школьников с прошлым малой Родины, позволяют определить роль  села в истории  России, а также учат понимать красоту окружающей природы.

    Таким образом, работа школьного музея, внеклассная работа краеведческого характера позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать духовно-нравственные традиции народа, воспитывает личность гражданина-патриота.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект "Музей как центр патриотической работы в школе"

    Проект   ориентирован на решение комплекса воспитательных и социальных проблем в свете модернизации современного образования.Цель проекта: активизировать на муниципальном уровне инновационну...

    ШКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ - ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ

      Одной из форм краеведческой работы является - туризм. Туризм как понятие, с одной стороны, отражает систему общественных отношений между людьми в области рационального и эффективного и...

    Функции, методы и формы социальной работы в школе

    Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для о...

    Школьный музей - как форма воспитательной работы.

    Совместная статья о школьном музее....

    Пример организации краеведческой работы в школе

    Статья для сборника "Современные тенденции краеведческого образования: научные исследования и педагогическая практика"...

    Формы краеведческой работы в школе

    Статья раскрывает необходимость формирования у учащихся це­лостной картины окружающего мира и привитие любви к ма­лой родине....

    Краеведческая работа в школе.

    В настоящее время заметно возрос интерес к краеведению, культуре, истории городов и сел, биографиям и судьбам земляков. В условиях сложного процесса обновления страны возрождение традиций и духа краев...